URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Варьяш И.И. Правовое пространство Ислама в христианской Испании XIII--XV вв.
Id: 161496
 
299 руб.

Правовое пространство Ислама в христианской Испании XIII--XV вв. Изд.2

URSS. 2012. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01434-7.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена истории права и правовому положению мусульман, живших в христианской Испании. В своем исследовании автор использует законодательные христианские памятники, королевские грамоты, а также уникальный валенсийский свод мусульманских законов. Сочетание разноплановых источников позволяет осветить многообразные стороны взаимодействия двух цивилизаций --- мусульманской и христианской --- в период классического Средневековья. Основное содержание книги составляют историко-правовые сюжеты, вписанные в широкий социальный контекст.

Книга адресована историкам, в том числе историкам права, востоковедам, студентам исторических факультетов вузов и всем интересующимся историей Испании, а также историей ислама и шариата.


 Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МУСУЛЬМАНЕ В ХРИСТИАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ И СОЦИУМЕ: АРАГОН КОНЦА XIII-XV ВВ.
 §1. Государственная система и мусульмане
  1.1. Мудехары как подданные христианских государств
  1.2. Христианское законодательство и мудехары
  1.3. Государственная система и мудехары
 §2. Королевская и местная власть и мусульманские альхамы
 §3. Христианские власти и шариат
 §4. Мусульмане и их контакты с христианским обществом
 §5. Ограничительные законы
ГЛАВА II. ПРАВО МУДЕХАРОВ В АРАГОНЕ XIV-XV ВВ.
 §1. Мусульманское право в Испании
 §2. Основные нормы "Книги Суны и Шары мавров''
  2.1. Пенитенциарная система
  2.2. Процессуальное право
  2.3. Наследственное право
  2.4. Брачное право
  2.5. Нормы религиозного поведения
 §3. Некоторые аспекты судебной практики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Введение (отрывок)

Эта книга рассказывает о мусульманском праве, бытовавшем в средние века в христианских королевствах Пиренейского полуострова. О его статусе, о сфере применения, о соответствии классическому мусульманскому праву, о его нормах и источниках. Понимая однако, что наш читатель мало знаком с этой темой, по той простой причине, что до последнего времени она не чаcто привлекала внимание исследователей, а на русском языке об этом и вовсе нечего почитать, мы затрагиваем довольно широкий спектр вопросов, связанных с проблемой правового пространства ислама в христианской Испании.

Мы начнем с обстоятельств включения в христианское государство и общество носителей ислама и мусульманского права. Поговорим об их положении, правовом статусе, о системе управления, распространявшейся на мусульманских подданных королей. Расскажем о тех взаимоотношениях, которые существовали внутри общества между представителями разных конфессий. Но, конечно, в центре повествования всегда будет оставаться мусульманское право, сохранявшееся в условиях политического доминирования христианства.

Правовое пространство, отведенное исламу в средневековой Испании, оформлялось постепенно и под влиянием разных общественно-политических сил, а  ptнередко  ptи  экономических обстоятельств. В XIII-- XV  вв. его стабильность во многом зависела от политической линии королевской власти, а его устойчивость и жизнеспособность обеспечивались гибкостью самого мусульманского права и высоким правосознанием испанских мавров.

Как мы уже отмечали, правовые аспекты мусульманской истории мало исследованы, в то время как эта тема весьма актуальна и показательна, если речь идет о статусе иноконфессиональной группы населения в рамках средневекового государства. Мусульманское население Арагонского королевства пользовалось своим законом, что, с одной стороны, было явлением общепринятым в средневековом мире; с другой стороны, это уже начинало входить в противоречие с тенденцией государства к унификации, характерной для XIV столетия. Достаточно вспомнить, что в это время на Пиренейском полуострове делаютсяпервые попытки создания общегосударственных законодательств и  обеспечивающего их функционирование судебного аппарата.

Особое значение этой темы связано и с тем, что право (и суд) отражает и определяет формы власти и подчинения, и с тем, что в обществах изучаемой эпохи право было тесно связано с религией. Именно поэтому отношения в сфере права как ничто другое важны при изучении контактов иноконфессиональных групп и шире -- двух культур, основанных на разных вероисповеданиях. Тем более это важно и интересно, когда речь идет о такой группе населения как мусульмане, ибо для ислама характерна особая слитость религии и права.

Изучение права и правового положения арагонских мусульман позволяет также поставить вопросы о включенности мудехаров в государство и общество, о принципиальной возможности существования иноконфессиональных общин в это время, о праве, как факторе самоидентификации и консолидации меньшинства и в то же время как об инструменте воздействия на него. Таким образом, проблема имеет две стороны: 1) внешнюю -- право и правовое положение как фактор интеграции иноконфессиональных общин в христианский социум; 2) внутреннюю -- право как фактор самоидентификации мусульманских общин. С такой точки зрения, насколько известно, правовые отношения в христианских королевствах Испании не изучались.

Поставленные проблемы рассматриваются нами на материале истории мудехаров Арагонского королевства XIII-- XV вв. Сразу следует оговориться, что внимание обращено исключительно на континентальные территории Арагона, т.е. на те земли, которыми он обладал в XIII в. При этом опущены островные владения короны, в отношении которых проводилась особая политика. Данное исследование также не касается Сицилии и Неаполитанских земель, вошедших в состав Арагонской короны позже. Это связано с тем, что XIII-- XV вв. -- эпоха существенных внутренних изменений общества и государства, которые делают необходимым изучение любой проблемы с учетом развития ситуации и динамики процессов. Именно поэтому работа ограничивается землями Арагона, Каталонии, Валенсии и Мурсии. Эти регионы также постепенно входили в состав королевства, пользовались различными политическими правами; будучи вытянутыми с севера на юг практически через весь полуостров, они обладали различными традициями в области сосуществования христианской и мусульманской культур. Таким образом, анализ источников, относящихся к этим территориям, может стать тем срезом исторической действительности, на основе которого данное исследование представляется наиболее плодотворным. Обращение к арагонской истории в ущерб кастильской или португальской было также продиктовано источниками: единственный дошедший до нас памятник муд\'ехарского законодательства -- "Книга Суны и Шары мавров" -- был составлен, по всей видимости, в Валенсии. В то же время исключительно сочетание документальных источников с законодательными (как христианскими, так и мусульманскими) позволило поставить вопрос о праве и правовом положении мудехаров в комплексе.

И в заключении вводной части несколько слов об эпохе, которой посвящена книга. Это было сложное и своеобразное время для всей Западной Европы и для Иберийского полуострова в том числе. Болезни, голод, междоусобицы, перепитии становления сильной центральной власти -- все это характерно и для пиренейского XIV века. Одновременно продолжается активная внутренняя эволюция общественных связей, отношений господства и подчинения по европейскому -- "христианскому" образцу. Уже XII -- начало XIII вв. продемонстрировали огромную разницу в развитии государства и общества на христианских и мусульманских территориях. Результатом ее явились блестящие победы Реконкисты. Несовпадение стадий и темпов развития прослеживается и в XIV-- XV вв. Вполне естественное стремление мусульманского населения, оставшегося жить под властью христиан, сохранить свои обычаи и уклад жизни приводило к еще большей их консервации и тем самым к увеличению дистанции. В контексте сказанного выше особое значение приобретает вопрос о взаимодействии двух культур в широком смысле этого слова. Поэтому в нашем исследовании акцент сделан на изучении влияния христианской стороны на мусульманскую. Этот же вопрос может быть сформулирован следующим образом: испытывал ли мусульманский социум деформацию или только был вынужден покориться, не изменяясь внутренне, христианской стороне?

По сложившейся среди испанистов-исламоведов традиции, история мусульманских общин, существовавших на христианских территориях, лишенная блеска и великолепия времен Кордовы и Гранады, обычно вызывает значительно меньший интерес. Однако, мусульмане, оставшись на отвоеванных территориях, сохраняли свои традиционные занятия, молились все в тех же мечетях и по тем же книгам обучали детей. По сути, речь идет об одном и том же народе, длившем свое существование в изменившихся условиях. С этой точки зрения история альхам (мудехарских общин) XIII-- XIV вв. неразрывно и органически связана со всей предыдущей историей мусульманской Испании. Более того, XIII-- XV столетия, пожалуй, наиболее интересны, поскольку именно тогда решался вопрос о возможности интеграции, ассимиляции или об отторжении мусульманских общин формирующимся централизованным христианским государством. Этот период особенно значим, поскольку единственно способен отразить интересующие нас процессы. Одновременно он -- последний аккорд в христиано-мусульманском дуэте, оборванном XV веком и окончательно умолкшем с изгнанием морисков в начале XVII столетия.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце