URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы
Id: 161194
 
186 руб.

Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. Изд.2

URSS. 2012. 146 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02902-5.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка и филолога-классика А.Ч.Козаржевского (1918--1995), содержащая его главную работу по библейской тематике. Автор ставит перед собой задачу ввести читателя в круг основных проблем, связанных с исследованием Нового Завета как исторического источника, причем источника не столько фактов, сколько идей. Новый Завет сопоставляется с Ветхим Заветом, кумранскими документами, некоторыми апокрифами, с данными археологии, а также со сведениями античных историков и критиков христианства. В книге рассматриваются вопросы хронологии, авторства, социального адресата, подвергаются оценке рукописи, переводы, научные издания канонических книг.

Книга рекомендуется историкам, богословам, философам, филологам, а также всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

Введение
Сложение новозаветного канона
Рукописи новозаветного канона
Издания греческого текста новозаветного канона
Переводы новозаветного канона
 а. Переводы на древние языки
 б. Переводы на старославянский язык
 в. Переводы на национальные языки
 г. Переводы на русский язык
Греческий язык новозаветного канона
Части новозаветного канона, их содержание, хронология, авторская принадлежность, социальный адресат
 а. Четвероевангелие /евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; краткий обзор содержания четвероевангелия
 б. Деяния апостолов
 в. Послания: соборные послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды
 г. Послания Павла к Римлянам, к Коринфянам, к Галатам, к Эфесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам, к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям
 д. Апокалипсис Иоанна
Родословие Иисуса
Практическая мораль Нового Завета
Новозаветная эсхатология
Новозаветная догматика
Свидетельства о первоначальном христианстве у античных писателей
Новый Завет в свете археологических открытий
Заключение. Новозаветный канон как исторический источник

 Введение

В изучении истории пергоначальмого христианства и его источников методологической основой служат, естественно, труды классиков марксизма-ленинизма, главным об разом работы Ф.Энгельса: "Бруно Бауер и первоначальное христианство" (1882 г.), и "Книга откровения" (1883 г.) и "К истории первоначального христианства" (1884 г.). Последний очерк как бы подводит итог многолетним иссле дованиям Энгельса проблем возникновения и сущности христианства. К выработке законченной концепции Энгельс шел от переписки с братьями Греберами в 1830-е годы, в которой Энгельс вскрывает противоречия в разных частях новозаветного канона (генеалогия Иисуса, описание тайной вечери у Christi ipsissima verba -- "наиподлиннейшие слова Христа"). Энгельс одобрял критику Библии со стороны либерально-протестантской тюбингенской школы, возглавлявшейся Ф.К.Бауром и поддерживавшейся Д.Штраусом, и высоко оценивал осуществленный младогегельянцем Б.Бауером анализ новозаветных сочинений.

Ф.Энгельс прояснил как революционные тенденции, заложенные в религии угнетенных, так и проецирование идеалов социального переустройства в потусторонний мир, что позволило господствующему классу постепенно превратить христианство в свое орудие.

Весьма продуктивными для дальнейших исследований оказались выводы Энгельса касательно многих сторон пер воначального христианства: о синтезировании в нем иудейского монотеизма и мессианизма, а также представлений других древневосточных религий и идеалистической греко-римской философии; о социальном составе христианских общин, их уравнительных тенденциях и идейных противоречиях, о выработке догматики и в частности эсхатологического учения; о хронологии частей новозаветного канона. В свою очередь исследования новейшего вре- мени и археологические находки доказали основательность энгельсовских концепций, легших в основу марксистского религиоведения и научного атеизма.

Конечно, не прекращается работа над новозаветными текстами в теологических кругах и среди, философов-идеалистов.

Для католической интерпретации характерна сакрализация каждого слова в каноне и в то же время попытка соединить неотомизм как господствующее течение в католической философии с современными естественно-научными теориями и взглядами новейших идеалистических школ (например, фрейдизма, феноменологии.

Сложные процессы происходят в отношении к Библии в протестантской среде. Как известно, именно протестанты в свое время в борьбе с католиками ратовали за перевод Писания на национальные языки и за свободу его чтения и толкования каждым верующим, Рационалистическое начало, еще со времени деятельности новотюбингенской школы долго господствовавшее в протестантизме, способствовало детальнейшему изучению библейского, в том числе новозаветного, текста, скрупулезному филологическому, текстологическому, сопоставительному анализу его. За последние полвека возобладал экзистенциалистский подход, имеющий разнообразные проявления -- от атеистических тенденций у М.Хейдеггера до открытой религиозности К.Ясперса, Особое распространение получила так называемая "диалектическая теология", истоки которой находятся в философии Кьеркегора, а наиболее закон- ченное выражение -- в построениях Р.Бультмана и его последователей: Ш.Огдена и Р.Фуллера. Исходя из представ- пений современного человека, вероучительную часть Нового Завета -- "керигму" стали отделять от мифологизиревенного повествования; однако сами мифы не подвергаются отрицанию, им лишь придают символический смысл.

Экзистенциалистские концепции получили обстоятель- ный разбор в статьях Д.М.Угриновича и М.К.Трофимовой.

В современной борьбе идей западные "советологи", антисоветски настроенные зарубежные клерикальные деятели, реакционные эмигрантские круги используют как наследие русской религиозной философии конца XIX -- начала XX вв. (Мережковского,Розанова,Булгакова, Бердяева и других), так и современное православие с некоторыми его модернистскими тенденциями (главным образом в области социальных отношений). Этот вопрос, освещают В.А.Кувакин ("Религиозная философия в России". М., 1980) и М.П.Новиков ("Тупики православного модернизма". М., 1979).

Теологическим и философско-идеалистическим построениям буржуазной науки противостоят работы зарубежных марксистов: французов Антуана Казановы и Шарля Эншлена, итальянца Амброджо Донини, англичанина Арчибалда Робертсона, американца Вильяма Монтгомери Брауна и других, хотя отдельные их выводы спорны в свете последних исследований и открытий.

На широкие читательские круги рассчитана научно-популярная книга современного польского писателя Замена Косидовского "Сказания евангелистов" (1977 г.). При всей своей информативной ценности и живости изложения она местами грешит чрезмерно рационалистическими толкованиями, дорисовкой новозаветных сюжетов на основа -- нии побочных данных, некоторой прямолинейностью в оценке социальной позиции Иисуса и Павла, не учитывает новонайденного текста Иосифа Флавия.

Между носителями конфессионального, консервативного направления и марксистскими исследователями за рубежом можно поместить предетавителей так называемого "христианского социализма". Это течение, отличающееся большим разнообразием форм своего проявления, антинаучно в своей основе, так как пытается сблизить идеи христианства и коммунизма. Такие попытки характерны для так называемых теологии надежды, революции, освобождения. Теология освобождения получила особое распространение в среде латиноамериканских католиков (их главный идеолог -- перуанский священник Г.Гутьеррес), высказывающихся за ликвидацию колониального гнета и капиталистической эксплуатации. Сторонники этой теологии опубликовали так называемую Библию Революции, или Новую Библию с комментариями, трактующими историю как результат деятельности народных масс под руководством самого бога и объясняющими евангельские чудеса как иносказания.

Полному переосмыслению подверглась Библия, и прежде всего её новозаветная часть, в "черной теологии", распространенной главным образом в США и выдвигающей версию о негритянском происхождении библейских персонажей. Версия эта породила представление о "черном мессии", "черной богоматери" и т.д. Сторонники "черной теологии", не отрицающие иудео-христианской традиции,все равно придерживаются концепции богоизбранности негритянского народа и видят в Иисусе воплощение протеста против угнетения.

Судьбы христианства в неевропейских регионах капитально исследуют И.Р.Григулевич, Д.Е.Фурман и другие.

В изучении советскими специалистами истории первоначального христианства и в проведении атеистической пропаганды основополагающую роль сыграла статья В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма", вышедшая в свет в 1922 г. Огромное значение для понимания закономерности исторического процесса имела опубликованная в 1929 г. лекция В.И.Ленина "О государстве".

В советском религиоведении 20-х -- 50-х годов господствовала гипотеза чистого мифа (А.Б.Ранович,Р.Ю.Виппер, С.И.Ковалев, Я.А.Ленцман). Эта гипотеза была продуктивной в выяснении идейных корней христианства, обнаружении противоречий в новозаветной литературе, она способствовала действенности атеистической пропаганды в те десятилетия. Однако некоторые сторонники мифологического направления впоследствии стали пересматривать свою позицию и признавать известную её односторон ность. Так, в статье известного антиковеда Я.А.Ленцмана (опубликованной в год его смерти -- в 1967 г.) утверждается, что наша атеистическая пропаганда "долгие годы преимущественно, а иногда исключительно вращалась вокруг хотя и важного, но все же частного вопроса об историчности Иисуса. А ведь главным в марксистском подходе к происхождению христианства -- это блестяще показано в статьях Энгельса -- вскрытие социально-политических корней раннего христианства, определение социального состава приверженцев новой религии, её идеологии и общественного значения в ту эпоху".

Здесь уместно напомнить, что Энгельс ставил в вину Бруно Бауеру то, что он, "как и все, кто борется с закоренелыми предрассудками, во многом далеко хватил через край", и что в его рассуждениях "исчезает и всякая историческая почва для новозаветных сказаний об Иисусе и его учениках".

Выявлением именно "исторической почвы", с учетом современного состояния наук, в том или ином аспекте изучающих первоначальное христианство (истории, философии, археологии, этнографии и т.д.), заняты такие специалисты, как И.Д.Амусин, М.М.Кубланов, А.И.Немировский, И.С.Свенцицкая, М.К.Трофимова. Солидная источниковая база и обширная научная литература, отечественная и зарубежная, лежат в основе последних работ И.А.Крывелева по историко-критическому анализу Библии и истории религий.

Превосходные критические обзоры достижений советских историков, философов, религиоведов в изучении истории первоначального христианства имеются в рекомендо ванных ниже работах Г.М.Лившица, К.П.Коржевой, М.М.Кубланова, Л.Е.Семенова.

Наши исследователи прежде всего рассматривают вопросы возникновения христианства, его социальной природы и эволюции. Собственно источниковедческая сторона работы над древнейшим христианским документом -- новозаветным каноном не привлекает особого внимания. А между тем марксистский источниковедческий анализ канона особенно актуален в связи с приближением двух знаменательных для христианских кругов дат: одной -- сугубо ис торической -- тысячелетия принятия христианства на Руси, другой -- напротив, условной -- двухтысячелетия эры от рождества Христова. Уже сейчас усилилась зарубежная клерикальная пропаганда, смыкающаяся, как это обычно бывает, с антикоммунизмом и антисоветизмом.

Обращение к христианским первоисточникам важно и по другой, несколько неожиданной причине. Дело в том, что группа физиков и математиков (М.М.Постников,А.Т.Фоменко, А.С.Мищенко, Е.М.Никишин) с явной установкой на дешевую сенсацию и саморекламу шумно пропагандирует так называемые "новые методики" в области исследования исторического процесса. Отталкиваясь от абсурдных астрологических теорий Н.Морозова, игнорируя данные письменных и вещественных источников, манипулируя внесоциальными математическими выкладками, эта группа отрицает прохождение древней стадии народами, государствами и культурами Средиземноморья и объявляет поздней подделкой все дошедшие до нас от древнего мира источники, в том числе и христианские. Полную антинаучность подобной "концепции" вскрывают статьи Е.С.Голубцовой,Ю.А.Завенягина, Г.А.Кошеленко, В.М.Смирина.

Автор данной работы поставил перед собой пропедевтическую задачу: ввести читателя: историка-античника и медиевиста, философа-религиоведа и специалиста по научному атеизму, а также филолога-классика в круг основных проблем, связанных с исследованием Нового Завета как исторического источника, причем источника не столько фактов, сколько идей. Сначала суммируются данные по истории текста, рассматриваются такие вопросы, как сложение канона, его рукописи, издания, переводы на различные языки (как древние, так и новые). Работа с подлинным греческим текстом требует знания особенностей позднегреческого диалекта койне, этой теме отведено специальное место. Далее анализ текстов идет по двум направлениям. Рассматриваются одна за другой все 27 книг, соcтавляющих канон, приводятся гипотезы об их хронологичес кой последовательности, авторской принадлежности,социальных адресатах. Однако Новый Завет при всей разновременности создания его частей, при различии адресатов, при всех противоречиях, при пестроте литературных приемов все же обладает известной цельностью и в идеях,и в системе образов. Поэтому показалось целесообразным вычленить наиболее важные для историка проблемы: варианты родословия Иисуса, практическую мораль, христологию,вопрос об исторической достоверности событий и лиц,описанных в новозаветной литературе. Последний вопрос влечет за собой экскурс в свидетельства античной литературы о первоначальном христианстве, при этом нельзя не учитывать критики христианства в древности. Необходимым также представляется коснуться археологических открытий, проливающих свет на некоторые данные Нового Завета.

Для более глубокого уяснения смысла того или иного места в новозаветном тексте иногда привлекаются материалы ветхозаветной части Библии, кумранских документов, раннехристианских апокрифов (в том числе гностических).

Было бы излишним подвергать анализу толкования Нового Завета в апологетике и патристике (II--IV вв.). Эти толкования имеют значение только как отражение эволюции христианства в поздней античности и раннем средневековье. В связи с этим рекомендуем две монографии: Г.Г.Майорова "Формирование средневековой философии (латинская патристика)" (М., 1979) и С.С.Аверинцева "Поэтика ранневизантийской литературы" (М., 1977).

Книга написана на основе спецкурсов, которые читаются ее автором студентам кафедр истории древнего мира и классической филологии Московского университета. Краткие аннотации спецкурсов помещены в справочнике "Московский университет. Гуманитарные факультеты. Учебный процесс. 1979/80". Отдельные проблемы нашли отражение в публикациях: "Античное ораторское искусство", М., 1980, глава "Раннехристианская проповедь (по новозаветному канону)"; "Изучение проблем раннего христианства на исторических факультетах" -- тезисы доклада на Всесоюзной конференции по проблемам истории и классической филологии в Харькове, 1980; "К вопросу о греко-римских традициях в новозаветном каноне" -- тезисы доклада на Всесоюзной конференции по историчности и актуальности античной культуры в Тбилиси, 1981. По данной тематике было сделано несколько докладов на Ломоносовских и Сергеевских чтениях в МГУ в 1978--1983 гг.

Что касается библиографии, то после Введения дается литература ко всей книге. Выдержана такая последовательность: сначала рекомендуются произведения классиков марксизма-ленинизма, затем работы советских исследователей; далее указаны русские переводы трудов зарубежных ученых; заключает список новейшая литература на иностранных языках. Соответствующая библиография имеется в конце каждой главы, причем читатель в ряде случаев отсылается к основному перечню.


 Об авторе

Андрей Чеславович КОЗАРЖЕВСКИЙ (1918--1995)

Известный отечественный филолог-античник. Родился в Москве. В 1941 г. окончил с отличием отделение классической филологии Московского института философии, литературы и истории. С 1946 г. преподавал древние языки и античную литературу в Московском городском педагогическом институте. В 1953 г. перешел в Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, где с 1967 г. стал заведовать кафедрой древних языков исторического факультета. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1961 г. получил ученое звание доцента, а в 1985 г. -- профессора.

А.Ч.Козаржевский -- автор десятков работ по классической филологии, истории раннего христианства, истории Русской православной церкви. Им была создана рациональная методика преподавания латинского и древнегреческого языков, разработаны лекционные курсы "Мастерство устной речи", "Ораторское искусство", "Памятники мировой истории и культуры", специальные курсы по источниковедению новозаветного библейского канона и греческому диалекту койне. Ему принадлежат статьи по античной литературе в Большой Советской Энциклопедии и в Советской Исторической Энциклопедии, а также пользующиеся широкой популярностью "Учебник древнегреческого языка" и "Учебник латинского языка" (6-е изд. М.: URSS, 2009) для студентов гуманитарных вузов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце