URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Джемс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ.
Id: 161136
 
399 руб.

Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. Изд.4

URSS. 2012. 416 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01302-9. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1910 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося американского философа и психолога Уильяма Джемса (1842--1910), в которой была сделана одна из первых попыток дать научное обоснование фактам религиозного и духовно-мистического опыта. В книге на основе интереснейшего исторического, психологического и литературного материала представлено постижение религии не как института или социального феномена, а как непосредственно познаваемого личного переживания. Прикладывая к объяснению религиозных феноменов свою идею о подсознательном и свое толкование прагматического опыта как волевой активности, автор делает вывод о том, что религиозное чувство или воля к вере являются основополагающими для человеческого бытия.

Книга написана хорошим литературным языком, что делает ее полезной не только для психологов и философов, но и для широкого круга заинтересованных читателей.


 Оглавление

Предисловiе къ русскому изданiю
Предисловiе автора
ЛЕКЦIЯ I. Религiя и неврозъ
 Введенiе: религiя будетъ разсматриваться нами не съ антропологической точки зренiя; матерiаломъ для нашего изследованiя послужатъ "человеческiе документы". -- Вопросъ объ установленiи факта и вопросъ о ценности. -- Религiозные люди часто бываютъ психически неуравновешенными. -- Критика медицинскаго матерiализма, отвергающаго ценность религiи. -- Опроверженiе теорiи сексуальнаго происхожденiя религiи. -- Все безъ исключенiя состоянiя сознания обусловлены органическими процессами. -- Значенiе состоянiй сознанiя определяется не ихъ происхожденiемъ, но ценностью ихъ результатовъ. -- Три критерiя для определенiя ценности; происхожденiе не можетъ быть такимъ критерiемъ. -- Преимущества психопатическаго душевнаго склада въ техъ случаяхъ, когда ему сопутствуетъ одаренность большими интеллектуальными способностями. -- Преимущества такого склада въ религiозномъ отношенiи
ЛЕКЦIЯ II. Предметъ изследованiя
 Невозможность отвлеченнаго определенiя религiи. -- Не существуетъ специфическаго "религiознаго чувства".-Религiя, какъ учрежденiе, и религiя, какъ личное переживанiе. -- Настоящiя лекцiи ограничатся разсмотренiемъ религiи, какъ личнаго переживанiя. -- Определенiе религiи въ этихъ границахъ. -- Определенiе термина "Божество". -- "Божествомъ" мы называемъ то, что вызываетъ въ насъ особаго рода "торжественное" чувство. -- Невозможность точнаго установленiя терминовъ, относящихся къ области религiозныхъ переживанiй. -- Необходимость изучать религiозныя переживанiя на примерахъ, наиболее резко выраженных. -- Два способа прiятiя мiра. -- Эмоцiональные элементы играютъ гораздо большую роль въ религiи, чемъ въ философiи.-Характернейшей чертой религiознаго переживанiя является восторженность, окрашенная торжественнымъ чувствомъ.-Способность религiи преодолевать страданiя. -- Бiологическое значенiе этой способности
ЛЕКЦIЯ III. Реальность невидимаго
 Объекты чувствъ и объекты умозренiя. -- Значенiе последнихъ для веры. -- Взглядъ Канта. -- Существуетъ чувство и воспрiятiе иной реальности кроме той, которая воспринимается внешними чувствами. -- Чувство "присутствiя невидимаго". -- Чувство ирреальности. -- Чувство присутствiя Бога.-Мистическiй опытъ. -- Еще о чувстве присутствiя Бога. -- Убедительность иррацiональнаго опыта. -- Безсилiе рацiонализма въ области веры. -- Элементы радости и печали въ религiозныхъ переживанiяхъ
ЛЕКЦIИ IV и V. Религiя душевнаго здоровья
 Основная цель человеческой жизни - счастье. -- Типы одинъ разъ и дважды рожденныхъ душъ. -- Уотъ Уитманъ. -- Смешанный характеръ религiознаго настроенiя древнихъ грековъ. -- Сознательное душевное здоровье. -- Его целесообразность. -- Ростъ либеральнаго движенiя въ христiанстве служитъ нагляднымъ доказательствомъ его целесообразности. -- Оптимистическое мiровоззренiе встречаетъ поддержку въ популярно-научныхъ сведенiяхъ.-Движенiе "духовнаго врачеванiя". -- Верованiя, лежащiя въ его основе. -- Его ученiе о зле. -- Его сходство съ лютеранствомъ. -- Чтобы "спастись", нужно отказаться отъ активнаго проявленiя личной воли. -- Методы духовнаго врачеванiя: внушенiе, размышленiе, "самоуглубленiе". -- Духовное врачеванiе проверяетъ свое ученiе и методы примененiемъ ихъ на практике. -- Возможность и правомерность глубоко различных отношенiй къ мiру. -- Приложенiе
ЛЕКЦIИ VI и VII. Страждущiя души
 Душевное здоровье и раскаянiе. -- Плюрализмъ философiи душевнаго здоровья.-Две степени душевной болезненности. -- Неустойчивость "порога скорби".-Ненадежность счастья. -- Неудачи и страданiя - уделъ каждой души. -- Пессимизмъ - неизбежный вывод изъ чисто натуралистическаго мiровоззренiя. -- Пессимизмъ эллиновъ и римлянъ. -- Патологическое преувеличенiе тягостнаго ощущенiя действительности. -- "Ангедонiя". -- Меланхолiя, сопровождающаяся озлобленностью и раздражительностью. -- Способность чувствовать прелесть мiра и быть имъ очарованнымъ есть даръ, независящiй отъ нашего сознанiя и нашей воли. -- Потеря этого дара изменяетъ для насъ весь обликъ мiра. -- Толстой. -- Баньянъ. -- Аллайнъ. -- Патологическiй страхъ. -- Корень религiозной проблемы лежитъ въ безпросветномъ отчаянiи и чувстве гибели. -- Антагонизмъ религiи душевнаго здоровья и религiи страждущихъ душъ. -- Нельзя закрывать глаза на проблему зла
ЛЕКЦIЯ VIII. Раздвоенiе личности
 Гетерогенныя личности. -- Внутреннее "я" достигаетъ полнаго единства лишь постепенно. -- Примеры раздвоенiя личности. -- Процессъ внутренняго объединенiя души не всегда принимаетъ религiозную форму. -- "Контръ-обращенiе". -- Другiе примеры. -- Постепенное и внезапное объединенiе личности. -- Толстой. -- Баньянъ
ЛЕКЦIЯ IX. Обращенiе
 Опытъ Брэдлея. -- Психологiя измененiй характера. -- Эмоцiональныя возбужденiя создаютъ новые центры личной энергiи. -- Схематическое изображенiе этого процесса. -- Параллель, проводимая проф. Старбэкомъ между обращенiемъ и нормальнымъ процессомъ нравственнаго роста въ отроческiе годы. -- Мненiе проф. Леуба. -- О людяхъ, которые кажутся неспособными пережить обращенiе. -- Два типа обращенiй. -- Подсознательное созреванiе процесса обращенiя. -- Безволiе. -- Его значенiе въ религiозной жизни. -- Примеры
ЛЕКЦIЯ X. Обращенiе (окончанiе)
 Мгновенное обращенiе. -- Существененъ ли для этого явленiя признакъ внезапности? -- Внезапность обращенiя зависитъ отъ индивидуальныхъ психических особенностей личности. -- Сублиминальное сознанiе. -- "Автоматизмъ". -- Явленiе мгновеннаго обращенiя объясняется наличностью въ субъекте, пережившемъ его, очень развитой сублиминальной жизни сознанiя. -- Ценность обращенiя определяется не теченiемъ процесса, но его плодами. -- Внезапность обращенiя не отражается на его плодахъ. -- Мненiе проф. Джорджа Ко. -- Плодомъ обращенiя является "состоянiе святости". -- Психологическое объясненiе процессовъ обращенiя не исключаетъ предположенiя о непосредственномъ вмешательстве Бога. -- Чувство вмешательства "высшей силы". -- Взаимоотношенiе эмоцiональныхъ и интеллектуальныхъ элементовъ веры. -- Мненiе проф. Леуба. -- Характерныя черты "состоянiй веры": утвержденiе жизни; чувство познанiя истины; измененiе всего облика мiра. -- Сенсорный и моторный автоматизмъ. -- Прочность результатовъ обращенiя
ЛЕКЦIИ XI, XII и XIII. Святость
 Сентъ-Бевъ о результатахъ обращенiя. -- Тотъ или иной характеръ человека определяется соотношенiемъ побуждающихъ и задерживающихъ моментовъ его психики. -- Господствующее побужденiе. -- Гневъ. -- Значенiе высшихъ побужденiй. -- Руководящимъ началомъ праведной жизни являются высшiя духовныя побужденiя. -- Последнiя почти совсемъ уничтожаютъ влiянiе чувственныхъ побужденiй. -- Схематическое изображенiе въ механическихъ терминахъ процесса измененiй характера. -- Характерныя черты состоянiя святости. -- Чувство реальности высшей силы. -- Душевный покой, милосердiе. -- Покорность, мужество, терпенiе. и т. д. -- Ихъ связь съ прекращенiемъ напряженной деятельности личной воли. -- Чистота жизни. -- Аскетизмъ. -- Послушанiе. -- Нищета. -- Демократизмъ и гуманность
ЛЕКЦIИ XIV и XV. Ценность святости
 Ценность святости определяется ценностью ея плодовъ для человеческой жизни. -- Кроме того она определяется темъ или инымъ представленiемъ о Боге, которое связано съ ней. -- Религiозный опытъ удаляетъ изъ религiи лишенные ценности элементы. -- Эмпиризмъ далекъ отъ скептицизма. -- Личная и групповая религiя. -- Одиночество и уединенность основателей религiй. -- Успехъ проповеди религiознаго ученiя неизбежно ведетъ къ искаженiю первоначальнаго ученiя. -- Крайности религiознаго фанатизма. -- Фанатическая набожность. -- Теопатическiя состоянiя. -- Чрезмерное стремленiе къ чистоте. -- Чрезмерное милосердiе. -- Человекъ можетъ быть совершеннымъ только въ совершенной среде. -- Святые являются созидателями добра въ мiре. -- Чрезмерный аскетизмъ. -- Аскетизмъ служитъ символомъ стремленiя къ героизму,- Культъ милитаризма и нищеты, какъ эквивалентъ аскетизма. -- Положительныя и отрицательныя черты святости. -- Противоположность святого и властнаго характера. -- Борьба двухъ идеаловъ: святости и силы, борьбы и непротивленiя. -- При оценке этихъ идеаловъ необходимо учесть ихъ соцiальное значенiе
ЛЕКЦIИ XVI и XVII. Мистицизмъ
 Определенiе понятiя "мистицизмъ". -- Четыре характерныхъ признака мистическихъ состоянiй сознанiя.- Простейшiе примеры таких состоянiй сознанiя. -- Мистицизмъ и алкоголь. -- "Откровенiя", являющiяся следствiемъ влiянiя анестезирующихъ средствъ.-- Религiозный мистицизмъ. -- Мистическiя состоянiя, навеянныя красотой природы. -- Сознанiе присутствiя Бога. -- "Космическое сознанiе". -- Iога. -- Буддистскiй мистицизмъ. -- Суфизмъ. -- Христiанскiе мистики. -- Ихъ чувство откровенiя. -- Тоническое действiе мистическихъ состоянiй. -- Мистики передаютъ содержанiе своихъ переживанiй только въ отрицательныхъ терминахъ.-Чувство единенiя съ Абсолютнымъ.-Мистицизмъ и музыка. -- Три заключенiя. -- 1) Авторитетность мистическихъ состоянiй для лицъ, пережившихъ ихъ. -2) Ихъ неавторитетность для остальныхъ людей. -- 3) Мистическiй опытъ разрушаетъ притязанiя рацiоналистическихъ состоянiй сознанiя на исключительную авторитетность
ЛЕКЦIИ XIII. Отношенiе философiи къ религiи
 Первенство чувства въ религiозной жизни; философское умозренiе является производной функцiей. -- Интеллектуализмъ требуетъ освобожденiя богословскихъ построенiй отъ субъективизма. -- "Догматическое богословiе". -- Критика установленныхъ имъ аттрибутовъ Бога. -- "Прагматическiй" критерiй ценности отвлеченныхъ построенiй.-Метафизическiе аттрибуты Бога не имеютъ жизненнаго значенiя. -- Нравственные аттрибуты Бога имеютъ практическое значенiе, но богословiе подводитъ подъ нихъ слабыя доказательства; общая несостоятельность схоластическаго богословiя. -- Трансцендентальный идеализмъ; его принципы. -- Джонъ Кэрдъ. -- Несостоятельность его теорiи. -- Философiя можетъ иметь большое значенiе для религiи, если обратится въ "науку о религiяхъ"
ЛЕКЦIЯ XIX. Характерныя черты религiознаго сознанiя
 Роль эстетическихъ элементовъ въ религiи. -- Противоположность католичества и протестантства. -- Жертвоприношенiе и исповедь. -- Молитва. -- Религiя полагаетъ, что въ молитве совершается реальный духовный процессъ съ реальными последствiями. -- Три отношенiя къ реальности процесса молитвы. -- Первое отношенiе. -- Второе отношенiе. -- Третье отношенiе. -- Автоматизмъ у религiозныхъ вождей. -- Еврейскiе пророки. -- Магометъ.-Джозефъ Смитъ. -- Религiя и сублиминальная область сознания
ЛЕКЦIЯ XX. Выводы
 Обобщенiе характерныхъ чертъ религiознаго сознанiя. -- Возможность и правомерность различныхъ религiй и верованiй. -- "Наука о религiяхъ" можетъ лишь указывать на истинность того или иного верованiя, но не можетъ научить верить въ него. -- Критика утвержденiя, что религiозное сознанiе является "пережиткомъ" примитивнаго мышленiя. -- Современная наука отрицаетъ личный аспектъ вселенной. -- Антропоморфизмъ и персонификацiя явленiй природы есть типичная черта до-научнаго мышленiя. -- Реальное значенiе личнаго аспекта природы. -- Объекты науки абстрактны,- только индивидуальный опытъ конкретенъ. -- Религiя, въ противоположность науке, живетъ въ области конкретнаго. -- Въ основе своей религiя есть бiологическое явленiе. -- Простейшей формой его является страданiе и освобожденiе отъ него; описанiе процесса освобожденiя отъ страданiя.-Реальность "высшей силы". -- Гипотеза, предлагаемая авторомъ: -- 1) "Подсознательное я" является посредствующимъ звеномъ между природой и высшимъ мiромъ; -- 2) Высшiй мiръ, или "Богъ"; -- 3) Его реальныя воздействiя въ мiре природы
Послесловiе
 Философская точка зренiя автора этой книги можетъ быть определена, какъ "частичный" или "грубый" супранатурализмъ. -- Критика универсальнаго супранатурализма. -- Различiе въ принципахъ должно вести къ различiю въ практическихъ следствiяхъ изъ нихъ. -- Практическiя следствiя изъ бытiя Бога. -- Безсмертiе. -- Вопросъ объ единстве и безконечности Бога: религiозный опытъ не даетъ положительнаго ответа на этотъ вопросъ. -- Плюрализмъ и политеизмъ более всего согласуется съ обычнымъ сознанiемъ.

 Предисловие к русскому изданию

Посвящаю эту книгу Е. П. С. въ знакъ сыновней признательности и любви

Предлагаемое русской публике сочиненiе Вильяма Джемса: "Многообразiе религiознаго опыта" представляетъ собою одно изъ крупнейшихъ явленiй въ философской литературе последнихъ десятилетiй. Обширная эрудицiя автора, глубина его мысли и мастерство стиля были бы уже достаточны для того, чтобы обезпечить успехъ книги; но не этими только качествами объясняется тотъ глубокiй интересъ, который ею вызванъ въ широкихъ кругахъ образованной публики всехъ культурныхъ странъ.

Последователь англiйскихъ позитивистовъ, решительный сторонникъ эмпирическаго метода, поборникъ здраваго смысла -- выступилъ въ защиту религiи, и -- что всего неожиданнее -- выступилъ именно въ качестве последовательнаго эмпирика. Богъ философовъ былъ завуалированъ тонкимъ и хитросплетеннымъ кружевомъ умозренiя, и доступъ къ нему былъ затрудненъ неизощренному сознанiю и жаждущему спасенiя и веры сердцу. Богъ или боги Джемса, напротивъ, не всегда удовлетворяютъ философа рацiоналиста, но зато непосредственно затрагиваютъ сокровеннейшiя чаянiя человеческой души; не обещаютъ, правда, спасенiя, но вселяютъ бодрящую веру въ его возможность. Религiя Джемса борется съ суеверiями и предразсудками не невежественной толпы, а сектантовъ науки, рацiоналистовъ и философствующихъ теологовъ. Нельзя не признать, что для подобнаго выступленiя ученому съ положенiемъ и именемъ Джемса нужна была необыкновенно чуткая и мужественная интеллектуальная совесть.

Жизненность и значительность идей Джемса определяется темъ, что въ изследовании вопросовъ религiи онъ совершенно отказался отъ обычныхъ методовъ рацiонализма, и основанiе своего мiровоззренiя утвердилъ не на законахъ мышленiя, а на непосредственно познаваемомъ факте личнаго переживанiя. Расширяя сферу душевной жизни человека включенiемъ въ нее области подсознательнаго, Джемсъ естественно долженъ былъ отвергнуть все те гносеологическiя и философскiя построенiя, которыя исходятъ изъ элементовъ яснаго и отчетливаго логическаго сознанiя. Если "я" есть принципъ, орiентирующiй человека въ области действительности, то это "я" должно быть взято не въ отдельной его, сравнительно мало активной части рацiональнаго сознанiя, а во всей полноте его сознательной и подсознательной жизни. Но въ этомъ случае "сознанiе вобще" (Das Bewusstsein \"uberhaupt), трансцендентальное "я" превращается въ безсодержательную абстракцiю, и единственною мерою бытiя остается индивидуумъ съ его мыслями, грёзами, страданiями и надеждами, таинственными обращенiями и чудесными экстазами, словомъ индивидуумъ во всей полноте и во всемъ многообразiи его личныхъ переживанiй. Въ психологизме Джемса есть однако черта спасающая его отъ субъективизма и релятивизма. Это принципъ такъ называемаго наивнаго реализма, преобразованный существенными поправками, которыя вносятся въ него ученiемъ о доминирующей роли подсознательной (сублиминальной) сферы. Действительность соответствуетъ не только содержанiю рацiональнаго сознанiя, но и всей совокупности сложныхъ психическихъ комплексовъ, живущихъ въ подземельи человеческой души, лишь изредка, преимущественно въ минуты острыхъ душевныхъ кризисовъ, вторгающихся въ сферу сознанiя. Какъ многообразно, таинственно и богато залежами творческихъ элементовъ сумеречное сознанiе, также многообразна и полна безконечныхъ возможностей живая действительность.

Всякое проникновенiе сознанiя переживанiями, выплывающими изъ безсознательныхъ недръ души, оплодотворяетъ жизнь и творитъ въ ней новыя для сознанiя ценности Религiя, не какъ церковь, учрежденiе, или соцiальный фактъ, а какъ явленiе интимныхъ, личныхъ переживанiй, какъ общенiе съ высшими силами, для Джемса одно изъ такихъ спасительныхъ вторженiй подсознательнаго "я". Джемсъ тщательно разсматриваетъ многообразiе религiознаго опыта съ этой точки зренiя и въ окончательномъ выводе приходитъ къ признанiю соответственнаго многообразiя техъ высшихъ силъ, отъ которыхъ религiозныя души ждутъ, и въ которыхъ действительно находятъ спасенiе. Джемсъ такимъ образомъ вместе съ рацiонализмомъ решительно отвергаетъ его любимое детище, непреложную общеобязательную истину и ценность объединяющаго синтеза. Многимъ, конечно, идеи Джемса на первый взглядъ покажутся парадоксальными, для многихъ оне останутся при всехъ условiяхъ непрiемлемыми, но на одномъ, вероятно, сойдутся друзья и враги: на признанiи огромнаго философскаго и религiознаго значенiя, попытки глубокоправдиваго безстрашнаго мыслителя.

Религiозныя идеи Джемса обыкновенно связываются съ его философскимъ ученiемъ, и самъ Джемсъ охотно указываетъ на внутреннюю зависимость идей "Многообразiя религiознаго опыта" отъ прагматизма. Можно было бы, судя по неоднократнымъ заявленiямъ Джемса, думать, что его религiозно-философскiя идеи представляютъ примененiе прагматическаго метода, и что въ самомъ прагматизме ключъ къ его религiозной философiи. Мне думается, что въ данном случае даже свидетельство самого Джемса должно быть нами отвергнуто. Связь между прагматизмомъ и религiозной философiей Джемса несомненно есть, но противоположная той, какую указываетъ онъ самъ и ближайшiя его последователи. Не религiозная философiя Джемса порождена его философскимъ ученiемъ, а самый прагматизмъ ожилъ лишь тогда, когда въ его пустыхъ и холодныхъ сосудахъ заструилась горячая и трепетная кровь религiознаго мiросозерцанiя. Если прагматизмъ привлекаетъ къ себе теперь всеобщее вниманiе, то главнымъ образомъ потому, что онъ связалъ себя съ религiозными идеями, мимо которыхъ современному сознанiю пройти нельзя: даже отвергнуть ихъ оно можетъ не иначе, какъ пройдя черезъ нихъ.

С. Лурье

 Предисловие автора

Своимъ возникновенiемъ эта книга обязана той высокой чести, которая была мне оказана въ 1901--1902 гг. приглашенiемъ прочесть рядъ лекцiй на учрежденной посмертной волей лорда Джиффорда кафедре по Естественной Религiи въ Эдинбургскомъ Университете. -- Обдумывая предметъ двухъ курсовъ, по десяти лекцiй каждый, которые мне предстояло прочесть, я хотелъ сначала посвятить первый изъ нихъ психологическому описанiю "Религiозныхъ стремленiй человека", а второй, -- более теоретическаго характера, -- "Удовлетворенiю этихъ стремленiй философскимъ мышленiемъ". Но совершенно неожиданно разросшiйся психологическiй матерiалъ принудилъ меня, когда я приступилъ къ выполненiю своего первоначальнаго плана, отвести второй теме самое незначительное место -- и, такимъ образомъ, описанiе религiознаго душевнаго склада заняло все двадцать лекцiй. Въ последней изъ нихъ я только намекнулъ на свои собственныя философскiя заключенiя, и если читатель пожелаетъ немедленно узнать ихъ, пусть обратится къ стр.404--412 и къ "Послесловiю" настоящей книги. Я надеюсь, что мне еще удастся когда-нибудь изложить ихъ въ более полной и совершенной форме.

Придерживаясь того мненiя, что широкое ознакомленiе съ конкретными и индивидуальными частностями даетъ более ценное и глубже захватывающее знанiе, чемъ отвлеченныя формулы, какъ бы глубоки оне ни были, я решился ввести въ свои лекцiи большое число конкретныхъ жизненныхъ примеровъ, при чемъ умышленно выбралъ для этой цели самыя резкiя и крайнiя проявленiя религiознаго душевнаго склада. Поэтому, быть можетъ, некоторымъ изъ читателей прежде, чемъ они ознакомятся со второю половиною этой книги, покажется, будто я представилъ религiю въ каррикатурномъ виде; они решатъ, что религiозныя переживанiя и благочестiе, съ которыми имъ придется встретиться въ моихъ лекцiяхъ, слишкомъ экзальтированы, чтобы можно было считать ихъ нормальными. Но я все же надеюсь, что, если у читателя достанетъ терпенiя прочесть эту книгу до конца, такое неблагопрiятное впечатленiе у него разсеется, -- потому что въ конце книги я пытаюсь сочетать религiозныя побужденiя съ другими побужденiями и принципами здраваго смысла, которые служатъ коррективомъ къ возможнымъ преувеличенiямъ и крайностямъ одностороннихъ выводовъ и позволяютъ каждому читателю еще более умерить резкость моихъ заключенiй, сообразно личному его мненiю.

За помощь, оказанную мне при составленiи этихъ лекцiй, я чувствую себя очень обязаннымъ и выражаю свою искреннюю благодарность Эдвину Д. Старбэку изъ Стенфордскаго Университета, любезно предоставившему мне пользоваться своимъ обширнымъ собранiемъ рукописнаго матерiала; Генри У. Ранкину изъ Восточнаго Нортфильда, съ которымъ мне не пришлось увидеться, но который выказалъ мне дружеское расположенiе и сообщилъ драгоценныя для меня сведенiя; затемъ Теодору Флурнуа изъ Женевы, Каннингу Шиллеру изъ Оксфорда и товарищу моему Веньямину Рэнду за доставЛенные мне матерiалы; наконецъ товарищу моему Диккинсону С. Миллеру и друзьямъ Томасу В. Уорду изъ Нью-Iорка и Винценту Мотославскому изъ Кракова за ценные советы и указанiя. Прибавлю, что чувствую себя не въ состоянiи выразить здесь всей благодарности, которою я обязанъ покойному Томасу Дэвидсону за личныя беседы со мною и за разрешенiе пользоваться его библiотекой въ Гленморе.

Гарвардскiй Университетъ.
Мартъ, 1902

 Об авторе

Уильям ДЖЕМС (1842--1910)

Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Родился в Нью-Йорке, в семье литератора и религиозного мыслителя. Учился в Гарвардском медицинском колледже. В 1869 г. получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 г. --- ассистент (преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете), с 1885 г. --- профессор философии, а в 1889--1907 гг. --- профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 г. организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Г. Мюнстербергом).

В 1878–1890 гг. У. Джемс написал свои знаменитые "Принципы психологии", в которых отверг атомизм немецкой психологии и выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся "в" сознании. Он рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джемса. В 1902 г. вышла книга "Многообразие религиозного опыта" (рус. пер. 1910; 4-е изд. URSS, 2012), вызвавшая самый глубокий интерес в кругах образованной публики всего мира. В последнее десятилетие своей жизни Джемс полностью переключился на философскую проблематику, опубликовав получившие широкую известность книги "Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления" (1907), "Плюралистическая Вселенная" (1909), "Очерки радикального эмпиризма" (1912, посмертно).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце