URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Коллектив авторов Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Политические и экономические проблемы
Id: 160737
 
699 руб.

Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Политические и экономические проблемы

2012. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-89903-152-6. Букинист. Состояние: 5-. Есть погашенная библиотечная печать.

 Аннотация

Cборник научных статей включает материалы XVII Международных Дашковских чтений (март 2011 г.), подготовленные преподавателями и аспирантами Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой, других высших учебных заведений и академических институтов. Авторский коллектив рассматривает различные проблемы, связанные с политическим и экономическим развитием современного общества.

Представляет интерес для преподавателей, аспирантов, студентов и практических специалистов.


 Оглавление

М.Г. Смирнов (канд. юрид. наук, доц.)
 ООН в борьбе за мир: от вопросов применения запрещенных видов вооружения до проблем сохранения человеческих жизней
З.В. Ивановский (д-р полит, наук, проф.)
 БРИК / БРИКС: от виртуального проекта к реальности
Н.Е. Горбунова (канд. полит, наук, доц.)
 Политико-правовые основы сотрудничества России и Европейского Союза на современном этапе
И.М. Вершинина (канд. экон. наук)
 Проблема трудовой миграции в России в контексте демографических тенденций и глобальных изменений
Г.Б. Клейнер (чл.-корр. РАН, д-р экон. наук, проф.)
 Экономика России как социального государства
Ю.Н. Илларионов (канд. технич. наук, доц.)
 Российские моногорода и их проблемы в современных условиях
Н.В. Цхададзе (д-р экон. наук, проф.)
 Концепция перспективной федеральной жилищной политики
О.В. Хмыз (канд. экон. наук, доц.)
 Иностранные участники в банковском секторе российской экономики
С.Ю. Перцева (канд. экон. наук, доц.)
 Современная система операционно-технологического обслуживания международных расчетов
И.П. Васильева (канд. экон. наук, проф.)
 Механизмы инвалютной котировки на рынках кросс-валют и в торговле на срок
Е.В. Шередеко
 Проблемы и перспективы обмена налоговой информацией между Российской Федерацией и оффшорными зонами
Н.А. Гребенюк (канд. экон. наук, доц.)
 Эволюция технологий предвидения будущего
Т.П. Данько (д-р экон. наук, проф.)
Е.С. Куценко
 Региональная кластерная политика: опыт Москвы
В.В. Зайцев (канд. технич. наук, доц.)
 Особенности принятия финансовых решений на микроуровне в условиях неопределенности
О.М. Скапенкер
 Перераспределение средств в экономике через совокупность видов деятельности по доверительному управлению
A.Б. Конышев (канд. экон. наук)
 Правила ведения бизнеса в условиях смешанной экономики B. Б. Бокарёва
 Управление внешней и внутренней средой малого бизнеса
Д.Г. Бутуханова (канд. экон. наук)
 Кооперация хозяйств населения и их участие в агропромышленных формированиях
Л.С. Качанова (канд. технич. наук, доц.)
 Реинжиниринг бизнес-процессов: необходимость, методика и проблемы проведения
М.А. Сколотнев
 Опыт США в борьбе с коррупцией и возможность использования его элементов в России
A.П. Шевчук (канд. юрид. наук, проф.)
 Полномочия следователя: состояние правового регулирования и вопросы совершенствования
И.В. Гусева
 Коллизионное регулирование имущественных отношений супругов
Т.К. Алябьева (канд. полит, наук)
 Новая экономическая политика: ретроспективный анализ
B.Р. Веснин (д-р экон. наук, проф.)
 Эпоха И.В. Сталина: взгляд управленца
С.М. Кудряшов (канд. юрид. наук)
 Политика Шведской церкви во время Второй мировой войны
 Список сокращений

 ООН в борьбе за мир: от вопросов применения запрещенных видов вооружения до проблем сохранения человеческих жизней

М.Г.Смирнов
кандидат юридических наук, доцент Российский государственный гуманитарный университет (г.Москва)

Добиться того, чтобы все народы жили в мире и безопасности -- основная задача Организации Объединенных Наций, то, ради чего она была создана. Среди задач ООН особо следует отметить поддержание международного мира и безопасности. С этой целью необходимо принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира (ст.1). Благодаря этим целям, реализованным на практике, Организации Объединенных Наций многократно удавалось предотвратить войны, убедить спорящие стороны заключить временное перемирие, сесть за стол переговоров. Если конфликт уже разгорался, то ООН помогала восстановить мир. Когда завершилась "холодная война" -- противостояние ведущих ядерных держав -- ООН решила бросить все силы на сохранение мира, чтобы страх перед ядерной угрозой впредь более не тревожил сердца людей.

В то же время, несмотря на запрет агрессивных войн Уставом ООН, в мире продолжают вестись местные локальные войны. Они приводят к большим человеческим жертвам, оказывается разрушенной инфраструктура экономики, имеют место столь масштабные нарушения прав человека, что в рамках ООН становится сложно найти меры, адекватные для применения с целью урегулирования противостояния.

Приходится решать следующую проблему: как держать под контролем разгоревшийся конфликт, не дать ему усилиться, помочь сторонам прийти к примирению? Для этого нужно разнять воюющих людей, поставить между ними преграду Вот тогда и появляются в зоне противостояния "голубые береты" или "каски" -- миротворческие силы ООН. Они могут быть направлены в конфликтогенный регион только в том случае, если страны согласны на их присутствие. Миротворцы -- воины, но особенные: они не могут встать на ту или иную сторону в конфликте. Они применяют оружие, только если на них нападают.

Военные для участия в миротворческих операциях ООН набираются из представителей государств-членов на добровольной основе. Оплачивается их присутствие международным сообществом. На операции по сохранению мира тратятся большие деньги. В то же время, сэкономив на них, при условии отсутствия войн, человечество могло бы направить эти деньги на создание достойного уровня жизни народов Азии и Африки -- регионов, где наиболее часто возникают войны и другие вооруженные противостояния.

Что же мешает человечеству осознать опасность разжигания вооруженных конфликтов? Почему именно внутренние конфронтации с применением оружия приводят к столь масштабным трагедиям? Для этого необходимо обратиться к истории.

Процесс всестороннего осмысливания таких социальнополитических явлений, как войны и вооруженные конфликты, свойственен всей истории международных отношений. Еще в XIX в. внимание ученых-правоведов было привлечено к особому характеру взаимоотношений сторон в условиях внутренних вооруженных конфликтов. Ф.Ф.Мартене указывал: "Междоусобные войны всегда гораздо больше вызывают у воюющих чувство ненависти и возбуждают страсти, чем война между независимыми народами. Следовательно, при междоусобной войне гораздо труднее определить в обычаях и законах войны надлежащие границы для произвола и насилия".

На недопущение излишних человеческих страданий, возникающих в результате военных действий, направлены многие международные конвенции, разрабатываемые в рамках универсальных и региональных международных организаций: Женевская конвенция 1906 г. о раненых и больных; шестая Гаагская конвенция мира 1907 г.;

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929 г., а также Конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. -- все эти и многие другие источники международного права направлены на защиту жертв войны и должны служить идеалам гуманизма.

В Уставе ООН зафиксирована такая цель, как избавление грядущих поколений от бедствий войны, дважды на протяжении XX в. "принесшей человечеству невыразимое горе". Четыре Женевские конвенции 1949 г. -- об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны -- расширили возможности обеспечения прав человека в ситуации военных действий. Общая для всех Женевских конвенций ст.3 впервые включила в юридическую терминологию понятие "вооруженный конфликт".

Принятие в 1977 г. Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося конфликтов немеждународного характера (Протокол II) стало знаменательным событием в развитии международного гуманитарного права, под понятием которого подразумевается совокупность действующих обычных и конвенционных норм, обеспечивающих уважение человеческой личности и ее развитие.

Все же, по мнению О.И.Тиунова, хотя агрессивная война в современный период международным правом запрещена, национальные и социальные причины войн продолжают существовать. Непосредственной жертвой возникающих конфликтов является человек, права и достоинство которого нередко попираются.

Эффективность деятельности как национальных, так и международных судов требует пересмотра всего массива норм национального права на предмет его соответствия международным стандартам в этой сфере, имплементации норм международного права в национальное законодательство страны.

Не вызывает сомнения тот факт, что вооруженные конфликты в государстве, носящие немеждународный характер, являются значительным фактором нарушений прав человека. По мнению И.И.Лукашука, в наши дни внутренние вооруженные конфликты нередко несут большие беды, чем межгосударственные конфликты.

При этом в последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция к увеличению числа внутригосударственных конфликтов по сравнению с международными. Так, между 1900 г. и 1941 г. из 24 вооруженных конфликтов 19 были международными и только 5 -- внутригосударственными. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), в 1994 г. происходил 31 вооруженный конфликт в 27 точках земного шара. В последнее десятилетие эта цифра возросла.

Завершение периода "холодной войны" не привело к отказу от силовых средств и методов решения межгосударственных и внутригосударственных противоречий. В конце XX в. не велось ни одной "классической" войны между государствами, то есть главной проблемой в каждом случае был спор между сторонами конфликта внутри государства. События последнего десятилетия также позволяют отметить появление новой категории внутреннего вооруженного конфликта -- интернационализированного.

Общепризнано, что международное право способно оказывать значительное влияние на внутриобщественные отношения, складывающиеся в государстве в ситуации вооруженного противостояния, но международное право не может их непосредственно регулировать. Все же практика последнего десятилетия свидетельствует о неуклонном возрастании международных аспектов влияния на решение вопросов защиты жертв войны, а также на процесс урегулирования внутренних вооруженных конфликтов (особенно высокой степени интенсивности) в целом.

Значение международного права с неизменностью возрастает во взаимозависимом мире. Ни один вооруженный конфликт не может оставить безучастным мировое сообщество в связи с возможным появлением большого числа жертв среди мирного населения, значительного потока беженцев, угрозой экологических катастроф и других негативных факторов вооруженной борьбы.

Членство государств в ряде международных организаций (как универсальных, так и региональных), подписание и ратификация государствами международных конвенций, имеющих гуманитарную направленность, накладывают на основной субъект международного права -- государство -- обязанность выполнения международных норм и принципов не только в международных отношениях, но и при решении внутригосударственных проблем, связанных с соблюдением прав человека. Членство государств в ООН и иных международных организациях, обязанность перед другими странами и собственным народом следовать принципам демократии и мира, налагают на них обязательства сотрудничества.

В настоящее время проблема участия третьих сторон во внутренних вооруженных конфликтах немеждународного характера является актуальной как с позиций теории, так и практически. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 г. (Протокол II) к Женевским конвенциям лишь косвенно намечает линию гуманитарного участия "независимой международной организации в процессе оказания помощи пострадавшему от вооруженного конфликта населению" (ч. 2 ст.18). Эту миссию в подобной ситуации в большинстве случаев берет на себя Международный комитет Красного Креста (МККК).

В Протоколе II предусмотрена возможность проведения операции по оказанию помощи гражданскому населению с согласия договаривающейся стороны (ч. 2 ст.18). При этом не указывается, кем могут быть проведены эти операции гуманитарного и беспристрастного характера. Между тем практика последнего десятилетия показывает рост активности в решении проблем вооруженных конфликтов таких региональных организаций, как Организация безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация "Исламская конференция" (ОИК), Организация Североатлантического договора (НАТО), Западноевропейский союз (ЗЕС). Действия указанных организаций, направленные на защиту жертв внутренних вооруженных конфликтов и на решение проблем по их урегулированию, имеют различную оценку, представляющую определенный интерес для аналитиков. С правовой точки зрения от каждой из международных организаций требуется безусловное следование их уставным нормам.

В сентябре 2005 г. для России вступил в силу Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Значение этого документа в решении проблем защиты жертв вооруженных конфликтов (как международных, так и внутренних) велико. При том, что учеными неоднократно отмечалась несоответствие содержания Протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. новым реалиям вооруженной борьбы, возникающей в государствах в последнее десятилетие XX в., роль Протокола о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемого к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, в решении проблем защиты человеческих жизней имеет особую актуальность. В указанный протокол включены такие вопросы, как обязанность государств сотрудничать в вопросах нераспространения запрещенных видов вооружений (в рамках ООН и других международных организаций); координация этой проблемы со стороны ООН; некоторые аспекты защиты миссий ООН по поддержанию мира (гуманитарных миссий или миссий по установлению фактов), а также миссий Международного комитета Красного Креста.

Вооруженные конфликты, а также возрастающая численность их жертв в различных точках мира всегда являлись предметом беспокойства и озабоченности ООН. Целью многих резолюций ООН является осуждение вооруженного насилия, ведущего к человеческим жертвам. Большую работу по констатации фактов нарушения прав человека с целью принятия мер по недопущению излишних страданий людей проводят международные наблюдатели из Комиссии по правам человека ООН. В ситуации разрастания внутреннего вооруженного противостояния (если законное правительство перестало существовать или если оно не в состоянии руководить борьбой с повстанцами) становится очевидным преимущество универсальных (применимых в большинстве сложных, характеризуемых тенденцией к интернационализации, случаев вооруженных конфликтов), средств защиты гражданского населения, раненых, больных и других категорий лиц, ставших жертвами вооруженной борьбы.

Велика роль Организации Объединенных Наций в деле защиты жертв вооруженных конфликтов. В Декларации тысячелетия ООН, утвержденной Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г. говорится, что ООН приложит все усилия к тому, чтобы освободить народы от бедствий войн, которые за последние 10 лет унесли 5 млн. жизней. ООН ставит задачу в деле поддержания мира и безопасности путем предоставления в ее распоряжения ресурсов и институтов, необходимых ей для предотвращения конфликтов, мирного разрешения споров, проведения операций по поддержанию мира. ООН возлагает на себя обязанность обеспечить соблюдение государствами-участниками договоров в таких областях, как контроль над вооружением, норм международного гуманитарного права, норм международного уголовного права и прав человека и призывает все государства рассмотреть возможность подписания и ратификации Римского статута Международного уголовного суда.

В настоящее время имеющаяся нормативно-правовая база включает в себя достаточно большое число положений международного и национального права, направленных на решение задач защиты жертв вооруженных конфликтов (и также внутренних вооруженных конфликтов). Проблема видится не столько в создании новых, сколько в эффективном применении имеющихся норм, а также в своевременной имплементации международно-правовых норм в национальное законодательство конкретного государства. Государства обязаны принять меры по обеспечению взятых обязательств в сфере прав человека, поэтому повышение эффективности права вооруженных конфликтов связано не столько с пересмотром имеющегося нормативного материала, сколько с необходимостью выполнять имеющиеся договоренности. Усложнение межгосударственных связей в решении вопросов безопасности требует от каждого из государств больше внимания уделять процессу имплементации норм международного права в национальное законодательство.

Вместе с тем, развитие теории науки международного права предполагает четкое соблюдение его нормативно-правовых актов на практике. На деле создаются ситуации, когда противостоящие в конфликте вооруженные стороны нарушают не только международные договоренности, но и элементарные обычные нормы гуманизма. Еще в 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, где указано, что должностные лица ООН пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Аналогичным иммунитетом и привилегиями пользуются специализированные учреждения ООН и другие международные организации. В 1973 г. ООН была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, где всякого рода посягательства на таких лиц рассматриваются как тяжкое преступление. Вместе с тем, эти категории международных служащих продолжают погибать как в мирное, так и в военное время.

В период международного ливано-израильского конфликта в июле 2006 г. погибли три миротворца ООН и один пропал без вести после того, как наблюдательный пункт ВСООНЛ в поселке альХиаме подвергся израильским бомбардировкам.

Предварительный анализ ситуации, проведенный на основе собранных фактов и информации из района конфликта экспертами Международной ассоциации миротворцев ООН, из числа иностранных военнослужащих стран НАТО и бывшего СССР, дает все основания сделать вывод, что к огромному сожалению у невооруженных военных наблюдателей ООН из Канады, Австрии, Финляндии и Китая практически не было никаких шансов выжить на уничтоженной позиции ООН, так как нападение на район расположения поста ООН было санкционировано руководством армии Израиля, которое заранее организовало массированную воздушную и наземную атаку на весь район, включая расположение поста ООН, и только ожидание окончательных результатов переговоров Госсекретаря США Кондолизы Райе с правительством Ливана оттягивало время нападения на район расположения поста и персонала ООН.

По мнению экспертов, виновато в случившейся трагедии не только военное руководство Израиля, принимавшее решение и отдававшее боевые распоряжения на нанесение воздушных и наземных массированных ударов по району дислокации подразделений ООН, но также полная вина и ответственность за гибель офицеровмиротворцев ложится и на высшее руководство ООН и Департамент миротворческих операций ООН, которые даже после начала активных боевых действий не приняли необходимых мер по защите жизни и безопасности невооруженных военных наблюдателей ООН, которые были направлены странами ООН для прохождения службы под эгидой ООН в миссию на Ближнем Востоке (UNTSO).

Глава ООН выразил соболезнования родным и близким погибших и заверил, что ООН ведет активный поиск без вести пропавших. Генеральный секретарь еще раз напомнил, что перед тем, как позиции Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ) подверглись израильскому обстрелу, он получил личные заверения премьер-министра Израиля в том, что позиции миротворцев не станут мишенью израильской армии.

Впоследствии в связи с гибелью в Ливане в июле 2006 г. миротворцев ООН, Генеральный секретарь Кофи Аннан обратился с открытым письмом ко всем сотрудникам организации, где подчеркивалось, что инцидент является тяжелым моральным ударом по всему международному коллективу. Приведенный пример гибели миротворцев явился показательным, так как он наглядно продемонстрировал несовершенство такого рода операций. Невозможно предусмотреть все случаи риска, связанные с гибелью людей. Проще применять более эффективные превентивные меры с целью недопущения возникновения вооруженных противостояний. Но хватит ли ресурсов у самой Организации Объединенных Наций для решения всех мировых проблем?

Исторические факты свидетельствуют о том, что в 1949 г. Комиссия международного права приняла решение не заниматься вопросами, связанными с правом вооруженных конфликтов, мотивируя это тем, что со времени запрещения войны разработка правил ее ведения будет своеобразным санкционированием войны и вызовет в общественном мнении подозрение в неспособности ООН сохранить мир. Между тем, по прошествии более чем полувека искоренение войн и вооруженных конфликтов из жизни общества продолжает оставаться острейшей проблемой, стоящей перед всем человечеством. Об этом свидетельствует увеличение числа международно-правовых норм, относящихся к проблеме регулирования вооруженного противостояния и защите жертв войны.

Изменения коснулись и других сторон жизни международного сообщества. За полвека изменился подход к проблеме права наций на самоопределение (вплоть до отделения). В настоящее время очевидна связь возможности реализации этого права с необходимостью следовать принципу соблюдения прав человека, учета интересов национальных меньшинств, степени развития демократии в государстве и многих других факторов. При этом недопустимо противопоставление принципа самоопределения народов принципу территориальной целостности или принципу нерушимости границ. Они должны истолковываться и реализовываться в совокупности.

Злоупотребление правом на самоопределение, финансирование зарубежными контрагентами наемников, поставки оружия в конфликтогенные регионы мира -- это та основа, на которой внутренний вооруженный конфликт быстро интернационализируется и перерастает в международный. В настоящее время в связи с возросшей взаимозависимостью государств, любой вооруженный конфликт способен затронуть интересы других (чаще сопредельных) государств.

Разрастание внутренних вооруженных конфликтов до стадии интернационализированных, имеющих тенденцию к численному возрастанию в последнее десятилетие, влекущих за собой огромные человеческие жертвы, требует привлечения к этой проблеме международных организаций, в частности МККК, деятельность которого ориентирована на оказание гуманитарной и беспристрастной помощи жертвам войны. По причине того, что большинство вооруженных конфликтов носят региональный характер, происходит активное привлечение к их урегулированию региональных организаций -- ЛАГ, ОАЕ, ОБСЕ, ЕС, ОИК и других. Содружество Независимых Государств, как одна из влиятельных международных организаций, также приобретает определенный опыт в урегулировании вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, основной целью которого является защита человеческих жизней.

Характерным для гуманистических акций в рамках ООН является учреждение в начале нового тысячелетия Международного дня мира. В сентябре 2001 г. на пятьдесят пятой сессии Генеральный секретарь обратился к сотрудникам ООН с открытым письмом, где была оглашена Резолюция Генеральной Ассамблеи, именовавшаяся "Международный день мира", в которой говорится: "Учитывая появляющуюся уникальную возможность для прекращения насилия и конфликтов во всем мире и обусловленную этим важность как можно более широкого пропагандирования и празднования Международного дня мира среди мировой общественности, стремясь привлечь внимание к целям Международного дня мира и для этого установить дату его ежегодного празднования, отличную от дня открытия очередных сессий Генеральной Ассамблеи, "постановляет, что начиная с пятьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеи Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября и что необходимо известить об этом всех людей для организации торжеств и празднований в честь мира; 2. заявляет, что отныне Международный день мира будет отмечаться как день прекращения огня и отказа от насилия во всем мире, и всем государствам и народам предлагается соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня; 3. призывает все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, и сотрудничать с Организацией Объединенных Наций в обеспечении прекращения огня во всем мире". Указанная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН не является нормой строгого права -- ius cogens -- но значение ее показательно в плане направленности к достижению мира.

Следует также помнить, что мир -- это не только отсутствие конфликтов. Прочный мир возможен только при развитии экономики, соблюдении социальной справедливости, охране окружающей среды, уважении прав человека во всех странах без исключения. Именно этой цели должно служить сотрудничество государств в рамках международных организаций -- прежде всего Организации Объединенных Наций.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце