URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Авдуевский В.С. К.Э.Циолковский. Космическая философия
Id: 1606
 
Предварительный заказ! Букинист. 1399 руб.

К.Э.Циолковский. Космическая философия

URSS. 2001. 480 с. Твердый переплет. ISBN 5-8360-0264-9.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Данное издание представляет собой собрание философских сочинений К.Э.Циолковского. Сведенные в двух частях тридцать шесть текстов не только охватывают период с 1903 по 1935 гг., но и позволяют проследить развитие основных положений того учения, которое сам Циолковский называл "Космической философией". Среди воспроизведенных текстов только семь достаточно хорошо знакомы читательской аудитории; из двадцати девяти других произведений двенадцать являются малоизвестными, а семнадцать публикуются впервые.

В основу распределения произведений по частям положен предметно-тематический принцип. В соответствии с ним в первую часть включены труды, содержащие изложение философско-этических и социальных идей Циолковского, которые составляют основное содержание "Космической философии". Во второй части собраны сочинения Циолковского, раскрывающие философские основания его этической концепции и проекта "идеального общественного устройства".

Хочется верить, что настоящее издание станет для многих читателей еще одной ступенькой к "познанию Циолковского" и послужит стимулом для новых поколений исследователей к освоению мира философских идей мыслителя.


 От составителей

Работа над настоящим изданием, продолжавшаяся около четырех лет, имела целью не просто опубликовать те или иные философские тексты К.Э.Циолковского, но отобрать тот минимум произведений мыслителя, который достаточно полно отражает содержание и динамику его мировоззренческих исканий. К тому же представлялось очень важным донести до читателей тексты в редакции, соответствующей последней творческой воле автора. Это была непростая задача, учитывая, что корпус философских сочинений Циолковского насчитывает более двухсот шестидесяти текстов, которые зафиксированы как в прижизненных публикациях, так и в рукописях, отложившихся в нескольких архивах. Реализация сформулированных таким образом принципов отбора и воспроизведения текстов предполагала сплошное изучение ВСЕХ дошедших до нас философских трудов основоположника теоретической космонавтики с учетом творческой истории каждого из них. Подобного уровня археографической подготовки не знала ни одна из предшествующих публикаций философских работ Циолковского.

Отличительной чертой данного издания является и его представительность по отношению к "полному собранию философских сочинений" мыслителя. Сведенные в двух частях тридцать шесть текстов впервые не только охватывают период с 1903 по 1935 гг., но и позволяют проследить развитие основных положений того учения, которое сам Циолковский называл "Космической философией". Вынесение этого названия в общий заголовок издания представляется оправданным, поскольку именно так был озаглавлен задуманный Циолковским незадолго до смерти сводный сборник философских статей. И хотя настоящее издание с точки зрения состава значительно отличается от готовившегося Циолковским сборника, его содержанию как нельзя более точно соответствует данное обобщающее название.

При отборе текстов принималась во внимание не только степень полноты, с какой в них отражалась философская мысль ученого, но и степень их (не)известности широкому кругу читателей. И хотя не всегда удавалось выдержать равные пропорции между этими характеристиками, в целом издание отличается новизной. Среди воспроизведенных в нем текстов только семь достаточно хорошо знакомы читательской аудитории; из двадцати девяти других произведений двенадцать являются малоизвестными, а семнадцать публикуются впервые.

В основу распределения произведений по частям положен предметно-тематический принцип. В соответствии с ним в первую часть включены труды, содержащие изложение философско-этических и социальных идей Циолковского, которые составляют основное содержание "Космической философии". Данное первой части общее название -- "Мысли о лучшем общественном устройстве" -- повторяет заголовок главной философской работы ученого. Тем самым подчеркивается преемственность между намерением Циолковского обобщить в 1917--1919 гг. свои философские размышления в сводном труде и предпринятой здесь попыткой свести воедино наиболее ярко выраженные и в законченном виде изложенные принципы его "научной этики" и "лучшего общественного устройства".

Подавляющее большинство философских произведений, составляющих первую часть, неизвестно массовому читателю (за исключением статьи "Горе и гений", публиковавшейся в последние годы неоднократно). В общем объеме издававшихся самим Циолковским работ сочинения этического и социального плана, как это не странно, занимают совсем немного места, хотя в рамках корпуса философских сочинений в целом они явно преобладают.

Степень их освоенности исследователями также недостаточно высока по сравнению с изученностью трудов Циолковского, сосредоточенных во второй части. На таком положении дел отразилась тенденция игнорирования некоторых сторон философского творчества основоположника космонавтики, явно преобладавшая в течение шестидесяти шести лет, прошедших со дня его смерти. То, с чем нельзя согласиться в высказываниях калужского мыслителя, или что могло, как казалось, бросить тень на его "светлый образ", не просто отодвигалось на задний план, а старательно замалчивалось. Складывается впечатление, что потомки были больше заинтересованы в создании близкого и понятного им образа "своего Циолковского", чем в бесстрастной характеристике его личности и трудов. Впрочем, иногда критический взгляд на плоды его творчества был невозможен не только из-за стремления подчинить их восприятие идеологической конъюнктуре, но и из-за терминологических трудностей, связанных с правильной интерпретацией высказывавшихся им мыслей.

Желание "изображать" Циолковского таким, каким хотелось бы его видеть, и "читать" в его текстах только то, что соответствовало этому "видению", в полной мере сказалось на судьбе этической и социальной составляющих его философского наследия.

Может быть, настоящее издание побудит к обстоятельному и беспристрастному исследованию "этики Циолковского" с позиций "вечных ценностей".

Во второй части собраны сочинения Циолковского, раскрывающие философские основания его этической концепции и проекта "идеального общественного устройства". Некоторые из них -- "Нирвана", "Монизм Вселенной", "Причина космоса", "Космическая философия" -- известны достаточно хорошо, поскольку публиковались в последние годы неоднократно. Однако в комплексе с другими работами -- малоизвестными и публикуемыми впервые -- они позволяют составить более четкое представление об интенсивности, с какой Циолковский разрабатывал философские основы своих этических и социальных построений, а также об обусловленных историческими причинами особенностях, которыми характеризовались эти разработки. В заголовке второй части -- "Монизм Вселенной" -- воспроизводится название самой, пожалуй, известной сегодня философской работы "калужского мыслителя", которое как нельзя лучше отражает основной постулат его метафизики.

История изучения философского творчества Циолковского, затрагивавшего проблемы, которые изложены в работах, сосредоточенных во второй части, насчитывает уже не одно десятилетие. При всей глубине выводов и тонкости наблюдений, сделанных рядом авторов, нельзя не констатировать наличие дискуссионных и даже противоречивых моментов в результатах их исследований. Пожалуй, наиболее спорным является вопрос об интерпретации идеи "причины космоса", активно вырабатывавшейся Циолковским на протяжении полувека и составившей один из краеугольных камней его "Космической философии". В литературе пока нет однозначного толкования этой идеи, как нет и исчерпывающих, основанных на обстоятельном анализе, доводов в пользу той или иной интерпретации.

Следует отметить, что невозможно провести линию, жестко разделяющую труды Циолковского, рассредоточенные по разным частям. Характерная черта его творчества, неоднократно отмечавшаяся исследователями, состояла в частых возвращениях к какой-то мысли в разных сочинениях и в тесном переплетении тематически подчас несвязанных сюжетов в одном и том же произведении. Исходным моментом в распределении философских текстов по частям было доминирование той или иной проблематики.

Внутри частей тексты расположены по хронологии. На первый взгляд такой порядок кому-то может показаться спорным, ведь в этом случае части открываются наиболее ранними из публикуемых, но короткими и касающимися достаточно узких вопросов статьями. Однако возможность выстроить временной ряд текстов представляется более важной, поскольку только так философская мысль Циолковского предстает в движении, в поисках новой аргументации и новых формулировок.

Задумывая несколько лет назад настоящее издание, мы предполагали свести до минимума число сопровождающих материалов в виде аналитических статей, содержащих рассуждения по поводу философского творчества Циолковского. Нам казалось достаточным ограничиться характеристикой корпуса философских сочинений мыслителя и рассмотрением с историко-философских позиций его этических взглядов. Однако нам настоятельно рекомендовали включить еще несколько статей с тем, чтобы "осовременить" Циолковского. Для читателей, желающих познакомиться с работами других авторов, изучавших в разные периоды нашей истории особенности философских исканий Циолковского, приводится перечень избранных трудов о "Космической философии".

Во многих социальных произведениях Циолковский призывает людей проникнуться значимостью той роли, которую в нашей истории играют вершинные достижения творческой мысли -- от открытия способа получения огня до "завоевания неба". Он поистине неутомим в стремлении убедить "человечество... отдавать, примерно, половину своих трудов на поддержку и реализацию мыслительной силы". Вместе с тем, говоря о необходимости поддержки талантов еще при их жизни, Циолковский предупреждал об опасности слепого поклонения мыслям и идеям, учениям и теориям.

"Нет гениев чистой воды, то есть исключительно добрых или исключительно злых: носителей чистой истины или чистого заблуждения. Во всяком самом безукоризненном гении найдем отрицательные черты... И злые гении представляли всегда смесь ложного с истинным. Но у них ложное преобладало, тогда как у добрых гениев перевес был на стороне истины". Эти мудрые слова Циолковского из его работы "Воображение или цена мысли" (1920 г.) следует помнить, оценивая его собственное творческое наследие.

Хочется верить, что настоящее издание станет для многих читателей еще одной ступенькой к "познанию Циолковского" и послужит стимулом для новых поколений исследователей к освоению мира философских идей "калужского мыслителя". Воздержимся, однако, как от безудержного восхищения и восхваления, так и от безоглядного порицания его философских позиций, помня его предупреждение о том, что "нет гениев чистой воды".

При подготовке рукописи к печати большую помощь составителям оказали директор архива РАН, доктор исторических наук Б.В.Левшин и ученый секретарь Комиссии по разработке научного наследия К.Э.Циолковского, кандидат технических наук С.А.Соколова.


 Предисловие

Имя Константина Эдуардовича Циолковского (1857--1935) общеизвестно, вклад его в сокровищницу знаний человечества очевиден. Он признанный основоположник современной космонавтики, изобретатель в области аэро- и ракетодинамики, теории дирижабле- и самолетостроения. О нем не забывают при изложении концепций Н.Ф.Федорова и А.А.Козлова, В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского. О Циолковском пишут книги и снимают фильмы, его образ запечатлен на художественных полотнах. Отмечены памятные места, связанные с именем Циолковского, открыты музеи. Более трех десятилетий проходят ежегодные Научные чтения, в ходе которых разрабатывается его богатое и разностороннее научное наследие.

И это справедливо. Все свои силы калужский мыслитель с полной искренностью посвятил одной цели -- "продвинуть человечество хоть немного вперед". Совершенствуя свою душу и разум, познавая мир, осваивая накопленные предшествующими поколениями знания, Константин Эдуардович помог обществу подняться на ту ступень развития, где мечта о будущем постепенно переходит в реальное его созидание. Значение его теоретических изысканий следует оценивать не только итогами научного наследия ученого, но богатством, разнообразием, оригинальностью и глубиной идей, порожденных его исследованиями.

Широта интересов, стремление к целостности, всеобщности, общезначимости изучаемых процессов и явлений делают К.Э.Циолковского одним из оригинальных мыслителей XX века. Его философствование плодотворно, оно будоражит воображение, стимулирует нравственное обновление души и совершенствование духа.

Предлагаемый сборник содержит философские и мировоззренческие работы ученого, без учета и знания которых невозможно в достаточной степени оценить его естественно-технические идеи и проекты. Значительная часть включенных в предлагаемое издание трудов ранее не публиковалась. Впервые работы К.Э.Циолковского этой направленности сопровождаются комментариями, источниковедческими и библиографическими справочными материалами, приложениями. У читателей появляется возможность составить самостоятельное мнение об особенностях представлений К.Э.Циолковского в отношении философской, этической и социологической проблематики и соотнести его с позицией исследователей творчества ученого. "Я учился, творя", -- писал Константин Эдуардович. Хотелось бы, чтобы эти слова стали "архимедовым рычагом" для тех, кого интересует философское наследие нашего великого соотечественника.

Председатель Комиссии по разработке научного наследия К.Э.Циолковского, академик Российской академии наук В.С.Авдуевский


 Оглавление

1 От составителей
2 Предисловие
3 Капитальное философско-космическое наследие К. Э. Циолковского человечеству

Мысли о лучшем общественном устройстве

4 Общий алфавит и язык
5 Горе и гений
6 Наука и вера
7 Эволюция представлений о божестве
8 Мысли о лучшем общественном устройстве
8 Утописты
9 Этика или естественные основы нравственности
10 Идеальный строй жизни
11 Свойства человека
12 Устройство людей на Земле
13 Постепенность законов для обществ разных категорий
14 Начало организации общества
15 Общечеловеческие меры
16 Полюсы человеческих качеств
17 Радость без расплаты
18 Радость и страдание
19 Горе человечества (Отрывки из рукописей)
20 Руководители человечества (Отрывок)
21 Жизнь человечества
22 Радость смерти
23 Права и обязанности человека
 1.Посмертное имеет большую цену, чем жизнь
 2.Как жить?
 3.Нельзя убивать
 4.Каждый человек имеет право на почву и океан
 5.Слово свободно и ненаказуемо
 6.Каждый живет, где хочет
 7.Обмен продуктами свободен
 8.Свободно образование обществ
 9.Не гоняйтесь судорожно за счастьем
 10.Нельзя убивать и есть животных
 11.Необходимо размножение более совершенных
 12.Добро и зло от богатства
 13.Кредит не нужен. Проценты не допустимы
25 Примечания

Монизм Вселенной

25 Нирвана
26 Бог милосерд
27 Благодарность
28 Монизм Вселенной (Конспект)
29 Причина космоса
30 Теоремы жизни (Как дополнение и пояснение к монизму)
31 Любовь к самому себе, или истинное себялюбие
32 Разговор о Боге
33 Круги новых познаний
34 Есть ли Бог
35 Есть ли Бог
36 Нет ничего (Мысли безбожника)
37 Высшая истина
38 Разум космоса и разум его существ
39 Необходимость космической точки зрения
40 Космическая философия
25 Примечания

Приложения

Мапельман В.М. "Космическая этика" К. Э. Циолковского Лесков Л.В. К. Э. Циолковский о будущем: взгляд из современности Казютинский В.В. Космическая философия К. Э. Циолковского в контексте русского космизма  1.Феномен русского космизма  2.Космическая философия К. Э. Циолковского: космос как экологическая ниша разума  3.Космическая философия К. Э. Циолковского в оценках космистов и антикосмистов Желнина Т.Н. Корпус философских сочинений К. Э. Циолковского 42 Желнина Т.Н. Указатель сочинений К. Э. Циолковского по темам: Монизм Вселенной. Научная этика. Причина космоса. Толкование Евангелий. Общественное устройство. Мировой язык. Человек. Психика и разум. Будущее Земли и человека  1.Произведения   1.1.Книги, статьи, заметки   1.2.Ответы читателям и корреспондентам   1.3.Отчеты   1.4.Обзоры, аннотации, перечни работ   1.5.Интервью  2.Подготовительные материалы   2.1.Подготовительные материалы к написанным произведениям   2.2.Подготовительные материалы к статьям, оставшимся ненаписанными   2.3.Материалы к публичным выступлениям   2.4.Отдельные записи Избранные труды о философском творчестве К. Э. Циолковского

[наверх]
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце