URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бутыркин А.Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности
Id: 16026
 
242 руб.

Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности

URSS. 2003. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00406-3.

 Аннотация

В монографии рассматриваются теоретические и практические проблемы одной из форм экономической организации --- вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Теоретические аспекты излагаются с позиции как неоклассического подхода, так и институциональной экономики, с выделением в последней экономической теории трансакционных издержек. Значительное внимание уделено альтернативным теориям, объясняющим эффективность вертикальной интеграции.

Особый акцент сделан на мягких формах вертикальной интеграции --- вертикальных ограничениях. В центре внимания автора --- франчайзинг, мягкие бюджетные ограничения и неплатежи, бартерные расчеты, давальческие контракты.

Предложена стройная математическая теория вертикальной интеграции с упором на особенности экономики переходного периода.

Монография предназначена для научных работников и преподавателей различных экономических дисциплин, а также для аспирантов и студентов соответствующих специальностей. Она может быть полезна для менеджеров и специалистов в области стратегического планирования и управления, руководящих работников, интересующихся теорией и практикой вертикальной интеграции.


 Оглавление

Введение
1 Фирма как объект вертикальной интеграции
  1.1.Основные концепции фирмы
  Технологическая концепция фирмы
  Контрактная концепция фирмы
  Стратегическая концепция фирмы
  1.2.Сущность и типы вертикальной интеграции
2 Концептуальные подходы к вертикальной интеграции
  2.1.Недостатки вертикальной интеграции
  2.2.Неоклассический анализ вертикальной интеграции
  2.3.Институциональный подход
  2.4. Несостоятельность рынка как стимул вертикальной интеграции
  2.5. Взаимосвязь неоклассического и институционального подходов
  2.6. Производственно-отраслевой подход
3 Альтернативные концепции вертикальной интеграции
  3.1.Краткий обзор основных направлений
  3.2.Вертикальная интеграция с точки зрения корпоративных финансов
  3.3.Заключительные замечания
4 Вертикальные ограничения
  4.1.Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
  4.2.Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений
  4.3.Мягкие бюджетные ограничения и неплатежи
  4.4.Бартерные расчеты
  4.5.Давальческие контракты как форма вертикальных ограничений
  Давальческие контракты как способ решения проблемы "двойной надбавки"
  Влияние давальческих контрактов на перерабатывающие предприятия
  Устойчивость и перспективы давальческих отношений
  4.6.Заключительные замечания
5 Модельный анализ объединения предприятий в вертикально интегрированную компанию
  5.1.Математическое моделирование n-звенной технологической цепочки
  Постановка задачи
  Случай чистой монополии
  Между чистой монополией и совершенной конкуренцией
  Случай совершенной конкуренции
  Рынок Курно--Нэша
  Потери общества от монопольной власти
  Возможность изменения технологии производства
  Повышение надежности поставок
  Возможность совместного финансирования производства
  Функционирование в условиях инфляции
  Устойчивость в условиях ценового давления
  5.2.Комбинация "производители--дистрибьюторы"
Заключение
Литература

 Введение

Экономическая интеграция -- объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними, происходящее как на уровне национальных хозяйств, отдельных стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Вертикальная интеграция -- производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.

Важность изучения проблем вертикальной интеграции становится более понятной, если вспомнить слова нобелевского лауреата по экономике Р.Коуза, сказанные им относительно недавно (в 1987 г.): "Вертикальную интеграцию считают одной из главных проблем теории промышленной организации" [77]. Дискуссии по вопросу целесообразности и эффективности вертикальной интеграции ведутся сегодня не только между представителями разных экономических школ и традиций, но даже внутри одного направления (например, между Р.Коузом и О.Уильямсоном). Главный вывод этих споров -- проблемы вертикальной интеграции очень далеки от своего разрешения.

Монография состоит из нескольких глав, в которых дается анализ специфики вертикальной интеграции с различных точек зрения. Такое деление логично, хотя и несколько условно, поскольку вертикальную интеграцию необходимо рассматривать как комплексное явление. Тем не менее, такое подразделение содержания помогает четче выявить круг проблем, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу.

В главе 1 рассматриваются различные концепции фирмы, составляющие основу анализа сущности вертикальной интеграции, дается развернутое определение понятия вертикальной интеграции.

В главе 2 анализируются различные подходы к вертикальной интеграции, рассматриваются ее связи с государственной политикой, отмечается сходство и различие неоклассического и институционального анализа. Здесь же приводится объяснение несостоятельности рынка как фактора развития вертикальной интеграции на основе известных работ О.Уильямсона [153, 154, 155, 156, 425, 426, 427, 428, 429, 430], в которых природа вертикальной интеграции раскрывается на основе трансакционной концепции. Возможность снижения трансакционных издержек в результате замены рынка внутренней организацией (этот процесс О.Уильямсон называет интернализацией) является сильнейшим фактором, стимулирующим возникновение вертикально интегрированной фирмы.

Глава 3 посвящена изучению многочисленных альтернативных подходов к объяснению феномена вертикальной интеграции.

В главе 4 дается объяснение вертикальным ограничениям и вертикальному контролю: франчайзингу, мягким бюджетным ограничениям и неплатежам, бартерным расчетам, давальческим контрактам.

В главе 5 приведена разработанная автором стройная последовательная математическая модель вертикальной интеграции на различных типах рынков.

Основные исследовательские проблемы, которые мы ставили перед собой в исследовании вертикальной интеграции и вертикальных ограничений, заключаются в следующем:

  • определить основные стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям как в экономической системе в принципе, так и в экономике России в частности;
  • идентифицировать особенности форм и методов вертикального контроля;
  • показать влияние вертикального контроля на положение основных экономических агентов рынка на разных этапах технологической цепочки, а также между производителем и дистрибьютором;
  • проанализировать, как вертикальная интеграция и вертикальные ограничения воздействуют на рыночную структуру;
  • сформулировать предложения по совершенствованию государственной политики в отношении вертикальной интеграции.
  • Надеемся, что хотя бы частично нам удалось решить поставленные задачи.


     Заключение

    Теоретические и практические проблемы, рассмотренные в настоящей монографии, далеко не исчерпывают всего круга задач, связанных с одной из альтернативных форм экономической организации -- вертикальной интеграцией. Тем не менее, нами была сделана попытка охватить эти задачи не фрагментарно, а комплексно, системно. В какой степени нам это удалось -- судить читателю.

    В заключение коснемся лишь нескольких аспектов вертикальной интеграции.

    Стратегический смысл вертикальной интеграции заключается в том, что она усиливает конкурентное преимущество компании. Ее преимущества и недостатки относительны. Если соотношение плюсов (лучшая координация производственных потоков и передача ноу-хау от звена к звену, специализация в технологии, внутренний контроль над всеми операциями, большая экономия на масштабах, приближение производства к продажам и рынку) и минусов (увеличение инвестиций, повышенные риски, более сложное и замедленное обновление технологий, меньшая гибкость при внесении изменений в товар) складывается не в пользу первых, то наиболее вероятным решением может быть отказ от вертикальной интеграции.

    За последние годы некоторые вертикально интегрированные компании стали находить вертикальную интеграцию настолько конкурентно незащищенной, что постепенно переходят к стратегии вертикальной дезинтеграции (или рассредоточения). Дезинтеграция предусматривает отказ от определенных производственных процессов внутри единой фирмы и переход на работу с независимыми, внешними поставщиками необходимых товаров или услуг. Рассредоточение имеет стратегический смысл в том случае, если:

  • определенные действия могут быть выполнены лучше и даже дешевле независимыми компаниями;
  • данная деятельность не является критически важной для достижения конкурентного преимущества фирмой и не связана с ее главными достоинствами, основными навыками или техническими ноу-хау;
  • сокращается риск подвергнуться воздействию, связанному с изменением технологии или изменением предпочтений покупателей;
  • ускоряются действия компании по совершенствованию организационной гибкости, сокращению производственного цикла, более быстрой разработке товаров и сокращению расходов на координацию;
  • рассредоточение позволяет компании специализироваться на ее основном бизнесе и делать то, что она делает лучше всего.

  • Таким образом, у стратегии вертикальной интеграции могут быть как сильные, так и слабые стороны. Какое направление и какой масштаб интеграции выбрать, зависит от следующего:

  • способна ли интеграция улучшить стратегически важные участки работы компании в направлении снижения издержек или увеличения дифференциации;
  • как интеграция влияет на капитальные затраты, гибкость и быстроту ответной реакции, административные расходы, связанные с необходимостью координации работы всех звеньев единой технологической цепочки;
  • способна ли интеграция создать конкурентные преимущества.

  • Без ясных ответов на эти вопросы вертикальная интеграция вряд ли будет привлекательным конкурентным стратегическим выбором.

     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце