URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Никитин Б.П. Устройство организма культуры, увиденное сквозь качественное развитие культурных средств мышления
Id: 160154
 
599 руб.

Устройство организма культуры, увиденное сквозь качественное развитие культурных средств мышления. Т.1-2

URSS. 2012. 960 с. Мягкая обложка.

 Аннотация

Входя в социальный мир, человек всю жизнь активно присваивает себе множество качественно особых культурных средств мышления, сущностных для его эпохи. Особые культурные средства нашего мышления --- это правильные предметные действия в быту, устная речь детских сказок и мифов, абстрактные понятия религии и науки, классическая логика, школьная математика и многое другое. Все это множество разнородных культурных средств мышления веками живет своей жизнью в обществе, всегда окружающем людей. В настоящей книге реализован взгляд на современное общество --- организм живой культуры --- как на живое целое, поэтапно сформировавшееся в филогенезе. Это развившееся органическое целое увидено в рамках одного построенного предмета исследования, а не многих десятков отдельных предметов изучения разных наук. В работе построена понятийная картина общего устройства и собственной жизни объекта исследования. "Выращенный" предмет исследования описывает органическую систему, способную к качественному саморазвитию; он организован как относительно формальная конструкция из 147 определяемых понятий, связанных формальными правилами. Построенный предмет описывает собственную жизнь многоуровневого человеческого общества, регулярно воспроизводящего себе психику очередных своих индивидов. Система понятий, объединенная в предмет исследования, включает не только качественно особые культурные средства мышления, которыми каждое сообщество наделяет своих новых индивидов, но и качественно особую картину мира, которой обладает человек, наделенный этими культурными средствами мышления.

Книга предназначена для специалистов в области мышления человека, прежде всего психологов, желающих ревизировать культурно-историческую теорию Л.С.Выготского, то есть разработать ее новую версию на иной теоретической платформе.


 Оглавление

Том I  

Введение
Глава 1. Объект исследования: сообщество
 1.1. Объект исследования Гегеля
 1.2. Объект нашего исследования
Глава 2. Метод исследования и его "клеточка"
 2.1. Подход к методу
 2.2. Исходная версия "клеточки"
 2.3. Сообщество и его индивиды
 2.4. Версия "клеточки" в кратком изложении
 2.5. Рабочая версия "клеточки"
 2.6. Матрица понятий и возводимый предмет исследования
Глава 3. Сообщество диада {уровень 1}
Глава 4. Сообщество семья малыша {уровень 2}
Глава 5. Сообщество община палеоантропов {уровень 3}
Глава 6. Сообщество этнос охотников {уровень 4}

Том II  

Глава 7. Сообщество раннего государства {уровень 5}
Глава 8. Индустриальное сообщество {уровень 6}
Глава 9. Современное сообщество {уровень 7}
Заключение
Указатель 147 элементов матрицы понятий
Литература

 Глава 7.Сообщество раннего государства {уровень 5} (отрывок)

И сказали они: построим себе
город и башню, высотою до небес;

Бытие (11.4)

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД {5.1}

Начало аграрного образа жизни первых этносов оставило очень мало следов для археологов. Приходится лишь констатировать, что в некоторых благоприятных регионах некоторые из этносов систематически занялись земледелием. Сначала они собирали обильные дикие злаки, а затем стали их сеять. Поселения самых ранних земледельцев угадываются по серпам, которыми сжинали зерновые. Серпы делались из серпоообразного оленьего рога и вставленного в него лезвия из множества мелких кремневых вкладышей. Этносам, ранее бывшим кочевыми охотниками, пришлось начать глубоко новую оседлую жизнь в деревнях, построенных у возделываемых полей. Несколько тысячелетий -- прямые последствия этого переломного исторического события для жизни сообществ земледельцев -- и будут рассматриваться в данной главе.

Начало новой эпохи называется неолитом -- "новым каменным веком". Появляются совершенно новые каменные орудия: шлифованные каменные топоры. При оседлой жизни земледельцев у них заметно позже появляется керамическая посуда. Ее многочисленные нетленные черепки являются для археологов ярким маркером места поселения эпохи керамического неолита. С V тыс. до н.э. в обиходе бурно развивающихся аграрных сообществ появляются металлы: самородное золото, медь, бронза. И, наконец, в самом финале эпохи появляется железо, -- металл, вместе с которым в жизнь многочисленных мелких аграрных сообществ приходит очередной глубокий кризис, создаваемый большими империями, постоянно нуждающимися в многочисленных новых рабах.

Центральным, сущностным признаком сообщества нового типа и качества культуры является производящая экономика.

Переход к производящей экономике на первых порах не ведет к повышению общего жизненного уровня. Переход к земледелию лишь позволяет существовать на данной плодородной территории существенно большему количеству людей, чем там могло жить в этносах охотников, которые лишь умело присваивали все дары природы своей территории. Жизнь сообщества, ранее ориентированная на немедленное потребление всего добытого, переориентировалась на отсроченное потребление. Теперь создаются не только семейные, но и общественные (храмовые, стратегические) запасы еды до следующего урожая.

Земледелие, скотоводство и культ Великой Богини, ее аграрные обряды -- являются основой жизни сообщества качественно нового типа. Своим трудом сообщество выращивает несколько видов зерновых культур и домашних животных. Качественно новый тип экономики и вытекающий отсюда новый образ жизни человека обеспечивают резкий прирост оседлого населения. В деревнях земледельцев больше, чем у кочевых охотников рождается и, главное, -- больше выживает детей. Дома дольше живут старики. Лежа дома у больного и раненного больше шансов выздороветь. При этом, по имеющимся данным, средняя продолжительность жизни неолитического человека составляла всего 21,1 года. [Ершова 2002 (a)]. Высокая рождаемость в деревнях и городах обуздывалась очень высокой детской смертностью.

Сообщество начинает жить большими поселениями, возникают собственно города. Город является узлом пересечения, местом сосредоточения всевозможных социальных связей всей территории сообщества и окружающих его соседей. Обязанность регулярного и тяжкого крестьянского труда уравновешивалась для рядового человека стабильностью окружающего мира и увереностью в завтрашнем {дне}.

Тип аграрного сообщества, возникшего в результате неолитической революции, будем называть государством. Развивающееся аграрное сообщество прошло через две особых формы своего бытия. Исторически первую из двух форм развивающегося сообщества будем называть протогосударством, а вторую -- собственно ранним государством. Определения этих понятий даются ниже. Предварительно лишь отметим, что государства всех уже осуществившихся форм развития создаются не для того, чтобы устроить людям рай на земле, а для того, чтобы не допустить здесь создание ада. В государстве некоторую потерю личной свободы человеку компенсирует коллективная солидарность и предсказуемый порядок. При этом каждый человек волен уйти в окружающий его сообщество страшный мир Хаоса. Но таких обычно {мало}.

Ключем к новому качеству культуры аграрного сообщества была не только производящая экономика, но и новая религия. В качественно прошлом сообществе охотник верхнего палеолита с риском для жизни на охоте добывал пропитание для семьи. В качественно новом сообществе каждому человеку приходится регулярно и монотонно трудиться сверх его собственных нужд. Все излишки продукции, как и сам труд, теперь направляются храму. "Это необходимо делать потому, что все принадлежащее людям, прооисходит в конечном счете от богов -- благодаря им они получают урожай, имеют детей, избавляются от болезней и т.д....Повседневная работа человека предстает как служение богам, ее смысл -- принесение жертвы. Люди находятся с богами в отношении товарообмена" [Антонова 1998. С.164]. Создается религия, в которой труд земледельца и скотовода, ремесленника и строителя, действия жреца являются необходимыми для существования всего мира [Антонова 1988]. Именно на излишки труда всего остального сообщества существовал храм, где только и могли сначала появиться, а затем и высоко развиться первые протонауки: целочисленная арифметика, астрология, алхимия.

Инженерная деятельность сообщества воплощалась в трудоемком строительстве храмов и различных астрономических сооружений. Обсерватории и многие мегалиты являлись средством для решения особой культурной задачи соподчинения всей жизни сообщества божественным законам мироздания. Эти законы считались познаваемыми потому, что они даны людям на небесах, в закономерном движении видимых там небесных тел. Организаторы жизни сообщества "черпали собственные силу и власть из небесного источника. Основой этого нового человеческого порядка был порядок космический....Эта негибкая, предсказуемая упорядоченность, впоследствии внедренная в календарь, была перенесена на организацию компонентов человека как машины. По сравнению с ранними формами ритуализированного порядка, этот механический порядок был навязан человеку извне" [Мамфорд 2001. С.21].

Святое место храмовой обсерватории стало местом, где соприкасаются простейшие законы механической жизни нескольких видимых на небосводе божественных светил и осуществившиеся тогда формы их познания сообществом. Решая эту социальную задачу в храмовых обсерваториях, жрецы начали строить простейшие математические модели

механической жизни некоторых видимых божественных светил. Прежде чем появилась математика как теоретическая система, возникло учение о числе как божественном начале мира. Носите- лем подобного высшего сакрального знания сообщества могла быть только каста жрецов. На каком-то из этапов внутреннего развития сообщества качество святости его астрономических мегалитов было перенесено на его город. Именно тогда возник культурный архетип: "святой город -- центр {мира}".

Филогенетический период сообщества длился более восьми тысячелетий. Знаком явного начала филогенетического периода, ярким признаком появления самого первого сообщества нового типа, стало возведение крепостных стен самого первого в мире го- рода Иерихон в начале VIII тыс. до н.э. Далее его дочерние аграр- ные сообщества типа протогосударств и ранних государств поя- вились во многих частях света: все Средиземноморье, Европа, Индия, Китай, Америка Центральная и Южная. Подчеркиваем, что автономное возникновение первого сообщества качества про- тогосударства произошло лишь однажды в регионе, объединяю- щем Месопотамию и Балканы. Далее разными путями и при разных обстоятельствах оттуда осуществлялось почкование ба- зисного комплекса форм живой культуры этого сообщества. Масса протогосударств всего мира были невольными дочерними образованиями, по разным причинам отпочковавшимися от нескольких самых первых ранних сообществ этого высокого качества.

В подходящем регионе почкой для зарождения нового государства могла стать группа колонистов, вынужденно ушедших из родных мест в поисках лучшей доли. Либо группа колонистов уплывала на корабле в известные им новые земли, но их корабль, волей морской стихии, попадал в совсем другие места. И тогда они вынужденно основывали новое протогосу- дарство там, куда попали по воле своих божеств, ветров и тече- ний. Так, посредством почкования базисного комплекса форм жи- вой культуры нового типа, возникших в сообществах Междуре- чья и Средиземноморья, ступенчатые пирамиды, ориентированные по солнцу, стали возводиться по всему свету, включая Мезоамерику, Перу и Китай.

Предпосылкой финала филогенетического периода ранних государств Евразии стало появление технологии дешевого железа (дешевого супероружия из железа). На этой культурной основе, стало возможным рождение первых больших империй. Базисом и культурным фундаментом для начала качественно следующего этапа развития всех сообществ Европы явилось рождение огромной Римской империи. В ней среди созданной несчетной массы рабов и городской нищеты возникло и расцвело христианство. Финал филогенетического периода рассматриваемого сообщества практически совпал с концом расцвета Древней Греции, порабощенной соседним Римом. Точкой в конце финала эпохи стало начало становления христианской церкви в качестве Вселенской церкви священной Римской империи. В этот исторический момент Западная Европа и Византия стали обретать новое качество культуры, переходное к будущему сообществу Нового времени. Началась качественно другая -- христианская -- история человечества, разговор о которой в следующей главе.

Сообщества рассматриваемого типа и качества создали целый ряд совершенно новых форм культуры, высоко значимых до сих пор. Перечислим основные, чтобы затем пристально рассмотреть некоторые из них.

Производящая экономика, в которой интенсивное производство зерна комбинировано с животноводством. Каждой свободной семье в деревне это обеспечивает сытую жизнь и достаток.

Человеческие мегамашины. Высокая концентрация населения сообщества в больших деревнях и городах и осуществляемое административное управление большими группами работников, позволили создавать новую форму культуры, обозначаемую как "человеческие мегамашины". Так Л.Мамфорд [2001] назвал большую группу обычных людей, которые совместно своими руками делают общее дело под непосредственным управлением одного администратора, назначенного сообществом.

Сущностными характеристиками человеческой мегамашины являются совместность объединенных биомеханических усилий большой группы обычных людей, их упорство в достижении любой общей цели, поставленной администратором. "Неотъемлемой частью мегамашины служила хорошо организованная бюрократия -- то есть группа людей, способных передавать и выполнять приказы с ритуальной педантичность жреца и бездумным послушанием солдата" [Мамфорд 2001. с.263]. Человеческая мегамашина исходно использовалась сообществом, в частности, для транспортировки многотонных (в десятки и сотни тонн) каменных монолитов на многие километры. Чтобы затем построить из них мегалитические сооружения разного рода. Одной из поздних форм применения сообществом своей человеческой мегамашины являются армейские легионы больших империй.

Письменность создавалась для собственных нужд администрации сообщества, чтобы точно вести учет всего государственного, чтобы точно передавать на места исполнителям все тексты указов верховной власти. В момент зарождения письменность была иероглифической, и лишь затем она стала отчасти фонетической. Шумерам на это потребовалось более тысячи лет. В переходный период письменность была силлабической, когда одна буква обозначает один слог, состоящий из согласного и подразумеваемого гласного звуков. И лишь затем в Греции в IX веке до н.э. ее новая письменность стала собственно алфавитной. Этот пример оказался заразителен для некоторых соседей. Такова наиболее популярная версия, но есть и другие.

Металлургия, которая на Ближнем Востоке и в Европе последовательно прошла через золото и медь к бронзе и к железу. На базе сакральной практики металлургии, творящей божественные металлы из природной руды, в сообществе металлургов зародилась протонаука алхимия.

Математика. Продолжая традицию действия пересчета, возникшего еще в этносах охотников, жрецами сообщества развивалась целочисленная арифметика, являющаяся качественно иной формой культуры. В Греции древняя геометрия приняла особую форму, глубоко иную, чем в других сообществах того времени. И, главное, что в Греции геометрия дозрела до оригинальной культурной формы -- аксиоматической концепции Евклида. А созданный тогда архимедов метод исчисления объемов стал базисом для будущего исчисления бесконечно малых, которое через две тысячи лет легло в основание физико-математической концепции небесной механики Ньютона.

Логика. Лишь однажды в истории человечества была создана классическая логика, -- силлогистика Аристотеля, перевернувшая мировидение тех сообществ, которые восприняли ее как мировоззренческую догму и стали веками строить свою картину мира логически правильно.

Каждая полезная техническая новинка, возникнув где-либо, в те времена могла быстро разноситься по всей ойкумене, лишенной политических границ. За филогенетический период сообщества в регионе Средиземноморья и Европы возникала масса конкретных аграрных сообществ. В их жизни самостоятельные новации разного рода дополнялись заимствованиями всего передового у соседей. Начиная с технологий изготовления домашней керамики, опыта рудознатства, добычи руды, изготовления металлов и разных изделий из них. Вплоть до заимствования народами чужих богов. С группами переселенцев по всей Евразии путешествовали виды полезных растений и домашнего скота. Так, культивируемые злаки Афганистана быстро оказались на Балканах и уже оттуда далее буквально разошлись с группами переселенцев по Западной Европе.

Максимально схематично обозначим три основных этапа развития аграрного сообщества за его филогенетический период.

Между этносами охотников верхнего палеолита и первыми явно аграрными сообществами, которые можно было бы назвать государствами, существовал переходный период. Одной из его проблем является взаимосвязь появления в сообществе неких божеств нового типа и появления производящей экономики, сущностной, основополагающей для сообществ нового качества. Среди историков этот вопрос является дискуссионным [Корниенко 2006]. Но нас он интересует с особой точки зрения: посредством каких культурных средств развивающееся сообщество тогда общалось со своими новыми божествами.

Слабые следы начала теологической реформы обнаруживаются еще в финале верхнего палеолита, внутри этносов охотников. В Западной Европе этносы охотников создавали прекрасную пещерную живопись. Апофеоз реализма пещерной живописи был достигнут в археологической культуре мадлен (VII--XIII тыс. до н.э.) [Окладников 1967]. Однако, достигнув высочайшего реализма, пещерная живопись затем перестает создаваться, пещерные храмы больше не используются сообществом как таковые, они забрасываются и забываются. Природу этой странности развития можно понять, если вспомнить о функции сущностного артефакта -- идола животного -- в этносе охотников. Артефакт идола там является культурным средством, опосредующим живое общение между сообществом и его божествами. Их общение происходит в высшем действии этноса, когда исполняются племенные мифы, непосредственно обращенные к новому идолу, созданному накануне и оживленному свежей кровью животного.


 Об авторе

Борис Петрович НИКИТИН (род. в 1949 г.)

Сфера научных интересов -- мышление человека. В 1968 г. получил диплом техника-математика-программиста. После двух лет армии поступил на факультет психологии МГУ, который окончил в 1977 г. На этот гуманитарный факультет я пришел со стилем мышления программиста. Первая научная публикация (в соавторстве) -- статья по нейропсихологии в 1973 г. В 1974--1986 гг. -- сотрудник Института психологии АН СССР. К концу этого периода в научной работе я слишком отклонился от собственно психологии в не очень понятное "междисциплинарье". Тема подготовленной тогда кандидатской работы (мышление младенца) не была утверждена ученым советом, и в 1986 г. с институтом я расстался. Работа по теме природы мышления была продолжена дома. Позже эта так и не защищенная кандидатская работа стала главой 3 в настоящей книге.

В 1995 г. меня основательно парализовало, стал инвалидом II группы: хожу по городу, но не очень быстро. Этим обстоятельством судьба предоставила мне возможность спокойно посидеть за рабочим столом с текстовым редактором и в библиотеке. В результате пятнадцати лет домашней работы по теме развития мышления мои самые общие заготовки об исходных формах культурных средств мышления приняли форму текста данной книги. В ней из ранее сформулированных общих философских и культурно-исторических представлений о развитии культурных средств человеческого мышления (в филогенезе и онтогенезе) построена система новых понятий, организованных по общим формальным правилам. Тему развития мышления пришлось рассматривать максимально широко, потому что культурные средства мышления человечества качественно развиваются вместе с тем сообществом, которое их создает, ими владеет и, главное, наделяет ими каждого из очередных своих новичков.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце