URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Богданов А.П. Цветность пера птиц: Биологический очерк
Id: 160011
 
199 руб.

Цветность пера птиц: Биологический очерк. Изд.2

URSS. 2012. 128 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02770-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1858 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося российского зоолога и антрополога А.П.Богданова (1834--1896), посвященная исследованию цветности оперения птиц, в частности факторов, влияющих на цвет перьев. Цветность рассматривается в работе с химической, микроскопической и биологической точек зрения. Автор ставит целью определить степень участия пигмента и физических свойств поверхности в различных оттенках цветов. Изучается также видовое значение цветности. Во введении содержится историческое обозрение вопроса о цветности.

Книга рекомендуется историкам биологии, орнитологам и зоологам других специальностей, а также всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

Введенiе
 § 1.Важность изученiя цветности
 § 2.Историческое обозренiе вопроса о цветности. Сочиненiе Вейсса
 § 3Сочиненiе Фойгта, полагающее основанiе морфологической стороне цветности
 § 4.Сочиненiе Глогера, дающее вопросу о цветности бiологическое значенiе
 § 5.Новейшiя изследованiя по этому предмету. Объемъ и цель предлагаемая очерка
I.  Цветность съ химической точки зренiя
 § 1.Теорiя Альтума, отвергающая участiе особаго химическаго элемента въ явленiяхъ цветности
 § 2.Недостатки этой теорiи, указанные уже самимъ Альтумомъ
 § 3.Опытъ, доказывающiй существованiе пигмента.
 § 4.Попытка получить понятiе о химическихъ свойствахъ пигмента изъ сравнителънаго анализа перьевъ различныхъ цветовъ
 § 5.Изученiе действiя некоторыхъ реактивовъ на различнопокрашенныя перья
 § 6.Историческое указанiе мненiй о пигменте техъ орнитологовъ, которые принимали его существованiе
 § 7.Способъ выделенiя различныхъ пигментовъ. Разсмотренiе краснаго, желтаго, зеленаго и чернаго пигментовъ
 § 8.Действителько ли пигментъ выделяется предложеннымъ способомъ? Въ такомъ ли состоянии онъ выделяется, въ какомъ находится въ организме?
 § 9.Общiе выводы изъ разсмотренiя пигмента съ химической точки зренiя
II.  Цветность съ микроскопической точки зрения
 § 1.Предварительное уясненiе терминовъ: строенiе и устройство
 § 2.Какъ представляется пигментъ подъ микроскопомъ? Разделенiе микроскопомъ пигментовъ на две группы, подтверждающее выводы предъидущей главы
 § 3.Въ какихъ анатомическихъ элемеятахъ пера заключается пигментъ?
 § 4.Развитiе пигмента Недостаточность сведенiй въ этомъ отношенiи
 § 5.На сколько различiе въ цвете перьевъ связано съ различiемъ въ строенiи?
 § 6.Явленiя металличности и ирризацiи; данныя, указываемыя микроскопомъ
 § 7.Связь ирризацiи съ другими физическими явленiями.
 § 8.Отчего только верхняя сторона у большей части перьевъ имеетъ ирризацiю и металличность?
 § 9.Синiй цветъ есть явленiе оптическое
 § 10.Общiе выводы изъ предъидущаго
III.  Цветность съ бiологической точки зренiя
 § 1.Объемъ и направленiе этого отдела
 § 2.Физическое значенiе пигмента
 § 3.Соотношенiе цветности съ различными частями тела птицы
 § 4.Указанiе на соотношенiе пигментовъ между собою
 § 5.Не представляютъ ли явленiя цветности соотношения съ зоологическими группами?
 § 6.Изученiе влiянiя внешнихъ деятелей на цветность; недостаточность сведенiй въ этомъ отношенiи; причина этого
 § 7.Влiянiе пищи на цветность
 § 8.Влiянiе большей или меньшей напряженности света
 § 9.Влiянiе температуры
 § 10.Влiянiе сухости. Наблюденiя Мевеса
 § 11.Влiянiе местообитанiя на цветность
 § 12.Измененiе цветности по возрастамъ птицы; брачное платье. Теорiя Шлегеля
 § 13.Влiянiе страха и воображенiя
 § 14.Влiянiе ненормальныхъ условiй:
  a) Патологическiя явленiя цветности
  b) Порабощенiе
  c) Заточенiе
 § 15.Влiянiе наследственности
 § 16.Соотношенiе цвета перьевъ съ другими явленiями цветности птицъ
 § 17.Значенiе цветности какъ видоваго признака
Заключенiе
Литература
Положенiя

 Введение (отрывок)

Ceux, disait Leibniz, qui aimenta entrer dans
les details des sciences meprisent les recherches
abstraites et generales; et ceux, qui approfondis-
sent les principes entrent rarement dans des par-
ticularites. Pour moi, ajoutait il, j'estime egale-
ment Tun et l'autre.
Flourens.

§ 1. Цветность перьевъ составляетъ одинъ изъ животрепещущихъ и важныхъ вопросовъ, такъ-какъ съ нею связывается много другихъ выводовъ, живо интересующихъ науку. Этимъ объясняется, какъ появленiе множества статей о цветности въ повременныхъ изданiяхъ, преимущественно орнитологическихъ, такъ и то, что въ числе вопросовъ, поставленныхъ на очередь, въ прошломъ общемъ заседанiи орнитологическаго общества всего более занимались вопросомъ о цветности. Не смотря на жаркiе споры, на участiе многихъ деятелей, пользующихся уваженiемъ въ науке, не смотря на рядъ статей и наблюденiй, представленныхъ и спецiалистами и неспециалистами,- вопросъ этотъ далеко не решенъ окончательно; напротивъ даже, появленiе разнообразныхъ теорiй и множество фактовъ, объясняемыхъ то съ той, то съ другой точки зренiя, вызвали необходимость, для возможности идти впередъ, возвратиться несколько назадъ, собрать все сказанное pro и contra, оценить его для того, чтобы, зная точку, на которой остановились мненiя, можно было бы ихъ подвергнуть поверке опыта и наблюдения: отсюда вытекаетъ возможность не безнолезности и моего разсужденiя.

Чтобы изучить какое-нибудь явленiе жизни животной во всей полноте, нужно разсмотреть его исторически съ двухъ точекъ зренiя: во-первыхъ, на сколько влiяютъ въ данномъ явленiи образовательныя силы самаго животнаго и что присходитъ подъ влiянiемъ этихъ силъ, и во-вторыхъ, на сколько участвуетъ въ явленiи другой факторъ -- внешняя среда, внешнiя условiя, на сколько они изменили и изменяютъ данное явленiе. По этому и я намеренъ разсмотреть сначала свой вопросъ съ химико-анатомической точки зренiя. а потомъ проследить какое измененiе происходить въ химической и анатомической стороне нашего явленiя подъ влiянiемъ внешнихъ деятелей, съ которыми необходимо сталкивается животное: только разсмотревши такимъ образомъ вопросъ, можно уловить жизнь его на столько, на сколько слово и буква могутъ условить всестороннее, стройное теченiе явленiй природы.

§ 2. Цвета животныхъ и растенiй издавна обращали на себя вниманiе въ особенности любителей неспецiалистовъ и были причиною того,что коллекцiи животныхъ ярко-покрашенныхъ, замечательныхъ размещенiемь красокъ, игрою цветовъ, представляли всего более полноты и делали изъ этихъ классовъ сравнительно наиболее обработанные въ науке. Даже и въ наше время орнитологiя, энтомологiя и конхилiологiя имеютъ, иногда даже къ своему несчастiю,всего более любителей неспецiалистовъ, составляютъ единственные классы, обработке которыхъ посвящаютъ свою деятельность исключительно целыя общества, имеготъ свои отдельные органы, какъ-то журналы fur Entomologie, fur Ornithologie, Malaco-zoologische Zeitung. Конечно, причину такого преимущества этихъ классовъ нельзя исключительно искать только въ одной цветности, но нельзя не согласиться, что она есть одна изъ главнейшихъ причинъ этого.

Древнiе естествоиспытатели описывали цветность только съ морфологической точки зренiя, обращая на нее вниманiе, по скольку она можетъ служить для различiя видовъ животныхъ между собою. Но съ конца прошлаго столетiя и начала нынешняго появляется несколько сочиненiй весьма важныхъ, изъ которыхъ одни исключительно посвящены изученiю цветности и ея измененiй въ органическихъ телахъ; другiя же касаются ея только отчасти, имея предметомъ более общiя явлеяiя, относительно которыхъ цветность составляетъ только одну изъ частныхъ сторонъ. Такъ въ 1797 г. Геттипгенскiй университетъ задалъ на конкурсъ изученiе влiянiя света на органическiя тела, вопросъ, очевидно находящейся въ тесной связи съ цветностiю. Награды удостоены были два сочиненiя: Горна, исключительно посвященное изученiю действiя света на человеческiй организмъ, и Эбермайера, изданное въ Оснабрюке въ 1799 году подъ заглавiемъ: 'Versuch einer Geschichte des Lichles in Ruksicht seines Einflusses auf die gesammte Natur, und auf den menschlichen Korper. ausser dem Gesichte'. Вопросъ Геттингенскаго университета вызвалъ также весьма любопытный трудъ, Христiана Самуила Вейсса, Доктора Философiи, изданный Линнеевскимъ Обществомъ въ Лейпциге въ 1801 подъ заглавiемъ: "Betrachtung ernes merkwurdigen Gesetzes der Farbenanderimg organischen Korper durch den Einfluss des Lichtes". Сочиненiе это посвящено безсмертному основателю Московскаго Общества Испытателей Природы Г.И.Фишеру Фонъ Вальдгейму, который въ особенности сочувствовалъ важному вопросу, поднятому въ Геттингене. Сочиненiя Эбермайера и Вейсса представляютъ новую эпоху въ вопросе о цветности темъ, что стараются найти связь этой последней съ другими явленiями, дойти до познанiя законовъ ея. Уже время появленiя этихъ сочиненiй указываетъ на то, что они преимущественно должны были быть философскими, преимущественно обращены на изследованiе сущности цветовъ, такъ сказать на философiю явленiй; но не смотря на такое главное направленiе, сочиненiя эти, и въ особенности Вейсса, не упускаютъ изъ виду опытовъ и наблюденiй, хотя съ своей стороны не вносятъ новыхъ данныхъ въ науку, ограничивая свою деятельность, въ разбираемомъ вопросе, отыскиванiемъ смысла уже имеющемуся матерiалу въ науке. Вейссъ начинаетъ свое сочиненiе вопросомъ о причине цветовъ (den Grund der Farben), которую онъ принимаетъ въ недостатке химическаго сродства между теломъ и отражаемыми отъ него лучами; такимъ образомъ красное тело есть то, которое поглощаетъ, всасываетъ все лучи кроме краснаго. Мертвыя и живыя тела, подверженныя действiю света, представляютъ совершенно противоположныя явленiя: первыя светлеютъ, вторыя темнеютъ.

Большая светлость предметовъ неодушевленныхъ, подверженныхъ съ теченiемъ времени действiю света, объясняется темъ, что тело наконецъ насыщается лучами и становится менее способнымъ поглощать, а потому отражаетъ большое количество лучей, которые и делаютъ его более светлымъ. Такъ объясняетъ Вейссъ выцветанiе перьевъ на чучелахъ, подверженныхъ продолжительному действiю света. Напротивъ живое тело, органическое существо, чемъ более подвержено действiю света, темъ становится темнее; но очевидно, говорить онъ, что это справедливо только для телъ, поставленныхъ въ одинакiя условiя, потому-что цветъ животнаго или растенiя есть разультатъ влiянiя света (Lichtreizes) на воспрiимчивость (Erregbarkeit) организма, которая въ разныхъ телахъ далеко не одинакова. Известно, что подъ экваторомъ животныя являются более темными, подъ полюсомъ более светлыми; причину этого Вейссъ видитъ исключительно въ действiи большей или меньшей яркости света, а не теплоты, которой онъ въ этомъ случае приписываетъ самую незначительную роль, ибо одна теплота, по его мненiю, производить совершенно обратныя действiя. За темъ во второй главе своего сочиненiя Вейссъ разбираетъ вопросъ: какимъ образомъ светъ действуетъ на организмъ, механически или химически, и становится на сторону последняго. Свой взглядъ на это онъ суммируетъ такъ: "Das Licht wirkt als ein Beiz auf die Lebenskraft oder die Erregbarkeit derjenigen organisirten Theile des Organismus, die er trift; und das Product, die Folge dieser Erregung 1st: dass die Secretion des Pigmentes auf der Oberflache des Korpers verandert wird, das Pigment erhalt eine besondere Mischung und zwar eine solche, class seine Verwandschaft gegen den freien Lichtstoff vermehrt wird, je mehr, und vermindert, je weniger die Secretionsorgane vom Lichtreize afficirt werden".

Въ третьей главе Вейссъ разсматриваетъ телеологическое значенiе пигмента, какъ выделенiл, предохраняющаго организмъ отъ излишняго действiя света, и выставляетъ замечательное соотношенiе между причиною, производящею явленiе, и его конечнымъ разулетатомъ: такъ яркость света вызываетъ выделенiе пигмента, служить ему причиною; значенiе же последняго предохранять организмъ отъ излишней яркости. Указанiе на подобное соотношенiе явленiй весьма замечательно для того времени и заслуживаетъ, чтобы обратить на него вниманiе.

§ 3. Въ 1816 году явилось сочиненiе Фойгта, Профессора въ Iене Эdie Farben der organischen Korper, wissenschaftlich bearbeitetЭ, сочиненiе, составляющее въ некоторомъ смысле противуположность первому: тогда-какъ Вейссъ стремится изучить причину явленiй, ихъ значенiе, Фойгтъ ограничивается более скромною задачею, изученiемъ морфологическихъ явленiй цветности въ органическихъ телахъ, не отказываясь однако же отъ стремленiя выводить непосредственные результаты изъ явленiй и, при случае, обобщать ихъ. Это первое сочиненiе, посвященное собственно цветности, имевшее целiю положить научныя, твердый основанiя этому вопросу. Сочиненiе Фойгта имеетъ предметомъ изученiе явленiй цветности во всемъ органическомъ царстве, и относится столько же къ растенiямъ, сколько и къ животнымъ; въ немъ уже высказано много идей, которыя въ последнее время преимущественно занимали орнитологовъ, и также дано несколько совершенно удовлетворительныхъ объясненiй различнымъ явленiямъ. Фойгтъ принимаетъ за причину цветности пигментъ, и потому начинаетъ свое изследованiе съ обозренiя физико-химическихъ его свойствъ, конечно на сколько это позволяли ему сведенiя того времени, которыя касались только растительныхъ пигментовъ; относительно же животныхъ пигментовъ онъ могъ делать только более или менее правдоподобный заключенiя. Онъ думаетъ, что причина цветности въ органической природе есть углеродъ, составляющей собственно деятельное вещество въ пигменте, и который въ растительныхъ пигментахъ находится въ соединенiи съ водородомъ, въ животныхъ же -- съ кислородомъ. Это мненiе о преимущественномъ значенiи углерода въ цветности-весьма темно; трудно решить, хотелъ ли выразить этимъ авторъ преобладанiе его по количеству, или особое свойство его обусловливать различный степени цветовъ. Но во всякомъ случае это стремленiе дать себе отчетъ въ химическомъ значенiи пигмента и съ него начать свои изследованiя, весьма замечательно. Сказавши за темъ несколько словъ о нахожденiи пигмента всегда на периферическихъ, наружныхъ частяхъ, Фойгтъ старается представить формы различныхъ размещенiй пигмента и способа происхожденiя рисунка рубашки животныхъ. После этого следуетъ длинное изыскайiе о размещенiи и последовательности цветовъ въ растенiяхъ, съ приложенiемъ перечня естественныхъ семействъ, разсмотренныхъ съ этой точки зренiя. За растенiями следуютъ животныя, разсмотренныя съ такою же полнотою; и въ этой части сочиненiе Фойгта представляетъ много любопытным данныхъ. По цветности Фойгтъ разделяетъ животныхъ на темно-покрашенныхъ и ярко-покрашенныхъ; къ первымъ принадлежать все животныя белаго, сераго и чернаго цветовъ, ко второму все остальныя. Фойгтъ уже знаетъ, что серый цветъ волосъ и пуха происходить не отъ особаго пигмента, а отъ последовательнаго сочетанiя черныхъ и белыхъ частей ихъ. Точно также, говоря о последователъности цветовъ,онъ указываетъ на определенныйзаконъ въ замещенiи ихъ; такъ напримеръ, что желтый переходить въ красный и т.д. Размещенiе на различныхъ частяхъ тела птицы также не ускользнуло отъ него: онъ уже обращаетъ вниманiе на стремленiе глотки быть более ярко-покрашенною и принимать даже металлическiй отливъ; причину этого онъ видитъ въ большой воспрiимчивости (Erregbarkeit) этого места , лежащаго вблизи органа пенiя. При этомъ онъ указываетъ на одно замечательное явленiе, которое состоитъ въ томъ, что нетъ ни одной птицы, у которой бы глотка была покрашена простымъ неметаллическимь зеленымъ цветомъ. Фойгтъ также знаетъ, наприм., что брачное перо зяблика происходить отъ того, что кончики перьевъ, замаскировывающее яркiе, глубже лежащiе, цвета, съ теченiемъ времени изнашиваясь, отпадаютъ и такимъ образомъ позволяютъ птице принять более яркiй цветъ безъ линянiя. Большую степень напряженности цветовъ, замечаемую въ хвостовыхъ и крыловыхъ перьяхъ, онъ объяснялъ, относительно первыхъ, близостiю половыхъ органовъ, относительно же вторыхъ -- большею степенью жизненной деятельности въ частяхъ, составляющие крыло. За темъ следуетъ разсмотренiе,съ точки зренiя цветности, прочихъ классовъ животнаго царства. Сочиненiе оканчивается наконецъ несколькими словами о металлическихъ цветахъ. въ которыхъ онъ высказываетъ сомненiе въ уверенiи Левальяна, будто металличносгь колибри появляется только после смерти и есть явленiе, незамечаемое при жизни животнаго. Фойгтъ даже делалъ несколько попытокъ, хотя неудачныхъ, искусственнаго образованiя металлическаго пера изъ неметаллическаго.


  Об авторе

Анатолий Петрович БОГДАНОВ (1834--1896)

Выдающийся российский зоолог, антрополог, историк зоологии, один из основателей антропологии в России. Родился в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии. В 1855 г. окончил физико-математический факультет Московского университета. Ученик известного биолога К.Ф.Рулье. В 1858 г. защитил диссертацию на степень магистра зоологии и был назначен исправляющим должность адъюнкта по кафедре зоологии в Московском университете; в 1863 г. получил звание исправляющего должность экстраординарного профессора; в 1867 г. назначен ординарным профессором. Неоднократно выезжал за границу; знакомился с музеями и лабораториями многих городов Европы, с организацией научных исследований за рубежом. С 1863 г. заведовал Зоологическим музеем, с 1872 г. состоял директором отдела прикладной зоологии в Московском музее прикладных знаний и директором Комитета шелководства. С 1883 г. заслуженный профессор Московского университета, с 1890 г. член-корреспондент Петербургской академии наук.

А.П.Богданов -- автор фундаментальных работ по зоологии и ее истории, а также по антропологии, посвященных главным образом краниологии древнего населения России. В своих антропологических трудах он проводил мысль о принципиальном различии единиц расовой систематики и лингвистической и этнической категорий; выступал с критикой реакционных теорий расизма и полигенизма. Он также получил широкую известность как организатор первых антропологических учреждений и популяризатор естественно-научных знаний. По его инициативе были основаны Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общество акклиматизации животных и растений; организованы Этнографическая (1867), Политехническая (1872) и Антропологическая (1879) выставки, положившие начало политехническому и антропологическому музеям в Москве.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце