URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Малыгина О.А. Обучение ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ на основе системно-деятельностного подхода Обложка Малыгина О.А. Обучение ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ на основе системно-деятельностного подхода
Id: 253695
602 р.

Обучение ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ на основе системно-деятельностного подхода №17. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 254 с. ISBN 978-5-382-01954-3.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В настоящем пособии раскрываются основы системно-деятельностного подхода к обучению, описывается реализация подхода в курсе высшей математики. Отдельный параграф посвящен решению задачи дипломного проектирования: предлагается усовершенствованная методика расчета производительности информационной системы.

Пособие предназначается для повышения квалификации преподавателей элементарной и высшей математики. Оно может быть использовано студентами... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1. Теоретические основы экспериментальной модели обучения высшей математике
 § 1. Проблемы математической подготовки инженера в техническом вузе
 § 2. Системный подход и системный анализ
 § 3. Деятельностный подход к обучению
 § 4. Цели обучения в экспериментальной модели
 § 5. Принципы обучения в экспериментальной модели
 § 6. Экспериментальная модель и общие дидактические принципы обучения
 § 7. Воспитывающая функция экспериментального обучения
Глава 2. Формирование деятельности системного анализа и математического моделирования на материале элементарной математики
 § 1. Решение сюжетных задач на основе метода математического моделирования с использованием системного анализа
 § 2. Описание методических материалов
 § 3. Организация учебного процесса
 § 4. Примеры решения сюжетных задач
Глава 3. Методическое обеспечение экспериментального обучения высшей математике (на примере курса математического анализа)
 § 1. Экспериментальная модель курса математического анализа
 § 2. Реализация экспериментальной модели в учебном процессе
 § 3. Учебно-методический комплекс экспериментального обучения
 § 4. Использование высшей математики в дипломном проектировании
Заключение
Литература

Введение
top

Обучение в высшей школе должно обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста. Современный инженер является исследователем, проектировщиком, конструктором, организатором, контролером. Формирование столь широкопрофильной деятельности осуществляется в процессе обучения в вузе (университете). Значительная роль при этом отводится математике, особенно в вопросах исследования исходных объектов и создании новых. Анализ существующих программ и методик обучения позволяет выделить ряд проблем при изучении курса высшей математики. Для разрешения таких проблем разработана экспериментальная модель курса высшей математики на основе достижений системного подхода и теории деятельности.

Основными принципами экспериментальной модели являются:

1) принцип системного построения содержания курса высшей математики;

2) принцип описания курса высшей математики в единстве общего, особенного и единичного;

3) принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения высшей математике в техническом вузе;

4) принцип предметной деятельности при изучении высшей математики;

5) принцип развивающего обучения;

6) принцип единства основ подготовки педагога и ученика по экспериментальной программе с учетом особенностей каждого субъекта процесса.

Перестройка обучения высшей математике в соответствии с описанной системой принципов открывает новые возможности развития личности, образования, культуры и общества в целом. Экспериментальная модель эффективнее традиционной. Однако ее внедрение в учебный процесс предполагает предварительную теоретическую и методическую подготовку педагога, изучение основ системно-деятельностного подхода. Настоящее учебное пособие направлено на решение такой задачи. Вместе с тем, материал пособия можно достаточно широко использовать и при обучении студентов математическим курсам.

Пособие состоит из трех глав. Первая раскрывает основные положения методологии системных исследований и психологической теории деятельности, демонстрирует реализацию этих положений в рамках системно-деятельностного подхода к обучению. Здесь же подробно описаны проблемы обучения высшей математике, поставлены цели эксперимента и рассмотрены принципы построения экспериментальной модели обучения высшей математике. Во второй главе излагается реализация описанных принципов на материале элементарной математики. Это позволяет продемонстрировать инвариантность предлагаемой системы принципов, раскрыть возможности "сквозного" построения единого курса математики (элементарной и высшей), начать повышение квалификации школьных учителей (а не только педагогов вуза). Третья глава описывает экспериментальную модель обучения высшей математике на примере курса математического анализа, связывает математические знания и умения с прикладными задачами инженера, с дипломным проектированием. Усвоение педагогом материала данного учебного пособия является необходимым условием полноценного внедрения экспериментальной модели в учебный процесс. На основе пособия разрабатывается методический материал, позволяющий организовать работу студентов на новых принципах.

Внедрение экспериментальной методики в учебный процесс в школе и в техническом вузе проводилось, начиная с 1990 г., в рамках работы центров по переподготовке работников образования: центр "Обучающие технологии" при факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и "Центр современного образования" при РУДН. В последние годы основной экспериментальной площадкой является Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).


Об авторе
top
photoМалыгина Ольга Анатольевна
Окончила механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, аспирантуру факультета психологии МГУ. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики в «МИРЭА — Российский технологический университет». Стаж научно-педагогической деятельности — около 40 лет. Область исследований — методика преподавания математики. Занимается реализацией новых педагогических технологий (системно-деятельностный подход) в процессе обучения студентов и преподавателей в рамках повышения квалификации. Результаты исследований отражены в семидесяти научных публикациях, учебных и методических пособиях, обсуждались на всероссийских и международных конференциях.