URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т.9: Сценографы России: Сергей Бархин. ПРОЕКТ 'ОТКРЫТАЯ СЦЕНА'
Id: 159593
 
1349 руб.

Искусство сценографии мирового театра. Т.9: Сценографы России: Сергей Бархин. ПРОЕКТ "ОТКРЫТАЯ СЦЕНА". Т.9

URSS. 2012. 640 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-396-00457-3.

 Аннотация

Книга, предлагаемая вниманию читателей, посвящена творчеству крупнейшего художника театра и книги Сергея Бархина. С.М.Бархин --- архитектор, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий, премии "Триумф", а также профессиональных театральных премий, национальных и московских. Он удостоен главных призов Международных форумов искусства сценографии --- Пражских Квадриеннале --- Золотой медали (1987) и Золотой Триги (2007).

Монография состоит из искусствоведческого "Очерка творчества" и Приложения, включающего три раздела: "Говорит художник", "Заветки" и "О художнике говорят". Первый раздел --- наиболее полное к настоящему времени собрание рассказов, эссе, бесед, интервью, пьес художника. Слово "заветка", придуманное Бархиным, соединяет газетное "заметка", житейское "совет" и библейское "Завет"; это своеобразная "копилка памяти", в которой собирается мудрость близких людей. В третьем разделе режиссеры, искусствоведы, актеры, коллеги-сценографы, писатели воссоздают артистичный, своевольный и свободный образ Бархина --- человека, созидающего для жизни и игры архитектуру сцены.

В книге представлен почти полувековой путь театрального художника второй половины XX -- начала XXI века. Многообразный художественный опыт С.М.Бархина, его блестящая эрудиция, глубокое владение богатством традиций русской и мировой культуры, его работа с Б.Покровским, Е.Колобовым, В.Васильевым, А.Тителем, с такими режиссерами, как О.Ефремов и П.Фоменко, Л.Хейфец и Р.Виктюк, В.Фокин и А.Шапиро, Г.Яновская и К.Гинкас, открывают масштаб личности выдающегося мастера, оформившего в России и за рубежом более ста спектаклей.

С.М.Бархин создал свою Открытую сцену, в пространстве которой возможны и обязательны самые рискованные и неожиданные пробы, не только поиски, но и находки. Его Открытая сцена --- уникальный большой спектакль ярких, запоминающихся сценографических образов. В этом смысле книга является продолжением проекта "Открытая сцена Давида Боровского" (URSS, 2009), поддержанного Департаментом культуры г. Москвы. Значительное место в книге занимают иллюстрации, рисунки, эскизы к спектаклям, репродукции макетов. Дана подборка фотографий художника в разные годы жизни.

Настоящее издание продолжает серию "Искусство сценографии мирового театра", представляющую многотомный фундаментальный труд В.И.Березкина, начатый им в 1997 г. книгой "От истоков до середины ХХ века".

Книга рассчитана на художников, режиссеров, актеров, театроведов, студентов театральных институтов, а также всех, кто любит русский театр и интересуется искусством сценографии.


 Оглавление

Очерк творчества

Введение
1 Детство. Школа. Институт. "Моспроект". Уход из архитектуры
2 Театральные дебюты. "Современник". Изгнание
3 Спектакли для детей
4 Книги. Мультфильмы
5 Зарубежная драма
6 Советская пьеса
7 Русская классика
8 Чехов
9 Шекспир
10 Персональная выставка. "Вершина"
11 Композиции из земли
12 Бумажный "театр художника"
13 Факультет сценографии
14 Возвращение в архитектуру
15 Музыкальный театр
16 В Большом театре
17 Сотрудничество с Г.Яновской и К.Гинкасом

Приложение

Говорит Сергей Бархин
 Вступление
  Вопросник Пруста
  О себе
  Из заметок "Свое и чужое"
 Восточная стойкость, или Почему я пошел в Большой театр
 Детство. Юность
  Из передачи "Хроника одной семьи"
  Бутафорская еда и нюрнбергские солдатики
  О серо-зелено-голубом
  Бабушка Груша
  Дядя Боря -- Борис Григорьевич Бархин
  Дядя Юра Ермаков, или Как перевелись богатыри на русской земле
  Дедушкино наследство
  Алферовская гимназия
  Из заметок "Свое и чужое"
  Сохранившийся друг детства
  О лучшем сыщике, а тогда просто Леньке Маленкове
  Отец Царева и реклама в кинотеатре "Художественный"
  Первые декорации
  Три пальмы, или Моя любовь к театру
  Мечты о мушкетерском плаще
  Игры и игрушки
  Гений игры
  Маджонг
  Игра как протест
  Дом пионеров и Федор Федорович Федоровский
  Моя первая любовь
  Волосы и мастера
  Пожар как Театр
 Архитектура. Институт. Учителя
  Из заметок "Свое и чужое"
  Буров
  Мовчан
  Павлов
  Жолтовский
  Оленев
  Гольц
  Пикассо в оттепель
  Вадик Батырев
  О себе -- для журнала "Архитектура и Общество"
  Об архитектуре будущего. Слепота предвидящего
  О проектах "бумажной архитектуры"
  К 20-летию "бумажной архитектуры"
  Возвращение в архитектуру
 На сцене
  О фактуре
  Спектакли
  О работе над постановками пьес А.П.Чехова
  Шекспир
  Спектакли в режиссуре Г.Яновской и К.Гинкаса
  О работе над чеховскими спектаклями "Черный монах", "Дама с собачкой", "Скрипка Ротшильда" в Московском театре юного зрителя
 Люди театра
  Наравцевич
  Вайнштейн
  Табачников
  Тартаковский
  О незабвенном Р.Б.Шеле
  Из выступления на заседании комиссии по сценографии в Братиславе. 1980 год
  О Доме-памятнике Ф.М.Достоевского
  Встреча Е.Шифферса и Е.Колобова по поводу постановки "Моцарта и Сальери" и "Реквиема" Моцарта
  По-настоящему его оценят боги
  О Гинкасе и Яновской
  Прощание на Черной речке
  Полет в Кировском театре
  Он успел написать свой роман
  О Давиде Боровском
  Об Олеге Шейнцисе
  Кочергин и капитан
  О Николае Двигубском
  О Евгении Лысике
  О графике артиста Юрия Богатырева, который подписывал свои работы "Бога"
  О театре XXI века
 В Большом театре
  "Большой театр? -- Ну... это -- как Родина..." 1996 год
  Из интервью журналу BAZAAR. 1999 год
  Из беседы с В.И.Березкиным и В.Н.Кулешовой. 2000 год
  Передача "Театральная площадь". 2000 год
  Телепрограмма "Старый телевизор". 2000 год
  О выставке "Большой театр в Большом Манеже". 2001 год
  О больших мастерах Большого. 2001 год
  Интервью газете "Известия". 2001 год
 О работе над спектаклями музыкального театра
 Пьесы
  Черное лето
  Бильярд в Арле
  Приглашение в Китай
  Кашель в театре
  Осмысление
  Красная ртуть
  Тот городок
  Otium
  О пьесах
 Ответы на анкеты. Выступления. Беседы
  Ответы на анкету о Пражской Квадриеннале -- 75
  Ответы на анкету о Пражской Квадриеннале -- 83
  Доклад на PQ-87 о компьютерной технике для театра
  Беседы
  Выступление в Йельском университете. 1 апреля 2003 года
  О телесериале "Мастер и Маргарита"
  Фрагменты записей телепередач "Эпизоды" и "Острова"
  Газета "Культура". 2008 год
  "Художественный дневник" журнала "Итоги". 2007 год
 Факультет сценографии
  Рядом с режиссером
  Беседа в журнале "Театральная жизнь". 1994 год
  Интервью журналу "Кафедра". 2003 год
  Все относительно, кроме счастья
 О книгах и мультфильмах
  О книге Е.Новиковой "Хроника пяти поколений"
  Предисловие к книге К.Б.Бархина "Гроза и ночь"
  Такой Книги не собрали даже лицеисты!
  Дарим близким и хорошим
  О...О...Очень большая книга
  Фантастический и адски-нежный Бруно Шульц
  О книге Михаила Буткевича "К игровому театру"
  О книге Давида Боровского "Убегающее пространство"
 Разное
  О Театре ужасов и телевидении
  Воры
  Как я сумел стать кентавром
  Симона Синьоре
  Собаки, я и Бродский
  Кит
  Как я был несколько секунд К.С.Станиславским
  Как я говорил с Мейерхольдом по телефону
  Как я удивил Наташу Попову
  Дорога-театр
  У "Максима"
  Япония
  Индия и животные
  Америка. Путевые заметки
  О Шварцмане
  Мужественный Рогинский
  Тонино -- поэт
  О естественности Анатолия Камелина
Заветки
Сергей Бархин в разные годы жизни
О Сергее Бархине говорят
 Михаил Фридман, школьный учитель
 Михаил Аникст, художник
 Михаил Буткевич, режиссер
 Альберт Буров, режиссер
 Леонид Бажанов, искусствовед
 Леонид Тишков, художник
 Петр Белов, сценограф
 Адольф Шапиро, режиссер
 Юрий Шерлинг, режиссер
 Кама Гинкас, режиссер
 Генриетта Яновская, режиссер
  "А в футбол?.."
 Евгений Колобов, дирижер
 Анатолий Смелянский, театровед
 Тонино Гуэрра, поэт, сценарист
 Андрей Хржановский, режиссер
 Леонид Хейфец, режиссер
 Игорь Иванов, театральный художник, живописец
 Наталья Нестерова, живописец
 Евгений Вахтангов, художник
 Анатолий Ледуховский, режиссер
  Бархатное время
 Анастасия Глебова, сценограф
 Марина Москвина, писатель
 Савелий Ямщиков, искусствовед
 Вадим Батырев, архитектор
 Михаил Белов, архитектор
  Человек в картинках
 Михаил Филиппов, архитектор
 Людмила Улицкая, писатель
  Сергей Бархин: почва и судьба
 Александр Гельман, драматург
  "Завет Бархина"
 Юрий Рост, журналист
 Виктор Гвоздицкий, актер
 Александр Великанов, архитектор
 Анатолий Королев, писатель
  Он кентавр!
 Эдуард Кочергин, сценограф
 Адомас Яцовскис, сценограф
 Давид Боровский, сценограф
 Татьяна Бархина, архитектор, художник
  Внуки Пржевальского
  Сережина операция
 О книге "Ламповая копоть"
  Леонид Хейфец. "Ворочается душа"
  Анатолий Смелянский. Несколько слов о книге Сергея Бархина и о нем самом
Список основных спектаклей
Литература
Список иллюстраций
Именной указатель

 Об авторе

Виктор Иосифович БЕРЕЗКИН (1934--2010)

Выдающийся ученый-искусствовед, историк театра, ведущий специалист в области сценографии мирового и отечественного театра. Доктор искусствоведения, профессор. Лауреат Государственной премии и премии г.Москвы. Автор более 350 статей и около 40 книг по вопросам театрального искусства. Многие его работы посвящены истории, теории, типологической классификации видов сценографических решений спектакля, а также современной практике театральных художников. Творческая деятельность В.И.Березкина без малого полвека была связана с Государственным институтом искусствознания. В.И.Березкину принадлежит первый на русском языке опыт систематического осмысления и классификации классического наследия европейского театрально-декорационного искусства и, что особенно ценно, наследия XX столетия. Впервые в театроведении и сценографоведении В.И.Березкин ввел в научный оборот новое явление искусства современности -- театр художника. В.И.Березкин -- единственный российский искусствовед, который видел 11 Пражских Квадриеннале сценографического искусства 1967--2007 гг., считающихся главным смотром достижений мировой сценографии. Этот опыт позволил ученому обосновать понятие "театр художника" как новый вид искусства, находящийся на пересечении изобразительных искусств и театра, сценического авангарда и неоавангарда. Театру художника В.И.Березкин посвятил ряд монографий. Серия книг "Сценографы России" завершает фундаментальный труд ученого "Искусство сценографии мирового театра".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце