URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Беляева И.С. Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма
Id: 159370
 
153 руб.

Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма

URSS. 2012. 128 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02740-3.

 Аннотация

Настоящая монография представляет собой первое специальное исследование постмодернистского фикционального комментария как особого типа текста. В книге дается суммирующее определение традиционного текстологического комментария и выделяется категория комментария фикционального ("игрового", вымышленного). На основе анализа трех романов В.Набокова, а также произведений Д.Галковского, Е.Попова и П.Корнеля раскрываются различные стороны постмодернистского фикционального комментария, определяются его основные типы, выявляется сущностная нестабильность его фикциональности, обладающая сюжето- и жанрообразующим потенциалом и сообщающая тексту амбивалентность на различных уровнях его структуры. Постмодернистский фикциональный комментарий с его движением от толкования значений к интерпретации и порождению смысла, плюрализмом, игровым характером, антимиметичностью выявляет наиболее полно природу постмодернистского текста как такового.

Книга адресована в первую очередь филологам --- специалистам по теории и истории литературы, студентам и аспирантам, но будет также полезна всем, кого интересуют проблемы культуры и литературы постмодернизма, и, кроме того, знатокам и любителям творчества В.Набокова.


 Оглавление

Введение
Глава 1
Проблема фикционального комментария в литературоведении
 1.1.Комментарий
  Филологический комментарий. Словарные определения
  Комментарий в строгом смысле слова
  Комментарий как тип текста
  Комментарий и другие научные метатексты
 1.2.Фикциональный комментарий
  Понятие фикциональности
  Комментарий: фикциональный и не-фикциональный
 1.3.Постмодернизм и комментарий
  "Критическая ситуация"
  Игра
  Комментарий как элемент художественного метатекста
  Интерпретация постмодернистского текста
Глава 2
Фикциональное предисловие в "Лолите" владимира Набокова
 2.1.Жанр предисловия: история и функции. Тип фикциональности "Предисловия" "Лолиты"
  Форма и содержание предисловия "Лолиты"
 2.2."Лолита": аспекты композиции
  Вертикальная норма романа
  Композиционная рамка
  Организация внутритекстовых дискурсов
 2.3."Предисловие" Рэя: колебания фикциональности
Глава 3
Фикциональный комментарий в "Бледном пламени" Владимира Набокова
 3.1.Структура "Бледного пламени"
  Комментарий Кинбота: колебания фикциональности
  Колебания фикциональности как фактор, определяющий жанр романа
 3.2.Детектив как жанр
  Детектив как вертикальная норма "Бледного пламени"
 3.3.Отблески "Бледного пламени": фикциональный комментарий после Набокова
  "Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского…
  «Подлинная история „Зеленых музыкантов“« Евгения Попова…
  "Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи" Петера Корнеля…
  …и "Бледное пламя"
Глава 4
Поздний фикциональный комментарий в романе Владимира Набокова "Ада, или Радости страсти"
 4.1.Поздний комментарий
 4.2."Ада" как пародия
 4.3.Комментарий "Ады"
  адресант примечаний: Вивиан Дамор-Блок
  "Примечания" Вивиан Дамор-Блок как пародия
Заключение

 Введение

Во второй половине ХХ века, в эпоху постмодернизма, значительно возросло количество "игровых" художественных текстов с инкорпорированными в них паратекстуальными элементами. Введение этих элементов в текст делает объектом эстетической рефлексии сам процесс создания художественных текстов, раскрывает "отношение автора к тем структурным и нарративным принципам, которые в них применены". Наше исследование о комментарии находится в русле работ, посвященных изучению проблем существования паратекста (поскольку комментарий является его частью), и рассматривает комментарий в его особой метатекстуальной функции. Однако комментарий, с которым мы имеем дело в данной книге, -- не обычный комментарий: он не столько проясняет смысл происходящего, сколько запутывает читателя. Все дело в том, что в роли комментатора здесь выступает не традиционная фигура -- не автор -- не литературовед и не критик, а фиктивное лицо -- персонаж и / или повествователь. Такой комментарий способен изменить наше представление о событиях и степени их достоверности, поскольку сам является частью художественного мира. Французский теоретик межтекстуальных отношений Жерар Женетт называет подобный комментарий "фикциональным". Появление фикционального комментария в тексте удовлетворяет базовым художественным принципам постмодернизма. В известном смысле проанализировать онтологию и функции фикционального комментария в постмодернизме -- значит заглянуть в самую суть последнего.

Мы обратились к трем текстам Владимира Набокова: романам "Лолита", "Бледное пламя" и "Ада, или Радости страсти", в каждом из которых присутствует фикциональный комментарий (в "Лолите" -- еще и фикциональное предисловие, выполняющее "комментирующие" функции). Набоковские тексты в качестве материала выбраны не случайно. Набоков является одним из "отцов-основателей" постмодернизма, писателем, совершившим "не только в своем творчестве, но и в русской, как, впрочем, и в американской, литературе, волшебное превращение модернизма в постмодернизм". Набоков сыграл важнейшую роль в формировании новых жанров и тенденций развития постмодернистской литературы, в том числе и жанра комментария как художественного текста. Англоязычные романы Набокова "Лолита", "Бледное пламя" и "Ада, или Радости страсти", будучи "натуральным постмодернизмом", позволяют выстроить типологию фикционального комментария.

Рассмотренные в книге три фикциональных комментария в более поздних текстах, таких как "Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского, "Подлинная история "Зеленых музыкантов"" Евгения Попова и "Пути к раю. Комментарий к потерянной рукописи" Петера Корнеля, не только дополняют типологию фикционального комментария, но и демонстрируют жанровую зависимость более поздней прозы постмодернизма от художественных опытов Набокова.


 Об авторе

Ирина Сергеевна БЕЛЯЕВА

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Тверского государственного технического университета. Выпускница Вильнюсского университета: окончила бакалавриат по специальности "Английская филология" и магистратуру по специальности "Всемирная литература". Продолжила образование в аспирантуре Тверского государственного университета при кафедре теории литературы и в 2009 г. защитила в РГГУ кандидатскую диссертацию на тему "Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма (на материале произведений Владимира Набокова)". Автор ряда статей о творчестве В.Набокова и Дж.Барта. Научные интересы: вторичные тексты постмодернизма, фикциональный паратекст, проза В.Набокова.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце