URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гусейн-Заде М.Г. Талышские легенды
Id: 159353
 
399 руб.

Талышские легенды. Кн. V

URSS. 2012. 120 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0450-9. б5-//Блок текста: 5. Обложка: 5-.//.

 Аннотация

В книге собраны предания, легенды, мифы и другие компоненты культуры, отражающие развитие этнического сознания талышского народа на различных этапах его развития. В созданных в далекой старине и дошедших до нас из глубины веков произведениях народного фольклора запечатлены основные нравственные заповеди талышского народа, которые, имея наднациональный, надэпохальный характер, несут человечеству крайне востребованные сегодня идеи гуманизма, любви и добра.

Книга предназначена студентам востоковедческих факультетов и отделений университетов, также может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой народов Ирана и Закавказья.


 Анонс

Красота не дает человеку счастья, ибо она временная и скоропреходящая. Счастлив тот, кто доволен своим положением, кто помогает бедным, страждущим людям, облегчая и улучшая их незавидную участь, исполняя свой святой долг; кто трудится на благо и пользу народа, ибо добрая и славная память о нем обессмертит его имя навсегда.


 Оглавление

Предисловие (А. А. Мамедов)
Талыши (В. А. Салаев, М. Г. Гусейнзаде)
Общая информация
Территория проживания талышей (северный и южный Талыш)
Антропология талышей
Археологические исследования и талыш-муганская культура
Религия талышей
Талышский язык и литература
Теймурбек Байрам-Алибеков
Багрий Александр Васильевич
Легенда первая
Легенда о спящей царевне
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 2 августа 1892 года, в селении Джангамиране Зувандского приставства, Ленкоранского уезда, со слов жителя Агабалы Алифи.
Легенда вторая
Легенда о том, как Шах Аббас Великий безуспешно пытался обогатить бедного ткача
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 18 ноября 1895 года со слов Мансум-Ханум Мамедбек кызы, жительницы селения Хыл Ленкоранского уезда
Легенда третья
Легенда о казни шахом Аббасом о казни шахом Великом жены Ахмед-Бегема
 Эта легенда записаны Т. Байрам-Алибековым в Ленкорани со слов моей жены Ширин-Ханум Мир Абдулла-хан-Кызы 15 апреля 1895 года
Легенда четвертая
Легенда о женитьбе шаха Аббаса Великого
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым со слов помещицы селения Осакужа Шахрабани ханум Талышинской, 15 июля 1897 года
Легенда пятая
Легенда о том, как шах Аббас "Джаннатмякан" помог армянину продать свой товар
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 22 марта 1892 года со слов жителя поселка Марушлы Кирдянинского общества Ленкоранского уезда Кулама Кербалаи Гусейн-оглы
Легенда шестая
Легенда о том, как шах Аббас Великий намеревался установить налог на сады, и как он отменил его
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 2 марта 1892 года со слов жителя поселка Марушлы Кирдянинского общества Ленкоранского уезда Кулама Кербалаи Гусейн-оглы
Легенда седьмая
Легенда о рождении шаха Аббаса Великого, именуемого "Джаннатмяканом"
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 18-го марта 1892 года со слов жителя поселка Марушлы Кирдянинского общества Ленкоранского уезда Кулама Кербалаи Гусейн-оглы
Легенда восьмая
Легенда об Александре Македонском
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 25-го августа 1893 года со слов Сулеймана Азим-оглы, жителя селения Едды Оймага Ленкоранского уезда
Легенда девятая
Персидская легенда об Александре Великом
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым со слов Мирза Азиза Гаджи Новруз Али оглы 28 марта 1893года в г. Ленкорани
Легенда десятая
Персидская легенда о царе Ездегерде Третьем (основана на исторических событиях)
 Эта легенда записана Т. Байрам-Алибековым 25 октября 1897года со слов известного знатока персидской истории в городе Ленкорани Мирзы Гаджи Новруз-Али оглы, жителя городской части "Сутамырдов"
Глоссарий
Литература

 Предисловие

В настоящем выпуске серии "Талышские исследования" редакция дарит нашим читателям венок древних и средневековых сказаний талышского народа. Эти предания, сложенные в весьма отдаленные времена, в продолжение долгих столетий сохранялись в устной форме, бережно передавались народом из поколения в поколение, обрастали новыми подробностями и деталями, наполнялись яркими красками, художественной выразительностью, прекрасными узорами, вышитыми последующими сказителями по изначальной канве повествования. Одну из этих позднейших версификаций мы предлагаем вниманию читателей в этом номере сборника.

Древний и мудрый талышский народ ещё в эпохи Мидийских царей, Ахеменидов, Селевкидов, Аршакидов и Сасанидов сложил свои замечательные предания, поэмы, повести, легенды и сказки. Каждый из этих видов народного творчества имеет свое особое, неповторимое, специфическое значение и звучание для десятков и сотен поколений благодарных потомков, черпающих в них духовную мощь и силу в решении новых эпохальных задач, в борьбе за сохранение своей идентичности, за дальнейшее всестороннее и прогрессивное развитие своего народа.

Следует напомнить, что сказание -- это общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием.

Предание -- в народно-поэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, предание при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации. Предание сближается со сказкой и легендой, хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес.

Все эти феномены народного творчества являются элементами фольклора, поскольку в расширенном значении фольклор представляет собой совокупность духовной культуры и народного творчества. Созданные в далекой старине и дошедшие до нас из глубины веков талышские народные сказки и легенды запечатлели основные нравственные заповеди их творца -- талышского народа. Все заповеди из народных преданий и сказаний перенеслись в тысячи поучительных книг и священных текстов, вошли в Коран, Авесту, Ветхий и Новый заветы Библии, Сунну. Они носят надэпохальный и наднациональный, общечеловеческий характер, принадлежат не только известной эпохе и конкретному народу, но Вечности и Человечеству.

В этом смысле памятники талышского фольклора служат ярким и вдохновляющим примером глобальной человеческой нравственности, устремленности в светлое будущее.

Кандидат философских наук, доцент А. А. Мамедов
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце