Красота не дает человеку счастья, ибо она временная и скоропреходящая. Счастлив тот, кто доволен своим положением, кто помогает бедным, страждущим людям, облегчая и улучшая их незавидную участь, исполняя свой святой долг; кто трудится на благо и пользу народа, ибо добрая и славная память о нем обессмертит его имя навсегда.
В настоящем выпуске серии "Талышские исследования" редакция дарит нашим читателям венок древних и средневековых сказаний талышского народа. Эти предания, сложенные в весьма отдаленные времена, в продолжение долгих столетий сохранялись в устной форме, бережно передавались народом из поколения в поколение, обрастали новыми подробностями и деталями, наполнялись яркими красками, художественной выразительностью, прекрасными узорами, вышитыми последующими сказителями по изначальной канве повествования. Одну из этих позднейших версификаций мы предлагаем вниманию читателей в этом номере сборника. Древний и мудрый талышский народ ещё в эпохи Мидийских царей, Ахеменидов, Селевкидов, Аршакидов и Сасанидов сложил свои замечательные предания, поэмы, повести, легенды и сказки. Каждый из этих видов народного творчества имеет свое особое, неповторимое, специфическое значение и звучание для десятков и сотен поколений благодарных потомков, черпающих в них духовную мощь и силу в решении новых эпохальных задач, в борьбе за сохранение своей идентичности, за дальнейшее всестороннее и прогрессивное развитие своего народа. Следует напомнить, что сказание – это общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием. Предание – в народно-поэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, предание при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации. Предание сближается со сказкой и легендой, хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес. Все эти феномены народного творчества являются элементами фольклора, поскольку в расширенном значении фольклор представляет собой совокупность духовной культуры и народного творчества. Созданные в далекой старине и дошедшие до нас из глубины веков талышские народные сказки и легенды запечатлели основные нравственные заповеди их творца – талышского народа. Все заповеди из народных преданий и сказаний перенеслись в тысячи поучительных книг и священных текстов, вошли в Коран, Авесту, Ветхий и Новый заветы Библии, Сунну. Они носят надэпохальный и наднациональный, общечеловеческий характер, принадлежат не только известной эпохе и конкретному народу, но Вечности и Человечеству. В этом смысле памятники талышского фольклора служат ярким и
вдохновляющим примером глобальной человеческой нравственности,
устремленности в светлое будущее. Кандидат философских наук, доцент А. А. Мамедов |