Когда мы говорим или размышляем о чем-то, мы постоянно структурируем информацию, разделяя ее на данную и новую, более важную и второстепенную. Что из этих различий обязательно отразится в следующем предложении, которое мы подумаем или скажем, что из них кодирует грамматика нашего языка? Этот вопрос затрагивает почти все области лингвистики: синтаксис, просодию, семантику, прагматику, психолингвистику, а также смежные с ней когнитивные науки. К нему с разных сторон пытаются подойти крупнейшие лингвистические школы современности. Это идеальный лингвистический полигон, чтобы познакомиться с разными теориями, взять на вооружение их лучшие изобретения и испытать их в деле. * * * Эта книга - примета нового времени, свежая и сильная, один из первых успешных
синтезов отечественных лингвистических традиций и достижений генеративного
подхода. Она показывает, как должен быть подготовлен современный ученый,
чтобы уверенно себя чувствовать в лингвистике XXI века. Татьяна Черниговская (СПбГУ)
Эта замечательная книга совершает переворот в наших представлениях о том, как
язык кодирует информацию. В ее основе - уникальный синтез корпусных
исследований, психолингвистических экспериментов и вдохновенных теоретических
решений. Эрик Ройланд (Утрехтский лингвистческий институт)
Очень ценное исследование. Обратившись к, казалось бы, широко исследованной
области, автор находит новые интересные решения для целого ряда крупных
теоретических проблем. Гильельмо Чинкве (Университет Венеции)
В этой книге – результаты нескольких лет работы в Утрехте, Санкт-Петербурге и Лондоне. Я всегда буду вспоминать эти годы с огромным удовольствием. Все это время я была окружена замечательными лингвистами, которым очень благодарна за помощь, ценные комментарии и просто интересные разговоры. В первую очередь следует упомянуть Эрика Ройланда (Утрехт), Татьяну Владимировну Черниговскую (Санкт-Петербург), Франка Вайнена (Утрехт), Ойстейна Нильсена (Утрехт), Маайке Схоорлеммер (Утрехт), Мартина Эверарта (Утрехт), Кристу Сэндрой (Лондон), Ада Неелемана (Лондон), Гильельмо Чинкве (Венеция), Петера Косту (Потсдам), Якова Георгиевича Тестельца (Москва), Ольгу Митренину (Санкт-Петербург), Ольгу Хомицевич (Утрехт и Санкт-Петербург), а также нейробиолога Даниила Кислюка (Хельсинки). Кроме того, я хочу сказать спасибо своей семье: Дане, маме, папе, Оле, Паше и всем остальным, за то, что они всегда были рядом. 1. Отправная точка: вопросы и ответыВ этой главе мы поставим вопросы, которые послужили толчком к появлению этой книги, и наметим тот путь, по которому нам предстоит пройти, пытаясь на них ответить. Многие затронутые нами темы широко обсуждаются в лингвистической литературе – число посвященных им работ поистине огромно. Поэтому важно показать, какое место занимает в этом ряду наша книга и какие принципиальные новшества в ней предложены. 1.1. Введение Знакомство с проблемами, которым посвящена эта книга. – Какие данные мы будем рассматривать. Общий план исследования. – На какие лингвистические теории мы будем опираться. Знакомство с проблемами, которым посвящена эта книга Говоря или думая о чем-то, мы постоянно собираем и систематизируем разнообразную информацию, связанную с текущим дискурсом. Ответственные за это общекогнитивные системы обрабатывают и хранят не только языковые, но и неязыковые (например, визуальные) данные и берут их как из внешних источников, так и из баз памяти. В каждом следующем предложении, которое мы произносим, думаем, пишем, оказывается отражена лишь малая толика доступной нам информации. Подобный отбор – во многом творческий процесс, однако он подчиняется строгим правилам. Определенные типы значений включаются в предложение в обязательном порядке и выражаются средствами грамматики – их принято называть грамматическими категориями данного языка. Например, описывая какое-то событие, мы можем сказать 56 минут и 10 секунд назад, около часа назад, недавно или вовсе не упоминать, когда оно произошло. Но для глагола в соответствующем предложении обязательно выбрать одно из трех времен – прошедшее. Понятия и формальные средства, стоящие за многими грамматическими категориями (т. е. их план содержания и план выражения), а также их соотношение со всей информацией, собранной на данный момент в общекогнитивных системах, далеко не очевидны. Разобраться в этих вопросах очень важно, так как это позволит нам приблизиться к фундаментальным законам нашего мышления. Если в результате языковой эволюции из необозримого множества доступных нам значений обязательно выраженными в каждом предложении оказались лишь некоторые, логично предположить, что они играют для нас особую роль. В нашей книге эти вопросы изучаются на материале актуального, или коммуникативного, членения предложения, которое также принято называть информационной структурой (ИС). Ниже мы поясним, почему мы отдаем предпочтение этому менее распространенному в русскоязычной литературе термину. Но сперва разберем несколько основных идей на примерах... Слюсарь Наталия Анатольевна Кандидат филологических наук, Ph.D. Работает в Школе лингвистики Высшей школы экономики и в Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ. В 2007 г. в Утрехтском лингвистическом институте защитила диссертацию, посвященную взаимодействию грамматики и информационной структуры в русском и других языках. В 2008 г. защитила диссертацию в России. Сфера научных интересов: генеративный синтаксис, психо- и нейролингвистика, информационная структура.
|