URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бэн А. Стилистика и теория устной и письменной речи: Риторика и виды словесных произведений. Пер. с англ.
Id: 159164
 
329 руб.

Стилистика и теория устной и письменной речи: Риторика и виды словесных произведений. Пер. с англ. Изд.2

URSS. 2012. 320 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02691-8.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1886 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося английского филолога, философа, психолога и педагога Александра Бэна (1818--1903), представляющая собой пособие по теории словесности. Особенность данной работы состоит в том, что автор строит свою риторику на психологии, сводя все формы словесного выражения к различным проявлениям психической деятельности. Книга включает две смысловые части. В первой части освещаются общие требования к изложению, рассматриваются фигуры речи и правила стилистики с их основаниями, а также правила соединения предложений в логическое целое. Во второй части подробно анализируются главные виды словесных произведений: описание, повествование, рассуждение, ораторская речь (или убеждение) и поэзия. Большая часть представленных в книге правил иллюстрируется примерами.

Книга рекомендуется филологам различных специальностей, студентам и преподавателям филологических факультетов вузов, а также всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

Отъ переводчика
Предисловiе
О стиле вообще
Фигуры речи
 1. Определенiе фигуръ
 2. Отношенiе ихъ къ категорiяиъ психической деятельности
Фигуры, основанныя на сходстве
 3. Значенiе чувства сходства
О подобiи вообще
 4. Стремленiе человека установлять сходства
 5. Сравненiя, обращенный къ уму
 6. Сравниваемые предметы должны быть не однородны
 7. Сравненiя, обращенный къ чувству
 8. Смешанныя сравненiя
 9. Живописный сравненiя
 10. Сравненiя, доставляющiя неожиданное удовольствiе
 11. Требования отъ сравненiй, говорящихъ уму
 12. Требования отъ сравненiй чувству
 13. Требования отъ сравненiй неожиданныхъ
 14. Невыразительныя фигуры сравненiя
Фигура сравненiя
 15. Определенiе и примеры
Метафора
 16. Объясненiе фигуры
 17. Метафоры олицетворенiя
 18. Метафоры обогащаютъ языкъ
 19. Метафоры въ обозначены психич. явленiй
 20. Утрата фигуральнаго смысла метафоры
 21. Ошибки въ метафорахъ
Олицетворенiе
 22. Высшiй родъ олицетворенiя
 23. Назшiй родъ олицетворенiя
 24. Интересъ, связанный съ этой фигурой
Аллегорiя, басня, притча или парабола
 25. Объясненiе аллегорiи, примеры
 26. Басня
 27. Exempla ficta (парабола)
 28. Библейскiя притчи
Остальныя фигуры сходства
 29. Некоторые виды синекдохи
Фигуры смежности
 30. Общее различiе метомимiи и синекдохи
 31. Классификацiя метонимiй
 32. Формы синекдохи
 33. Перенесенiе эпитета
Фигуры контраста
 34. Чувство контраста есть основной психическiй законъ
 35. Прямая антитеза
 36. Другiя формы ея
 37. Собственное употребленiе фигуры
Эпиграмма
 38. Определенiе ея (наружное противоречiе)
 39. Эпиграмма тожества
 40. Кажущаяся несообразность
 41. Каламбуръ
Гипербола
 42. Источникъ наклонности къ преувеличенiю
 43. Ограниченiя въ гиперболе
 44. Доведенiе до крайности
Климаксъ, или Восхожденiе
 45. Определенiе и примеры
Вопрошанiе
 46. Отъ чего зависитъ выразительность фигуры
Восклицанiе
 47. Употребленiе его
Апострофъ
 48. Формы его
Намекъ (innuendo)
 49. Значенiе его
Иронiя
 50. Выражения ея противоположно ея смыслу. Определенiе сарказма
 51. Другiя фигуры старинныхъ реторикъ
Количество словъ
 1. Краткость есть достоинство речи
 2. Источники краткости
 3. Преимущества распространенной речи
 4. Нарушенiе краткости. I. Тавтологiя
 5. II. Плеоназмъ
 6. III. Перифразъ. Парафразъ
Порядокъ словъ
 1. Частыя отступленiя отъ грамматическаго порядка
 2. Определяющiя слова должны предшествовать определяемымъ
 3. Слова, тесно связанныя по смыслу, должны стоять близко другъ къ другу
Свойства стиля
Перечисленiе главныхъ свойствъ
Простота
 1. Определенiе
 2. Простота въ словахъ. Имена общеизвестныхъ вещей
 3. Имена предметовъ конкретныхъ
 4. Индивидуальное и конкретное въ противоположность общему и абстрактному
 5. Абстрактныя слова
 6. Рядъ трудныхъ отвлеченныхъ словъ
 7. Исключенiя
 8. Простота въ связи словъ
 9. Неудобства многихъ отрицанiй
Ясность
 1. Противоположность темноте
 2. Употребленiе словъ съ несколькихъ значенiяхъ
 3. Одно слово не должно иметь разныхъ смысловъ
 4. Параллелизмъ въ сравненiяхъ
 5. Употребленiе словъ въ общеизвестномъ значенiи
Сила
 1. Свойство, дающее сознанiе силы
 2. Главное удовольствiе отъ сознанiя силы
 3. Сочувствiе силе другихъ
 4. Гневъ или негодованiе, связанный съ возвышеннымъ
 5. Ужасное въ его отношенiи къ силе и возвышенному
 6. Наблюденiе силы въ природе
 7. Подъемъ духа, являющiйся при описанiи
 7. Условiя силы слога: оригинальность
 8. Гармонiя
 9. Разнообразiе или смена эффектовъ
 11. Нужно избегать повторенiя однихъ и техъ же словъ
 12. Разнообразiе въ объеме и построенiи фразъ
 13. Разнообразiе въ крупныхъ произведенiяхъ
 14. Возбуждающiе эффекты должны быть смягчены
 15. Характерное и конкретное суть средства силы слога
 16. Сила слога, зависящая отъ объективности
 17. Важность легкости пониманiя
 18. Сила слога въ научныхъ произведенiяхъ
 19. Способы произведенiя силы
 20. Поэты расширяютъ возвышенность природы
Чувство въ слоге. Патетическое
 1. Оно связано съ пассивностью
 2. Факторы трогательныхъ чувствъ
 3. Условiя, общiя съ условiями силы
 4. Природа иногда пробуждаетъ нежное чувство
 5. Примеры патетическаго
Насмешка. Юморъ. Острота
 1. Определенiе насмешки
 2. Она основана на низведенiи предмета съ высоты его достоинства
 3. Смехъ имеетъ два предела. Осмеянiе
 4. Юморъ
 5. Определенiе остроты
 6. Острота въ связи съ насмешкой
Мелодичность речи
 1. Она касается голоса и слуха.
 2. Разборъ буквъ алфавита по легкости произношенiя
 3. Мгновенные согласные должны чередоваться съ гласными
 4. Трудное сочетание немыхъ глухихъ съ звонкими
 5. Скопленiе резкихъ согласныхъ
 6. Смена согласныхъ и гласныхъ въ последоват?льности словъ
 7. Зiянiе
 8. Разнообразие въ звукахъ
 9. Последовательность слоговъ
 10. Конецъ фразы съ звуковой стороны
 11. Общее разнообразiе звуковъ въ словесныхъ произведенiяхъ
Гармонiя звуковъ речи съ ея смысломъ
 1. Примеры общаго закона гармонiи
 2. Подражанiе звукамъ
 3. Подражанiе движенiю
 4. Размеры предмета передаются соответственнымъ ритмомъ речи
 5. Изображенiе чувствъ и страстей
Вкусъ. Изящество. Отделка
 Значенiя слова вкусъ. Постоянный и подвижной элементы вкуса
Форма сужденiй и параграфа. Сужденiя
 1. Грамматическiй законъ
 2. Систематическое деленiе сужденiй, перiодъ и свободная форма
 3. Причастная конструкцiя въ перiоде
 4. Перiодическая форма благопрiятствуетъ единству
 5. Речь отрывистая и связная
 6. Симметричная форма сужденiя
 7. Она облегчаетъ пониманiе
 8. Она доставляетъ неожиданное удовольствiе
 9. Крайнiй видъ симметрiи
 10. Соединенiе ея съ съ антитезой
 11. Соединенiе съ обратнымъ повторенiемъ
 12. Симметричность съ эпиграммой
 13. Точное указанiе разницы
 14. Удержанiе того же самаго термина
 15. Сжатая или стянутая форма сужденiя
 16. Живой стиль
 17. Общiя требованiя отъ сужденiя
 18. Видное место для главнаго предмета (1) въ начале
 19. (2) после второстепеннаго слова
 20. (3) въ конце второстепеннаго слова
 21. Сказуемое тоже-главная часть
 22. Места наибольшей выразительности для важныхъ словъ
 23. Единство въ сужденiи
 24. Необходимость включать въ одно сужденiе несколько раздельныхъ фактовъ. Анализъ повествовательнаго отрывка
Параграфъ
 1. Определенiе
 2. Общiя требованiя отъ изложенiя
 3. Первый законъ параграфа: ясность связи. Союзы
 4. Союзы присоединительные
 5. Союзы противительные
 6. Союзы следствiя
 7. Выраженiя служебнаго характера
 8. Подчиняющiе союзы
 -13. Пропускъ союзовъ
 14. Связь съ указанiемъ на предыдущее
 15 -17. Другiе случаи связи. Примеръ
 18. Второй законъ параграфа-параллельная конструкцiя
 19. Третiй законъ. Место главнаго предмета
 20. Четвертый законъ. Последовательность
 21. Пятый законъ. Единство параграфа
 22. Шестой законъ. Пропорцiональность
Виды словесныхъ произведенiй
ОПИСАНIЕ
 1. Сложность предмета требуетъ метода въ описанiи
 2. I. Перечисленiе частей и планъ целаго
 3. Наружный видъ предмета
 4. Величина
 5. Типическiя схемы
 6. Отдельныя черты, характерный для общаго вида предмета. Примеръ къ предыдущему
 7. II Панорамическое описанiе
 8. Ill Индивидуальность описанiя
 9. IV Ассоцiированныя обстоятельства
 10. Взаимное действiе частностей
 11. Психологическое описанiе
 12. Умственные процессы. Примеръ субъективная описанiя
 13. Ассоцiацiи въ субъективномъ описанiи
 14. Описанiе входитъ въ другiе виды речи
 15. Роль его въ разсужденiи
 16. Поэтическое описанiе. Пределы его
Повествованiе
 1. Повествованiе даетъ временный отношенiя. Необходимый условiя
 2. Первое. Не нарушать порядка событiй
 3. Важность хронологiи
 4. Необходимость ретроспективныхъ обзоровъ
 5. Случаи нарушенiя порядка событiй
 6. Второе. Разсказъ объ одновременныхъ событiяхъ.-Главное действiе съ второстепенными
 7. Общая схема въ повествованiи
 8. Одновременные факты равнаго значенiя
 9. Действiя, идущiя съ двухъ сторонъ. Опасность незаметной перемены точки зренiя
 10. Факты, проходящiе въ несколькихъ областяхъ
 11. Третье. Суммарiи
 12. Искусство сокращенiя
 13. Четвертое. Объяснительное повествованiе
 14. Анализъ повествовательнаго отрывка
Разсужденiе
 1. Оно прилагается къ научному значенiю
 2. Главный аттрибутъ науки - общность
 -5. Элементы науки
 -9. Понятiе и определенiе
 10. Определенiе по частнымъ признакамъ
 11. """ по контрасту
 12. Соединенiе обоихъ способовъ
 13 -14. Определенiе сложныхъ понятiй анализомъ-вербальное определенiе
 15. Другiе способы въ соединенiи съ анализомъ
 16. Общiе принципы или утвержденiя
 17 -18. Способы ихъ изложенiя. Повторенiе
 19. Обратное повторенiе
 20. Преимущества обратное формы
 21. Примеры: ихъ роль въ изложенiи
 22. Выборъ примеровъ
 23 -25. Подробности
 26. Ненаучныя обобщенiя. Популярные очерки
 27. Характеристики. Критика
 28. Иллюстрацiи въ отличiе отъ примеровъ
 29. Участiе чуждаго, общечеловеческаго интереса въ науке. Платонъ
 30. Выборъ примеровъ и иллюстрацiи для этой цели
 31. Условiя при употребленiи примеровъ для научныхъ целей
 32. Обращенiе вниманiя на трудности
 33. Доказательства общаго положенiя содействуетъ его изложенiю
 34. Выводы и приложенiя служатъ къ уясненiю принциповъ
 35. Построенiе параграфа въ разсужденiи
 36. Различныя его формы
 37. Новая терминологiя
 38. Правило перехода отъ известнаго къ неизвестному
Ораторская речь или убежденiе
 1. Определенiе
 2. Цели ея
 3. Судебное красноречiе
 4. Политическое красноречiе. Аргументъ и увещанiе
 5. Духовное красноречiе. Воспитанiе религiозныхъ чувствъ
 6. Нравственное поученiе
 7. Знакомство съ аудиторiей. Источники и размеры требуемаго знанiя. Обыкновенный житейскiя правила и принятый мненiя людей
 8. Ораторъ побеждаетъ частные взгляды людей при помощи более общихъ принциповъ действiя
 9. Знакомство съ общественнымъ классомъ или собранiемъ
 10. Примеры неуспеха крупныхъ талантовъ вследствiе несоответствiя ихъ попытокъ съ характеромъ техъ, къ кому оне были обращены. Исторiя уначтоженiя цензуры печати въ Англiи
 11. Способы убежденiя
 12. Основательное знакомство съ предметомъ занимаетъ первое место. Форма выраженiя также важна
 13. Различные виды убежденiя
 14. Убежденiе, основанное на видахъ прозы
 15. Убежденiю помогаютъ все средства, усиливающiя впечатленiе
 16. Убежденiе аргументами
 17. Определенiе аргумента
 18. Первый элементъ довода, известныя принятыя положенiя
 19. Второй элементъ: допускаемое сходство между общимъ принципомъ и даннымъ случаемъ
 20. Дедуктивные аргументы
 21. Индуктивные """
 22. Аргументацiя по аналогiи
 23. Вероятные аргументы
 24. Способы усиленiя аргументовъ
 25. Расположенiе ряда аргументовъ. Выделенiе каждаго особо
 26. Число и порядокъ аргументовъ
 27. Опроверженiе
 28. Формулированiе всего, допущеннаго противной стороной
 29. Расчлененiе аргументовъ противника
 30. Опроверженiе следуетъ всемъ методамъ аргументовъ. Оно сводится къ обнаруженiю несоответствiя
 31. Аргументъ ad hominem
 32. Обнаруженiе недостаточности аналогiи
 33. Частые споры о вероятности
 34. Обязанность доказательства лежитъ на одной стороне
 35. Тактика спора
 36. Действiе ораторской речи на чувства.-Виды людскихъ мотивовъ
 37. Обращенiе къ чувствамъ разсматривается въ трехъ видахъ: во 1-хъ наши удовольствiа и страданiя, взятыя отдельно
 38. Во 2-хъ симпатiя къ чувствамъ другихъ
 39. Въ 3-хъ эмоцiи и страсти: страхъ, любовь, гордость, гневъ, осмеянiе, эстетическiя чувства, нравственный чувства
 40. Общее уменье обращаться съ чувствами
 41. Поведенiе оратора
Поэзiя
 1. Отношенiе къ ноэзiи въ предыдущемъ изложенiи
 2. Поэзiя есть искусство, действующее при помощи слова.-Удовольствiя отъ изящныхъ искусствъ вообще
 3. Предметы и форма, спецiально принадлежащiе поэзiи. Чистые и смешанные виды
 4. Матерiалы поэзiи изъ внешней природы
 5. Интересъ къ человечеству входить въ поэзiю
 6. Конкретность и сложность-характерныя черты поэзiи
 7. Гармоничность-необходимая принадлежность всякаго произведе- нiя искусства. Роль ея въ поэзiи
 8. Идеальность-цель поэзiи
 9. Подражанiе действительности ставить границы для поэзiи
 10. Интересъ фабулы
 11. Тягостные эффекты должны быть оправданы. -Трагедiя
 12. Стихотворная форма. Ея роль
Виды поэзiи
Классификацiя ихъ
Лирика
 Лирическая поэзiя есть излiянiе сильнаго чувства
 Классификацiа лирическихъ произведенiй
 (1) Песнь
  Религiозная
  II Светская ея разновидности
 (2) Ода
 (3) Элегiя
 (4) Сонетъ
 (5) Простая, безъименная лирика
Эпосъ
 Особенности его
 (1) Высокiй эпосъ. Примеры
 (2) Романическая поэма
 (3) Поэма
 (4) Баллада
 (5) Стихотворная повесть
 (6) Смешанный эпосъ
 (7) Пастораль, идиллiя и пр.
 (8) Творчество въ прозаической форме
Драма
 Драма определяется условiями сцены. Природа драматическаго интереса
  (1) Трагедiя
  (2) Комедiя.-Ея разновидности
Дидактическая поэзiя. Сатира
ПРИЛОЖЕНIЕ

 Об авторе

Александр БЭН (1818--1903)

Выдающийся английский философ, психолог, филолог и педагог, один из крупнейших представителей ассоциативной психологии. Родился в Абердине (Шотландия). В 1840 г. окончил Маришал-колледж. В 1842 г. познакомился с известными британскими мыслителями Дж.Ст. Миллем, Дж.Гротом и Т.Карлейлем, идеи которых оказали на него значительное влияние. В 1845 г. стал профессором математики и философии Андерсоновского университета в Глазго, а в 1848 г. -- помощником секретаря столичной санитарной комиссии в Лондоне. До 1855 г. читал лекции в женском Бедфорд-колледже. В 1860 г. королевским указом был назначен профессором логики и английской литературы Абердинского университета. В 1876 г. основал философский журнал "Майнд". В 1881--1887 гг. -- лорд-ректор Абердинского университета.

Наибольший вклад в науку А.Бэн внес как психолог, первым в Англии применивший физиологические методы в психологии и положивший начало систематизации психологических теорий. Считая явления сознания подчиненными чисто психологическим законам ассоциации, Бэн в то же время стремился связать их с телесными процессами, исследуя рефлексы, навыки, инстинкты, двигательную активность организма. Его труды, особенно "Чувства и интеллект" (1855) и "Эмоции и воля" (1859), сыграли важную роль в привлечении внимания психологов к экспериментальному изучению психических процессов и подготовили почву для преобразования психологии в самостоятельную опытную науку. Известность получили и другие его работы по филологии, логике, философии и психологии: "Грамматика английского языка" (1863), "Английская композиция и риторика" (1866; переведена на русский язык под заглавием "Стилистика и теория устной и письменной речи"), "Психологическая и моральная наука" (1868), "Логика" (1870; в 2 т.) "Душа и тело" (1872), "Образование как наука" (1879).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце