URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Швецов А.Н. 'Информационное общество': Теория и практика становления в мире и в России Обложка Швецов А.Н. 'Информационное общество': Теория и практика становления в мире и в России
Id: 159130
399 р.

"Информационное общество":
Теория и практика становления в мире и в России

URSS. 2012. 280 с. ISBN 978-5-396-00469-6. Уценка. Состояние: 5. Не последнее издание.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В монографии представлены результаты системных исследований современного феномена "информационного общества". Предметом изложения выступают предпосылки, содержание и ход его становления в глобальном и российском контексте. Раскрываются смысл и содержание трансформации футурологической концепции "информационного общества" в стратегию реального переустройства мира. Оценивается, в какой мере информатизация актуальна для современной России,... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление
Введение 7
Глава 1. «Информационное общество»: от футурологической концепции к реальному переустройству мира 10
1.1. «Информационное общество» как футурологическая концепция 10
1.2. «Хартия глобального информационного общества»: стратегия переустройства мира по замыслам государств-лидеров 12
1.3. От «G-7» к всемирному формату созидания «информационного общества» 19
1.4. Мониторинг глобальной информатизации: «отслеживание» процесса без оценок его последствий 24
1.5. Западный опыт становления «информационного общества»: завышенные ожидания и непредвиденные проблемы 35
Глава 2. Всеобщая информатизация как модернизационный проект: по плечу ли она современной России? 42
2.1. Россия на пути к «информационному обществу»: состоявшийся политический выбор 43
2.2. Информатизация России: растущие амбиции и сужающиеся возможности 44
2.3. Выбор путей перехода к «информационному обществу»: варианты российской модернизации 48
2.4. Готовность России к технологическому рывку: растущее отставание от мировых лидеров 52
2.5. Еще раз о роли государства в модернизации страны 60
2.6. О зарубежных прецедентах прорывных успехов в сфере ИКТ 69
2.7. Государственные стратегии и программа созидания в России «информационного общества» 71
2.8. Информационные технологии: цель или средство? 78
Глава 3. Государственная политика информатизации: правовые и организационные аспекты 84
3.1. Зарождение государственной политики информатизации: президентские решения 1993–1995 гг. 85
3.2. Развитие государственной политики информатизации: правительственные решения 2002–2010 гг. 90
3.3. Новые планы по развитию правовой базы государственной политики информатизации 99
3.4. Организационные аспекты разработки и реализации государственной политики информатизации 102
3.5. Необходимость упорядочения правовой базы информатизации 107
Глава 4. Современные ИКТ в деятельности органов власти: преобразят ли они государственное и муниципальное управление? 110
4.1. От хаотичной ведомственной информатизации к программно-целевому внедрению ИКТ в органы власти: объективная необходимость и неутешительный опыт 2000-х гг. 111
4.2. Концептуальные основания смысла и путей формирования «электронного правительства»: начальный этап поисков 123
4.3. Развитие концептуальных основ «электронного правительства»: грандиозные планы нового десятилетия 134
4.4. Форсированный переход к предоставлению услуг в «электронной форме»: преувеличение выгод и недооценка затрат и рисков 143
4.5. Правительственные планы ускоренного перехода к «электронным услугам»: сущностные вопросы в тени ИКТ-задач 149
4.6. Многофункциональные центры как служба «единого посредника» в новой технологии предоставления государственных и муниципальных услуг 156
4.7. Единая система информационно-справочной поддержки получателей государственных и муниципальных услуг 163
4.8. Единая система межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг 167
4.9. Упорядочение инфраструктуры взаимодействия информационных систем 171
4.10. Электронная суперкарта — ключ расширенного доступа к возможностям «информационного общества» 174
4.11. Российские устремления к «электронному правительству» на фоне зарубежного опыта 185
4.12. Итоги первого десятилетия созидания «электронного правительства»: крепнущие иллюзии или оправдывающиеся надежды? 194
Глава 5. Пространственные аспекты распространения ИКТ: как проходит и что дает информатизация российских регионов и городов 198
5.1. Пространственная организация «информационного общества» как предмет системного анализа и объект государственного регулирования 199
5.2. Способы государственного воздействия на процессы региональной информатизации 206
5.3. Государственная концепция региональной информатизации: игнорирование особенностей и недопущение самостоятельности регионов 208
5.4. Ключевые требования региональных властей к государственной политике региональной информатизации 212
5.5. Государственная поддержка региональной информатизации: методические рекомендации и финансовое стимулирование 215
5.6. Типовые решения и пилотные проекты в практике региональной информатизации 219
5.7. Управление региональной информатизацией: организационные структуры и инструменты 227
5.8. Субфедеральный компонент правовой базы региональной информатизации 231
5.9. Общая оценка хода региональной информатизации: унифицированные задачи и неодинаковые возможности регионов 235
5.10. Крупные города — «точки роста» пространственной информатизации 242
5.11. Москва — «столица» пространственной информатизации 247
5.12. Российская глубинка — «белое пятно» пространственной информатизации 258
5.13. Пространственные диспропорции информатизации как особый предмет государственной политики межрегионального выравнивания 264
5.14. Опыт оценки и сравнительного анализа межрегиональных различий в сфере информатизации 271
5.15. Необходимость крупномасштабных систематических и междисциплинарных исследований информатизации в пространственном измерении 275

Введение
top

На страницах этой книги речь пойдет о феномене, энергично стремящемся занять (отчасти, несомненно, в силу объективных причин, но и в значи¬тельной мере небескорыстными усилиями заинтересованных бюрократических и бизнес кругов) доминирующее положение в разряде самых актуальных тем национального и регионального развития. Особая и поразительно быстро возрастающая значимость затрагиваемых нами вопросов стимулируется тем, что с ними связываются смысл и содержание новейших задач модернизации страны и ее регионов, их объявляют одним из приоритетных направлений перевода экономики и социальной сферы на путь инновационного развития.

Именно в таком повышенно актуальном значении все более привычно интерпретируются сегодня вопросы, характеризующие процессы интенсификации производства и распространения знаний и информации на основе внедрения и использования разнообразных современных информационных и коммуникационных технологий. Такие процессы, обобщенно именуемые информатизацией общества, рассматриваются не только как принципиально новый феномен современности, но и как ключевой фактор будущего, обязательное условие перехода в новое качество жизни и управления, необходимую предпосылку предрекаемых нам колоссальных социальных и политических изменений. Не случайно ведутся разговоры о приближающемся наступлении информационной эпохи, содержание которой будет определяться ранее невообразимой ролью информации, необычайно широким (если не всеобъемлющим) охватом всех сторон жизнедеятельности глобального общества передовыми информационными технологиями, построенными на постоянно и исключительно быстро прогрессирующих технических и программных средствах накопления, хранения, обработки, передачи и использования разнообразной информации.

В соответствии с таким емким пониманием указанного феномена мы намерены взглянуть на проблемное поле информатизации с системных и междисциплинарных позиций. И потому книга начинается с рассмотрения наиболее общих вопросов информатизации общества и государства. В том числе с обращения к истокам феномена «информационного общества», уточнения основополагающих понятий, смысла и содержания явлений и процессов в указанной области, сопоставления прогнозных оценок и реальных последствий информатизации, выявления общемировых и собственно российских особенностей и тенденций. Далее обсуждаются важнейшие аспекты российской государственной политики <в этой сфере, анализируется состав и предметное содержание соответствующих нормативных правовых актов. Центральное место в книге отведено оценке достижений и проблем применения информационных технологий в федеральных, региональных и местных органах власти при оказании государственных и муниципальных услуг. С учетом наших давних авторских пристрастий нас и в рамках информационно-коммуникационной тематики, не в последнюю очередь, будут интересовать проблемно-содержательные направления, имеющие отношение к пространственным (региональным и местным) аспектам указанных процессов.

Основное предназначение книги мы видели в систематическом изложении, во-первых, результатов анализа содержания и хода процессов информатизации во всем их многообразии, во-вторых, итогов комплексной оценки возможностей и проблем, открывающихся в связи с использованием информационно-коммуникационных технологий, и, в-третьих, некоторых актуальных рекомендаций по совершенствованию государственной политики в этой сфере.

Подходя к феномену информатизации как объекту научного исследования и государственного регулирования, мы рассматриваем его не только в качестве закономерного триумфа и блага научно-технического прогресса, но вместе с тем и в качестве источника новых проблемных ситуаций и явлений, выступающих во многом следствием безоглядного упоения плодами этой победы. Для общественного блага важнее не заходиться в слепом восторге от небывалых (хотя зачастую и вправду таковых) возможностей новых технологий, а взвешенно относиться к этому явлению, безусловно выдающемуся, но вовсе не отменяющему необходимость вдумчивого и кри¬тического анализа и основанной на нем системной оценки предпосылок, содержания и последствий процессов информатизации. Это значит — видеть в них не только сугубо техническую сторону дела, но и весь комплекс сопряженных «гуманитарных» вопросов — от экономической эффективности до социокультурных аспектов распространения информационно-коммуникационных технологий.

Книга основана на результатах многолетних исследований автора, проводившихся им в рамках двух последовательно (и хронологически и содержательно-логически) осуществлявшихся программ фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук. Первая из них — «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (2009–2011 гг.), вторая — «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-эко¬но¬ми-ческий потенциал» (2012–2014 гг.). Важнейшим направлением обеих программ выступали проекты, посвященные вопросам становления «информационного общества», в том числе в его пространственном измерении. В 2009–2011 гг. некоторая часть материалов, вошедших в книгу, была представлена на страницах «Российского экономического журнала», где автором в специальном цикле был опубликован ряд статей на указанную тему.


Об авторе
top
photoШвецов Александр Николаевич
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), научный руководитель отделения «Информатика и управление в социально-экономических системах» ФИЦ ИУ РАН. Один из лидеров научной школы системного анализа и регулирования процессов территориального (пространственного) развития. Давно и плодотворно занимается фундаментальными научными исследованиями и прикладными разработками по широкому кругу вопросов регионального и местного развития, федерализма и местного самоуправления, системной оценки предпосылок и последствий социально-экономических реформ и кризисов.

Индивидуально и в соавторстве опубликовал свыше 250 научных работ, в числе которых более 10 монографий. Среди них особое место занимает ряд книг, написанных им в многолетнем сотрудничестве с В. Н. Лексиным: «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития» (1997, свыше десяти переизданий), «Новые проблемы российских городов» (1999), пятитомник «Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (2001), «Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления» (2012). В соавторстве (с Э. Марквартом) также вышло в свет в РАНХиГС при Президенте РФ учебное пособие «Территориальная организация местного самоуправления и управление городскими агломерациями» (2017). Кроме того, его перу принадлежат персональные монографии: «Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля» (2002), «Государственная поддержка российских городов» (2002), «Совершенствование региональной политики. Концепции и практика» (2011), «Информационное общество. Теория и практика становления в мире и России» (2012). Имеет большой опыт экспертно-консультативной работы для нужд федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, крупных корпоративных структур, международных проектов.