URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Каутский К. Социальная революция. Пер. с нем.
Id: 159120
 
131 руб.

Социальная революция. Пер. с нем. Изд.2

URSS. 2012. 64 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02677-2.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1918 г.).
ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА:
Еврейство и раса. Статьи по вопросам национальности. Пер. с нем..
Три кризиса марксизма: Классовые интересы. Классовая борьба. Этика. Пер. с нем..
Аграрный вопрос. Пер. с нем..
Американский и русский рабочий. Пер. с нем..
Бернштейн и социал-демократическая программа: Антикритика. Пер. с нем..
Классовые противоречия в эпоху Французской революции. Пер. с нем..
Национальные проблемы. Пер. с нем..
Очерки и этюды по политической экономии. Пер. с нем..
Предшественники новейшего социализма: Коммунизм в германской Реформации. Пер. с нем..
Республика и социализм во Франции. Пер. с нем..
Социальная революция. Пер. с нем..
Средняя Европа. Пер. с нем..
Томас Мор и его утопия. Пер. с нем..
Экономическое развитие и общественный строй: Комментарий к положениям Эрфуртского съезда. Пер. с нем..
К критике теории и практики марксизма ("Антибернштейн"). Пер. с нем..
Путь к власти: Политические очерки о врастании в революцию; Славяне и революция. Пер. с нем..
Экономическое учение Карла Маркса. Пер. с нем..
Предшественники новейшего социализма: Коммунистические движения в Средние века. Пер. с нем..
Нет больше социал-демократии! / К.Каутский. Провокация Карла Каутского / А.С.Мартынов.
Исторический материализм: Дискуссии, размышления, философские проблемы.
История Ирландии / Ф.Энгельс. Ирландия. Культурно-исторический очерк / К.Каутский. Пер. с нем..

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается работа выдающегося немецкого экономиста, историка и публициста, теоретика марксизма, видного деятеля германского социал-демократического движения Карла Каутского (1854--1938), в которой он излагает свои взгляды на социальную революцию. В книге описывается сущность социальной революции, рассматривается соотношение революции и эволюции, освещаются революции древности и Средневековья и анализируется их отличие от социальной революции капиталистического периода. В работе также рассматриваются формы и оружие социальной революции, среди которых отмечается массовая политическая стачка, гражданская война, а также такие "орудия силы современного крупного государства", как бюрократия и армия.

Книга будет интересна как специалистам --- историкам, политологам, социологам, философам, так и широкому кругу читателей.


 Оглавление

1.  Понятiе соцiальной революцiи
2.  Эволюцiя и революцiя
3.  Революцiи въ древности и въ среднiе века
4.  Соцiальная революцiя капиталистическая перiода
5.  Смягченiе классовыхъ противоположностей
6.  Демократiя
7.  Формы и оружiе соцiальной революцiи

 I. Понятiе соцiальной революции

Немного найдется понятiй, которыя возбуждали бы такую массу споровъ, какъ понятiе революцiя. Объясняется это отчасти темъ, что ни одно понятiе не затрагиваешь такъ сильно существуюшихъ интересовъ и предразсудковъ, какъ понятiе революцiи, отчасти темъ, что мало найдется понятiй, допускающихъ столько различныхъ толкованiй.

Явленiя, вообще говоря, нельзя отграничивать одно отъ другого такъ резко, какъ веши, въ особенности же общественныя явленiя, которыя отличаются крайней сложностью я усложняются темъ более, чемъ дальше идетъ общество по пути развитiя, т.е. чемъ разнообразнее становятся формы совместной деятельности людей.

Неудивительно, что это всеми употребляемое слово употребляется въ различномъ смысле не только разными людьми, но даже однимъ и темъ же лицомъ въ разное время. Одни разумеютъ подъ революцiей баррикады, сожженiе замковъ, гильотины, сентябрьскiя убiйства, совокупность всевозможныхъ ужасовъ. Другiе обнаруживаютъ тенденцiю отнять у этого слова всякiй страшный смыслъ и paссматривать революцiю, какъ рядъ крупныхъ, но незаметныхъ, мирбыхъ преобразованiй въ обществе, въ роде техъ, которыя вызваны ныли открытiемъ Америки или изобретенiемъ паровой машины. Между этуми двумя крайностями существуютъ разнообразныя промежуточные ступени.

Марксъ въ предисловiи къ "Критике политической экономiии называетъ соцiальной революцiей более или менее быстрый переворота во всей огромной юридической и политической надстройке общества, являющiйся результатомъ измененiя его экономическаго фундамента.

Если держаться этого определенiя, то изъ понятiя соцiальной революиiи сразу устраняется "измененiе экономическаго фундамента" общества, вызванное, скажемъ, изобретенiемъ. паровой машины или открытiемъ Америки. Это измененiе есть причина революцiи, а не самая революцiя.

Однако, я не хотелъ бы ограничиться этимъ определенiемъ социальной революцiи. Ее можно понимать и въ более узкомъ смысле, именно: можно не всякiй переворотъ въ юридической и политической надстройке общества считать революцiею, -- а лишь особый способъ или особую форму совершенiя этого переворота.

Всякiй соцiалистъ стремится къ соцiальной революцiи въ широкомъ смысле слова, и однако же есть соцiалисты, которые отвергаютъ революцiю и хотятъ достигнуть соцiальнаго переворота только путемъ реформы. Соцiальной революцiи противопоставляют соцiальную реформу. Именно въ этомъ состоитъ разногласiе, которое вызываешь въ настоящее время споры въ нашихъ рядахъ. И я намеренъ здесь говорить лишь о соцiальной революцiи въ этомъ узкомъ смысле слова, -- въ смысле особаго совершенiя соцiальнаго переворота.

Противоположность между реформой и революцiей заключается не въ томъ, что въ одномъ случае применяется сила, а въ другомъ нетъ. Всякое юридическое и политическое меропрiятiя есть меропрiятiе насильственное, проводимое силою государства. Особенные виды примеяенiя силы, -- уличныя схватки и казни, -- также не составляютъ существеннаго свойства революцiи въ противоположность реформе. Они вызываются особенными обстоятельствами, не имеютъ необходимой внутренней связи съ революцiей и могутъ быть спутниками также и реформистскихъ движенiй. Когда депутаты третьяго сословiя объявили себя нацiональнымъ собранiемъ Францiи 17 iюня 1789 года, это былъ въ высшей степени революцiонный актъ, хотя онъ и не сопровождался никакими насильственными действiями. Наоборотъ, въ той же Францiи въ 1774 и 1775 гг. были крупныя возстанiя, преследовавшiя лишь такую, совсемъ не революцiонную, цель, какъ установленiе таксы на хлебъ, которое должно было будто бы положить конецъ вздорожанiю хлеба.

Указавъ на уличныя схватки и казни, какъ на признаки революцiи, мы темъ самымъ подошли къ источнику, изъ котораго мы можемъ почерпнуть поучительныя данныя по вопросу о сущности революцiи. Великiй переворотъ, начавшiйся во Францiи въ 1789 году, сделался классическимъ типомъ всякой революцiи. Именно этотъ переворотъ больше всего имеютъ въ виду, когда говорятъ о революция. На немъ всего лучше можемъ мы изучить сущность революцiи и выяснить противоположность между революцiей и реформой. Французской революцiи предшествовалъ целый рядъ попытокъ произвести реформы (самыя замечательныя изъ нихъ принадлежать Тюрго), -- попытокъ, которыя во многихъ отношенiяхъ стремились къ тому самому, что было вноследслвiи осуществлено революцiей. Чемъ отличаются реформы Тюрго отъ соответствующихъ меропрiятiй революцiи.

Между теми и другими лежитъ завоеванiе политической власти нoвымъ классомь. Вь этомъ именно и заключается существенное различiе между революцией и реформой. Меропрiятiя, имеющiя целью привести юридическую и политическую надстройку общества въ соответствiе съ изменившимися экономическими условiями, являются реформами, если они исходятъ отъ техъ же классовъ, которые и до техъ поръ политически и экономически господствовали надъ обществом!", -- являются реформами даже въ томъ случае, когда они не даются добровольно, а вынуждаются давленiемъ со стороны угнетенные классовъ или силою обстоятельства. Наоборотъ, такого рода меропрiятiя суть деянiя революцiи, если они исходятъ отъ такого класса, который до сихъ поръ былъ политически и экономически угнетеннымъ классомъ, а теперь завоевалъ себе политическую власть и этой властью онъ въ своихъ собственныхъ интересахъ долженъ воспользоваться для того, чтобы более или менее быстро переделать всю политическую и юридическую надстройку и создать новыя формы совместной деятельности людей.

Итакъ, завоеванiе государственной власти угнетеннымъ до техъ поръ классомъ, т.е. политическая революцiя, составляетъ существенный признакъ соцiальной революцiи въ тесномъ смысле слова, въ противоположность соцiальной реформе. Кто принципiально отвергаеть политическую революцiю, какъ средство соцiальнаго переворота, или хочетъ свести этотъ переворота къ такимъ только мерояпрiятiямъ, которыхъ можно добиться отъ господствующихъ классовъ, тотъ является соцiалъ-реформистомъ, -- въ какомъ он сильномъ противоречiи его общественный идеалъ ни находился съ существующей формой общественнаго устройства. Напротивъ, всякiй, кто стремится къ тому, чтобы угнетенный до сихъ поръ классъ завоевалъ себе политическую власть, является революцiонеромъ. Такой человекъ нисколько не перестаетъ быть революцiонеромъ, когда хочетъ подготовить это завоеванiе и ускорить его посредствомъ соцiальныхъ реформъ, которыя онъ старается вынудить у господствующихъ классовъ. Не стремленiе къ соцiальньнымъ реформамъ, а ограниченiе своей задачи соцiальными реформами, -- вотъ что отличаетъ соцiалъ-реформиста отъ соцiалъ-революцiонера. Съ другой стороны, только тогда политическая революцiя становится революцией соцiальной, когда она исходитъ отъ соцiально-угнетеннаго класса, когда этотъ классъ, старое общественное положение котораго находится въ пепримиримомъ противоречии съ его политическимъ господствомъ, оказывается поставленнымъ въ необходимость завершить свою политическую эмансипацию эмансипацiей соцiальной. Распри среди господствующихъ классовъ, какiя бы резкiя формы гражданской войны она ни принимала, не есть соцiальная революцiя.

Только о соцiальной революцiи въ разъясненномъ здесь смысле я и буду говорить въ дальнейшихъ главахъ.


 Об авторе

Карл Каутский (1854--1938)

Немецкий социал-демократ, центрист, один из лидеров II Интернационала. В 1874 г., будучи студентом Венского университета, примкнул к социалистическому движению. С конца 1870-х гг., а особенно после знакомства в 1881 г. с К.Марксом и Ф.Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883--1917 гг. -- редактор теоретического журнала германских социал-демократов "Нойе цайт". В 1880--1900-е гг. написал ряд работ, пропагандировавших марксистские идеи. Перед Первой мировой войной отошел от революционного рабочего движения, проводя линию на примирение с ревизионистами. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В 1917 г. участвовал в создании Независимой социал-демократической партии Германии. С 1924 г. жил в Вене, а в 1938 г., после захвата Австрии фашистской Германией, переехал в Прагу, затем в Амстердам.

Большинство трудов К.Каутского было переведено на русский язык. Широкую известность получили его работы: "Бернштейн и социал-демократическая программа: Антикритика" (рус. пер. 1906; 2-е изд.: URSS, 2012); "Этика и материалистическое понимание истории" (рус. пер. 1906; 2-е изд.: URSS, 2003); "Движущие силы и перспективы русской революции" (рус. пер. 1907, под редакцией и с предисловием В.И.Ленина); "К критике теории и практики марксизма ("Антибернштейн")" (рус. пер. 1923; 3-е изд.: URSS, 2011); "Предшественники новейшего социализма" (рус. пер. 1924--1925; 2-е изд.: URSS, 2012); "Путь к власти. Политические очерки о врастании в революцию" (рус. пер. 1959; 2-е изд.: URSS, 2006) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце