URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы
Id: 15823
 

Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы

URSS. 2004. 384 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00482-9. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Рассматриваются теоретические основы нового научно-практического направления --- межсекторного социального партнерства (МСП). Обоснована концепция, разработаны принципы, дан анализ механизмов МСП и исследованы возможности и пути развития МСП в России. Построена классификация механизмов МСП, выявлены

пути их совершенствования, описан метод экспресс-диагностики уровня оргразвития некоммерческих организаций, приведены рекомендации по институционализации механизмов МСП.

Пространство МСП рассматривается как подпространство социального пространства, введенного в рамках парадигмы крупнейшего социолога современности П.Бурдье. Введено понятие поля пространства МСП. Идентифицирована и обоснована базисная система семи основных полей пространства МСП, включая поле адаптации корпоративных идентичностей, поле взаимных потребностей, ожиданий и мотиваций, нормативное и правовое поле межсекторных взаимодействий, синергетическое ресурсное поле, финансово-экономическое поле, поле процедур, организационных структур и механизмов МСП и информационное поле МСП.

Систематизирована совокупность основных этапов процесса формирования МСП в практических ситуациях, а именно: описание базиса партнерства; строительство МСП; институционализация партнерства; регулирование создания МСП; оценка риска для партнеров; функционирование МСП; развитие и трансформация МСП, управление партнерством; измерение эффективности деятельности МСП.


 Оглавление

Предисловие
Введение
Глава 1. Предпосылки и концептуальные основы межсекторного социального партнерства
  1.1.Правовые основы построения гражданского общества в России и его влияние на изменение функций власти
  1.2.Гражданское общество: исторический экскурс, основные признаки, элементы и функции
  1.3.Институциональное строение некоммерческого сектора в гражданском обществе
  1.4.Некоммерческий сектор в гражданском обществе
  1.5.Тенденции развития третьего сектора в России
  1.6.О соотношении числа коммерческих и некоммерческих организаций
  1.7.О секторных различиях
  1.8.Социальное пространство и его поля по П. Бурдье
  1.9.Межсекторное социальное партнерство как социологическая категория
  1.10.Пространство МСП и его поля
  1.11.Об институционализации МСП и ее этапах
Глава 2. Межсекторные взаимодействия в условиях переходной экономики России -- конструктивное направление развития гражданского общества, правового государства и рыночной системы
  2.1.Особенности становления и развития третьего (некоммерческого) сектора при переходе от социалистической модели к рыночной системе
   2.1.1.Некоммерческий сектор и реформы в России
   2.1.2.Третий сектор: состояние, проблемы роста и развития, место и роль в общественной жизни России
  2.2.Основные направления, связанные с исследованием проблем становления, функционирования и развития НКО в России
  2.3.Зарубежный опыт
   2.3.1.Некоторые общие сведения о Третьем секторе США
   2.3.2.О рыночных и внерыночных функциях НКО США для страны
   2.3.3.О взаимодействии НКО и властей на уровне отдельных штатов США
  2.3.3.1.Создание и регистрация -- первый шаг во взаимодействии (пример штата Иллинойс)
  2.3.3.2.Порядок регистрации и основные документы
   2.3.4.О новых подходах в социальном обслуживании населения (федеральный аспект)
   2.3.5.Об изучении НКО Большого Сент-Луиса
   2.3.6.О системе социальных контрактов
   2.3.7.О прозрачности бюджета города (на примере г. Карбондейл). Структура доходной и расходной частей бюджета
   2.3.8.Перечень особенно интересных фактов
Глава 3. Межсекторное социальное партнерство в России: федеральный и региональный срезы, правовая основа, механизмы
  3.1.Методологические аспекты межсекторного социального партнерства
   3.1.1.Тред-юнионистский вариант социального партнерства
   3.1.2.Межсекторное социальное партнерство
   3.1.3.Некоммерческий сектор России в 2002 году
  3.2.МСП на федеральном уровне: состояние и перспективы
   3.2.1.Нормативное и правовое поле МСП
   3.2.2.Организационные аспекты
   3.2.3.Организационные схемы взаимодействия после Гражданского форума
   3.2.4.Проблемы и сложности МСП на федеральном уровне
  3.3.Анализ региональных нормативных актов и механизмов МСП
   3.3.1.Механизмы взаимодействия НКО и власти: определение и типология
   3.3.2.Продвижение механизмов в регионах России: нормативные акты и опыт
   3.3.3.Проблемы разработки, внедрения и применения механизмов МСГ и МСЗ. Операциональные принципы МСП
   3.3.4.О других нормативных и правовых актах, содействующих развитию МСП
Глава 4. Институциональное развитие некоммерческих организаций -- важное условие эффективного участия в межсекторном социальном партнерстве
  4.1.Проблемы роста и развития НКО в условиях сегодняшней России. Значимость институционального (организационного) развития
  4.2.Модель экспресс-диагностики организационного развития НКО
   4.2.1.Основные понятия
   4.2.2.Пространство оргразвития НКО
  4.3.Групповые тренинги по организационному развитию
   4.3.1.Технология построения семинара
   4.3.2.Схема семинара и его технологическое режимы
   4.3.3.Продвижение к проектам оргразвития
   4.3.4.Экспресс-диагностика НКО. Построение конфигурации и палитры НКО
   4.3.5. Ключи к организационному развитию. Примеры проектов
  4.4.Межрегиональные сопоставления уровней организационного развития экологических НКО
  4.5.География и статистика тренингового цикла: числа, проблемы, проценты
   4.5.1.Сводные данные
   4.5.2.Список 99 проектных наработок, сделанных на семинарах
Глава 5. Место и роль государственных структур и бизнес-сектора в межсекторное социальном партнерстве
  5.1.Создание правового поля для некоммерческих организаций России в постсоветский период: понятия, нормы, организационно-правовые формы
  5.2.Оценка госслужащими, депутатами и представителями органов местного самоуправления опыта взаимодействия с НКО в регионах
  5.3.Причины, препятствующие усилению взаимодействия власти с НКО
  5.4.Мнения представителей исполнительной и муниципальной власти об НКО
  5.5.Некоторые сравнения экологических организаций России и США
  5.6.Оценка НКО степени взаимодействия с другими организациями
  5.7.Бизнес-корпорации и межсекторное социальное партнерство
   5.7.1.Социально-ответственный бизнес за рубежом: концепция, понятия, индекс Домини, статистика
   5.7.2.Корпоративная социальная ответственность (КСО) -- основные термины и определения
   5.7.3.Социально-ответственный бизнес в России
   5.7.4.О корпоративной социальной ответственности российских компаний
   5.7.5.Взаимодействие местного бизнеса, власти и органов местного самоуправления: ближайшие перспективы и возможность консолидации
Глава 6. Методологические и методические проблемы разработки и совершенствования механизмов межсекторного социального партнерства
  6.1.Механизмы муниципального социального гранта и социального заказа: определения, сравнение, определение ниш применения
  6.2.Механизмы МСГ и МСЗ: концепция эволюционного продвижения, карта возможностей встраивания, проблемы и перспективы развития
  6.3.Направления совершенствования механизмов МСП
  6.4.Проблемы совершенствования конкурсных механизмов
   6.4.1.Системный анализ региональных механизмов муниципальных грантов: Сравнение и вопросы построения шкал для экспертного оценивания
  6.4.1.1.Анализ действующих нормативных документов
  6.4.1.2.Типовая схема действующих экспертиз
  6.4.1.3.Проблемы совершенствования
  6.5.О построении экспертных процедур для региональных конкурсных механизмов присуждения муниципальных грантов или социальных заказов
   6.5.1.Экспертиза проектов
   6.5.2.Основные положения экспертного подхода
   6.5.3.Метод комиссий (или совещаний)
  6.6.О делегировании ответственности в конкурсных механизмах
Заключение
Приложение 1. Выдержки из статьи Н. Ю. Беляевой. Правовые основы взаимодействия НГО с органами власти (по материалам федеральных законов, а также законов Москвы и Московской области), касающиеся форм взаимодействий ННКО и власти, предусмотренных федеральными законами
Приложение 2. Список тем дискуссий и круглых столов на Гражданском Форуме
Приложение 3. Итоги работы некоторых круглых столов и переговорных площадок
Список использованной литературы

 Предисловие

Моим горячо любимым детям Маше и Виктору и внуку Денису, которым предстоит обустраивать Россию, посвящаю эту книгу
Автор

За последние десять лет в России не только выросло число негосударственных некоммерческих организаций (ННКО), но резко увеличилось, по сравнению с организациями, имеющими государственную и муниципальную формы собственности, количество коммерческих организаций (с частной формой собственности).

ННКО стали инициировать и воплощать в жизнь механизмы межсекторного взаимодействия. Развитие таких механизмов особенно быстро идет на региональном уровне. Изучение этих механизмов, создание научно-обоснованной базы для их грамотного конструирования и аккуратного вплетения в ткань реальной социальной политики, а также разработка концептуальной базы для формирования моделей и методов межсекторного взаимодействия стало острой необходимостью нынешнего момента социально-экономических преобразований в стране.

В монографии излагается новое научно-практическое направление, созданное автором в течение 1996--2003 гг. В 2002 году им в Санкт-Петербургском университете на эту тему была защищена диссертация на соискание степени доктора социологических наук.

Актуальность публикации характеризуется следующим образом:

  • на общеметодологическом уровне имеется потребность в развитии методологии и теоретической основы для построения такой общественной модели, которая в условиях глобализации могла быть свободной от недостатков находящихся в кризисе моделей социализма и государства благосостояния; в России надо предпринять методологические усилия, чтобы социальное государство, как норма, закрепленная в Конституции, с одной стороны, не стала виртуальной конструкцией, а с другой стороны, критически оценить потенциал переноса позитивного опыта зарубежных стран в российскую среду;
  • на теоретическом уровне необходимо обобщение опыта совместного функционирования, развития и сотрудничества трех секторов российского общества; практика преобразований в России переходного периода породила реально работающие механизмы межсекторного взаимодействия и требуется их теоретическое изучение и осмысление с целью продвижения наиболее продуктивных моделей;
  • на прикладном уровне актуальны усилия по совершенствованию механизмов, а также разработке специальных курсов для обучения муниципальных и государственных служащих и сотрудников ННКО формам, методам и правилам межсекторной кооперации, для информирования и обучения бизнесменов принципам выстраивания социально-ответственного бизнеса.

  • Цели и задачи монографии

    Цели работы в том, чтобы:
  • изложить теоретические основы нового научно-практического направления -- межсекторного социального партнерства (МСП);
  • обосновать концепцию, разработать принципы, дать анализ механизмов МСП;
  • исследовать возможности и пути развития МСП в России.
  • Для реализации этих целей в работе решены следующие задачи:
  • анализ моделей межсекторного взаимодействия;
  • описание особенностей становления и развития некоммерческого сектора и бизнес-сектора в РФ и их участия в решении социально-значимых проблем;
  • изучение возможностей НКО РФ в предоставлении социальных услуг;
  • анализ социально-ответственного поведения российских бизнес-структур;
  • создание концепции МСП (пространство, поля, механизмы, операциональные принципы, процесс институционализации МСП и др.);
  • построение классификации региональных механизмов МСП;
  • оценка особенностей механизмов, выявление путей их совершенствования;
  • анализ процедур экспертных оценок для конкурсных механизмов МСП;
  • разработка метода экспресс-диагностики уровня оргразвития НКО;
  • разработка рекомендаций по институционализации механизмовМСП;
  • разработка спецкурсов для обучения сотрудников некоммерческих организаций и переподготовки госслужащих и бизнесменов по МСП;
  • выработка рекомендаций по разработке, правовому обоснованию, институционализации и применению концепции и механизмов МСП.
  • Научная новизна исследования заключается в том, что созданы основы, разработаны принципы и очерчена проблематика нового научно-практического направления -- межсекторное социальное партнерство, требующего для своего изучения междисциплинарного подхода, опирающегося на базисные теории и методы социологии и системного анализа. В основу этого направления положена введенная и обоснованная автором концепция межсекторного социального партнерства (МСП). МСП понимается как конструктивное (целенаправленное и "выгодное" каждому участнику и населению территории, где оно реализуется) взаимодействие (являющее собой тип социального взаимодействия) организаций двух или трех секторов (государство, бизнес и некоммерческое сообщество), при решении социально-значимых задач в рамках социального подпространства, образуемого в ходе сложного взаимовлияния ряда полей, возникающих из-за различия потенциалов и многообразия возможностей взаимодействующих организаций, отражающих специфику их структур, ресурсов, правил деятельности и норм поведения.

    Пространство МСП рассматривается как подпространство социального пространства, введенного в рамках парадигмы крупнейшего социолога современности П.Бурдье.

    Излагаются следующие новые результаты:

    1. Введено понятие поля пространства МСП. Идентифицирована и обоснована базисная система семи основных полей пространства МСП а именно поле адаптации корпоративных идентичностей, поле взаимных потребностей, ожиданий и мотиваций, нормативное и правовое поле межсекторных взаимодействий, синергетическое ресурсное поле, финансово-экономическое поле; поле процедур, организационных структур и механизмов МСП и информационное поле МСП;

    2. Выполнено исследование 4 полей пространства МСП:

  • поля адаптации корпоративных идентичностей: построена новая типология некоммерческих организаций по признаку социальной стратификации;
  • правового поля МСП, что позволило наметить приоритетные направления совершенствования нормативной и правовой базы для МСП;
  • поля потребностей, мотиваций и ожиданий: выявлены ключевые взаимные ожидания потенциальных партнеров из разных секторов, которые должны учитываться при инициации, создании и развитии МСП;
  • поля процедур, оргструктур и механизмов МСП: выявлены группы реально работающих механизмов, введены определения пяти типов инновационных механизмов взаимодействия (конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные и комплексные).

    3. Разработана оригинальная методика многопараметрической экспресс-диагностики для оценки степени институционального развития НКО. Она позволяет в ходе применения серии специальных технологических режимов работы консультанта по оргразвитию с группой (в рамках семинара-тренинга или в процессе оценки деятельности НКО) строить конфигурацию и палитру организации, выявлять слабые и сильные стороны организации, а также выстраивать стратегию развития в форме разработки аван-проектов.

    4. Разработан инструментарий для выявления степени взаимодействий НКО с организациями из других секторов и для оценки потенциала взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с НКО. Проведены эмпирические исследования и приводятся результаты.

    5. Выполнено исследование по обобщению вариантов экспертных процедур, используемых при разработке конкурсных механизмов МСП.

    6. Изучены ошибки при построении шкал для получения экспертных оценок проектов МСП и выполнен анализ возможностей применения разных шкал.

    7. Сформулированы операциональные принципы МСП (п. развития коммуникаций и доверия; п. оценки и развития партнеров; п. конструктивного учета интересов партнеров; п. диверсификации механизмов партнерства; п. востребованной институционализации механизмов; п. ресурсного синергетизма и п. осознанной взаимозависимости).

    8. Систематизирована совокупность основных этапов процесса формирования МСП в практических ситуациях, а именно: описание базиса партнерства; строительство МСП; институционализация партнерства; регулирование создания МСП; оценка риска для партнеров; функционирование МСП; развитие и трансформация МСП, управление партнерством; измерение эффективности деятельности МСП.

    9. Дано определение понятия механизма МСП. Предложена типология инновационных механизмов МСП, включающая конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные и комплексные механизмы. Даны определения, примеры и особенности реализации этих механизмов.

    10. Описаны пути формирования социально-ответственного бизнеса, дано системное осмысление практики благотворительной деятельности современных бизнесменов РФ, ситуационный анализ благотворительности, предложена стратегия развития исследований в сфере благотворительности.

  • Книга содержит результаты статистических исследований особенностей и характера взаимодействия ННКО и власти в десятках регионов.

    Материалы работы использовались при чтении учебных курсов "Межсекторное социальное партнерство", "Фандрайзинг" в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова (2000--2002 гг.) и в Государственном университете управления (2001 г), спецкурсов "Разработка и оценка некоммерческих проектов в сфере высоких информационных технологий", "Поиск источников финансирования некоммерческих проектов" и "Принятие решений в условиях конфликта и неопределенности" в Бизнес-школе МФТИ (2001--2002 гг.).

    Методические разработки книги использованы при проведении групповых тренингов по тематике МСП для сотрудников региональных органов власти и ННКО в 47 регионах РФ, в Азербайджане, Армении, Беларуси и Украине.

     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце