URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика
Id: 158190
 
255 руб.

Социальная лингвистика. Изд.3

URSS. 2012. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02955-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Настоящее пособие посвящено одному из актуальных и перспективных направлений современного языкознания --- социальной лингвистике, изучающей различные проявления общественной обусловленности языка и виды взаимодействия и взаимовлияния языка и общества. Автор знакомит читателей с методологической основой социальной лингвистики, ее предметной областью, историей, проблематикой синхронной и диахронической социолингвистики, а также методами социолингвистических исследований.

Пособие адресовано студентам филологических факультетов вузов, будет также полезно широкому кругу специалистов в области лингвистики и социологии.


 Оглавление

Предисловие
Глава I. Социальная лингвистика и ее предмет
 Определение социальной лингвистики
 Проблематика современной советской социальной лингвистики
Глава II. История советской социальной лингвистики
 Зарождение социологической лингвистики в советском языкознании (20--40-е годы)
 Советская социальная лингвистика в 50--60-е годы (Уточнение и расширение предметной области социолингвистика)
 Современный период советской социальной лингвистики (70--80-е годы)
Глава III. Синхронная социолингвистика
 Предмет и проблематика синхронной социолингвистики
 Формы существования языка
  Общие принципы выделения форм существования языка
  Литературный язык
  Народно-разговорный язык
  Койне
  Просторечие
  Язык-пиджин
  Креольский язык
  Территориальные диалекты
  Социальные диалекты
 Состояние языка
  Понятие "состояние языка" как социолингвистическая категория
  Диглоссия
 Языковая ситуация
  "Языковая ситуация" и ее компоненты
  Билингвизм и полилингвизм
 Коммуникативная среда и социолингвистическая зона
 Социальные условия, сферы и среды функционирования языка
 Функциональная типология языков
Глава IV. Диахроническая социолингвистика
 Проблематика диахронической социолингвистики
 Социолингвистический аспект проблемы происхождения языка
 Социально-исторические типы языков
  Понятие о социально-историческом типе языка
  Социально-исторический тип языка в эпоху первобытнообщинного строя
  Социально-исторический тип языка в эпоху рабовладельческой формации
  Социально-исторический тип языка в эпоху феодализма
  Социально-исторический тип языка и эпоху капитализма
  Язык в социалистическом обществе
 История русского языка в социолингвистическом аспекте
 Развитие русского языка в условиях научно-технического прогресса
 Формирование научных терминосистем (Перерастание профессиональной лексики в научную терминологию
Глава V. Методы социолингвистических исследований
 Статус социолингвистики и природа ее методов
 Методы и источники сбора материала
 Методы социолингвистического анализа
 Рекомендуемая литература
ДОПОЛНЕНИЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
I.  Другие публикации автора по социальной лингвистике
 1. Сравнительно-типологическое изучение социальных диалектов
 2. Социальные диалекты и общелингвистическая теория
 3. Греческие заимствования в русских, украинских, белорусских и польских арго (К проблеме генезиса и контактирования социальных диалектов славянских языков)
  I. Грецизмы, отмеченные в арго всех изучаемых языков
  II. Грецизмы, отмеченные в арго трех языков
  III. Грецизмы, отмеченные в арго двух языков
  IV. Грецизмы, отмеченные в пределах одного из языков
 4. Задачи русской арготической лексикографии
II.  Литература по социальной лингвистике: 1985--2010 гг.

 Предисловие

При подготовке учителя-словесника большая роль отводится общелингвистическим курсам -- "Введение в языкознание" и "Общее языкознание", которые не только расширяют и углубляют лингвистический кругозор, дают представление о принципах и методах лингвистических наблюдений и лингвистического анализа, но и закладывают основы марксистско-ленинской методологии. Одной из ведущих в курсе языкознания является социолингвистикская проблематика, составляющая содержание самостоятельного направления в современной языковедческой науке -- социальной лингвистики.

Достижения советской социальной лингвистики весьма и весьма велики. Она по праву занимает в современном мировом языкознании прочные позиции. Ее позиции, как и достижения всего советского языкознания, обусловлены марксистско-ленинской методологией, которая исходит из того, что "язык есть важнейшее средство человеческого общения".

В разработке общетеоретических и конкретных социолингвистических проблем наши филологи опирались и опираются на прочный фундамент исторического материализма. Являясь самой передовой общей социологической теорией, исторический материализм обеспечивает правильное, научно обоснованное решение такой важной задачи науки о языке, как изучение его истории вместе с историей общества, историей народа-творца и носителя языка. Наряду с исследованием этой центральной задачи советские лингвисты и социологи принимали самое активное участие в языковом строительстве нашего многонационального государства и продолжают эту работу на современном этапе, когда сформировалась новая историческая общность людей -- советский народ -- и встали новые, более грандиозные задачи по лингвистическому обеспечению общества развивающегося социализма.

Исходным тезисом для советской лингвистики является марксистская формула: "Ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства... Они -- только проявления действительной жизни". Основополагающий характер носит и такое суждение К.Маркса и Ф.Энгельса о взаимоотношении языка и общества, языка и мышления: "...язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми".

Опираясь на марксизм-ленинизм, на лучшие традиции отечественного языкознания в изучении общественной природы языка, в частности на высказывания, лингвистические концепции и конкретные исследования М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.Х.Востокова, И.И.Срезневского, Ф.И.Буслаева, К.С.Аксакова, Н.Г.Чернышевского, А.А.Потебни, Ф.Ф.Фортунатова, М.М.Покровского, И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.А.Шахматова, Д.Н.Кудрявского, В.А.Богородицкого, проводя наблюдения над многочисленными фактами языковой жизни народов нашей страны и других стран, критически осваивая все положительное, что нашло отражение в лингвистических направлениях зарубежного языкознания, используя творческие контакты с языковедами социалистических стран, наши ученые добились значительных успехов -- они создали советскую социальную лингвистику.

Содержательна и ярка история советской социальной лингвистики -- ее трудный рост, преодоление вульгарно-социологических упрощений первых десятилетий, постоянное расширение и актуализация проблематики, теоретический и вместе с тем всегда практически нацеленный подход к решению задач, выдвигаемых жизнью.

Характеризуя первые десятилетия развития советского языкознания, акад. В.М.Жирмунский отмечал, что "изучение языка как общественного явления... с самого начала развития советского языкознания... занимало весьма видное место в нашей лингвистической науке, составляя в известной мере ее методологическую специфику".

Столь же видное место занимает социолингвистическая проблематика в современном советском языкознании и в такой же мере, если не в большей, наша социолингвистика определяет методологическую специфику советского языкознания.

Для социолингвистики 70--80-х годов характерно стремление к постановке фундаментальных проблем, связанных с выявлением закономерностей языкового развития современного мира, определением особенностей функционирования языка в условиях научно-технической революции, изучением роли и значения русского языка в советском обществе, в жизни социалистических стран, а также его места в мировом лингвистическом процессе.

Через социолингвистическую зону науки о языке в настоящее время проходит методологическое размежевание марксистского и немарксистского языкознания, социолингвистическая теория и практика чаще всего становятся ареной борьбы социалистической и буржуазной идеологий.

В проблеме "язык и общество", -- констатирует известный советский филолог Р.А.Будагов, -- "давно уже наметились два противоположных истолкования социальной природы языка. Согласно одному из них, язык социально обусловлен лишь внешними условиями своего бытования (например, является ли язык единым для всего государства или в данной стране говорят на разных языках, как и кому преподается язык и т.д.). Согласно же другой концепции, язык социально обусловлен не только внешними условиями (что, разумеется, важно), но и всем своим существом, своей природой, уровнем своего развития.... Для советского языкознания всегда было характерно второе из двух названных истолкований природы языка, истолкование проблем так называемой социолингвистика".

В учебных пособиях по общелингвистическим курсам ("Введение в языкознание", "Общее языкознание", "История лингвистических учений") социолингвистика как направление современного языкознания рассматривается в общем плане. Недостаточно полно раскрывается проблематика советской социальной лингвистики, ее история, понятийно-терминологический аппарат. Хуже обстоит дело с социолингвистическим осмыслением материала других учебных дисциплин, в частности предметов историко-лингвистического и профилирующего циклов, а между тем от качества преподавания этих дисциплин в значительной степени зависит уровень профессиональной подготовки учителя-словесника.

Одним из путей повышения социолингвистической подготовки студентов-филологов является чтение им спецкурсов, ведение спецсеминаров по проблемам социальной лингвистики.

Настоящая работа -- учебное пособие по спецкурсу "Социальная лингвистика". Оно адресовано студентам факультетов русского языка и литературы и в этом отношении отличается от пособия А.Д.Швейцера и Л.Б.Никольского "Введение в социолингвистику" (М., 1978), предназначенного для институтов и факультетов иностранных языков.

Учебное пособие "Социальная лингвистика" должно дать студентам по возможности систематизированные знания по одному из актуальных и перспективных направлений современного мирового языкознания -- советской социальной лингвистике (социолингвистика), а именно: познакомить с методологической основой социально-лингвистических исследований в нашей стране, с предметом и основными понятиями социолингвистика, историей советской социальной лингвистики, ее современной проблематикой, а также с методами и приемами этой науки.

Пособие состоит из пяти глав. В первой из них ("Социальная лингвистика и ее предмет") дается определение социальной лингвистики как направления языкознания, занимающегося всеми проявлениями общественной обусловленности языка -- - его возникновения, функционирования, развития -- и всеми видами взаимодействия и взаимовлияния языка и общества. Исходя из широкого понимания задач социолингвистики, очерчивается предметная область этого направления языкознания и формулируется проблематика, разрабатываемая в современной советской социальной лингвистике и социолингвистика стран социалистического содружества.

Глава вторая -- "История советской социальной лингвистики" -- содержит систематическое описание истории зарождения, становления и современного состояния социолингвистической проблематики в советском языкознании.

При этом выделено три основных периода, каждый из которых характеризуется определенной тематикой исследований, методами ее разработки, научным уровнем исследования, конкретными формами взаимосвязи социолингвистической теории и практики. Первый период охватывает 20--40-е годы и квалифицируется как период "зарождения социологической лингвистики в советском языкознании" (в это время были созданы работы А.М.Селищева, Н.М.Каринского, Е.Д.Поливанова, Б.А.Ларина, В.М.Жирмунского, В.В.Виноградова, Ф.П.Филина, а также коллективные лексикографические и диалектологические труды того времени). Второй период приходится на 50--60-е годы, отмеченные, с одной стороны, расширением социолингвистических исследований, а с другой -- уточнением предметной области социолингвистики, совершенствованием ее методов, освобождением лингвистических исследований от элементов прямолинейного социологизма, чем страдали работы по "социологии языка" 20--40-х годов. Значительным достижением второго периода является создание Научного совета по комплексной проблеме "Закономерности развития национальных языков в связи с развитием социалистических наций", выдвижение и разработка Институтом русского языка АН СССР темы "Русский язык и советское общество", обобщение исследований по культуре речи, издание четырехтомного "Словаря русского языка" (1954--1961), 17-томного "Словаря современного русского литературного языка" (1955--1965), первой советской академической "Грамматики русского языка" (1952--1954), публикация новых трудов пионеров советской социолингвистики -- выдающихся филологов В.М.Жирмунского, В.В.Виноградова, чл.-корр. АН СССР Ф.П.Филина, выпуск сборников "Язык и общество", "Вопросы социальной лингвистики", коллективного труда "Общее языкознание. Формы существования языка, функции, история языка" (отв. ред. Б.А.Серебренников). Третий период -- это современное состояние советской социальной лингвистики (70--80-е годы). Он ознаменован развертыванием новых социолингвистических исследований на базе всех языков СССР, языков народов Азии и Африки, углублением социолингвистической теории, уточнением ее понятийно-исследовательского аппарата, усилением творческих контактов с зарубежными учеными, выполнением социолингвистами социалистических стран целевой программы, которая посвящена функционированию национальных языков в социалистическом обществе на современном этапе его развития.

70--80-е годы ХХ века характеризуются всеобщим признанием советской социальной лингвистики ведущим и наиболее перспективным направлением мировой лингвистики, усилением интереса к трудам советских филологов по социолингвистика, в которых рассматриваются наиболее значимые проблемы функционирования и развития, взаимодействия и взаимовлияния языков разных народов нашего многонационального государства.

В главах третьей ("Синхронная социолингвистика") и четвертой ("Диахроническая социолингвистика") соответственно характеризуются предметные области той и другой отраслей социальной лингвистики, описываются основные результаты изучения языка в синхронном и историческом плане в аспекте его связи с обществом, намечаются перспективы дальнейших исследований.

Так, в главе "Синхронная социолингвистика" подробно рассмотрены: 1) формы существования языка (литературный язык, народно-разговорный язык, койне, просторечие, язык-пиджин, креольский язык, территориальные диалекты, социальные диалекты); 2) состояние языка, в частности понятие диглоссии; 3) языковая ситуация и ее компоненты (билингвизм и др.); 4) коммуникативная среда; 5) социальные условия, сферы и среды функционирования языка; 6) функциональная типология языков.

В главе "Диахроническая социолингвистика" показана связь этого направления социолингвистики с общефилософскими, общесоциологическими и историческими проблемами, в частности органическая связь ее проблематики с проблематикой "внешней лингвистики", четко обозначенной в отечественном языкознании уже в XIX в., в особенности в лингвистической концепции И.А.Бодуэна де Куртенэ. Среди конкретных вопросов в этой главе рассматриваются: происхождение языка, социально-исторические типы языков, история русского языка в социолингвистическом аспекте, развитие русского языка в условиях научно-технического nporpecca, перерастание профессиональной лексики в научную терминологию (формирование терминосистем).

Глава пятая -- "Методы социолингвистических исследований" -- содержит три основных раздела: в первом рассматривается статус социолингвистики среди общественных наук и природа ее исследовательских методов, во втором анализируются методы и источники сбора материала, в третьем -- методы социолингвистического анализа.

В приложении приведена "Дополнительная литература".

Книга "Социальная лингвистика" представляет собой первое пособие по социолингвистике для филологов-русистов. Это обстоятельство во многом обусловило как отбор проблем и вопросов для их освещения (см., в частности, специальный раздел "История русского языка в социолингвистическом освещении" и др. в главе четвертой), так и подбор примеров-иллюстраций: во всех случаях, где это представлялось возможным, примеры брались из русского языка в его историческом развитии и современном состоянии.

Учебное пособие включает помимо общепринятых положений и такие, по которым еще идет дискуссия. При рассмотрении спорных вопросов не только излагаются разные точки зрения, но и высказывается отношение автора к ним. Для достижения большей точности в передаче теорий, концепций и мнений ученых автор пособия стремился к адекватному воспроизведению их взглядов путем цитирования (порой обширного). Поэтому студентам нетрудно будет самим уяснить суть расхождений по тому или иному вопросу и, взвесив приводимую аргументацию, сознательно присоединиться к тому мнению, которое покажется им более убедительным.

Материалы, воспроизводимые в пособии, частично публиковались автором в советской и зарубежной печати (в частности, в трудах международных лингвистических конгрессов). Программа всего спецкурса "Социальная лингвистика" апробирована в Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова, Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена (на факультете повышения квалификации), в Куйбышевском государственном университете, в Пензенском и ряде других педагогических институтов.

Автор выражает глубокую признательность коллективу кафедры русского языка Тульского государственного педагогического института (заведующий кафедрой профессор, доктор филологических наук А.Н.Карпов) и заведующему сектором культуры русской речи Института русского языка, доктору филологических наук Л.И.Скворцову за тщательное прочтение рукописи книги, конструктивные замечания и советы, которые облегчили автору работу над первым у нас учебным пособием по социальной лингвистике для факультетов русского языка и литературы.


 Об авторе

Василий Данилович БОНДАЛЕТОВ (род. в 1928 г.)

Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и почетный профессор Пензенского государственного педагогического университета. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ). Участник более 50 международных конгрессов по общей лингвистике, славистике, русистике, ономастике, финно-угроведению, проходивших в Москве, Киеве, Праге, Будапеште, Софии и других городах. Автор около 550 публикаций, среди которых более 20 книг: "Условные языки русских ремесленников и торговцев" (Рязань, 1974, 1980), "Сборник упражнений по русской диалектологии" (М., 1980; 2-е изд. М.: URSS, 2010; в соавторстве), "Русская ономастика" (М., 1983), "Социальная лингвистика" (М., 1987), "В. И. Даль и тайные языки в России" (М., 2004, 2005), "Теория языка" (М., 2004, 2006; в соавторстве), учебные пособия по стилистике, диалектологии, старославянскому языку, социальным диалектам. Международное признание получили его труды по социолингвистике, славистике и ономастике. В. Д. Бондалетов награжден орденом Дружбы народов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце