|
|
Предисловiе переводчика |
Предисловiе. Планъ и происхожденiе механической теорiи искусства |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ . Имитацiя Естественныхъ Ритмовъ |
Глава I. Волненiе (emotion) художника, творческая Воля и Вдохновенiе |
| Эмотивный характеръ жизни и сознанiя. - Смехъ и
слезы. - Естественное воспитанiе чувствительности. -
Житейскiе ритмы. - Мимика чувства и ума. - Воображе-
нiе (способность къ созданiю новыхъ ритмовъ изъ ритмовъ, ранее воспринятыхъ). - Греза. - Только тотъ, кто
воплощаетъ свою грезу, заслуживаетъ именоваться художникомъ. - О любительстве. - Плодотворность. - Желанiе обезсмертить свое переживанiе. - Творческое
воображенiе не необходимо для художника. - Воспроизведенiе естественныхъ ритмовъ должно быть стилизовано, но
образцы ритмическiе надо брать изъ жизни. - Импровизацiя. - Импрессiонизмъ. - Спортивный и эстетическiй
характеръ импровизацiи. - Импровизацiя по существу не
отличается отъ другихъ способовъ художественная творчества. - Вдохновенiе, какъ последствiе (эпифеноменъ)
непосредственнаго и успешнаго творчества. - Вдохновенiе развивается и поддерживается творческой волею и
правильнымъ упражненiемъ ея. |
Глава II. Описательныя Искусства: Живопись, Скульптура, Литература |
| Речь, устная или письменная, наиболее распространенный изъ всехъ знаковъ, которыми мы закрепляемъ и
передаемъ свои переживанiя. - Чтобы быть художественной, членораздельная речь должна ритмически
быть похожа на испытанное волненiе. - Органически совершенный стиль можетъ и не быть художественнымъ
(сказки Перро). - Объективная имитацiя въ живописи. - Личный, неизбежный элементъ, вносимый художникомъ въ объективное подражанiе природе. - Эволюцiя живописныхъ имитацiй.-Детство, перiодъ синтетическiй, подражанiе огульное, архаизмъ, - Юношество,
перiодъ аналитически, подражанiе точное, примитивы.-
Зрелость, перiодъ равновесiя, подражанiе свободное, золотой векъ. - Старость, перiодъ вторичнаго подражанiя
(подражанiе подражанiямъ), упадокъ. - Виртуозность,
повторенiе мастеровъ. - Эволюцiя словесныхъ подражанiй. - Первоначальный подражательный характеръ членораздельной речи. - Органическое совершенствованiе
речи.-Ослабленiе ея подражательнаго характера.-Риторическiя фигуры. - Могутъ ли архитектура и музыка
быть подражательны, какъ живопись и литература? -
Примеры, доказывающiе, въ противность Тэну, что музыка можетъ быть подражательна. - Путемъ искусства
природный ритмъ, совершающейся въ области одного
чувства, превращается въ подражательный ритмъ категорiи другого чувства. - Синэстезiи и ответныя ощущенiя |
Глава III. О синэстезiяхъ. Поэзiя |
| Объективное единство физическихъ явленiй. - Наука
стремится перенести въ область зренiя явленiя, происходящая въ области другихъ чувствъ. - Субъективное
единство ощущенiй.-Подразделенiе синэстезiй на объективно-галлюцинаторныя и субъективно-художественныя
(теорiя Сегалена). - Языкъ чуткiй выразитель соответствiй въ области чувствъ. - Языкъ являетъ слiянiе образовъ специфическихъ въ генерическiе (процессъ отвлеченiя или, вернее подбора, - теорiя Гриво). - Субъективный синэстезiи темъ разнообразнее и индивидуальное,
чемъ оне сложнее, отсюда ихъ большая или меньшая
ценность. - Чтобы быть художественными, оне должны
быть интуитивны и непосредственны; дословныя или
искусственный переложенiя не имеютъ ценности. - Непогрешимость интуицiи въ области чувства |
Глава IV. Синэстезическiя Искусства. Пляска |
| Синэстезiя звукъ-движенiе самая простая и самая полная изъ всехъ. - Эвтерпа и Терпсихора. - Пляска родительница музыки. - Музыкальное чувство длительности,
мускульное ощущенiе усилiя. - Воспитанiе пространственная ритма порождаетъ чувство звукового изохронизма;
но, въ свою очередь, восийтанiе последняго вноситъ порядокъ въ ритмы пространственные и мускульные.-
Историческое соотношенiе музыки и пляски (искусства
скорее изоэстетическiя, нежели синэстетическiя). - Современный упадокъ пляски: она выражаетъ, и то весьма
несовершенно, одни лишь макроскопическiе ритмы музыки
(тактъ). - Чтобы быть вполне выразительной, пляска
должна непосредственно вдохновляться всеми природными ритмами. - Можетъ ли пляска передавать мелодiю,
гармонiю, тэмбры инструментовъ? - Каждому волненiю,
каждому ощущенiю соответствуетъ телодвиженiе, и одно
только. - Сходство между подражательнымъ и первичнымъ движенiемъ. - Айседора Дунканъ. - Подражанiе
съ переложенiемъ (Ле Дантэкъ). - Пляска, въ широкомъ
смысле (жестъ, телодвиженiе, телоположенiе) можетъ передать всякую музыку |
Глава V. Синэстезическiя искусства. Музыка живописная и лирическая |
| Пляска, какъ выразительница звуковыхъ ритмовъ
малой скалы.- Пляска оратора и пляска трагика.-
Пляска прозою и пляска въ стихахъ. - "Плясовая" музыка и та, которая не признается такою. - Динамически
характеръ музыки (примеры изъ творенiй Глюка). - Количественное подразделенiе мелодiй по тремъ динамогеническимъ типамъ. - Синэстезическiй характеръ всякой
музыки. - Образы звуковые, осязательные, тепловые,
красочные, обонятельные, вкусовые и т. д. - Они коренятся въ движенiи. - Общее, одинаковое телоположенiе
есть связующее звено между двумя ассоцiирующимися
ощущенiями. - Двигательный и мимическiй характеръ
всякаго душевнаго волненiя. - Музыкальное выраженiе
какого-нибудь чувства есть не что иное, какъ переложенiе
на звуковые ритмы (большой или малой скалы) нашихъ
физiологическихъ ритмовъ, вызванныхъ темъ же чувствомъ. - Жестъ (связующее звено между мiромъ ощущенiй и мiромъ чувства) ставитъ искусство въ связь со
всеобщимъ тяготенiемъ. - "Въ начале былъ жестъ" |
Глава VI. Кинематическiя Искусства. "Чистая" музыка и декоративное искусство |
| Теоретическая таблица синэстезiй и пятиугольная схема
соответствiй въ области пяти чувствъ. - Формула эстетическихъ уравненiй: ощущенiе порядка М = телоположенiю
X = ощущенiю порядка N. (Всякое произведете искусства есть рядъ телоположенiй). - Подразделенiе искусствъ:
искусства съ двойнымъ переложенiемъ (изъ области X,
черезъ область осязанiя, въ область У). Искусства съ
простымъ переложенiемъ (изъ области X въ область осязанiя). Искусства безъ переложенiя (область осязанiя). -
Схема и дiаграмма соответствiй въ области пяти чувствъ. -
Искусства съ простымъ или кинематическимъ переложенiемъ ("чистая" музыка и декоративное искусство).-
Чистая музыка. Смешенiе художественно-музыкальнаго
удовольствiя съ умственно-музыкальнымъ. Художественно-музыкальное удовольствiе имеетъ источникомъ движете.- Постепенная утрата новейшей музыкой характера
движенiя. - Будетъ ли динамическаго характера то удовольствiе, которое достамяетъ слушателю музыкальный
ритмъ съ очень малымъ наибольшимъ делителемъ (какъ
музыка Дебюсси, напримеръ)?-Пять чувствъ, разсмотренныя какъ спецiализированное осязанiе и какъ осязанiе на большомъ разстоянiи. - Динамически характеръ
декоративнаго искусства. - Воспитанiе путемъ осязанiя
сознанiя формы. - Слуховыя формы, область звуковыхъ
ритмовъ. - Зрительный формы динамическаго ли характера?- Субъективный характеръ линiй въ пластическихъ
искусствахъ.-Ритмическое определенiе прямой линiи.-
Зрительныя воспрiятiя высоты и ширины, мускульное
чувство усилiя и его функцiя. - Очевидное участiе движенiя въ быстромъ воспрiятiи большихъ линiй. - Ритмъ
линiй: "красивое движенiе", "движенiе" поверхности земной. - Эстетическая равноценность времени и пространства. |
Глава VII. Статическiя Искусства. Колоритъ и Гармонiя. Архитектура |
| Мускульное ощущенiе тяжести, конечный источникъ
всехъ волненiй художественнаго порядка. - Ритмъ въ
статическихъ искусствахъ. - Субъективная солидарность
тяжести и длительности. - Членораздельная речь свидетельствуетъ объ этой солидарности. - Все искусства исторически колеблются между преобладанiемъ осязательнаго
движенiя и осязательной тяжести. - Наши физiологическiя измененiя, вызываемый звуковыми и цветовыми
явленiями, носятъ характеръ ритмическихъ измененiй
очень малой скалы, подобныхъ темъ, которыя вызываются
въ насъ явленiями тяжести (теорiя Ле Дантэка). - Интуитивныя свидетельства тому въ языке художниковъ. -
Статическiя искусства второй категорiи (изъ области осязанiя въ область осязательно-весовую). Колоритъ и гармонiя. - Искусства третьей категорiи (одна область осязания).- Пляска, пантомима, скульптура сюда не входятъ. - Архитектура единственное искусство исключительно осязательнаго характера. - Ея характеръ утилитарный и эстетическiй. - Роль равновесiя въ играхъ ребенка.
Художественное чутье и привлекательные ритмы.-Художественное чутье и архитектура. - Солидарность осязанiя съ другими чувствами всегда присоединяетъ синэстезическiя эмоцiи къ эмоцiямъ чисто статическимъ.-Египетская пирамида. - Всякое художественное волненiе обусловливается впечатленiемъ, которое производись на насъ
известное сочетанiе матерiи въ равновесiи и проистекаеть отъ нашего по отношенiю къ нему положенiя. |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ . Механизмъ Подражательныхъ Знаковъ |
Глава VIII. Искусство и Наука. Стиль |
| Выборъ подражательныхъ знаковъ.-Личный элементъ
въ подражанiи съ точки зренiя научной и художественной. - Ошибочное смешенiе искусства съ наукой. - Влiянiе успеховъ науки на эволюцiю искусства. - Псевдонаучныя соображенiя современныхъ художественныхъ критиковъ.-Научная "правда" и художественная "правда". -
Различiе между научнымъ опнсанiемъ и художественнымъ воспроизведенiемъ. - Объективный анализъ и субъективный анализъ. Фотографiя и карикатура. - Что такое
стиль? Различное пониманiе этого слова. - Стиль - "личный элементъ, вносимый художникомъ въ воспроизведете природы". - Стиль въ музыке. - Безконечное разнообразiе стилей. - Существенный признакъ стиля. - Границы стилизацiи. - Сноровка.-Систематическое измененiе
естественныхъ отношенiй между частями (ошибочная теорiя Тэна). - Фотографическое воспроизведете естественныхъ ритмовъ (Флоберъ). - Идеализмъ формы (Рескинъ,
манерность). - Безсознательный и чисто интуитивный
характеръ настоящаго стиля |
Глава IX. Науки объ Искусстве. Эмпирическiе трактаты и грамматики |
| "О вкусахъ и цветахъ не спорятъ". - Отношенiя ощущенiй другъ къ другу въ одномъ и томъ же изъ пяти
чувствъ одинаковы для всехъ нормальныхъ людей (примеры изъ ощущенiя порядка музыкальнаго и цветового).
Должно ли художественное воспитанiе основываться на
знакомстве съ этими отношенiями? - Подразделенiе техническихъ руководствъ къ изученiю искусства на эмпирически методы, грамматики и психофизическiе трактаты.- Научный характеръ ихъ лишаетъ психофизическiе трактаты всякой ценности, какъ практическихъ руководствъ (примеръ - научная гамма сераго цвета). Безцельность и опасность изученiя акустики для музыкантовъ. - Наука и психофизическiе трактаты черпаютъ
свои сведенiя изъ области зренiя, художественное воспрiятiе коренится въ осязанiи. - Формы, созданный механическимъ путемъ, лишены всякаго характера художественности. - Интересъ наукъ объ искусстве съ точки
зренiя классификации ощущенiй. - Роль эмпирическихъ
трактатовъ, если эти трактаты и удобны, во всякомъ
случае ихъ предписанiя не имеютъ никакой постоянной
ценности. - Авторитетъ грамматикъ тоже относителенъ
(мненiе Анатоля Франса). - Даже психофизическiе трактаты, и те не имеютъ безотносительной ценности.-
Науки о статическомъ и физiологическомъ равновесiи
(чисто механическая сторона архитектуры и пляски) суть
единственный совершенно объективный и незыблемый
познанiя въ искусстве. |
Глава X. Упражненiе и техника. Органическая Красота |
| Нужно ли въ искусстве изученiе прiемовъ? - Литературный прiемъ. Прiемъ синтаксически и стилистически. - Въ другихъ искусствахъ достаточно одного стилистическаго прiема-Прiемъ, даже въ литературе, долженъ бы прiобретаться однимъ лишь навыкомъ. -Литературная импровизацiя.-Музыкальная импровизацiя.-Живописная импровизацiя (эскизы и наброски). - Старательность, точность, ясность, порядокъ, равновесiе. Опасность
въ чрезмерности и недостаточности этихъ качествъ. -
Логика формъ. - Органическая красота. - Движенiе и
жизнь первенствуютъ надъ органической красотой. -
Увлеченiе формой и его пагубное влiянiе.-Ошибочность
афоризма: "Форма первенствуетъ надъ содержанiемъ".-
Стилизованные ритмы жизни-единственный матерiалъ
великихъ произведенiй искусства |
Глава XI. Изобретенiе художественныхъ знаковъ. Условiя творчества |
| Художественный произведенiя, созданный при помощи
правилъ, сочетанiй ранее придуманныхъ знаковъ. -
Эмотивный характеръ истиннаго творчества. - Художественные образы и художественные знаки. - Способность къ художественному творчеству и развитость органовъ воспрiятiя не всегда сопутствуютъ другъ другу.- Легкость впечатленiй и творческая способность.-
Характеръ движенiя присущъ великимъ созданiямъ.
Художественное творчество всегда сопровождается переложенiемъ впечатленiя одного порядка въ образъ
другого. - Звуковые образы и звуковые знаки. - Разъ
всякое художественное произведете есть рядъ внутреннихъ нашихъ расположенiй, творческая способность могла
бы совершенствоваться путемъ воспитанiя пластики внешней и связанной съ нею внутренней. - Врожденная способность къ пластической имитацiи.- Художественное творчество есть какъ бы спецiализированная мимика. - Совершенствованiе пластическаго чутья путемъ воспитанiя
подражательныхъ намеренiй и творческой воли. - Воспитанiе творческаго духа. |
Глава XII. Воспитанiе жеста |
| Внесенiе порядка въ мышленiе путемъ гимнастической
пляски (Платонъ). - Воспитанiе жеста, чтобы быть плодотворнымъ и полнымъ, должно быть подчинено музыке. -
Ритмическая гимнастика Жакъ-Далькроза. - Ритмическая
солидарность между мускулами, слухомъ и зренiемъ.-
Безсознательная ритмическая культура ребенка. - Въ современномъ воспитанiи культура пластическая, музыкальная, спортивная, преследуются каждая отдельно. -
Ритмическая гимнастика устанавливаеть полную одновременность (синхронизмъ) въ ритмахъ мускульныхъ и
музыкальныхъ. - Ея движенiя представляютъ изъ себя
прямой пластически переводъ всехъ звуковыхъ последовательностей. - Ея значенiе для музыки. - Ея значенiе
для пластики. - Фехтованiе. - Совместное участiе тела и
духа въ телодвиженiяхъ, повинующихся музыке. - Совершенствованiе чувства равновесiя (плавность и сила
движенiй). - Красота телодвиженiй. Развитiе пластической
выразительности сопровождается соответственнымъ развитiемъ чувствительности. - Психическое влiянiе телодвиженiя (организацiя физической экономiи и возникновенiе новыхъ рефлексовъ). - Эвритмiя. - Совершенствовате творческаго духа одновременнымъ упражненiемъ
языка телодвиженiй и словесной речи |
Глава XIII. Искаженiе и эволюцiя стиля. Мода и личность |
| Художникъ и среда. - Совпаденiе вкусовъ художника и
публики. - Мода. -Мода исказительница стиля. Стиль данной эпохи, общiй вкусъ данной эпохи. - Кружковщина. -
Академизмъ и анархiя. - Излишекъ технической ловкости:
виртуозность. - Софизмъ "побежденной трудности". -
Последствiя виртуозности: безличiе стиля, отсутствiе
здраваго смысла. - Спецiализацiя порождаетъ уродство. -
Спортивная привлекательность виртуозности. - Метафизически характеръ виртуозности (примеръ Паоло Учелло). -
Недостатокъ техники. - Ложная простота "архаистовъ". -
Преувеличенная синтетизацiя. Границы синтеза и анализа.- Мода какъ регуляторъ. - Мода и индивидуальность. - Оригинальность художника не столько въ плодотворности, сколько въ систематичномъ примененiи известныхъ формулъ. - Личный характеръ явленiе относительное. - Благотворная сторона моды, какъ фактора
эволюцiи. - Границы моды и личности. - Относительная
свобода художника. - Взаимодействiе нравственности
личной и общественной. - Вкусъ личный и общественный
подъ веденiемъ здраваго смысла |
Глава XIV. Объектъ, содержанiе, форма и матерiя |
| Возможно ли определенiе искусства и красоты? -
Произведете искусства можетъ быть разсматриваемо,
какъ передача эмоцiи путемъ естественнаго стилизованнаго ритма. - Сила произведенiя искусства не въ цели
его. - Ошибочность взгляда Толстого.-Для осуществленiя
эстетическаго впечатленiя необходимы вмешательство
человеческой воли и стилизацiя.-Критерiй безполезности. - Художественность произведенiя относительна.-
Художественная сущность произведенiя не въ содержанiи.-Историческое обоснованiе эстетики (ошибочность
теорiи Тэна). - Влiянiе научнаго мышленiя на искусство:
постепенное уклояенiе пластики въ сторону декоративной
стилизацiи. - Декоративное искусство, высшiй пределъ
стилизацiи, осуществляетъ въ сильнейшей степени этическiя особенности. - Сущность художественнаго произведенiя также не въ форме. - Эстетическое первенство
матерiала надъ формой. - Изъ исторiи вагнеризма во
Францiи. - Эстетически парадоксъ: преимущественность
матерiи въ искусстве въ прямой зависимости отъ эмоцiи
художника.-Жизнь - верховный источникъ художества |
|
|
|
|