URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка д'Удин Ж. Искусство и жест: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков. Пер. с фр.
Id: 158018
 
269 руб.

Искусство и жест: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков. Пер. с фр. Изд.2

URSS. 2012. 264 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02564-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1911 г.)

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга Жана д'Удина посвящена общим и частным проблемам искусства и философии искусства. От разделения искусств на описательные, синестетические, кинематические и статические, исследования творческой воли и вдохновения художника автор переходит к рассмотрению вопросов об изобретении художественных знаков, условиях творчества, воспитании жеста, технических приемах искусства, а также о связи искусства и жизни.

Книга рекомендуется как философам-эстетикам и теоретикам искусства, так и профессиональным актерам и студентам театральных вузов.


 Оглавление

Предисловiе переводчика
Предисловiе. Планъ и происхожденiе механической теорiи искусства

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Имитацiя Естественныхъ Ритмовъ  

Глава I. Волненiе (emotion) художника, творческая Воля и Вдохновенiе
 Эмотивный характеръ жизни и сознанiя. - Смехъ и слезы. - Естественное воспитанiе чувствительности. - Житейскiе ритмы. - Мимика чувства и ума. - Воображе- нiе (способность къ созданiю новыхъ ритмовъ изъ ритмовъ, ранее воспринятыхъ). - Греза. - Только тотъ, кто воплощаетъ свою грезу, заслуживаетъ именоваться художникомъ. - О любительстве. - Плодотворность. - Желанiе обезсмертить свое переживанiе. - Творческое воображенiе не необходимо для художника. - Воспроизведенiе естественныхъ ритмовъ должно быть стилизовано, но образцы ритмическiе надо брать изъ жизни. - Импровизацiя. - Импрессiонизмъ. - Спортивный и эстетическiй характеръ импровизацiи. - Импровизацiя по существу не отличается отъ другихъ способовъ художественная творчества. - Вдохновенiе, какъ последствiе (эпифеноменъ) непосредственнаго и успешнаго творчества. - Вдохновенiе развивается и поддерживается творческой волею и правильнымъ упражненiемъ ея.
Глава II. Описательныя Искусства: Живопись, Скульптура, Литература
 Речь, устная или письменная, наиболее распространенный изъ всехъ знаковъ, которыми мы закрепляемъ и передаемъ свои переживанiя. - Чтобы быть художественной, членораздельная речь должна ритмически быть похожа на испытанное волненiе. - Органически совершенный стиль можетъ и не быть художественнымъ (сказки Перро). - Объективная имитацiя въ живописи. - Личный, неизбежный элементъ, вносимый художникомъ въ объективное подражанiе природе. - Эволюцiя живописныхъ имитацiй.-Детство, перiодъ синтетическiй, подражанiе огульное, архаизмъ, - Юношество, перiодъ аналитически, подражанiе точное, примитивы.- Зрелость, перiодъ равновесiя, подражанiе свободное, золотой векъ. - Старость, перiодъ вторичнаго подражанiя (подражанiе подражанiямъ), упадокъ. - Виртуозность, повторенiе мастеровъ. - Эволюцiя словесныхъ подражанiй. - Первоначальный подражательный характеръ членораздельной речи. - Органическое совершенствованiе речи.-Ослабленiе ея подражательнаго характера.-Риторическiя фигуры. - Могутъ ли архитектура и музыка быть подражательны, какъ живопись и литература? - Примеры, доказывающiе, въ противность Тэну, что музыка можетъ быть подражательна. - Путемъ искусства природный ритмъ, совершающейся въ области одного чувства, превращается въ подражательный ритмъ категорiи другого чувства. - Синэстезiи и ответныя ощущенiя
Глава III. О синэстезiяхъ. Поэзiя
 Объективное единство физическихъ явленiй. - Наука стремится перенести въ область зренiя явленiя, происходящая въ области другихъ чувствъ. - Субъективное единство ощущенiй.-Подразделенiе синэстезiй на объективно-галлюцинаторныя и субъективно-художественныя (теорiя Сегалена). - Языкъ чуткiй выразитель соответствiй въ области чувствъ. - Языкъ являетъ слiянiе образовъ специфическихъ въ генерическiе (процессъ отвлеченiя или, вернее подбора, - теорiя Гриво). - Субъективный синэстезiи темъ разнообразнее и индивидуальное, чемъ оне сложнее, отсюда ихъ большая или меньшая ценность. - Чтобы быть художественными, оне должны быть интуитивны и непосредственны; дословныя или искусственный переложенiя не имеютъ ценности. - Непогрешимость интуицiи въ области чувства
Глава IV. Синэстезическiя Искусства. Пляска
 Синэстезiя звукъ-движенiе самая простая и самая полная изъ всехъ. - Эвтерпа и Терпсихора. - Пляска родительница музыки. - Музыкальное чувство длительности, мускульное ощущенiе усилiя. - Воспитанiе пространственная ритма порождаетъ чувство звукового изохронизма; но, въ свою очередь, восийтанiе последняго вноситъ порядокъ въ ритмы пространственные и мускульные.- Историческое соотношенiе музыки и пляски (искусства скорее изоэстетическiя, нежели синэстетическiя). - Современный упадокъ пляски: она выражаетъ, и то весьма несовершенно, одни лишь макроскопическiе ритмы музыки (тактъ). - Чтобы быть вполне выразительной, пляска должна непосредственно вдохновляться всеми природными ритмами. - Можетъ ли пляска передавать мелодiю, гармонiю, тэмбры инструментовъ? - Каждому волненiю, каждому ощущенiю соответствуетъ телодвиженiе, и одно только. - Сходство между подражательнымъ и первичнымъ движенiемъ. - Айседора Дунканъ. - Подражанiе съ переложенiемъ (Ле Дантэкъ). - Пляска, въ широкомъ смысле (жестъ, телодвиженiе, телоположенiе) можетъ передать всякую музыку
Глава V. Синэстезическiя искусства. Музыка живописная и лирическая
 Пляска, какъ выразительница звуковыхъ ритмовъ малой скалы.- Пляска оратора и пляска трагика.- Пляска прозою и пляска въ стихахъ. - "Плясовая" музыка и та, которая не признается такою. - Динамически характеръ музыки (примеры изъ творенiй Глюка). - Количественное подразделенiе мелодiй по тремъ динамогеническимъ типамъ. - Синэстезическiй характеръ всякой музыки. - Образы звуковые, осязательные, тепловые, красочные, обонятельные, вкусовые и т. д. - Они коренятся въ движенiи. - Общее, одинаковое телоположенiе есть связующее звено между двумя ассоцiирующимися ощущенiями. - Двигательный и мимическiй характеръ всякаго душевнаго волненiя. - Музыкальное выраженiе какого-нибудь чувства есть не что иное, какъ переложенiе на звуковые ритмы (большой или малой скалы) нашихъ физiологическихъ ритмовъ, вызванныхъ темъ же чувствомъ. - Жестъ (связующее звено между мiромъ ощущенiй и мiромъ чувства) ставитъ искусство въ связь со всеобщимъ тяготенiемъ. - "Въ начале былъ жестъ"
Глава VI. Кинематическiя Искусства. "Чистая" музыка и декоративное искусство
 Теоретическая таблица синэстезiй и пятиугольная схема соответствiй въ области пяти чувствъ. - Формула эстетическихъ уравненiй: ощущенiе порядка М = телоположенiю X = ощущенiю порядка N. (Всякое произведете искусства есть рядъ телоположенiй). - Подразделенiе искусствъ: искусства съ двойнымъ переложенiемъ (изъ области X, черезъ область осязанiя, въ область У). Искусства съ простымъ переложенiемъ (изъ области X въ область осязанiя). Искусства безъ переложенiя (область осязанiя). - Схема и дiаграмма соответствiй въ области пяти чувствъ. - Искусства съ простымъ или кинематическимъ переложенiемъ ("чистая" музыка и декоративное искусство).- Чистая музыка. Смешенiе художественно-музыкальнаго удовольствiя съ умственно-музыкальнымъ. Художественно-музыкальное удовольствiе имеетъ источникомъ движете.- Постепенная утрата новейшей музыкой характера движенiя. - Будетъ ли динамическаго характера то удовольствiе, которое достамяетъ слушателю музыкальный ритмъ съ очень малымъ наибольшимъ делителемъ (какъ музыка Дебюсси, напримеръ)?-Пять чувствъ, разсмотренныя какъ спецiализированное осязанiе и какъ осязанiе на большомъ разстоянiи. - Динамически характеръ декоративнаго искусства. - Воспитанiе путемъ осязанiя сознанiя формы. - Слуховыя формы, область звуковыхъ ритмовъ. - Зрительный формы динамическаго ли характера?- Субъективный характеръ линiй въ пластическихъ искусствахъ.-Ритмическое определенiе прямой линiи.- Зрительныя воспрiятiя высоты и ширины, мускульное чувство усилiя и его функцiя. - Очевидное участiе движенiя въ быстромъ воспрiятiи большихъ линiй. - Ритмъ линiй: "красивое движенiе", "движенiе" поверхности земной. - Эстетическая равноценность времени и пространства.
Глава VII. Статическiя Искусства. Колоритъ и Гармонiя. Архитектура
 Мускульное ощущенiе тяжести, конечный источникъ всехъ волненiй художественнаго порядка. - Ритмъ въ статическихъ искусствахъ. - Субъективная солидарность тяжести и длительности. - Членораздельная речь свидетельствуетъ объ этой солидарности. - Все искусства исторически колеблются между преобладанiемъ осязательнаго движенiя и осязательной тяжести. - Наши физiологическiя измененiя, вызываемый звуковыми и цветовыми явленiями, носятъ характеръ ритмическихъ измененiй очень малой скалы, подобныхъ темъ, которыя вызываются въ насъ явленiями тяжести (теорiя Ле Дантэка). - Интуитивныя свидетельства тому въ языке художниковъ. - Статическiя искусства второй категорiи (изъ области осязанiя въ область осязательно-весовую). Колоритъ и гармонiя. - Искусства третьей категорiи (одна область осязания).- Пляска, пантомима, скульптура сюда не входятъ. - Архитектура единственное искусство исключительно осязательнаго характера. - Ея характеръ утилитарный и эстетическiй. - Роль равновесiя въ играхъ ребенка. Художественное чутье и привлекательные ритмы.-Художественное чутье и архитектура. - Солидарность осязанiя съ другими чувствами всегда присоединяетъ синэстезическiя эмоцiи къ эмоцiямъ чисто статическимъ.-Египетская пирамида. - Всякое художественное волненiе обусловливается впечатленiемъ, которое производись на насъ известное сочетанiе матерiи въ равновесiи и проистекаеть отъ нашего по отношенiю къ нему положенiя.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Механизмъ Подражательныхъ Знаковъ  

Глава VIII. Искусство и Наука. Стиль
 Выборъ подражательныхъ знаковъ.-Личный элементъ въ подражанiи съ точки зренiя научной и художественной. - Ошибочное смешенiе искусства съ наукой. - Влiянiе успеховъ науки на эволюцiю искусства. - Псевдонаучныя соображенiя современныхъ художественныхъ критиковъ.-Научная "правда" и художественная "правда". - Различiе между научнымъ опнсанiемъ и художественнымъ воспроизведенiемъ. - Объективный анализъ и субъективный анализъ. Фотографiя и карикатура. - Что такое стиль? Различное пониманiе этого слова. - Стиль - "личный элементъ, вносимый художникомъ въ воспроизведете природы". - Стиль въ музыке. - Безконечное разнообразiе стилей. - Существенный признакъ стиля. - Границы стилизацiи. - Сноровка.-Систематическое измененiе естественныхъ отношенiй между частями (ошибочная теорiя Тэна). - Фотографическое воспроизведете естественныхъ ритмовъ (Флоберъ). - Идеализмъ формы (Рескинъ, манерность). - Безсознательный и чисто интуитивный характеръ настоящаго стиля
Глава IX. Науки объ Искусстве. Эмпирическiе трактаты и грамматики
 "О вкусахъ и цветахъ не спорятъ". - Отношенiя ощущенiй другъ къ другу въ одномъ и томъ же изъ пяти чувствъ одинаковы для всехъ нормальныхъ людей (примеры изъ ощущенiя порядка музыкальнаго и цветового). Должно ли художественное воспитанiе основываться на знакомстве съ этими отношенiями? - Подразделенiе техническихъ руководствъ къ изученiю искусства на эмпирически методы, грамматики и психофизическiе трактаты.- Научный характеръ ихъ лишаетъ психофизическiе трактаты всякой ценности, какъ практическихъ руководствъ (примеръ - научная гамма сераго цвета). Безцельность и опасность изученiя акустики для музыкантовъ. - Наука и психофизическiе трактаты черпаютъ свои сведенiя изъ области зренiя, художественное воспрiятiе коренится въ осязанiи. - Формы, созданный механическимъ путемъ, лишены всякаго характера художественности. - Интересъ наукъ объ искусстве съ точки зренiя классификации ощущенiй. - Роль эмпирическихъ трактатовъ, если эти трактаты и удобны, во всякомъ случае ихъ предписанiя не имеютъ никакой постоянной ценности. - Авторитетъ грамматикъ тоже относителенъ (мненiе Анатоля Франса). - Даже психофизическiе трактаты, и те не имеютъ безотносительной ценности.- Науки о статическомъ и физiологическомъ равновесiи (чисто механическая сторона архитектуры и пляски) суть единственный совершенно объективный и незыблемый познанiя въ искусстве.
Глава X. Упражненiе и техника. Органическая Красота
 Нужно ли въ искусстве изученiе прiемовъ? - Литературный прiемъ. Прiемъ синтаксически и стилистически. - Въ другихъ искусствахъ достаточно одного стилистическаго прiема-Прiемъ, даже въ литературе, долженъ бы прiобретаться однимъ лишь навыкомъ. -Литературная импровизацiя.-Музыкальная импровизацiя.-Живописная импровизацiя (эскизы и наброски). - Старательность, точность, ясность, порядокъ, равновесiе. Опасность въ чрезмерности и недостаточности этихъ качествъ. - Логика формъ. - Органическая красота. - Движенiе и жизнь первенствуютъ надъ органической красотой. - Увлеченiе формой и его пагубное влiянiе.-Ошибочность афоризма: "Форма первенствуетъ надъ содержанiемъ".- Стилизованные ритмы жизни-единственный матерiалъ великихъ произведенiй искусства
Глава XI. Изобретенiе художественныхъ знаковъ. Условiя творчества
 Художественный произведенiя, созданный при помощи правилъ, сочетанiй ранее придуманныхъ знаковъ. - Эмотивный характеръ истиннаго творчества. - Художественные образы и художественные знаки. - Способность къ художественному творчеству и развитость органовъ воспрiятiя не всегда сопутствуютъ другъ другу.- Легкость впечатленiй и творческая способность.- Характеръ движенiя присущъ великимъ созданiямъ. Художественное творчество всегда сопровождается переложенiемъ впечатленiя одного порядка въ образъ другого. - Звуковые образы и звуковые знаки. - Разъ всякое художественное произведете есть рядъ внутреннихъ нашихъ расположенiй, творческая способность могла бы совершенствоваться путемъ воспитанiя пластики внешней и связанной съ нею внутренней. - Врожденная способность къ пластической имитацiи.- Художественное творчество есть какъ бы спецiализированная мимика. - Совершенствованiе пластическаго чутья путемъ воспитанiя подражательныхъ намеренiй и творческой воли. - Воспитанiе творческаго духа.
Глава XII. Воспитанiе жеста
 Внесенiе порядка въ мышленiе путемъ гимнастической пляски (Платонъ). - Воспитанiе жеста, чтобы быть плодотворнымъ и полнымъ, должно быть подчинено музыке. - Ритмическая гимнастика Жакъ-Далькроза. - Ритмическая солидарность между мускулами, слухомъ и зренiемъ.- Безсознательная ритмическая культура ребенка. - Въ современномъ воспитанiи культура пластическая, музыкальная, спортивная, преследуются каждая отдельно. - Ритмическая гимнастика устанавливаеть полную одновременность (синхронизмъ) въ ритмахъ мускульныхъ и музыкальныхъ. - Ея движенiя представляютъ изъ себя прямой пластически переводъ всехъ звуковыхъ последовательностей. - Ея значенiе для музыки. - Ея значенiе для пластики. - Фехтованiе. - Совместное участiе тела и духа въ телодвиженiяхъ, повинующихся музыке. - Совершенствованiе чувства равновесiя (плавность и сила движенiй). - Красота телодвиженiй. Развитiе пластической выразительности сопровождается соответственнымъ развитiемъ чувствительности. - Психическое влiянiе телодвиженiя (организацiя физической экономiи и возникновенiе новыхъ рефлексовъ). - Эвритмiя. - Совершенствовате творческаго духа одновременнымъ упражненiемъ языка телодвиженiй и словесной речи
Глава XIII. Искаженiе и эволюцiя стиля. Мода и личность
 Художникъ и среда. - Совпаденiе вкусовъ художника и публики. - Мода. -Мода исказительница стиля. Стиль данной эпохи, общiй вкусъ данной эпохи. - Кружковщина. - Академизмъ и анархiя. - Излишекъ технической ловкости: виртуозность. - Софизмъ "побежденной трудности". - Последствiя виртуозности: безличiе стиля, отсутствiе здраваго смысла. - Спецiализацiя порождаетъ уродство. - Спортивная привлекательность виртуозности. - Метафизически характеръ виртуозности (примеръ Паоло Учелло). - Недостатокъ техники. - Ложная простота "архаистовъ". - Преувеличенная синтетизацiя. Границы синтеза и анализа.- Мода какъ регуляторъ. - Мода и индивидуальность. - Оригинальность художника не столько въ плодотворности, сколько въ систематичномъ примененiи известныхъ формулъ. - Личный характеръ явленiе относительное. - Благотворная сторона моды, какъ фактора эволюцiи. - Границы моды и личности. - Относительная свобода художника. - Взаимодействiе нравственности личной и общественной. - Вкусъ личный и общественный подъ веденiемъ здраваго смысла
Глава XIV. Объектъ, содержанiе, форма и матерiя
 Возможно ли определенiе искусства и красоты? - Произведете искусства можетъ быть разсматриваемо, какъ передача эмоцiи путемъ естественнаго стилизованнаго ритма. - Сила произведенiя искусства не въ цели его. - Ошибочность взгляда Толстого.-Для осуществленiя эстетическаго впечатленiя необходимы вмешательство человеческой воли и стилизацiя.-Критерiй безполезности. - Художественность произведенiя относительна.- Художественная сущность произведенiя не въ содержанiи.-Историческое обоснованiе эстетики (ошибочность теорiи Тэна). - Влiянiе научнаго мышленiя на искусство: постепенное уклояенiе пластики въ сторону декоративной стилизацiи. - Декоративное искусство, высшiй пределъ стилизацiи, осуществляетъ въ сильнейшей степени этическiя особенности. - Сущность художественнаго произведенiя также не въ форме. - Эстетическое первенство матерiала надъ формой. - Изъ исторiи вагнеризма во Францiи. - Эстетически парадоксъ: преимущественность матерiи въ искусстве въ прямой зависимости отъ эмоцiи художника.-Жизнь - верховный источникъ художества
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце