URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Таршис Е.Я. Ментальность человека: Подходы к концепции и постановка задач исследования
Id: 157301
 
132 руб.

Ментальность человека: Подходы к концепции и постановка задач исследования. Изд.2, доп.

URSS. 2012. 88 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02495-2.

 Аннотация

В настоящей книге рассматриваются две важные проблемы методологии социологического познания: природа и структура ментальности человека и содержание текста как источника аналитической информации о человеке и обществе. Главной целью работы является постановка задач изучения ментальности в социологии, разработка подходов к построению концепции ментальности и созданию соответствующей методики исследования.

Данная книга, ставшая одним из первых концептуальных анализов ментальности человека в отечественной литературе, представляет интерес как для специалистов --- социологов, политологов, историков и философов, так и для широкого круга читателей.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Природа ментальности
 §1. Диапазон междисциплинарного исследовательского поля
 §2. Термин
 §3. Принцип подхода к анализу природы ментальности
 §4. Субстанция ментальности
 §5. Ментальные операции
 §6. Образное содержание ментальности
 §7. Структура ментальности
 §8. Субъекты ментальности
 §9. Функции ментальности
 §10. Функционирование ментальности
 §11. Природа ментальности: резюме
 §12. К определению понятия ментальности: тезисы
 Приложения к главе
  1. Смежные понятия
  2. Психологические прототипы
  3. Лингвистические прототипы
  4. Ментальность менталистов
Глава 2. К созданию метода изучения ментальности
 §1. Проблемы и подходы к изучению ментальности
 §2. Текст как источник аналитнческой информации
  1. Понятие текста
  2. Прототип и феномены
  3. Текст-сигнал (сообщение)
  4. Конструкция текста
  5. Сообщение и текст сообщения
  6. Частотные и нечастотные элементы содержания текста
  7. Природа текста
  8. Релевантность метода анализа
 §3. Контент-анализ: прошлое, настоящее, будущее
 §4. Задачи изучения ментальности человека
 Приложения к главе
 Литература
 Дополнительная литература

 Введение

Слова "ментальность" и "менталитет" уже несколько лет как стали одними из ключевых в российской науке и политике. Популярны они и среди писателей. Начинают появляться и книги о российском менталитете [65; 66; 66; 82]. В Польше в 1995 г. вышел словарь "Российская ментальность" [136]. В ближайшие годы можно ожидать лавинообразного роста числа публикаций по проблемам российской ментальности. В чем же причины такой популярности "ментальности"? Мы можем указать на две. Во-первых, можно предположить, что источником распространения самого термина послужили работы нашего известного историка А.Я.Гуревича, его сотрудников и учеников, переводы на русский язык работ французских историков школы "Анналов". Во-вторых, и это главное, можно предположить, что в нашем обществе происходит смена фундаментальных мировоззренческих и исследовательских представлений. Кратко этот процесс можно охарактеризовать словами двух поэтов: от тютчевского

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать --

В Россию можно только верить --

к грибоедовскому "Горе от ума".

Эги поэтические высказывания -- метафоры, характеризующие сознание не только интеллектуалов, но и широких слоев населения. Тютчев, говоря о непознаваемости исторического пути России, возможно, отрицает познавательные способности сознания ее населения. Грибоедов отмечает, что многие проблемы общества связаны именно с сознанием, просвещенным и не просвещенным, ривитым и не развитым.

Смена названных представлений, если хотите, парадигм мышления, указывает, что в обществе растет понимание того, какую существенную роль в истории страны играют способы восприятия и мышления людей. Принципы экономического детерминизма, убежденность в фатальной непредсказуемости российской истории, зависящей якобы ис- ключительно от игры разнонаправленных сил на бескрайних просторах Евразии, загадочности русской души, начинают подвергаться сомнению. Мы, по-видимому, находимся в самом начале этапа глубокого изучения сознания личности. Трагизм российской истории XX в. позволяет говорить о том, что от такого изучения зависит не только настоящее, но и будущее страны.

Изучение ментальности ыаеет достаточно давние традиции в ряде научных дисциплин (см. главу 1). В то же время сам предмет изучения до сих пор определен нечетко, отсутствует сколько-нибудь эксплицитно зафиксированная техника исследования, измерения. Этот момент делает обращение к ментальности интересным для социолога, поскольку в социологии проблемы измерения, валидности, устойчивости результатов измерения разработаны лучше, чем в истории или культурной антропоиогяи. Но у социологов есть еще одна, может быть, весьма основательная, причина обращения к изучению ментальности. Ментальность -- это злемент сознания, который шире, объемнее, чем, например, мнение или установка. Существует надежда, что обращение к новому объкту изучения расширит границы социологического анализа сознания, сделает результаты исследования более релевантными реальности, позволит добиться более значимой корреляции между фактами сознания и повенения в эмпирическом анализе.

Хотя "мода на ментальность" налицо, к сожалению, пока нет социологических работ ориентированных на анализ литературы, построение концепций ментальности, метода ее ызучения. Пока мода довлеет над серьезным исследованием. Приведем несколько примеров. Мы делаем это вовсе не с целью критики авторов, а просто для констатации существующего положения.

1. Нечеткое представление о содержании понятия. Так, В.Филатов и С.Фатеев пишут: "Победа в России коммунистической идеи во многом объясняется ее большим соответствием российскому национальному менталитету, чем европейскому индивидуализму" [108]. Итак, в России -- менталитет, а в Европе -- индивидуализм.

2. Нефундированность подхода. Отсутствие анализа специальной питературы. Так, И.В.Мостовая и А.П.Скорик [73] основывают свое определение менталитета на единственной работе. А.П.Бутенко и Ю.В.Колисниченко [15] в своих разработках также опираются на одну публикацию.

Нефундированность подхода, по-видимому, приводит к тому, что суждения о природе и структуре ментальности носят неаргументированный, декларативный характер. Например, И.В.Мостовая и А.П.Скорик постулируют четырехуровневую структуру менталитета как факт [73. С.72--78]. При этом не объясняется, почему менталитет имеет иерархическую структуру, почему в ней четыре слоя.

Пока наука начинает заниматься ментальностью и результаты, как говорят, впереди, наша литература добилась здесь неплохих результатов. Приведем лишь один пример из области сатиры:

О нас

С шумом и гамом, гигантскими усилиями и кровью, в многолетней борьбе построили систему под названием "Не то, что нужно".

Долго обсуждали и приняли единогласно конституцию, вскоре названную "Херня собачья".

Страдали на баррикадах, отстояли и выбрали руководство, получившее название "Вот суки, ну что ты скажешь?!".

Выбирали, выбирали и выбрали Президента, обалдев от неожиданности.

-- Не он это!

-- Не oн!

-- Точно, -- сказали все, -- не он.

Жили, как могли, с криками: "Не так живем. Не так".

Любили одних, женились на других, спали с третьими, шепча детям:

-- Там хорошо, где нас нет.

"А где же вас теперь нет?" -- думали дети и шли громить памятники и кладбища, ругаясь по дороге.

-- Не то делаем. Не то.

-- Не надо этого делать!

-- Эх, мать твою!

(М.Жванецкий. Известия. 1 февраля. 1997 г.).

Интересно сравнить произведение М.Жванецкого с выводами одного из немногих фундаментальных исследований по русской ментальности:

"Таким образом, русская частица "авось" подводит краткий итог теме, пронизывающей насквозь русский язык и русскую культуру, теме судьбы, неконтролируемости событий, существованию в непознаваемом и неконтролируемом рациональным сознанием мире. Если у нас все хорошо, то это лишь потому, что нам просто повезло, а вовсе не погому, что мы овладели какими-то знаниями и умениями и подчжжли себе окружающий нас мир. Жизнь непредсказуема и неуправляема, и не нужно чересчур полагаться на силы разума, логики или на свои рациональные действия" [18].

Разумеется, мы привели два последних примера изображения российской ментальности не только для того, чтобы подчеркнуть значение литературы как источника анализа ментальности. Несомненно, что роль литературы велика, поскольку литература -- образное, целостное восприятие действительности. Более важно, что приведенные примеры наглядно демонстрируют фундаментальное значение ментальности в жизни человека. Можно ск оать, что изучение ментальности -- грандиозная тема исследования. Но она грандиозна не только по своей фундаментальной направленности, но и по своей сложности. И в зтом автор отдает себе отчет. Настоящая работа ставит перед собой скромную цель. Зто -- постановка задач изучения ментальности в социологии, разработка подходов к построению концепции ментальности, к созданию соответствующей методики исследования. Работа основана на анализе литературы, список которой, приведенный в конце, сам по себе является результатам предварительного изучония предмета исследования. Однако он ие носит исчерпывающего характера. Его задача -- очертить "междисциплинарное лоле" анализа ментальности. Вместе с тем очевидно, что полный анализ приведенной литературы требует многолетней работы. Мы пока ограничиваемся предварительным, частичным анализом в объеме, который обеспечивает достижение сформулированной выше цели. Принятый нами подход дает возможность проводить змпирические исследования, не дожидаясь создания концепции ментальности, которая, впрочем, не может быть создана без проведения эмпирических исследований различного плана и масштаба.

Важное место в работе занимает разработка подходов к методу исследования. Обоснование такого метода должно быть основано на современном понимании текста, его содержания.

Наконец, неотделимой частью работы являются приложения.

За рамками работы остается техника комныотерного англиза ментальности. Современные возможности компьютеров таковы, что уже можно говорить о ментальном сканировании, о моделировании развития сознания индивида в компьютере [17]. Можно предположить, что компьютеры создают возможность крупномасштабного изучения ментальности. Однако техника компьютерного анализа сознания -- это самостоятельная крупная задача. Вместе с тем ее решение не может не опираться на необходимый задел концептуальных разработок.


 Об авторе

Ефим Яковлевич ТАРШИС

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, специалист по методологии социологических исследований, социологии образа жизни, социологии массовых коммуникаций. Автор более 70 печатных работ, в том числе посвященных проблемам исследования ментальности: "Российская элита: Опыт социологического анализа" (ч. I: "Концепция и методы исследования". М., 1995; ч. III: "Особенности сознания элиты". М., 1997; в соавт.); "Элита России: О настоящем и будущем страны" (М., 1996; в соавт.); "Ментальность человека: Подходы к концепции и постановка задач исследования" (М., 1999).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце