URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Воровский В.В. Личность Карла Маркса. К истории марксизма в России
Id: 157136
 
219 руб.

Личность Карла Маркса. К истории марксизма в России

URSS. 2012. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02457-0.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного русского политического деятеля, публициста В.В.Воровского (1871--1923), посвященная исследованию истории марксизма, в частности развития марксизма в России. В работе кратко представлена биография К.Маркса, исследуются его личность и взгляды, описывается его главный труд "Капитал". Анализируется "Манифест коммунистической партии" --- работа Маркса и Энгельса, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий, освещается судьба "Коммунистического манифеста" в нашей стране. Автор рассматривает пять периодов развития марксизма в России; он показывает, что в последнем периоде произошло очищение марксизма от посторонних примесей и слияние его как теории с рабочим движением как практикой, что и привело к революционному взрыву 1905 года.

Книга рекомендуется историкам, политологам, обществоведам, философам, всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

Карл Маркс
 От буржуазной демократии к социализму
 "Коммунистический манифест" и 1848 год
 Интернационал
 "Капитал"
 Личность Карла Маркса
 Марксизм в России
Письмо из Берлина
 - II - III
Карл Маркс перед судом присяжных
"Коммунистический манифест". По поводу 60-й годовшины
"Коммунистический манифест" о буржуазной революции
 - II - III - IV
"Коммунистический манифест" и его судьба в России
 - II - III - IV
К истории марксизма в России
 Предисловие
 - II - III - IV - V
Письмо в редакцию журнала "Жизнь"
K И. Зибер. По поводу 2О-летия его смерти
 - II

 Карл Маркс

От буржуазной демократии к социализму

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире, в области, вплотную прилегающей к границе Франции и находившейся под французским влиянием. И в экономическом, и в культурном, и в политическом отношениях эта область Германии была одной из самых прогрессивных. Родился Маркс в либеральной, интеллигентной еврейской семье. Но и семья, и вся обстановка воспитания были чисто буржуазные. С раннего детства Маркс проявлял выдающиеся способности; он блестяще кончил гимназию в родном городе и поступил на юридический факультет близлежащего Боннского университета. Здесь он вел бурную жизнь, ничем не отличаясь от своих товарищеи студентов, так что отец, недовольныи таким времяпровождением сына, заставил его скоро перевестись в Берлинский университет, славившийся в то время расцветом наук.

Этот переезд в Берлин был для Маркса крайне благотворным. В маленьком городишке Бонне богатые дарования Маркса не находили приложения, а неугомонная бурная природа его могла проявляться только в кутежах, дуэлях и т.п. развлечениях дюжинной буржуазной молодежи. Напротив того, в Берлине, где были хорошие профессора, серьезно работающие студенты и где сосредоточились тогда лучшие культурные силы Германии, Маркс сразу нашел поприще для своего пытливого ума и деятельного духа. Он с жаром набросился на изучение философии и права, писал громадные учебиые сочинения, учллся англиискому и итальянскому языкам и одно время думал даже об ученой карьере.

К зтому времени Маркс сошелся с кружком "левых гегельянцев", т.е. молодых ученых, которые делали из философии Гегеля более смелые и решительные выводы, чем сам Гегель, превратив ее в оружие политического освобождения буржуазии. В то время передовые слои буржуазии начинали ту борьбу с дворянско-самодержавным прусским правительством, которая в 1848 г. привела к открытому восстанию. Философия Гегеля, изображавшая весь мир в непрерывном развитии, обрекавшая все существующее на гибель, была сама по себе революционнои и являлась отражением интересов народившегося класса буржуазии, стремившейся к власти. Hp сам Гегель не делал из нее практических революционных выводов. Напротив, в последние годы своей деятельности, будучи профессором Берлинского университета, он ухитрился даже оправдать при помощи своей философии полицейско-феодальный строй Пруссии. Естественно, что революционно настроенная часть буржуазной интеллигенции не могла принять таких выводов, идущих в разрез с интересами ее класса. Она образовала "левое", т.е. революционное, крыло гегельянства, использовав учение Гегеля для своей политической борьбы.

Сближение с этим кружком, во главе которого стояли Бруно Бауэр, Карл Кеппен и другие, оказало большое влияние на Маркса. Боннский студент сразу превратился в политического мыслителя и борца, -- правда, пока только в буржуазно-демократического мыслителя и борца. Это было его первое превращение. Борьба с полицейской реакцией захватила бурную, деятельную природу Маркса, и, забросив свои мечты об ученой карьере, он занялся публицистической деятельностью. Хотя члены кружка "левых гегельянцев" были значительно старше молодого Маркса, едва перевалившего тогда за 20 лет, и занимали уже видное общественное положение, -- выдающиеся дарования Маркса вскоре заставили их признать его равным, -- не учеником, а товарищем.

В 1841 г. Маркс закончил свое университетское образование, получив степень доктора прав. Теперь он мог целиком отдаться политической работе. В 1842 г. он становится сотрудником, а затем и редактором либеральной "Рейнской Газеты". В составе сотрудников этой газеты мы встречаем много замечательных людей того времени, как, напр., уже известного нам Бруно Бауэра, Макса Штирнера, ставшего впоследствии одним из теоретиков анархизма, Моисея Гесса, видного деятеля революции 1848 г., и др. Но и среди этого блестящего кружка Маркс выдвинулся на первое место благодаря своему уму, знаниям, публицистическому таланту и неисчерпаемой энергии. Однако вскоре Марксу пришлось пережить умственный перелом. В качестве главного публициста "Рейнской Газеты" он, естественно, должен был наткнуться на целый ряд экономических-вопросов, и первым таким вопросом явился для него спор о земле между мелкими виноделами в Мозельской долине и крупными землевладельцами. Правда, в силу свойственного уже тогда Марксу демократизма, он принял сторону крестьян против землевладельцев, но он почувствовал большой пробел в своем образовании, -- отсутствие серьезных экономических знаний. Для такого человека, как Маркс, из этого следовал один вывод: надо засесть за изучение экономических наук и пополнить досадный пробел. Как раз к этому времени "Рейнская Газета" была закрыта, Маркс оказался не у дел и переселился в Париж, где ревностно занялся изучением экономических вопросов и теорий.

Мы уже видели, что Маркс был по складу мыслей демократом. Демократизм был вообще присущ буржуазии в те ранние годы ее борьбы с дворянством и самодержавием. Но у Маркса этот демократизм был гораздо последовательнее. Уму Маркса была вообще свойственна способность продумывать каждое положение до конца, не останавливаясь на полдороге, не сворачивая в сторону. Он не мог успокоиться, пока не добирался до последней глубины вопроса, до его дна. И в вопросе демократизма он тоже должен был притти к самому крайнему выводу. Исходя из общих демократических положений, принимаемых всей прогрессивной буржуазией его времени, Маркс, путем размышлений, пришел к тому взгляду, что демократизм может последовательно и вполне воплотиться только в подлинной демократии, т.е. в народных массах. Этим делал он шаг от буржуазной демократии "левых гегельянцев" к народной демократии, природа которой пока не была еще для него вполне выяснена. Лишь когда он изучил хозяйственное строение современного общества, он понял окончательно, что при капитализме подлинной и последовательнои демократией может быть только пролетариат.

По переезде в Париж Маркс начал издавать там, совместно с буржуазным демократом Арнольдом Руге, журнал "Немецко-французские Ежегодники", в первом же номере которого он поместил статью: "Введение в критику философии права Гегеля". Здесь Маркс делает решительный шаг с неба на землю, из области отвлеченной мысли в область материальной борьбы. В то время, как революционная буржуазная интеллигенция ограничивалась однои критикои, как оружием, падая, по преимуществу, на религиозные верования, догматы и учреждения, Маркс привлекал внимание общества к политике, т.е. к борьбе за власть. Он указывал, что не только критика является духовным оружием борьбы, но и, наоборот, оружие может оиазаться очень успешным средством для критики деятельности правительства. Этим он как бы предсказывал вооруженную борьбу 1848 года. "Материальная сила должна быть свергнута материальной же силой, -- писал Маркс в этой статье, -- но и теория становится материальной силой, когда она охватывает массы". Теория же, говорит он дальше, "способна охватить массы, как только она становится радикальной", -- когда она отражает коренные, жизненные интересы массы.

Таким образом, еще в этот период своей жизни, до основательного изучения экономической природы общества и масс, Маркс понял то, что подсказывалось всем развитием рабочей демократии; демократия эта нуждалась в правильной теории, которая осветила бы ее значение и задачи в современном обществе, освободила бы ее от политического влияния либеральной буржуазии и, "охватив массы", толкнула бы их на самостоятельную классовую борьбу. Жизненной задачей самого Маркса стала разработка такой теории.

Париж 40-х годов был средоточием политических учений и политической борьбы. Классовая борьба между капиталистической буржуазией и пролетариатом была здесь особенно обострена. Она осложнялась политическими происками мелкой буржуазии, стремившейся к власти. С одной стороны, усердно разрабатывались буржуазно-экономические учения, с другой стороны, появлялись все новые утопические системы "справедливого устройства" общества. Тут гремел мелкобуржуазный анархист Прудон; там шли тайные собрания и заговоры сторонников Бланки. Пролетариат Парижа глухо волновался, предчувствуя близкую бурю. К тому же город кишел революционерами -- выходцами из других стран, -- немцами, итальянцами, поляками и пр.

В Париже был богатый материал для изучения и наблюдения, особенно для такого ума, как Маркс. И он не терял времени даром. За три года 1844--1846 он разработал в общих чертах ту теорию, которую мы называем "научным социализмом". Это и есть теория развигия рабочего класса в капиталистическом обществе. Маркс пережил второй и последний переворот: из демократа он стал коммунистом, сопиалистом, поборником и зашитником рабочего класса.

Теперь оставалось только рассчитаться со старым миром -- с той самой буржуазной демократией, в рядах которой Маркс работал до сих пор. Еще в 1844 г. он встретил в Париже немецкого эмигранта, совершенно самостоятельно и другими путями пришедшего к тем же выводам, что и Маркс. Это был Фридрих Энгельс. Узнав в нем единомышленника, Маркс сблизился с ним, и этот союз окреп на всю жизнь. Вместе работали они над созданием научного социализма и вместе же вступили на новый путь -- борьбы за пролетариат. В 1845 г. Маркс вместе с Энгельсом издал книгу "Святое семейство, или критика критической критики", направленную против его бывшего друга Бруно Бауэра. Это был окончательный разрыв с буржуазной демократией. А в 1847 г. появилась его известная книга "Нищета философии" -- резкая критика учения Прудона. Этим порвал он с мелкобуржуазным социализмом. Разделавшись, таким образом, с ближайшими политическими соседями, Маркс окончательно освободился от чуждых пролетариату связей и учений. Но эти расчеты ему приходилось делать уже в Брюсселе, так как 1 января 1845 г. он был выслан из Парижа по настоянию прусского посланника.


 Об авторе

Вацлав Вацлавович ВОРОВСКИЙ (1871--1923)

Советский государственный деятель, публицист, литературный критик; один из первых советских дипломатов. Родился в Москве, в семье инженера-железнодорожника. В 1890 г. поступил в университет на физико-математический факультет, через год перешел в Московское техническое училище. В 1894 г. вступил в РСДРП. В 1897 г. был арестован и выслан в Вятскую губернию; после ссылки жил в эмиграции в Женеве, сотрудничал в газете "Искра", участвовал в работе IV съезда РСДРП в Стокгольме. После Февральской революции 1917 г. избран в Заграничное бюро ЦК РСДРП (б). После Октябрьской революции назначен полпредом в странах Скандинавии; принимал участие в переговорах с Эстонией, завершившихся подписанием мирного договора. Был первым советским полпредом в Италии (1922--1923), участвовал в работе советской делегации на Генуэзской и Лозаннской конференциях. 10 мая 1923 г. в Лозанне был убит бывшим белогвардейцем.

В.В.Воровский, наряду с Г.В.Плехановым и А.В.Луначарским, стал одним из создателей марксистской художественной критики в России. В области эстетики и критики он, опираясь на наследие революционных демократов, рассмотрел новые художественные проблемы, возникшие в условиях подъема пролетарского движения. Он впервые с марксистских позиций проанализировал особенности реализма пролетарской литературы; дал классовую характеристику декадентства; рассмотрел сложность эстетического соотношения революционной публицистичности и реализма. Им были написаны работы о В.Г.Белинском, Н.А.Добролюбове, Д.И.Писареве, сделан перевод "Манифеста коммунистической партии", в котором он исправил неточности, допущенные при переводе Г.В.Плехановым. Он также был страстным пропагандистом марксизма; статьи В.В.Воровского о Марксе и его учении получили большую популярность в рабочих кружках.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце