URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ржепянская И.В. Русское народное творчество в становлении нравственной культуры Древней Руси Обложка Ржепянская И.В. Русское народное творчество в становлении нравственной культуры Древней Руси
Id: 226326
579 р.

Русское народное творчество в становлении нравственной культуры Древней Руси Изд. стереотип.

URSS. 2017. 200 с. ISBN 978-5-397-05546-8.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена анализу особенностей становления нравственной культуры личности в Древней Руси. Многое в обычаях, верованиях, традициях и культуре современного общества уходит корнями в богатую, полную неожиданных аллегорий и метафор славянскую мифологию. Содержание работы находится в русле отечественной педагогики, психологии, истории и культуры, являя собой синтез представлений о характерных качествах русской ментальности.... (Подробнее)


Оглавление
top
Глава 1. Нравственные истоки русского народного творчества
Глава 2. Факторы формирования русской ментальности
Глава 3. Миф и обрядовое действо в становлении мировоззрения
Глава 4. Быт и верования древних славян
 4.1.Дуализм мировосприятия
 4.2.Традиционная картина мира
 4.3.Хозяин чужого пространства
 4.4.Сокровенный смысл обрядовых игр
 4.5.Мистерия календарного круга: начало
 4.6.Мистерия календарного круга: основное предназначение
Глава 5. Мир природы и человеческого социума
 5.1.Стихии и Боги: трансформация представлений
 5.2.Образы народных героев в воспитании совершенного человека
 5.3.Духовный стих – "учебник" христианской этики
 5.4.Мифологическая двойственность человеческой судьбы
 5.5.Круг жизни человека: начало
 5.6.Круг жизни человека: основное предназначение
Глава 6. Нравственное становление личности в народной системе воспитания
Комментарии
Библиография

Глава 1. Нравственные истоки русского народного творчества
top

Нравственная культура современного общества имеет древние истоки, она связана неразрывной временной зависимостью прошлого, настоящего и будущего, определяется ментальностью и самосознанием всего народа. Нравственность (мораль) всегда существует в обществе как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей на основе общественного мнения. Нравственные нормы либо стимулируют, либо тормозят действия и деятельность людей, формируя культуру поведения.

Каждый человек – носитель индивидуальной нравственной культуры, которая характеризуется совокупностью норм его поведения в обществе и внутренними качествами, определяющими соответствие этого поведения морально-нравственным общественным нормам. Культура поведения складывается из совокупности всех форм повседневных действий человека, они проявляются в труде, в быту, в общении с другими людьми. В действиях человека находят внешнее выражение его моральные, этические, нравственные и эстетические нормы: они определяют содержание его поступков и предписанные обществом конкретные действия. Культура поведения раскрывает то, каким конкретно образом должны осуществляться требования нравственности. Так, срастаясь с образом жизни человека, нормы поведения становятся его повседневными жизненными правилами: уважительное отношение к людям выражается в вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, верности принятым на себя обязательствам, аккуратности; честность по своим проявлениям совпадает с прямотой и искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль.

Личностная нравственная культура в определенной степени является отражением нравственной культуры общества. Культура общества – явление историческое, зависящее от непрерывной смены разных общественно-экономических формаций, она характеризуется преемственностью развития и влиянием культур иных народов. Духовная культура отражает ценности науки, искусства и литературы, философии, морали и просвещения. Ее поддерживают общественные нравы – обычаи, имеющие нравственное значение, общественная мораль. Нравы общества используются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе (стране) культурных норм поведения. Нравы общества и общественное мнение формируют нравственный идеал – совершенный образец, к которому должен стремиться человек в своём нравственном развитии. Учение о морали и нравственности составляет этика, ее критерии – Добро и Зло, проблема смысла жизни и назначения человека, проблема должного и справедливого.

Нравственное воспитание является частью единого процесса общественного воспитания. Регулирование обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи. Первая включает выработку человеком собственных нравственных требований, находящих отражение и обоснование в моральном сознании общества (нормы, принципы, идеалы, понятия). Вторая – связана с внедрением этих требований-представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, участвовать в процессе регулирования общественного поведения (т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки). Содержание процесса нравственного воспитания в разных обществах определяется его целями: цели обусловливаются характером общественных отношений и соответствующей идеологией.

Нравственные ценности русского человека обусловлены его многовековой культурой и историей. Ценнейший источник самопознания народа – русское народное творчество. Прочно срастаясь с бытом, оно устанавливало нормы и правила в жизни людей, выражало общественное мировоззрение, формировало нравственные ценности. Народное творчество – плод художественного, философского и педагогического мышления десятков миллионов людей. Народные обычаи, обряды и традиции – своеобразное средство обмена духовной информацией между поколениями людей. Через них закреплялся опыт народа, связанный с интересами семьи и общества, шёл процесс приобщения к своим национальным традициям. Народное творчество рассматривалось как часть национальной психологии и жизненного уклада, оно формировало представление о ценности собственной культуры и необходимости ее сохранения.

Народное творчество было и средством общественного воздействия на новое поколение: передавая общественно-исторические знания, оно готовило к жизни и труду в обществе, специально организовывало развитие личности человека и управляло процессом его воспитания. Через русское народное творчество нравственное воздействие общества упорядочивало все социальное устройство, охватывая общественную жизнь, мифологические представления и религиозные верования, обряды и праздники, традиции семьи и культуры. Основная цель этого воздействия была направлена на формирование в человеке определенных нравственных идеалов: чувства любви к Родине, к земле, где родился и вырос, гордости за исторические свершения своего народа, стремление к миру и потребность в труде на благо общества. Гражданская ответственность человека связывалась с осознанием значимости собственных действий, от которых зависела не только своя жизнь, но и судьба близких людей, всего народа и государства.

Гражданская сознательность в древнерусском обществе имеет общечеловеческие аспекты: мир един и взаимозависим, этические нормы и правила, равным образом распространяются на взаимодействие людей друг с другом и миром природы. Мир человеческого социума не противопоставляется миру природы, оба мира – элементы единой системы. Цель взаимодействия человека с природой – максимальное удовлетворение своих потребностей, но природа воспринимается им как полноправный субъект взаимодействия: воздействие на природу сменяется взаимодействием с ней. Содержание народного творчества – это чувственное восприятие мира. Наивное очеловечивание природы позволило ученым говорить о глобальном антропоморфизме как одном из качеств мифологического сознания. Перенося на мир природы собственные свойства, человек приписывал им способность видеть, слышать, ощущать запахи, вступать в семейные отношения. В современном мире до сих пор живут представления о том, что мир природы наделен душой, может испытывать человеческие чувства, ощущать боль, проклинать людей за содеянные ими грехи. Первым домом человеку становилась Земля, первыми вещами-символами – природные объекты, вовлеченные в сферу действия обряда. Знаковое отношение к вещам и событиям (семантизация) имело практическое назначение. Знаки, наносимые на тела и вещи, участие в жертвенной трапезе были символом принадлежности к одному роду (тотему). Характерная черта знаковости мифологического мышления – отождествление вещи/явления со словом, ее обозначающим (магия слова). Она основана на вере в то, что пожелание чего-либо обязательно сбудется. Повторяемость знаков: мотивов орнамента, словесных формул, сообщала предмету определенный смысл, определенный ритмический код. Знаковость становилась полифункциональной: многоликой и емкой, являясь важным элементом оформления обряда (ритуала). Сам обряд оформлял непрерывное течение человеческой жизни. Осознание мифологизированной системы символов: изображения (орнамент жилища, посуды, одежды, танца), ритма жизни (обряды и праздники), поэтического языка (народное творчество), определяло всему свое место и время в сложной структуре Космоса.

С некоторыми чертами подобного мышления зачастую мы сталкиваемся и в сегодняшней жизни.

Связь с миром природы служила основанием формирования в человеке качеств хозяина: бережливости, сознательной дисциплинированности, деловитости, организованности, трудолюбия. Развитие у членов общества умения творчески и рационально трудиться связывалось с развитием интереса к систематическому усвоению-пополнению знаний, умений, навыков, формированием и укреплением хозяйственного мышления, стремлением по-хозяйски относиться к личной и общественной собственности, ростом творческой активности. Способность эстетического восприятия явлений действительности, формирование нравственных идеалов, самостоятельная творческая деятельность находились в неразрывной связи с всесторонним развитием культурной жизни общества. Подобное осознание окружающей действительности определяло социальное поведение человека, формировало в нем определенные моральные качества: порядочность, ответственность, критичность и способность исправлять свои ошибки. Так в единое целое соединялся духовный сплав нравственной и правовой культуры.

Мифологическая форма общественного сознания (самопознание) в Древней Руси была особым видом мировоззрения, в котором сложно переплетались зачатки научных знаний, норм, регулирующих личные и общественные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки. Поэтому мифологию следует рассматривать не как обычное творчество, вызванное к жизни избытком сил воображения и простое удовлетворение любопытства первобытного человека, но как систему, регламентирующую поддержание устойчивого социального порядка, средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива. Духовно-нравственные и художественно-эстетичные формы народно-песенного общения воспринимались людьми как обязательные. Русское народное творчество служило средством передачи этических и эстетических ценностей, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Оно составило духовный стержень нравственной культуры всего древнерусского общества.

Родина для каждого человека начинается с народной культуры. Она, как уникальный феномен цивилизованности, является показателем духовного здоровья нации, общества, государства, отдельного человека. Самобытность русской культуры обусловлена народным творчеством. Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. Пословицы, поговорки, песни, обряды, сказки из поколения в поколение давали не только эстетическое наслаждение, но и сообщали определенный объем жизненно необходимой информации: мудрое народное слово, отточенные веками песенные интонации, органичная традиционная пластика – все это способствовало воспитанию чувства красоты, помогало заложить основы национального самосознания. Интуитивно понимая педагогическую ценность определенных музыкально-поэтических образцов, народные воспитатели, не ставя себе конкретных целей, стихийно развивали наиболее эффективные, распределяя их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами. Передавая личности исторически многообразный опыт человечества, народное творчество вооружало человека художественно организованным, отобранным, обобщенным, осмысленным опытом, позволяя ему выработать собственные установки и ценностные ориентации по отношению к типичным жизненным обстоятельствам. Главный секрет действенности народной системы воспитания в наглядном примере: собственное переживание в исполнении, отражая жизнь в художественно понятных и простых образах, учило других эмоциональному отношению к действительности. Порицая или поощряя своих героев, раскрывая смысл событий, народное творчество давало нравственные ориентиры: любая ситуация, предмет, факт, слово, личный пример – все имело воспитательное воздействие. Занимаясь человеком как объектом и субъектом воспитания, через общение с природой и социумом, народное творчество готовило его к жизни физически, морально и духовно. Это общение включало обрядовое действо, игру, традиции, быт, труд, магию, мифологию, религию и примеры-идеалы (идеи-символы, личности-символы, события-символы). Народная организация семейного и общественного воспитания позволила создать лучшие условия для приобретения человеком свободы и самостоятельности.

Русское народное творчество – это культура, представляющая собой совокупность созданных народом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия. В русском народном творчестве нет понятия жизни для себя, вне общего, как и нет настоящего вне прошлого и будущего. Оно в полной мере отвечает интересам русского народа, выражает его надежды и чаяния, учит общению, организует связь поколений, дает возможность нравственной преемственности традиций как основы единения, пресечения и концентрации долгих духовных исканий русского человека.

Еще недавно было принято считать, что мифологическое сознание характерно только для человека, жившего в глубокой древности. Однако черты мифологического сознания и сегодня можно обнаружить во многих областях жизни человека: они вполне ощутимы в буднях современного города, остаются актуальными и для сегодняшних носителей традиционной народной культуры. В традиционных формах и механизмах народного творчества нашли отражение универсальные эстетические и нравственные ценности, сохраняющие свою значимость вне конкретных исторических и социальных изменений. По-прежнему народное творчество сохраняет и древние религиозные представления, образы и символы. Русское народное творчество охватывает совокупность всех проявлений народного быта: традиции, обычаи, обряды, воззрения, верования, поведение, навыки, привычки, мастерство и искусство. Народное творчество – это социальное и эстетическое явление, художественный феномен культуры общества, особая, постоянно развивающаяся и очень медленно эволюционирующая художественная целостность. Его можно рассматривать как особый духовный архетип (первообраз), переходящий из поколения в поколение и воплощающий национальное художественное сознание. Специфический характер народного творчества обусловлен коллективностью его создания, условиями бытования и назначением. Поэтому его значимость и сегодня определяется религиозно-магическими, обрядово-ритуальными, художественно-эстетическими, педагогическими, коммуникативно-информационными и социально-психологическими функциями.

Народное творчество нельзя рассматривать изолированно от разных проявлений духовной культуры, которые тоже неоднозначны: в них находит отражение и безграничная народная мудрость и народный консерватизм. Современный фольклор вбирает и современную эстетику, и современную проблематику, и современные художественные образы. Это и бесписьменная культура маргинальных слоев общества, и неофольклор. Современное народное творчество (фольклор) отличается эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, это явление сложное и в отдельных аспектах весьма противоречивое. Сегодня общепризнанно: в связи с особенностями социально-экономического развития общества сфера его активной жизни постепенно сужается, но оно все же функционирует, поскольку еще сохраняется жизненный уклад и традиции, благодаря которым оно и способно существовать.

Все большее значение сегодня придается русскому народному творчеству в связи с социально-педагогическими проблемами: оно связывается с формированием личности человека, ее духовно-нравственными ценностями и этническим самосознанием, ее социализацией в условиях современного общества. Сюжетной основой современного искусства все чаще становится насилие и безнравственность. Женские образы все реже соответствуют образцу скромности, кротости и женственности, а мужские утрачивают свои исконные качества, новые "герои" хитры и наглы, финансово состоятельны, легко пренебрегают интересами других людей, не испытывают угрызений совести. Понятия доброты, милосердия, честности, верности, храбрости и уважения к окружающим все глубже уходят в прошлое. Чувство стыда, как мерило человеческого достоинства становится лишь воспоминанием о том времени, когда ценились благородство и красота. Падение нравственной культуры, ее отсутствие выражается в неуважении друг к другу, в неумении себя вести, в количестве межличностных конфликтов, отсутствии сострадания к старикам и детям, приоритете материальных благ, в небрежном отношении к чужому труду и чужой личной жизни, повышенной агрессивности общества.

Мы не вполне осознаем, что все наши сегодняшние поступки и дела найдут свое отражение в будущем, но это так. Следующее поколение будет жить в условиях и по правилам, написанных обществом сегодня, и от каждого человека зависит, каким будет завтрашний день. Для счастливого будущего недостаточно выдающихся научных открытий. Они ничто, если общество не живет по нравственным законам. Чтобы иметь цель и смысл жизни, сегодня каждому нужно начать с себя руководствоваться в своих действиях моралью, голосом совести, нравственными традициями своего народа. Противопоставляя народное творчество агрессивному влиянию чуждой информационной среды, разрушающему национальный менталитет народа, современное общество осознает, что процесс формирования нового поколения невозможен без приобщения к историческому и духовному опыту своего народа, его нравственным ценностям. Поэтому в числе прочих, в основах законодательства Российской Федерации к культурным ценностям причисляются нравственно-эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции, обычаи и фольклор. Русское народное творчество несет в себе незыблемые ценности традиционной культуры: ценность окружающего мира (мира природы и человеческих отношений), ценность семьи и труда, ценность Родины. Эти понятия формируют ценностное отношение человека к жизни.

Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Русское народное творчество имеет тысячелетнюю историю – это история развития этического, педагогического и эстетического сознания русского общества. Русское народное творчество движимо вневременными ценностями, поэтому его в полной мере можно назвать общечеловеческим, человеколюбивым.


Об авторе
top
dop Ирина Вячеславовна РЖЕПЯНСКАЯ

Кандидат педагогических наук, один из ведущих специалистов кафедры народно-певческого искусства Московского государственного университета культуры и искусств. Сфера научных интересов – проблема формирования ценностных ориентаций студентов, нравственная культура педагога-музыканта. Автор и составитель программ по курсам "Русское народное музыкальное творчество", "Методика экспедиционной работы", "Фольклорно-экспедиционная практика", а также автор ряда статей. Исследования И.В.Ржепянской основаны не только на теоретических трудах прошлого, но и на собственном практическом опыте хормейстера, руководителя фольклорной студии, учителя музыки, преподавателя института.