Ограниченное только древнейшимъ текстомъ славянскаго Евангелiя, предлагаемое публике сочиненiе не имеетъ притязанiя на окончательное решенiе самаго важнаго въ исторiи славянскаго языка вопроса. Палеографическая и собственно грамматическая части Остромирова текста должны были остаться вне пределовъ сочиненiя, по самой сущности его предмета, определяемаго исключительно корнесловомъ и изследованiемъ некоторыхъ приставокъ и образующихъ окончанiй. Влiянiе греческаго словосочиненiя на славянское есть уже не прямое влiянiе Христiанства на языкъ, и можетъ быть определено только сличенiемъ Остромирова текста со всеми древнейшими переводами и сочиненiями оригинальными. Въ самомъ лексикологическомъ запасе славянскаго Евангелiя многое остается не решенымъ до техъ поръ, пока не приведется въ ясность корнесловъ, прочихъ книгъ Ветхаго и Новаго Завета. Избравъ древнейшiй текстъ славянскаго перевода Св.Писанiя, авторъ имелъ въ виду первоначальный способъ начертанiя словъ, дающiй историческому изследованiю твердую опору. Для того, чтобы определить степень влiянiя Христiянства на славянскiй языкъ следовало сначала разсмотреть оный вне Христiянства, показавъ въ немъ следы язычества, и потомъ уже обозначить, что внесено въ него Христiянствомъ. Такимъ образомъ древнейшая исторiя языка разделилась на два перiода: мифологическiй и Христiянскiй. Ограниченный объемъ матерiала не позволялъ дать изследованiю надлежащей системы, недостатокъ которой старался авторъ восполнить единствомъ зренiя. Буслаев Федор Иванович Выдающийся филолог, педагог, историк искусства. Академик Петербургской академии наук (1860). В 1838 г. окончил Московский университет. Учился у лингвиста И. И. Давыдова, историка и этнографа М. П. Погодина, литературоведа С. П. Шевырева. Преподавал русский язык в московских гимназиях. В 1847–1881 гг. — профессор Московского университета.
В круг его научных интересов входили история русского языка, сравнительное языкознание, палеография, история русской и западноевропейской литературы, фольклор русского народа и народов Востока, этнография, история искусств, археология. В исследованиях по русскому языку выступил сторонником сравнительно-исторического метода. Ф. И. Буслаев стремился установить связь истории языка с жизнью народа, с его нравами, обычаями, преданиями и верованиями. Он также занимался филологическим исследованием и изданием древних рукописей. В литературоведении и фольклористике Ф. И. Буслаев — один из основоположников отечественной мифологической школы; ему принадлежит выдающаяся роль в формировании в России научного изучения литературы и народной поэзии, древнерусского и византийского искусства. |