URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ильин В.В. Теория познания: Введение. Общие проблемы
Id: 156822
 
209 руб.

Теория познания: Введение. Общие проблемы. Изд.3

URSS. 2012. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02396-2.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена фундаментальным проблемам гносеологии. Анализируя природу познания, автор развивает оригинальный подход к пониманию сущности познавательных отношений. Данная работа является первой книгой объемного издания, задуманного как систематическое положительное изложение учения о природе и возможностях познавательной деятельности. Цель книги --- дать введение в теорию познания, разъяснить основные гносеологические понятия, идеи, схемы, модели.

Книга предназначена как для философов, так и для всех интересующихся вопросами теории познания. Изложение рассчитано на достаточно подготовленную аудиторию, составленную из тех, кто освоил историю философии, науки, культуры, но в особенности тех, кто читает с целью думать и впоследствии самостоятельно писать.


 Оглавление

От автора
Глава I. ГНОСЕОЛОГИЯ КАК НАУКА
 § 1.Предмет
 § 2.Метод
 § 3.Цели
 § 4.Задачи
Глава II. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
 § 5.Субъект
 § 6.Объект
 § 7.Начало познания
Глава III. ФЕНОМЕН ЗНАНИЯ
 § 8.Знание как признание истины
 § 9.Состав знания
 § 10.Динамика знания
Глава IV. ПРИРОДА ИСТИНЫ
 § 11.Модус "on he on"
 § 12.Модус "cogito"
 § 13.Модус "existenz"
 § 14.Когда и как рождается истина?
 § 15.Критерии истины
 § 16.Совпадение диалектики, логики и теории познания

 От автора

Вечная загадка мира -- его познаваемость.

Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим.

А.Эйнштейн

Данная работа-начало объемного издания, задуманного как систематическое положительное изложение учения о природе и возможностях познавательной деятельности, существе актов и процедур, обусловливающих семантическую обработку мира, реконструкцию его в понятийно-образном, содержательно-смысловом плане.

Рассмотренная по фронту познавательная деятельность не едина. Внутривидовое ее разнообразие позволяет обособливать различные идейные ареалы, пространства духовности. Вариативность ментальности проистекает из многомерности мыслительного опыта человека, жизнеутверждающегося в специфических экзистенциальных и социальных условиях общечеловеческой истории и культуры. Последнее влечет дифференцированность гносеологии, которая как доктрина генезиса и статуса познавательного отношения -- этого непременного фрагмента и спутника всей системы человеческого воздействия на действительность, ее освоения и преобразования -- расслоена. Она включает следующие разделы.

1. Теория обыденного знания: учение о типах мыслительных инициатив, реализующихся в самоочевидной рутинности целостной и естественной повседневной жизни, формирующей убежденности "здравого смысла", "практического сознания", -- тех содержательных прагматических, утилитарных Lebensformen, которые, фиксируя высокоадаптивные отношения и связи, позволяют выживать, повышают эволюционную конкурентоспособность рода. Уничижительные квалификации обыденного знания как разновидности "некритической", "филистерской" мысли не глубоки. Будучи пограничным, предельным, периферийным знанием, обыденное знание окаймляет ток мыследеятельности, выполняет относительно нее функции стимулирующего и одновременно корректирующего предпосылочного слоя.

2. Теория научного знания: базирующееся на идее единства науки наукоучение. Предпосылкой единства науки является внутренняя гносеологическая однородность предметно и методически обособленных систем знаний, отвечающих общим критериям научности. К числу этих критериев, задающих структурное единство науки, относятся критерии, выражающие момент рациональной (логической, практической) обоснованности осваиваемой в науке истины. Таковы внутренняя непротиворечивость, объективность, каузальность, критикуемость, общезначимость, инвариантность и т.д.

Рассмотренная под углом зрения общих критериев научности проблема единства науки истолковывается в смысле функционирования науки как некой монолитной целостности. Такой подход вполне правомерен, учитывая относительную инвариантность некоторых объективных познавательных координат, "точек отсчета", которые могут быть определены как описания-предписания структуры знания. Другими словами, это тот каркас научного мышления, который, оставаясь неизменным на протяжении длительного исторического периода, продуцирует все разнообразие меняющегося содержания реальной науки.

Чисто оперативно единство науки обеспечивается:

а) интеграцией знания -- не механическое подытоживание достижений наук, а гармоническая взаимосвязь, взаимодействие отраслей науки, проявляющиеся во взаимообмене методами, понятиями, моделями, конструкциями; б) консолидацией знания -- метатеоретическая логическая, методологическая, философская рефлексия, стимулирующая динамику категориального арсенала науки: координация и субординация, инкорпорация понятий, форм, средств познания;

в) математизацией и компьютеризацией знания, конституирующими метрические, модельные, лексические аспекты единства науки;

г) гуманизацией, утверждающей общность целей, предназначения, морально-этической, ценностной, социальной направленности исследований.

3. Теория архитектоники объективного знания: учение об основоположениях, конституирующих содержательную (достоверность) и доказательную (обоснованность) адекватность знания. Речь идет о выявлении структурной и деятельностной платформы, высвечивающей принципы и условия поставляющих процессов и сообщающей нам понимание обладания непреходящей, надлежаще удостоверенной истины.

4. Теория образно-аналогового кодирования реальности: учение о символическом характере мыследеятельности, говоря слогом Платона, составленной, словно живое существо, -- "у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому". Языковая формовка мысли -- некая затейливая игра, идущая, однако, по своим правилам. Бесконечное кружение игровых форм принимает любой вид -- от конструкции до деконструкции, от сочленения до рассеивания, -- но вид непременно связной конфигурации.

5. Теория генерации и трансформации смыслов и значений с учетом их встроенности в подвижный массив ценностей: специфический когнитивный раздел аксиологии, представляющий учение о единстве логоса и человеческого бытия, о пульсации мысли и знания в экзистенциальных, социальных, исторических, культурных контекстах.

6. Теория этнической размерности познавательной деятельности: учение о взаимосвязи цивилизационной идентичности народов (склад культуры, обычаи, традиции, психика, пассионарность, исторические судьбы, самоопределение в геополитических и временных рамках, национальные ценности) со строем мысли.

7. Теория общественного бытия знания (социальная циркуляция, ассимиляция, ингибиция, фасцинация, инициация, манипуляция и т.п.): учение о взаимообусловленности каркасов групповой и ментальной жизни; прослеживание судеб знания как инструмента влияния, доминирования, насилия, подчинения, закабаления, обеспечения свободы и т.д.

Назначение настоящей книги, открывающей издание многотомной "Теории познания", -- своеобразная пропедевтика к сериалу, нацеленная на разъяснение основных гносеологических понятий, идей, схем, моделей. Руководящим правилом концептуальных изысканий приняты соображения логики: все фундаментальное, где необходимо естественное участие логического мышления, развернуто максимально; исторические же и социокультурные детали вынесены за скобки. Последнее мотивировано задачей фиксации прогрессивно текучей теоретической формы науки как саморазвивающегося, опирающегося на закон достаточного основания корпуса знания. Подробности исканий в подобной трактовке оказываются "снятыми" самим толкованием предметных областей, способами постановок проблем, алгоритмами их решения. Поскольку освещение конкретных вопросов осуществляется с. современных позиций и с наибольшей полнотой, обзор оригинальных ранее изданных работ представлялся избыточным.

Изложение рассчитано на достаточно подготовленную аудиторию, составленную из тех, кто профессионально освоил историю философии, науки, культуры, но в особенности тех, кто читает с целью думать и впоследствии самостоятельно писать.

Готовя курс к публикации, мы остро ощущали динамический характер науки. Массу коррекций текста пришлось провести уже на финальной стадии. Однако, понимая, что ревизия науки неизбежна, мы надеемся на непреходящность известного круга развиваемых и отстаиваемых представлений.


 Об авторе

Виктор Васильевич ИЛЬИН

Профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, ведущий исследователь в области эпистемологии, политологии, макросоциологии. Автор более 30 монографий по фундаментальным проблемам философии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце