URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кетова Н.П., Онищенко Е.В., Шарафутдинов В.Н. Формирование и реализация регионального туристского продукта на рынке рекреационно-оздоровительных услуг: маркетинговый подход
Id: 155060
 
550 руб.

Формирование и реализация регионального туристского продукта на рынке рекреационно-оздоровительных услуг: маркетинговый подход

2011. 288 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-91423-028-6.

 Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена маркетинговому исследованию процессов формирования и продвижения на рынок рекреационно-оздоровительных услуг комплексного регионального туристского продукта курорта Сочи. В ней турпродукт рассматривается как комплекс (пакет) услуг рекреационно-оздоровительного, познавательного, жизнеобеспечивающего характера с широким выбором предпочтительных форм отдыха и оздоровления. Существенное внимание уделяется региональной специфике, технологической платформе создания и рыночным формам реализации турпродукта с учетом возможностей маркетингового подхода.


 Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА I

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ НА РЫНКЕ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1.1. Современный туристский продукт: сущность, структура, функции

1.2 Региональная специфика и рыночные формы турпродукта

1.3 Технологическая платформа создания современных региональных турпродуктов

ГЛАВА II

КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

2.1 Особенности, субъектно-объектная структура и механизм функционирования рынка рекреационно-оздоровительных услуг

2.2. Маркетинговые подходы к исследованию рынка рекреационно-оздоровительных услуг

2.3 Влияние процесса глобализации на развитие российских региональных рынков рекреационно-оздоровительных услуг

ГЛАВА III

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КУРОРТА СОЧИ

3.1 Воздействие внешней маркетинговой среды на конъюнктуру региональных рынков рекреационно-оздоровительных услуг

3.2. Диагностика состояния рынка рекреационно-оздоровительных услуг и перспективы реализации комплексного турпродукта курорта Сочи

3.3 Возможности развития рынка рекреационно-оздоровительных услуг курорта Сочи с позиций подготовки к Олимпиаде 2014 года

3.4 Использование маркетинговых стратегий для реализации турпродукта курорта Сочи на рынке рекреационно-оздоровительных услуг с учетом их олимпийской ориентации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена исследованию процессов создания, формирования и продвижения на рынок рекреационно-оздоровительных услуг, туристских продуктов на примере курорта Сочи. В ней турпродукт рассматривается как востребованный целевыми аудиториями туристов региональный комплекс (пакет) товаров и услуг рекреационно-оздоровительного, познавательного, жизнеобеспечивающего характера (проживание, питание, транспортно-экскурсионное, информационное обслуживание, социально-культурный досуг, бытовые услуги и др.). Существенное внимание удаляется региональной специфике нарождающихся новых форм региональных турпродуктов, носящих системный комплексный характер, а также технологическим особенностям и проблемам их создания, продвижения и реализации в условиях, когда туризм превращается в одну из ведущих отраслей мировой экономики. Потребность исследования данных проблем обусловлена не только быстрым развитием в мире новых региональных туристских центров и курортных образований, но и нарастающей конкуренцией создаваемых и реализуемых ими туристских продуктов. Это предполагает необходимость исследования не только разнообразных способов создания турпродуктов в современных условиях, но и теоретическое обоснование маркетинговых стратегий их реализации, на которые сфера туризма неизбежно проецирует свои особенности.

В контексте маркетингового анализа регионального рынка рекреационно-оздоровительных услуг выявлена субъектно-объектная определенность и сформирована концептуальная модель механизма его функционирования, а также прослежено влияние глобализации на развитие отечественного рынка. Особое внимание в работе уделено прогнозированию перспектив развития рынка рекреационно-оздоровительных услуг курорта Сочи в контексте императивов событийного маркетинга в связи с подготовкой и проведением Зимней Олимпиады-2014. Оценка туристско-оздоровительного потенциала в среднесрочном горизонте базируется на диагностике современного состояния рынка рекреации, выявлении тенденций изменения внешней маркетинговой среды и алгоритмизированной динамике процесса трансформации курорта Сочи в международный спортивно-оздоровительный центр.

Одним из основных объектов анализа, в том числе маркетингового, выступают современные рынки. Несомненно, рынок рекреационно-оздоровительных услуг также в определенной степени изучен, но при этом ощущается дефицит концептуальных постановок относительно формирования и реализации на нем комплексного (интегративного) туристского продукта. Отчетливо видны незаполненные ниши маркетинга в сфере туризма и рекреации на конкретных региональных рынках с учетом комплексных системных турпродуктов регионов. Это серьезно осложняет возможность практического использования мирового опыта туризма для развития регионов нашей страны, многие из которых обладают значительным, порой уникальным, но пока еще слабо используемым туристским потенциалом. В этой связи рынок курорта Сочи, на материалах которого в значительной степени сформирована данная книга, представляется весьма перспективным для России в контексте проблематики достойного проведения Олимпийских Игр в 2014 г. и постолимпийского развития сочинского курорта.

Значимость результатов исследования, представленных в монографии, определяется на микроуровне тем, что в настоящее время маркетинговые стратегии и технологии многих бизнес-структур рекреационной сферы, как хозяйствующих субъектов формирующихся региональных рынков, не в полной мере учитывают объективные факторы влияния усиливающейся глобализации мирохозяйственных связей. Ими явно не в полной мере используются возможности инновационного отечественного и зарубежного опыта применения маркетинга в управлении, что, в свою очередь, сказывается на их низкой конкурентоспособности на внутрироссийском и мировом рынках.

Адаптация рекреационных предприятий к современным условиям функционирования региональных рынков рекреационно-оздоровительных услуг возможна лишь при использовании конкретных, приспособленных к реальным условиям, результатов разработки проблемы. При этом важно применение соответствующего инструментария анализа воздействия внешней маркетинговой среды на их конъюнктуру, с учетом горизонта и направлений модернизации. Особую значимость эта проблема приобрела для курорта Сочи, чей уникальный климатобальнеологический потенциал в последние годы стал использоваться менее интенсивно. С одной стороны, это связано со снижением бальнеологической функции города-курорта, а с другой, — с потерей рыночных позиций профильными учреждениями рекреационно-оздоровительной сферы, особенно на уровне всего туристско-курортного комплекса, как единого целого, постепенно утрачивающего свои конкурентные позиции по сравнению со многими популярными в мире курортными образованиями и туристскими центрами. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки новых подходов к анализу развития исследуемого рынка, диагностике его состояния и определения перспектив развития в сочетании с мерами по совершенствованию параметров самих турпродуктов. Именно такие подходы могут обеспечить учет структурно-функциональных особенностей рыночных субъектов, позволяющих им формировать привлекательный турпродукт, реализовывать эффективные маркетинговые стратегии его развития и предложения на рынке, адекватные сложившейся высококонкурентной среде в условиях растущей глобализации и информатизации.

Тщательный выбор и формирование маркетинговых стратегий компаний, продвигающих комплексный турпродукт в общей системе рекреационно-оздоровительных услуг на российский рынок, приобретают особую важность в условиях посткризисного развития, когда субъекты рынка должны определиться с выбором: переждать относительно неблагоприятный период ремиссии или использовать свой потенциал и возможности, предоставляемые внешней маркетинговой средой, для модернизации и расширения своей рыночной «ниши». В контексте выбора этих альтернатив поведения разработка и внедрение эффективных стратегий модернизации деятельности субъектов рынка рекреационно-оздоровительных услуг весьма востребована, так как может стать ключевым фактором повышения их конкурентоспособности, создавая импульс дальнейшему экономическому развитию курорта Сочи и других туристско-курортных центров в регионах нашей страны.

В современных условиях глобализации мирового рынка рекреационно-оздоровительных услуг и усиления на нем конкуренции возникает острая необходимость комплексного развития и модернизации отраслей экономики, связанных с функционированием этой сферы, и повышения эффективности работы представляющих их компаний. Это обусловливает значимость осуществленной в книге идентификации особенностей субъектов, объектов и границ исследуемого рынка и его инфраструктуры, реализуемого на нем турпродукта, предложенных направлений рационализации маркетинговой деятельности действующих на нем бизнес-структур. Весьма востребованными представляются стратегии и инструменты реализации потенциала российских центров, в том числе города-курорта Сочи, ориентированных на предоставление рекреационных, туристских, оздоровительно-реабилитационных услуг.

В качестве концептуальной базы исследования рынка рекреационно-оздоровительных услуг правомерным представляется определить фундаментальные положения теорий управления, региональной экономики, маркетинга услуг, как концептуальной базы для обоснования стратегий развития современного регионального турпродукта и функционирования бизнеса субъектов данной сферы, адаптированного к инструментарию научного анализа рыночной конъюнктуры. Алгоритмизированная модель модернизации маркетинговой деятельности в сфере услуг выполняет роль концептуального «каркаса», объединяющего и увязывающего необходимые научные знания, методы, схемы и технологии решения поставленных задач постановочного маркетингового исследования, обеспечивает возможность четкой и объективной идентификации роли туризма, сферы услуг в общественном воспроизводстве.

Под воздействием внешней маркетинговой среды на региональные рынки рекреационно-оздоровительных услуг изменились их конъюнктурные характеристики, социально-экономические ориентиры, динамика развития, предлагаемые туристские продукты. Деструктуризация системы социального оздоровления и низкий платежеспособный спрос большей части населения России в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны мировых курортов и туристских центров привели не только к сокращению числа отечественных предприятий рекреационно-оздоровительной сферы, снижению их загрузки, но и к преобладанию выездного потока рекреантов над въездным, а следовательно, к отрицательному сальдо отрасли в платежном балансе страны. Несмотря на появление на внутреннем рынке рекреационно-оздоровительных и туристских услуг некоторых положительных тенденций, проявляющихся в улучшении инвестиционного климата, предложении весьма привлекательных турпродуктов, росте количества участников рынка и выстраивании ими достаточно эффективной маркетинговой политики, возможности данного рынка используются не в полной мере.

Рынок рекреационно-оздоровительных услуг курорта Сочи, который углубленно анализируется в книге, является асимметричным в структурном отношении и несбалансированным (судя по потенциалу и невысокому уровню загрузки). В последние годы очевидно замедление его роста, за исключением динамики гостиничной индустрии. Рынок далек от насыщения и по-прежнему остается весьма перспективным с точки зрения возможностей получения прибыли действующими на нем организациями, при условии обеспечения их рентабельности за счет реализации имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ, повышения качества реализуемых услуг, достижения большей интенсивности турпотоков. Олимпийское строительство в городе Сочи может стать мощным толчком для дальнейшего развития рынка рекреационно-оздоровительных услуг и предоставляет его участникам широкие возможности повышения собственной конкурентоспособности. Но использование этих возможностей не может быть осуществлено автоматически. Более того, эти возможности могут оказаться упущенными, если не будут предприняты адекватные меры стратегического характера в отношении практики создания сочинского турпродукта, значительного повышения технологического уровня его предоставления потребителям, маркетингового обеспечения, адекватных современным вызовам развития туризма в мире.

Модернизация маркетинговой деятельности предприятий, действующих на рынке рекреационно-оздоровительных услуг курорта Сочи с учетом его олимпийской ориентации, предполагает применение дифференцированного и целевого маркетинга с акцентом на повышение лояльности ключевых сегментов потребителей сочинского интегративного туристского продукта, ускоренное развитие рекреационно-оздоровительной сферы и привлечение новых перспективных целевых аудиторий. К числу последних в сложившихся условиях относится группа спортсменов — обладателей высших достижений, характеризующаяся устойчивым спросом на новый комплексный пакет услуг лечебно-реабилитационного характера, создание и реализация которого способна повлиять на увеличение потока рекреантов и улучшение конкурентной позиции города-курорта Сочи на мировом рынке. Это важно для постолимпийского развития сочинского курорта, особенно учитывая беспрецедентные по сравнению с другими мировыми Олимпиадами затраты на проведение сочинской Зимней Олимпиады 2014 г.

Информационно-эмпирической базой для разработок, представленных в книге, послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Краснодарского краевого комитета государственной статистики, Сочинского отдела государственной статистики, Российского союза туриндустрии, данные Управления по курортному делу и туризму администрации г. Сочи, информационные ресурсы сети Интернет, а также материалы научных конференций, монографий, публикаций, данные периодической печати. Ряд первичных данных, полученных по результатам анкетирования и экспертного опроса, был собран, обработан, проанализирован, обобщен и впервые включен в научный оборот.

Инструментарно-методический аппарат исследования.

Обоснованность теоретических положений и аргументация выводов, представленных в монографии, обеспечивается посредством использования общенаучных методов и специфических экономических приемов исследования: анализа и синтеза, систематизации и сравнения, обобщения и группировки, структурно-функционального анализа, интерпретации данных динамических рядов, PESTE-анализа, факторного анализа, экспертного опроса, анкетирования.

Авторы выражают свою признательность высококвалифицированным рецензентам и научному редактору данного издания. Особая благодарность издательству «Содействие–XXI век», обеспечившему издание нашей монографии.

Авторский коллектив с благодарностью примет отзывы о книге, замечания, предложения и различного рода пожелания по адресу: ktr2007@rambler.ru.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце