URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Омельченко В.В. Основы систематизации: Методология и философские аспекты. Принципы и законы познания реальной действительности
Id: 154452
 
549 руб.

Основы систематизации: Методология и философские аспекты. Принципы и законы познания реальной действительности

URSS. 2012. 480 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02383-2.

 Аннотация

В настоящей монографии рассматриваются методологические аспекты систематизации объектов или процессов реальной действительности, позволяющей человеку познавать бесконечно многообразный, сложный, многомерный и нечеткий мир. Систематизация как универсальный диалектический метод отражения реальной действительности используется в любой человеческой деятельности. В свою очередь, классификация объектов или процессов реальной действительности, являясь основной составной частью систематизации, представляет собой, по сути, ее квинтэссенцию, или вершину систематизации, конечная цель которой --- построение классификационной системы знаний рассматриваемой предметной области.

Базовой основой систематизации и классификации являются фундаментальные понятия тождества и различия. Предложенный в книге подход к точному (эксплицированному) определению этих многозначных понятий позволил не только разработать методологические основы систематизации, но и рассмотреть с системных позиций философские аспекты познания, его категории, принципы и законы.

Монография предназначена для научных работников и специалистов, использующих в своей деятельности методы системного подхода, в том числе интересующихся вопросами анализа и систематизации объектов или процессов реальной действительности. Книга может быть полезной для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, изучающих общие (философию, логику, классификацию) и специальные (управление, контроль, аудит) дисциплины, а также для аналитиков и специалистов-практиков в различных сферах деятельности человека, таких как распознавание образов, диагностика, идентификация, кластер-анализ и др.


 Оглавление

Введение

Часть I. Методология систематизации объектов или процессов реальной действительности

Глава 1. Методологические аспекты систематизации объектов или процессов реальной действительности
 1.1. Триада системного описания объектов или процессов реальной действительности
 1.2. Концептуальные основы систематизации объектов или процессов реальной действительности
  1.2.1. Концептуальные аспекты познания реальной действительности в рамках парадигмы "объект-субъект-результат"
  1.2.2. Хаос и порядок как две противоположных сущности понятия "систематизация"
  1.2.3. Анализ моделей состояния познания реальной действительности в рамках парадигмы "объект-субъект-результат"
  1.2.4. Концептуальные аспекты познания реальной действительности в рамках парадигмы "объект-субъект-субъект"
  1.2.5. Экспликация понятия "систематизация"
  1.3. Роль и место теории систематизации в иерархии научного знания
  1.3.1. Место теории систематизации (классификации) в иерархии научного знания
  1.3.2. Систематизация категорий познания реальной действительности
 1.4. Системная триада описания и представления системы
  1.4.1. Выявление сущностных компонентов системы
  1.4.2. Компонентность системы
  1.4.3. Связанность компонентов системы
  1.4.4. Существенность системы
 1.5. Систематизация форм умозаключений познания реальной действительности
  1.5.1. Триада сущностей умозаключения
  1.5.2. Классификация вариантов первой схемы умозаключения
  1.5.3. Классификация вариантов второй схемы умозаключения
  1.5.4. Классификация вариантов третьей схемы умозаключения
 1.6. Направления систематизации в познавательной деятельности человека
  1.6.1. Классификация - основа систематизации объектов или процессов реальной действительности
  1.6.2. Систематизация как источник предметного знания
  1.6.3. Систематизация как метод и средство познания
Глава 2. Принципы систематизации объектов или процессов реальной действительности
 2.1. Анализ и структуризация принципов систематизации объектов или процессов реальной действительности
  2.1.1. Интегральный принцип целеполагания
  2.1.2. Интегральный принцип системности
  2.1.3. Интегральный принцип познаваемости
 2.2. Принцип целеполагания и проблемы его реализации
  2.2.1. Гносеологические аспекты принципа целеполагания
  2.2.2. Формирование и систематизация показателей и критериев эффективности
 2.3. Принцип системности и проблемы его реализации
  2.3.1. Гносеологические аспекты принципа системности
  2.3.2. Основные категории познания с позиции системного подхода
 2.4. Принцип познаваемости реальной действительности и проблемы его реализации
Глава 3. Структурно-логические основы систематизации объектов или процессов реальной действительности
 3.1. Структурные аспекты систематизации объектов или процессов реальной действительности
 3.2. Систематизация на базе применения последовательных структур
  3.2.1. Классификация последовательно упорядоченных систематизаций
  3.2.2. Статическая форма представления систематизаций
  3.2.3. Динамическая форма представления систематизаций
 3.3. Систематизация на базе применения радиальных, полносвязанных и комбинированных структур
  3.3.1. Систематизация на базе применения радиальных структур
  3.3.2. Систематизация на базе применения полносвязанных структур
  3.3.3. Систематизация на базе применения комбинированных структур
 3.4. Систематизация на базе применения иерархических структур
  3.4.1. Классификация видов иерархических систематизаций
  3.4.2. Систематизация на базе применения графов
  3.4.3. Библиографическая систематизация
  3.4.4. Дескрипторная систематизация
  3.4.5. Томическая систематизация
  3.4.6. Фрактальная систематизация
  3.4.7. Достоинства и недостатки иерархической систематизации
 3.5. Систематизация объектов и процессов реальной действительности с использованием логики различных представлений
  3.5.1. Систематизация с использованием видо-родовой логики
  3.5.2. Систематизация с использованием причинно-следственной логики.
  3.5.3. Систематизация с использованием пространственно-временной логики.
Главa 4. Морфизм как основа установления адекватности познания реальной действительности
 4.1. Адекватность познания реальной действительности
  4.1.1. О сущности и взаимосвязи основных понятий познания реальной действительности
  4.1.2. Морфизм и адекватность отражения реальной действительности
 4.2. Систематизация морфизмов на основе использования базовых бинарных отношений
  4.2.1. Классификация морфизмов на основе использования базовых бинарных отношений
  4.2.2. Морфизм рефлексии
  4.2.3. Морфизм толерантности
  4.2.4. Морфизм нечеткости
  4.2.5. Морфизм нестрогого предпорядка
  4.2.6. Морфизм нестрогого порядка
  4.2.7. Морфизм эквивалентности
  4.2.8. Морфизм равенства
 4.3. Систематизация морфизмов на основе использования структурно-бинарных отношений
  4.3.1. Классификация морфизмов на основе использования структурно-бинарных отношений
  4.3.2. Морфизмы толерантности различной структуры
  4.3.3. Морфизмы эквивалентности различной структуры
  4.3.4. Реализация принципа морфизма объектов или процессов
Глава 5.Систематизация методов познания реальной действительности
 5.1. Классификация методов познания реальной действительности
 5.2. Систематизация универсальных базовых методов познания реальной действительности
  5.2.1. Метод сравнения
  5.2.2. Метод обобщения
  5.2.3. Методы дедукции и индукции
  5.2.4. Методы анализа и синтеза
  5.2.5. Методы декомпозиции и композиции
  5.2.6. Классификация универсальных базовых методов познания
 5.3. Систематизация универсальных комплексных методов познания реальной действительности
  5.3.1. Общий подход к систематизации методов
  5.3.2. Метод установления аналогий
  5.3.3. Метод идентификации
  5.3.4. Метод группирования и типизации
  5.3.5. Методы распознавания и диагностики
  5.3.6. Метод кластеризации
  5.3.7. Метод моделирования
Глава 6. Систематизация основных методов для обеспечения управления объектами или процессами реальной действительности
 6.1. Обобщенная модель системы управления объектами или процессами реальной действительности
 6.2. Классификация данных для разработки модели системы управления
 6.3. Разработка модели системы управления
 6.4. Систематизация методов контроля
Глава 7. Концептуальные аспекты опережающего отражения реальной действительности
 7.1. Методологические аспекты прогнозирования
 7.2. Определение основных понятий опережающего отражения реальной действительности
  7.2.1. Существующие подходы к определению основных понятий опережающего отражения реальной действительности
  7.2.2. Экспликация основных понятий опережающего отражения реальной действительности
 7.3. Систематизация объектов предметной области прогнозирования..
  7.3.1. Систематизация прогнозов
  7.3.2. Систематизация прогнозной информации
 7.4. Классификация методов прогнозирования
 7.5. Классификация методов систематизации объектов прогнозирования

Часть II. Философские аспекты систематизации. Принципы и законы познания реальной действительности

Глава 8. Систематизация принципов и законов познания реальной действительности
 8.1. Описание и представление принципов и законов познания
  8.1.1. Традиционный подход к описанию и представлению принципов и законов познания
  8.1.2. Системный подход к описанию и представлению принципов и законов познания
 8.2. Принцип тождества - основной принцип познания
  8.2.1. Традиционное представление принципа тождества
  8.2.2. Структура и аксиомы принципа тождества
 8.3. Принцип различия - основной принцип познания
  8.3.1. Структурное представление принципа различия
  8.3.2. Аксиомы принципа различия
 8.4. Закон систематизации - базовый закон познания
Глава 9. Закон и принципы противоречия и отрицания
  9.1. Существующие подходы к определению принципа или закона противоречия и отрицания
 9.2. Структурно-логические аспекты закона противоречия и отрицания
 9.3. Логико-диалектические аспекты закона противоречия и отрицания
 9.4. Особенности закона противоречия и отрицания при систематизации объектов или процессов реальной действительности
Глава 10. Закон и принципы взаимного перехода количественных и качественных изменений
 10.1. Интерпретация закона взаимного перехода количественных и качественных изменений как закона развития реальной действительности
 10.2. Интерпретация закона взаимного перехода количественных и качественных изменений как закона познания развития реальной действительности
  10.2.1. Триада логики взаимного перехода количественных и качественных изменений
  10.2.2. Формализация закона взаимного перехода количественных и качественных изменений
  10.2.3. Пример реализации закона взаимного перехода количественных и качественных изменений
Глава 11. Дополнительные законы познания реальной действительности
 11.1. Закон и принципы исключения третьего и отрицания
 11.2. Закон и принципы переходности и отрицания
 11.3. Закон и принципы достаточного основания и отрицания
Глава 12. Единство и взаимосвязь принципов, законов и методов познания реальной действительности
 12.1. Систематизация взаимосвязей принципов и законов познания
 12.2. Особенности соотношения законов познания в единстве их взаимосвязей
 12.3. Познание как наука о всеобщих законах, принципах и методах отражения реальной действительности
  12.3.1. Основные компоненты познания реальной действительности
  12.3.2. Содержание и формы познания реальной действительности
  12.3.3. Систематизация как основа познания реальной действительности
 Перечень основных математических символов
 Предметный указатель
 Литература
 Сведения об авторе

 Введение

Как известно еще со времен Платона бытие, по своей сущности, множественно. Эта бесконечная множественность бытия создает известные трудности и проблемы его познания, как в философском аспекте, если бытие множественно, то множественна ли истина? Так и в научно-познавательном, например, познание по Гегелю "дурной бесконечности" или проблемы описания и представления сложных многопараметрических объектов, например известная проблема под образным названием "проклятье размерности" в кибернетике и других технических науках.

Придерживаясь концепции множественности бытия, и испытывая трудности познания этого бесконечно множественного бытия, современная софистика, по сути, отказывается от главного понятия философии -- категории истины, что является совершенно недопустимым.

Для познания сущности объектов, процессов и явлений реальной действительности во всем многообразии их связей и взаимодействия, используется величайшее изобретение человечества -- систематизация, основы которой были заложены Аристотелем.

Любая наука, как учил Гегель, должна иметь свой уникальный метод описания и представления соответствующих фрагментов реальной действительности, независимо от предмета изучения, степени обобщения. Очевидно, теория познания и в целом философия как мировоззрение, должны иметь свой метод описания и представления реальной действительности.

На наш взгляд, таким научным методом теории познания и философии в целом является систематизация -- универсальный диалектический метод познания реальной действительности. Этот метод позволяет не только проводить систематизацию и компактно представлять в человеческом сознании этот бесконечно многообразный, сложный, многомерный и нечеткий мир объектов и процессов, но и создавать универсальные и предметные системы знаний (классификационные системы, теории и т.д.) адекватные этому миру. Систематизация, как процесс упорядочения объектов или процессов реальной действительности, лежит в основе любой деятельности человека, поэтому она имеет универсальный и всеобщий характер.

Платон и особенно Аристотель, первые кто понял, что систематизация (классификация) это универсальный и эффективный инструмент обобщения и познания реальной действительности. Только такой инструмент дает возможность человеку ориентироваться в этом бесконечно сложном и многообразном мире объектов, процессов и явлений, опуская многочисленные детали и частности, переходя от бесконечной множественности бытия к исследованию конечных категорий, таких как сущность, качество, истина.

Классификация по Аристотелю -- это иерархическая система описания и представления знаний о реальной действительности (множественном бытии), определенных в виде вторых сущностей или сущностей второго рода (по сути классов), каждый из которых "означает не просто какое-то качество", а представляет на каждом уровне этой системы "качество сущности" объектов, процессов и явлений реальной действительности.

При этом, чем выше уровень обобщения объектов или процессов реальной действительности в процессе познания, тем дальше мы уходим от бесконечной множественности бытия и тем самым больше и разностороннее определяется качество их сущности, в чем собственно и состоит неоспоримое преимущество систематизации и классификации по сравнению с другими методами познания. Именно так понимал Аристотель основную идею систематизации, утверждая, что "род при этом определяет нечто большее, чем вид: тот, кто говорит живое существо, охватывает нечто большее, чем тот, кто говорит человек".

Исключительно глубокое понимание и дальнейшее развитие теории систематизации и познания в целом проведено Гегелем. Так, рассматривая идею истинного [42], он определил основное "дело познания", которое заключается в том, чтобы "с одной стороны, упорядочить найденное в эмпирическом материале особенное, а с другой -- посредством сравнения найти и его всеобщие определения". Рассматривая сущность идеи познания, Гегель четко определил ее цель: "Ищет она истинное -- тождество самого понятия и реальности". Другими словами истина содержится в познании и главным в достижении этой цели (истины), он видит классификацию, т.е. "идею, которая как род есть в себе, есть для себя" и, которая представляет собой "всеобщее, имеющее своей определенностью и наличным бытием всеобщность, -- идея познания".

Концептуальные аспекты систематизации и познания в целом рассматриваются в монографии с точки зрения классической естественнонаучной парадигмы "объект-субъект" или более точно как парадигмы "объект-субъект-результат". В рамках этой парадигмы под "объектом" выступает реальная действительность, существующая объективно, которая в человеческом сознании представляется в виде некоторого порядка или беспорядка (хаоса). Под "субъектом" -- человек (группа людей, общество), который осуществляет целенаправленный процесс познания (систематизации) исследуемых фрагментов реальной действительности. Под "результатом" -- продукт научного познания и человеческой деятельности в целом, получаемый в результате познания субъектом исследуемого объекта (реальной действительности).

В соответствии с этой парадигмой систематизация как процесс и метод познания рассматривается в рамках компонента "субъект" во взаимодействии с другими компонентами триады. Соответственно систематизация как конечный продукт или результат познания рассматривается в рамках компонента "результат" также во взаимодействии с другими компонентами. При этом конечным результатом познания являются апробированные и усвоенные знания о реальной действительности, в том числе понятия, законы, принципы, классификационные системы, теории и т.д.

Все научные знания стремятся к обобщению накопленных знаний об объектах, процессах и явлениях реальной действительности и, соответственно, к их систематизации. Конечной целью, а соответственно и результатом систематизации любой исследуемой предметной области является создание классификационной системы знаний адекватной этой области. Например, в биологии -- классификация К.Линнея, в химии -- классификационная система Д.И.Менделеева и т.д.

Можно выделить два основных направления дальнейшего развития теории систематизации и познания в целом:

* универсальные общесистемные аспекты познания;

* предметные системные аспекты познания.

В методологическом аспекте исключительное значение приобретает рассмотрение непредметных вопросов систематизации, включая обобщенные универсальные категории, принципы, логику описания и представления реальной действительности, которые являются инвариантным к предметным аспектам описания. В этом случае, основными целями системного исследования является разработка основ систематизации, базирующихся на единой методологии и универсальных категориях, принципах, закономерностях и методах описания и представления реальной действительности.

Говоря о соотношении весьма близких между собой понятий систематизация и классификация, следует отметить, что классификацию необходимо рассматривать как наиболее важный, ключевой компонент систематизации. В этом плане классификация является, по сути, вершиной систематизации, в определенном смысле ее квинтэссенцией. Тогда и только тогда исследование объектов, предметов и явлений рассматриваемой предметной области является законченным (исследованным, познанным), когда проведена соответствующая классификация и построена достаточно полная и адекватная этому фрагменту реальной действительности классификационная система знаний.

Несмотря на относительно большое число современных публикаций по системным исследованиям (системология, системный подход, системный анализ, общая теория систем, системотехника и др.) в настоящее время отсутствует единая методология систематизации, описывающая и представляющая общесистемные (общенаучные) категории, принципы и методы систематизации реальной действительности.

Во многих системных исследованиях наблюдается нечеткость (размытость, расплывчатость) в рассмотрении объектов, процессов и явлений как систем. Существуют разные подходы не только к определению основных понятий и принципов систематизации и системных исследований, которые являются нечеткими и многозначными, но и границ применения таких направлений исследования как системный подход, системология, системный анализ.

Более того, во многих современных публикациях сущность системных исследований и систематизации реальной действительности сводят собственно только к рассмотрению различных систем (сложных, целенаправленных, биологических, кибернетических, открытых, интеллектуальных, человеко-машинных, адаптивных, самона-страивающихся и др.).

Для познания реальной действительности, без сомнения, весьма актуальна и необходима общая теория систем, которая в настоящее время находится на этапе становления. Вместе с тем, системное познание объектов, процессов и явлений реальной действительности по определению предполагает их комплексное рассмотрение и систематизацию с позиций фундаментальных общесистемных (общенаучных) понятий, категорий, принципов и методов познания. К таким важнейшим понятиям, лежащим в основе систематизации и классификации, прежде всего, следует отнести фундаментальные понятия тожества и различия, точное (эксплицированное) описание и представление которых позволяет совершенно по иному подойти к рассмотрению других основополагающих понятий: истина, адекватность, морфизм и другие.

Проведенная систематизация структурно-бинарных отношений с последующей экспликацией понятий тождества и различия, рассмотренных в литературе [155, 156], на наш взгляд, позволяют разработать основы методологии систематизации объектов или процессов реальной действительности.

Представленный подход к систематизации позволяет с системных позиций рассмотреть философские аспекты проблемы познания, чему посвящена вторая часть монографии. На наш взгляд, базовые вопросы познания реальной действительности, включая философские аспекты познания, являются неотъемлемой частью теории систематизации.

Следует отметить, что в настоящее время философия переживает серьезный кризис, отсутствует четкое определение объекта и предмета исследования. Желание включить в сферу исследования философии практически все, приводит к тому, что главное ушло на второй план.

В этом плане, мы солидарны с французским философом А.Бадью, который в своем манифесте философии призывает философов на новом этапе развития вернуться к истокам [9]: "Философия будет существовать лишь в том случае, если она предложит в соответствии со временем новый этап в истории категории истины".

Именно с точки зрения приоритета истинного или адекватного отражения реальной действительности, в отличие от традиционного вербального рассмотрения, представленные в книге категории, принципы, законы и методы познания описаны с позиций теоретико-множественного подхода. Основное внимание при этом уделено точности определений рассматриваемых понятий в рамках единого системного описания и представления реальной действительности, включая такие основополагающие понятия теории познания, как: отражение, истина, адекватность, морфизм и др.

Анализ взаимосвязей принципов и законов формальной и диалектической логик, проведенный в работе, позволил установить их единство, основой которого являются принципы тождества и различия, составляющие сущность систематизации и классификации.

Такая систематизация, своей сути, и фундаментальности стоит над всеми формами и законами познания, объединяя их в единое целое и определяя тем самым теорию познания. С одной стороны, познание можно рассматривать как диалектический непрерывно изменяющийся (развивающийся) процесс, как и процесс развития любого предмета реальной действительности. При этом к нему применимы все принципы, законы, категории и методы диалектики, совокупность которых и позволяет проводить систематизацию объектов и процессов реальной действительности. С другой стороны, познание можно рассматривать как относительно устойчивую и стационарную систему знаний (классификационную систему) о любом предмете или о любой предметной области реальной действительности. При этом к нему применимы все принципы, законы, категории и методы, как формальной логики, совокупность которых и позволяет проводить классификацию объектов и процессов реальной действительности и получать результат -- классификационную систему знаний о реальной действительности.

Таким образом, логика (как формальная, так и диалектическая) и теория систематизации (классификации) между собой неразрывно связаны и представляют по существу единую науку о познании.

Предлагаемая монография является дальнейшим развитием идей, рассмотренных в литературе [134--137, 141, 143, 148, 155, 156 и др.].

Монография успешно апробирована в учебном процессе Военной академии РВСН имени Петра Великого, Институте системного анализа Российской академии наук, Российской академии правосудия, Государственном НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, Южно--Российском институте финансового контроля и аудита и получила высокую оценку преподавателей, аспирантов, слушателей, курсантов и студентов.

Предложенный в монографии подход к систематизации включен в "Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Аудитор государственного и муниципального управления", которые введены в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2008 года N58. Эти требования легли в основу эксперимента по обучению специалистов контрольно-счетных органов Российской Федерации по новому направлению подготовки "Аудит государственного и муни-ципального управления", проводимого в Южном Федеральном округе на базе Южно--Российского института финансового контроля и аудита.

Автор искренне признателен академику РАН, доктору физико-математических наук, заслуженному профессору МГУ им.М.В.Ломоносова Ю.И.Журавлеву за поддержку и ценные замечания в выборе направлений исследования при подготовке моей первой книги в области систематизации [143].

Автор выражает искреннюю признательность за ценные замечаїния по рукописи книги рецензентам: заслуженному деятелю науки России, доктору технических наук, профессору Д.А.Ловцову, доктору физико-математических наук, профессору В.Е.Кривоножко, доктору технических наук Б.М.Абдрашитову, изобретателю СССР, заслуженному рационализатору РСФСР О.Ч.Танделову.

Особую признательность автор выражает доктору исторических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РСФСР и РФ И.В.Бестужеву--Лада, доктору экономических наук, профессору А.И.Агееву и доктору технических наук, профессору Ю.В.Сидельникову за предоставленную возможность обсуждения полученных результатов исследований по проблемным вопросам систематизации на заседаниях Международной академии исследований будущего / Академии прогнозирования.

Автор заранее признателен читателям за отзывы, предложения и критические замечания по книге. Эти замечания будут учтены при подготовке следующих изданий.


 Об авторе

Виктор Валентинович ОМЕЛЬЧЕНКО

Доктор технических наук, профессор. Заместитель директора Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ, главный инспектор Счетной палаты РФ. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Специалист в области военной кибернетики. Внес заметный вклад в развитие прикладных вопросов классификации и распознавания нечетких ситуаций сложных объектов и процессов; идентификации и контроля состояния сложных объектов; анализа сложноорганизованной информации, включая вопросы переработки и представления измерительной и другой информации. Автор более 150 научных трудов, в том числе 7 книг и монографий, а также 30 изобретений (авторские свидетельства СССР и патенты РФ) в области переработки, представления, анализа и классификации информации. Основные направления научных исследований: разработка методологии классификации и базирующихся на ней прикладных теорий распознавания (диагностики), идентификации, кластеризации, контроля. Результаты исследований В.В.Омельченко успешно внедрены в ракетно-космической отрасли при создании новых информационных технологий, а также внедряются в системах мониторинга и информационной поддержки принятия решений в таких направлениях, как системный аудит, медицина, выборные технологии, геология, анализ фондовых рынков и др.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце