Предлагаемая читателю книга является продолжением книги "Физика как философия природы" (М.: URSS, 2010). Для более глубокого понимания материала лучше прочитать обе книги, однако достаточно подготовленный читатель может освоить данную книгу независимо от первой части. Хотя в ней дается множество отсылок к первой книге, все необходимое вновь разъясняется, потому что главный принцип, которого придерживался автор – это максимальная ясность для читателя. Хотелось бы объяснить, почему в названии книги, посвященной философским проблемам физики, появилось слово "Бог". Оно появилось само собой, даже без моего осознанного желания. Дело в том, что, в отличие от книги первой, во второй рассматриваются преимущественно проблемы, лежащие на границах человеческого познания. Первоначальный вариант названия книги был "На границах познания (бесконечность, судьба, чудо)". Главная тенденция первой книги – антипозитивистская: в ней я хотел показать, что традиция восхождения от фактов к теории бесперспективна, потому что приводит к теории нефальсифицируемой (по К.Попперу), т.е. такой, опытное подтверждение которой не делает ее достоверной. Тем самым теория лишается способности отвечать на вопрос "что такое реальность?" и даже утрачивает различие между реальностью и химерой. Я показываю, что в основе физических теорий, созданных в XX веке, лежат метафизические, т.е. не проверяемые опытом постулаты. Только такие теории, как принципиально опровержимые экспериментом, могут претендовать на достоверность, т.е. на познание реальности. Иная ориентация у второй книги. Здесь вскрываются сами основания нашего чистого (метафизического) мышления. Ставятся два главных вопроса: умеет ли современная философия мыслить? (вопрос Вл.Соловьева) и умеет ли наука мыслить? (вопрос М.Хайдеггера). На путях критики философского и научного мышления в ключевых вопросах миропонимания (таких, как возникновение Вселенной, её конечность или бесконечность, мнимые или истинные "чудеса") я подошел к вопросу о человеке как средоточию всех загадок и антиномий нашего мышления. Я убедился, что тайна мира и самого Божества как истока и первоначала бытия заключены в вопросе "что такое человек и его сознание?". Но мне стало ясно и другое – что ответ на этот вопрос не могут дать ни философия, ни наука (одна из глав книги так и называется: "Способна ли физика объяснить сознание?"). В поисках ответа я должен был обратиться к таким сферам познания, над которыми не довлеют каноны разума: это художественное творчество и религия. Это объясняет, почему в моей книге так много места отводится художественному изображению глубин существа человеческого, данному Ф.Достоевским, В.Шекспиром, В.Гете. Они и вывели меня на путь религиозный: для великого художественного творчества нет границы между (разумно) познаваемым и непознаваемым, между земным и потусторонним. Захаров Валерий Дмитриевич Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отделения физики и астрономии Всероссийского института научной и технической информации РАН. В 1962 г. окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре астрофизики. Работал в ряде научно-исследовательских институтов физического профиля. С 1983 по 2009 гг. — доцент кафедры теоретической механики Московского государственного университета печати. Автор более 100 опубликованных работ, в том числе книг «Гравитационные волны в теории тяготения Эйнштейна» (дважды издавалась также на английском языке), «Тяготение. От Аристотеля до Эйнштейна», «Введение в метафизику природы» и др. С 1980-х гг. основным научным интересом В. Д. Захарова становится философское истолкование современной теоретической физики и космологии; этой теме посвящены книги «Физика как философия природы» (М.: URSS) и «От философии физики к идее Бога» (М.: URSS).
|