URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Макаров С.М. Режиссер цирка: Очерки ИСТОРИИ ЦИРКОВОЙ РЕЖИССУРЫ в 1940--1980-е годы
Id: 150297
 
426 руб.

Режиссер цирка: Очерки ИСТОРИИ ЦИРКОВОЙ РЕЖИССУРЫ в 1940--1980-е годы

URSS. 2012. 416 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02499-0.

 Аннотация

В настоящей книге исследуется искусство режиссеров отечественного цирка в 40--80-е годы двадцатого столетия. Главным героем монографии является Марк Соломонович Местечкин --- народный артист РСФСР, профессор, кандидат искусствоведения, главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре, художественный руководитель кафедры циркового искусства в ГИТИСе им. А.В.Луначарского (ныне РАТИ), актер театра и кино, театральный и цирковой режиссер. Его творческий путь начинался на сцене театра в спектаклях великих театральных деятелей К.А.Марджанова и В.Э.Мейерхольда. Судьба не всегда благоволила Местечкину --- ему довелось испытать горечь гонения как ученику "врага народа". Однако он не отрекся и не осудил своего великого Учителя --- Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

В книге подробно рассказывается о деятельности М.С.Местечкина, педагога выдающихся клоунов Карандаша, Ю.В.Никулина, М.И.Шуйдина, О.К.Попова и других. Уникальные спектакли "Карнавал на Кубе", "Лечение смехом" и цирковые номера, в том числе "Вторая рапсодия Листа", зарождались и создавались под руководством и при участии главного режиссера Московского цирка на Цветном бульваре Местечкина. В 1975 г. М.С.Местечкин осуществил мечту многих поколений цирковых деятелей, открыв кафедру циркового искусства в ГИТИСе. Талантливый педагог, он воспитал целую плеяду одаренных режиссеров, успешно работающих как на родине, так и за рубежом.

В монографии также исследуются творческие поиски и постановки номеров, аттракционов, спектаклей талантливых режиссеров А.Г.Арнольда, Б.А.Шахета, Г.С.Венецианова, А.Б.Аронова, С.Д.Морозова, Н.Н.Зиновьева, Е.А.Рябчукова, способствовавших расцвету циркового искусства в нашей стране. Когорта выдающихся отечественных режиссеров разработала и утвердила новые художественные принципы создания цирковых представлений, драматических пантомим, феерий, фономим. Это благотворно повлияло на развитие отечественного и зарубежного цирка, а также становление "театров-цирков" конца ХХ -- начала ХХI вв.

Книга рекомендуется как специалистам --- исследователям отечественной культуры, так и широкому кругу читателей, интересующихся театральным и цирковым искусством.


 Оглавление

Вступление
1 С театральной сцены на манеж
2 Первый шаг в цирковой круг
3 Наболевшие вопросы клоунады
4 Красноречивое молчание
5 Пантомимы для детей и сатирическая сценка для взрослых
6 В поисках смешных клоунад
7 Главный режиссер Московского цирка
8 Праздник на манеже и на стадионе
9 Вновь цирковое училище
10 Нужен ли цирку режиссер?
11 Особый подготовительный период московских программ
12 "Карнавал на Кубе"
13 Пантомимы "Бахчисарайская легенда" и "Лечение смехом"
14 "Вторая рапсодия Листа" и клоунские студии
15 Кафедра циркового искусства
Заключение
Примечания

 Вступление

Народный артист РСФСР, профессор, кандидат искусствоведения, главный режиссер Марк Соломонович Местечкин руководил старым Московским цирком на Цветном бульваре около тридцати лет.

Ежедневно он репетировал с артистами новые номера, аттракционы, спектакли. Занимался мастерством актера с клоунами в студии Московского цирка. Марк Соломонович преподавал режиссуру в Государственном институте театрального искусства им.А.В.Луначарского и обучал режиссеров-стажеров. Работая над новыми программами, Местечкин постоянно встречался с поэтами, драматургами, композиторами, художниками, педагогами-режиссерами Государственного училища циркового искусства, тренерами любительских цирковых коллективов. Это было днем.

К началу вечернего представления режиссер вновь возвращался в цирк. С первыми звуками циркового оркестра Марк Соломонович покидал кабинет и вставал на свое любимое место, неподалеку от манежа. Он стоял, чуть прислонившись к стенке у центрального входа, через который только что проходила публика, заполняя амфитеатр.

Марк Местечкин внимательно наблюдал за действиями артистов на арене, за реакцией зрителей. Он стоял, слушая дыхание и пульс цирковой программы. Даже если премьера состоялась давно и прошла успешно, режиссер приходил в цирк. Постановщик представления продолжал работать над спектаклем, поправлять и вносить необходимые коррективы в номера, в клоунские сценки, танцевальные интермедии.

"Очень опасно, -- повторял Местечкин слова своего великого учителя Всеволода Эмильевича Мейерхольда, -- когда режиссер считает работу законченной к первому спектаклю. Самая главная работа начинается у режиссера тогда, когда он учитывает состояние зрительного зала, для которого он строит свой спектакль. Это сложнейшая работа".

И поэтому из вечера в вечер Марк Соломонович стоял на своем любимом месте, еще и еще раз выверяя ритм представления. Давние поклонники старого Московского цирка на Цветном бульваре знали об этом и приветствовали Местечкина. Старожилы привыкли к тому, что в центральном входе в зрительный зал каждый вечер с первыми аккордами оркестра появляется главный режиссер, народный артист РСФСР, профессор Марк Соломонович Местечкин, один из творцов удивительного циркового мира.

"Пожалуй, самое памятное в моей жизни -- сам цирк, -- искренне признался однажды Марк Соломонович, -- его неповторимая, его трудная, прекрасная жизнь. Я человек не сентиментальный, но, когда я думаю о подвижнической жизни человека цирка, у меня радостно на душе".

Закономерно, что мейерхольдовец Марк Местечкин пришел на работу в цирк. Уместно заметить, в последние годы жизни Всеволод Эмильевич замышлял строительство такого театрального здания, где бы актеров не ограничивали кулисы и потолок, артисты бы действовали в максимальном приближении к зрителям. В театре нового типа публика получала бы возможность смотреть то на актеров, действующих прямо перед ней, то вверх -- на кинопроекции, демонстрирующиеся на потолке либо верхней части боковых стен. По существу, Всеволод Эмильевич мечтал о цирковом здании.

Марк Местечкин, работая над цирковыми постановками, на деле доказал реальность замыслов своего Мастера. Цирк действительно оказался великолепным "театральным" помещением, где по воле режиссера весь зал погружался в ту световую стихию, которая требовалась по ходу действия, а ровная гладь манежа по мановению руки постановщика начинала бугриться волнами водяных пантомим. В спектаклях "Юность празднует", "Счастливого плавания", "Карнавал на Кубе" на арену обрушивались каскады искрящейся воды.

Творческий путь Местечкина сложился удачно -- актер театра и кино, театральный и цирковой постановщик спектаклей и номеров, главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре, создатель кафедры "Цирковое искусство" в ГИТИСе им.А.В.Луначарского.

 Однако судьба не всегда была к Марку Соломоновичу благосклонна. Строжайшая цензура тех лет не позволила Марку Местечкину в статьях и воспоминаниях доверительно и откровенно, как он делал это в кругу близких друзей и учеников, поведать о сложных взаимоотношениях с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, о том гонении, которое испытал ученик "врага народа", не отрекшийся и не осудивший обожаемого Учителя.

Местечкин не любил рассказывать о тех случаях, когда он не только помогал артистам и режиссерам найти свое место на манеже, но порой спасал их, выручая из тяжелейших жизненных передряг. Марк Соломонович содействовал возвращению на манеж клоуна и педагога Александра Бугрова и других.

Режиссерская деятельность Марка Соломоновича способствовала расцвету советского цирка. Он был педагогом и режиссером выдающихся клоунов отечественного цирка: Карандаша, Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, Олега Попова, сотрудничал с Евгением Майхровским, Леонидом Енгибаровым и другими.

Многие номера, аттракционы, спектакли, считавшиеся достижением отечественной и мировой культуры, зарождались и создавались на арене Московского циркового стационара на Цветном бульваре под руководством или при поддержке главного режиссера.

 Марк Местечкин вывел на манеж несколько групп талантливых клоунов, в том числе "Шутки в сторону", "Ребята с Арбата", коверных Дмитрия Альперова и Аркадия Борисова, Владимира Кондратова, Александра Родина, Владимира Кремина и других.

В 1966 г. в ГИТИСе Марк Местечкин набрал заочный курс цирковой режиссуры, а в 1975 г. он осуществил мечту многих поколений цирковых деятелей. Впервые в мире была открыта кафедра циркового искусства. Ее художественным руководителем стал Марк Соломонович. В 1971 г. Марк Соломонович защитил кандидатскую диссертацию на тему "Искусство режиссеров в советском цирке". В 1976 г. его научное исследование вошло в автобиографическую книгу "В театре и в цирке". В 1977 г. Местечкину было присвоено звание профессора.

Марк Местечкин, возглавляя Московский цирковой стационар, многие годы был лидером цирковых режиссеров. Он воспитал целую плеяду одаренных постановщиков номеров, аттракционов, спектаклей. Поэтому первый Всемирный фестиваль цирковой режиссуры, который с 16 по 21 сентября 2010 г. проходил в Санкт-Петербургском цирке на Фонтанке, был посвящен 110-й годовщине со дня рождения народного артиста РСФСР Марка Соломоновича Местечкина.


 Об авторе

Сергей Михайлович МАКАРОВ

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, президент Академии циркового искусства, советник Китайского национального цирка. С 1986 г. -- ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, занимается исследованием эзотерических теорий и практик, а также семантики циркового и сценических искусств.

С.М.Макаров пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера до исследователя искусства. Автор ряда работ, в числе которых монографии: "Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства" (2-е изд. М.: URSS, 2009), "Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка" (М.: URSS, 2009), "Искусство клоунады в СССР" (2-е изд. М.: URSS, 2010), "Театрализация цирка" (М.: URSS, 2010), "От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений" (2-е изд. М.: URSS, 2011). Под его редакцией вышел сборник "Театр, эстрада, цирк" (М.: URSS, 2006), посвященный научной деятельности основоположника эстрадоведения и цирковедения Ю.А.Дмитриева.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце