URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Швецов В.И., Алиев А.С. Математическое моделирование загрузки транспортных сетей
Id: 14588
 

Математическое моделирование загрузки транспортных сетей

URSS. 2003. 64 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00385-7. Букинист. .
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В работе дается обзор основных идей и методов математического моделирования загрузки транспортных сетей. Рассмотрены задачи расчета межрайонных корреспонденций и задачи распределения корреспонденций по сети, включая улично-дорожную сеть и сеть внеуличного транспорта. Основное внимание уделено моделям равновесных распределений потоков. Рассмотрен также пример калибровки модели для практических расчетов загрузки улично-дорожной сети Москвы.


 Оглавление

Введение
1 Основные принципы моделирования загрузки
2 Модели расчета корреспонденций
 § 1.Гравитационная модель
 § 2.Энтропийная модель
 § 3.Другие модели
3 Модели распределения потоков
 § 1.Модель равновесного распределения потоков
 § 2.Расширенные модели равновесного распределения
 § 3.Модель оптимальных стратегий
4 Опыт моделирования загрузки УДС Москвы
 § 1.Данные обследований
 § 2.Калибровка модели
Литература

 Введение

Транспортная инфраструктура является одной из важнейших инфраструктур, обеспечивающих жизнь городов и регионов. В последние десятилетия во многих крупных городах исчерпаны или близки к исчерпанию возможности экстенсивного развития транспортных сетей. Поэтому особую важность приобретает оптимальное планирование развития сетей, улучшение организации движения, оптимизация системы маршрутов общественного транспорта. Решение таких задач невозможно без математического моделирования транспортных сетей. Главная задача математических моделей -- определение и прогноз всех параметров функционирования транспортной сети, таких как интенсивность движения на всех элементах сети, объемы перевозок в сети общественного транспорта, средние скорости движения, задержки и потери времени и т.д. Среди всего разнообразия математических моделей, применяемых для анализа транспортных сетей, можно выделить три основные группы моделей:

  • прогнозные модели,
  • имитационные модели,
  • оптимизационные модели.
  • Прогнозные модели предназначены для моделирования транспортных потоков в сетях с известной геометрией и характеристиками и при известном размещении потокообразующих объектов города. При помощи этих моделей можно прогнозировать последствия изменений в транспортной сети или в размещении объектов. Модели этого типа применяются для поддержки решений в области планирования развития города, для анализа последствий тех или иных мер по организации движения, выборе альтернативных проектов развития транспортной сети и др.

    Задача прогноза загрузки транспортной сети обычно состоит в расчете усредненных характеристик движения, таких как объемы межрайонных передвижений, интенсивности потока, распределение автомобилей и пассажиров по путям движения и др. В отличие от этого имитационное моделирование ставит своей целью воспроизведение всех деталей движения, включая развитие процесса во времени. При этом усредненные значения потоков и распределение по путям считаются известными и служат исходными данными для этих моделей. Таким образом, прогноз потоков и имитационное моделирование являются дополняющими друг друга направлениями. Имитационные модели позволяют оценить скорости движения, задержки на перекрестках, длины и динамику образования "очередей", или "заторов", и другие характеристики движения. Основная область применения таких моделей -- улучшение организации движения, оптимизация светофорных циклов и др.

    Разумеется, области применения прогнозных и имитационных моделей не строго разделены. Рассмотрим, например, задачу согласования светофорного регулирования вдоль крупной улицы. Для решения такой задачи может быть использована имитационная модель. С другой стороны, улучшение условий проезда по данной улице может привести к тому, что большее количество водителей будет выбирать маршруты проезда с использованием этой улицы. Это, в свою очередь, приведет к ослаблению нагрузки на другие улицы и к дальнейшему перераспределению потоков. Таким образом, возникает задача о прогнозе нового распределения потоков по городу, которое установится после проведения данного мероприятия.

    Модели прогноза потоков и имитационные модели ставят своей целью адекватное воспроизведение транспортных потоков. Существует, однако, большое количество моделей, предназначенных для оптимизации функционирования транспортных сетей. В этом классе моделей решаются задачи оптимизации маршрутов пассажирских и грузовых перевозок, выработки оптимальной конфигурации сети и др. Методы оптимизации транспортных сетей представляют собой обширную область исследований, выходящую за рамки данного обзора. Основы этого направления изложены в литературе, например, [43, 47].

    Обзор имитационных моделей можно найти в [49].

    В данной работе дается обзор основных методов и моделей, относящихся к первой из трех перечисленных групп, т.е. моделей, предназначенных для прогноза загрузки транспортных сетей городов. В первой главе обсуждаются модели расчета корреспонденций, во второй главе -- модели распределения корреспонденций по сети, включая улично-дорожную сеть и сеть внеуличного транспорта. Особое внимание уделяется обсуждению моделей равновесия в транспортной сети. В третьей главе рассматривается пример применения математического моделирования к прогнозу загрузки улично-дорожной сети г.Москвы.

     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце