URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма Обложка Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма
Id: 14547
152 р.

Арабский Восток и Россия:
проблема исламского фундаментализма. Изд. 2

URSS. 2003. 160 с. ISBN 5-354-00382-2. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Газетная пухлая бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

На примере арабских стран в монографии рассматривается влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России на рубеже ХХ и ХХI веков. Подробно анализируется участие арабов в возрождении ислама в России как на государственном, так и негосударственном уровне. Особое внимание уделяется распространению на Арабском Востоке и в России идеологии исламского фундаментализма. Вскрываются причины возникновения проблем в российско-арабских... (Подробнее)


Вступление
top

В последнюю четверть века исламский фундаментализм стал весьма актуальным явлением во всем мире, прежде всего на Ближнем Востоке. Однако для России, являвшейся частью СССР, оно представляло тогда больше научный, чем практический интерес. Тем не менее, в конце 80–90-х годах ситуация начала кардинально изменяться. Распался Советский Союз, что привело к развалу некогда единого политико-идеологического пространства, который был сопряжен с созданием дезинтегрированных самостоятельных государств, включая Российскую Федерацию. Общественно-политическая и социально-экономическая жизнь в этих странах, в том числе в России, стала характеризоваться острым и затяжным кризисом. На его фоне произошел всплеск этно-конфессионального самосознания проживающих в них народов, включая те из них, которые традиционно включаются в понятие "мусульманской уммы". Помимо этого крушение социалистического лагеря породило глобальные геополитические изменения, связанные с противоречивым процессом формирования однополярного мирового порядка и нарушением устоявшегося в XX веке баланса интересов различных групп государств. Кроме того, в 80–90-е годы внутренние кризисные процессы захлестнули и мусульманский мир. Таким образом, ход событий как внутри России, так и за ее пределами заставил российских исследователей заняться изучением исламского фундаментализма не как некой отвлеченной научной темы, но как проблемы, непосредственно влияющей на политическую стабильность государства и его территориальную целостность.

К сожалению, все вопросы, тем или иным образом связанные с ренессансом ислама в России в последние 10–15 лет, воспринимались в нашей стране излишне упрощенно. Как правило, в этот период в российском обществе, да и не только в нем, доминировали две диаметрально противоположные точки зрения. Первая из них воспринимала ислам как некое зло, которое угрожает самому существованию Российского государства и подвержено определяющему влиянию внешнего, сугубо отрицательного фактора. Вторая точка зрения, наоборот, исходила из того, что ислам является религией, которая традиционно исповедуется значительной частью населения страны и, следовательно, ее воздействие на происходящие в государстве и обществе изменения носит исключительно положительный характер. Обе эти позиции, возводимые в абсолют, наносили и продолжают наносить вред России, так как они чрезмерно политизированы и неадекватно отражают окружающую нас действительность. Россия есть и будет оставаться полиэтническим и поликонфессиональным государством. Нельзя дать односложный ответ – хорошо это или плохо, так как подобная оценка по отношению к данности абсурдна. Тем не менее, мы в состоянии оценить то влияние, которое оказывают на общество и государство различные процессы, происходящие в конкретном этническом сообществе или в определенной конфессии, в том числе мусульманской умме.

Возвращаясь к вопросу влияния исламского фундаментализма на положение в России, следует признать, что оно не может быть верно понято или истолковано, если мы не обратимся к аналогичным процессам в мусульманском мире, прежде всего в арабских странах. Это тем более важно в связи с тем, что Арабский Восток – это не только место зарождения ислама, но также регион с богатой исламской традицией, давший миру великих теоретиков и практиков исламской доктрины. Изучение опыта взаимоотношений ислама и государства или ислама и общества в арабском мире свидетельствует о том, что он неоднозначен, порой противоречив и имеет принципиальные различия, связанные с конкретно историческим развитием каждой страны этого региона. В этих условиях становится очевидным, что влияние, оказываемое различными арабскими структурами, как частными, так и государственными, на мусульманскую умму в России, не может быть истолковано как только положительное или только отрицательное. Это влияние представляет собой сумму разновекторных воздействий, которые способны не только содействовать благородному делу помощи братьям по вере, но и привносить в мусульманскую среду в России нехарактерные для нее противоречия и проблемы.

Исходя из всего выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что предлагаемая читателю монография, написанная российским арабистом-востоковедом К.И.Поляковым, будет не только интересна, но и полезна. Этот интерес во многом обусловлен тем, что мусульманская религия органически вплетена в жизнь российского общества, значительная часть которого, даже не будучи религиозной, с точки зрения исполнения ее обязательных предписаний, идентифицирует себя в качестве ее носителей. Польза данного исследования также бесспорна, так как содержит в себе не только большой фактический материал, но и серьезный научный анализ, который будет особенно ценен для тех, кто призван принимать решения в столь деликатных сферах, какими являются взаимоотношения государства не только с его верующими гражданами, но и с окружающим миром.

Хасянов Ахмят Жоферович,

кандидат исторических наук


Оглавление
top
Вступление
Введение
1Процессы радикализации ислама на Ближнем Востоке
 § 1.Предпосылки зарождения идеологии исламскогофундаментализма в арабских странах
 § 2.Международные условия роста радикальных тенденций в исламе в 90-е годы
 § 3.Активизация радикальных исламских группировок на Ближнем Востоке
2Арабские страны и ислам в России: проблемы и противоречия
 § 1.Формирование условий распространения идей исламского фундаментализма в России
 § 2.Арабо-мусульманское влияние на ислам в России: основные пути проникновения
 § 3.Саудовская Аравия и активизация общественно-политической роли ислама в России
3Арабский мир и события на Северном Кавказе
 § 1.Отношение в арабских странах к проблеме Дагестана и Чечни
 § 2.Саудовская Аравия и конфликт на Северном Кавказе
 § 3.Арабо-мусульманский фактор в странах НАТО и ситуация вокруг Чечни
4Борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом в арабских странах
 § 1.Подходы арабских государств к решению проблем религиозного экстремизма
 § 2.Межарабское сотрудничествов области противодействия терроризму
 § 3.Применимость опыта арабских стран в России
5Российско-арабские отношения и проблема исламизма
 § 1.Россия и угроза исламизма
 § 2.Российско-арабские отношения: пути преодоления кризиса
Заключение
Использованная литература
Summary

Об авторе
top
photoПоляков Константин Иванович
Выпускник Института стран Азии и Африки при МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «историк-востоковед», референт-переводчик арабского языка. В этом же институте в 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Зарождение и развитие политических партий в Судане в 1940–1950 гг.». Долгое время находился на практической работе в странах Арабского Востока, совмещая ее с научной деятельностью. Принимал участие в научно-исследовательских проектах, связанных с изучением проблем безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии, вопросов противодействия терроризму и экстремизму. В числе основных работ: «Исламский фундаментализм в Судане», «Палестинское движение сопротивления и формирование палестинской государственности (80–90-е гг.)» (в соавторстве), «Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма» (М.: URSS), «Международный терроризм: борьба за геополитическое господство» (в соавторстве), «История Судана: XX век».