URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.3: Города и районы Волго-Вятского региона, Поволжья и Северного Кавказа
Id: 1358
 
879 руб.

Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.3: Города и районы Волго-Вятского региона, Поволжья и Северного Кавказа. Т.3

URSS. 2000. 992 с. Твердый переплет. ISBN 5-8360-0147-2.
http://www.expert.ru/printissues/ex pert/2001/32/32ex-book/ ДРУГИЕ КНИГИ АВТОРОВ ЛЕКСИНА В.Н., ШВЕЦОВА А.Н.:
Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. .
Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд.6, стереот..
Совершенствование региональной политики: Концепции и практика. Изд.2.
Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики. .
Федеративная Россия и ее региональная политика. .
Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем. .
Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. Изд.3, испр. и доп..
Методы и практика системного регулирования регионального и хозяйственного развития. Изд.2.
Государственная поддержка российских городов. Изд.2, испр..
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.1.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.5.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.4.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.3.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.2

 Аннотация

Ученые-регионалисты В.Н.Лексин и А.Н.Швецов предлагают читателям свою очередную книгу в серии их публикаций "Региональная политика России: концепции, проблемы, решения". Настоящее пятитомное издание соединяет воедино проблемно-аналитическое исследование, учебно-методическое пособие и статистический справочник по проблемам ситуационного анализа социально-экономического развития российских городов и районов, организации местного самоуправления, местных бюджетов, муниципального права и муниципальной реформы, а также других "вопросов местного значения". Впервые представлены сопоставимые за ряд последних лет статистические и расчетные данные (по 70–100 показателям) о социально-экономической ситуации почти в 2 500 муниципальных образований (в 600 городах и в 1 900 районах) всех субъектов Российской Федерации (первичная статистическая информация — В.И.Галицкий и Т.Б.Шадрина).

Издание предназначено для практических работников региональных и местных органов власти, а также для преподавателей и научных сотрудников различных профилей — экономистов, социологов, юристов, географов, занимающихся теоретическими и прикладными вопросами региональной политики, территориального развития, федеративного устройства и местного самоуправления.


Остальные тома книги "Муниципальная Россия".


 Содержание

Книга 6.

 Социально-экономическая ситуация в городах и районах Волго-Вятского региона

Книга 7.

 Социально-экономическая ситуация в городах и районах Поволжья

Книга 8.

 Социально-экономическая ситуация в городах и районах Северного Кавказа

 Введение

Настоящее издание предназначено тем, кто занят практическим решением или научным исследованием того широкого круга проблем территориального развития, которые традиционно называют "городскими", "сельскими" или "районными", а российские Конституция и законодательство определяют как "вопросы местного значения". В числе заинтересованных читателей мы видим, прежде всего, работников региональных (республиканских, краевых, областных, окружных) и муниципальных (городских, районных) органов исполнительной и представительной власти, ученых, исследующих проблемы территориального развития и местного самоуправления, преподавателей вузов и центров повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Информация, включенная в издание, может представить интерес для юристов, экономистов, социологов, политологов, географов.

Предметом этой книги являются наиболее типичные ситуации, наиболее острые проблемы и примеры их наиболее удачных решений на уровне городов, районов и сельских поселений России. Название "Муниципальная Россия" есть синоним "городской и сельской России", то есть всего того, что находится глубже и что намного шире и разнообразней субъектов Российской Федерации -- республик, краев, областей, автономных округов. Весьма важно, что именно на этой "глубине" -- в населенных пунктах страны -- люди трудятся, создают национальное богатство и обеспечивают личное благосостояние, реализуют права и несут бремя собственности, платят налоги и т.п.; вот почему экономической, обеспечивающей "хлеб наш насущный" стороне муниципальной (городской, районной, сельской) жизни мы уделяем такое внимание и в проблемно-аналитической части книги, и в статистических описаниях городов и районов.

Но не менее важным для нас (и это тоже определило смысловые акценты изложения) является социальная сторона муниципальной жизни. Именно в муниципальных образованиях проходит самая важная для подавляющего числа людей повседневная жизнь. В городах, районах, поселках городского типа, в сельских поселениях -- люди появляются на свет, учатся, работают, обзаводятся семьей и детьми, получают пенсии, проводят последние годы жизни и уходят в иной мир. До 80% всех "бесплатных" (гарантированных Конституцией РФ) социальных благ и более 90% платных услуг почти каждый житель России получает исключительно по месту постоянного проживания.

Еще пятнадцать лет назад пели: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес -- Советский Союз". Сейчас формула пространственной самоидентификации людей меняется. Именно "дом и улица" выходят на первый план. Даже адрес на почтовых отправлениях стали писать по-новому: адресат, квартира, дом, улица, город (село), а уже затем область и страна. И это -- не только форма, но и своеобразное отражение сути новейшей ситуации. Регионализация, а вслед за ней и муниципализация повседневной жизни людей за последние годы стала еще одним знаковым отличием пореформенной эпохи. Многое теперь определяется не только тем, что человек живет, например, в Московской, а не в Ивановской области, но и тем, что в той же Московской области он живет в так называемом городе областного подчинения Дзержинский, а не в районном центре Серебряные Пруды.

Мы хорошо понимаем, что вторгаемся в сферу не только исключительно сложную в социально-экономическом отношении, но и предельно политизированную. Вот уже более десяти лет почти каждая книга по общественно значимой проблематике предваряется авторским напоминанием о том, что "эта книга издается в непростой ("противоречивой", "напряженной" и т.п.) обстановке". Не хотелось бы в очередной раз использовать подобное словесное клише, но из песни (особенно на избранный нами сюжет) слова не выкинешь.

В последнее время некоторые представители федеральной и, особенно, региональной "элит" высказываются за пересмотр конституционной идеи и законодательно установленных принципов местного самоуправления в Российской Федерации с позиций "укрепления исполнительной вертикали".

Противники таких предложений усматривают в них довольно прозаическое стремление федеральных и региональных лидеров вернуться к старой, характерной для унитарного государства схеме субординационных отношений и тем самым административно подчинить себе глав местного самоуправления.

При этом подчеркивается, что интересы региональных властей распространяются прежде всего на "самые лакомые муниципальные куски" -- крупные города, являющиеся административными центрами ("столицами") субъектов Российской Федерации и главными, а в большинстве случаев и единственными "донорами" консолидированных бюджетов субъектов федерации. Небольшие города и сельские районы, являясь хронически дотационными, и без того находятся в полной экономической зависимости, которая несравнимо крепче, нежели административная подчиненность, привязывает их к региональным властям.

Противостояние мэров "столичных" городов и губернаторов стало, пожалуй, привычным атрибутом региональной политической жизни.

В условиях, когда "вопросы местного значения" становятся объектом весьма противоречивых политических взглядов, нам казалось полезным уйти от односторонних политизированных оценок и дать возможно более широкую картину "муниципальной России", сбалансированно показать плюсы и минусы установленного порядка (статуса, правовых основ, взаимоотношений со "старшим братом" -- региональными органами власти) деятельности местного самоуправления и, главное, показать возможности нормализации ситуации в российских городах и районах вне зависимости от возможных административных перемен.

Предлагаемый читателю пятитомник является составной частью серии наших публикаций "Региональная политика России. Концепции, проблемы, решения". Эта серия начата монографией "Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития" (М., 1997; 2-е издание -- 1999; 3-е издание -- 2000) и продолжена монографией "Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения" (М., 1999). Новую книгу объединяет с указанными не только то, что она, как и предыдущие, опубликована при организационной и финансовой поддержке Российского фонда правовых реформ и Фонда правовых проблем федерализма и местного самоуправления и выпущена тем же издательством "Эдиториал УРСС", специализирующимся на публикации трудов отечественных и зарубежных ученых. Между нашими книгами имеется и внутреннее методологическое родство, обусловленное стремлением авторов к системному анализу рассматриваемых проблем, к простоте и доступности изложения, к уже указанному отказу от политизированности и т.п.

Но главное, что объединяет эти (и, надеемся, последующие) книги упомянутой серии -- наша убежденность в том, что региональная действительность современной России не может быть ни объективно оценена, ни изменена к лучшему до тех пор, пока ее изучение и регулирование будут преимущественно осуществляться в чрезмерно крупных масштабах "федеральных округов", "экономических районов" или "субъектов федерации". Во всех наших публикациях мы последовательно доказывали целесообразность и возможность перенесения акцентов в анализе и решении (даже если решения принимаются федеральными и региональными органами) значительного числа проблем территориального развития на местный уровень, то есть на уровень города, района и даже поселка городского типа или сельского поселения. Региональная экономика и региональная политика, оперирующие усредненными представлениями о ситуации только на всем, как правило, гигантском пространстве края или области, имеют не большее отношение ко многим реальным процессам территориального развития, чем макроэкономика к деятельности реальных хозяйствующих субъектов -- от транснациональных компаний до придорожного ларька. Пятитомник "Муниципальная Россия" продолжает эту линию, и поэтому мы считаем настоящее издание не случайным, а закономерным этапом наших исследований.

Предлагаемый читателям пятитомник при всем генетическом и концептуальном родстве с нашими предыдущими работами принципиально отличается от того, что было ранее опубликовано. Мы соединили воедино проблемно-аналитическое исследование, учебное пособие и статистический справочник. В связи с этим мы хотели бы обратить особое внимание на собственно информационную компоненту издания: в нем впервые удалось представить сопоставимые за ряд последних лет данные о социально-экономической ситуации почти в двух с половиной тысячах муниципальных образований, а именно: в шестистах (без малого) городах и в около тысячи девятистах сельских районах, расположенных на территории всех (за исключением городов Москвы и С.-Петербурга, а также Чеченской Республики) субъектов Российской Федерации.

Проблематика, стиль и форма изложения, выбор объектов качественного и статистического анализа, состав и структура использованных для этого социально-экономических показателей определялись исключительно стремлением дать как можно более полное, системное представление о современной ситуации в муниципальных образованиях Российской Федерации. И уже одно это потребовало предельного сжатия специально собранной первичной информации (как минимум, в три раза) -- для статистического описания каждого города или района отведена всего одна страница пятитомника. При этом сокращению в первую очередь подвергалась несопоставимая и недостоверная информация.

Впервые представляемое российскому читателю общедоступное описание муниципальных образований потребовало обстоятельного анализа не столько отдельных традиционно рассматриваемых аспектов функционирования органов местного самоуправления, сколько всего комплекса новых ситуаций, порожденных грузом накопленных в течение десятилетий городских и районных проблем, и одновременно небывалым по длительности и глубине системным кризисом и всеобщими реформами, включая и саму муниципальную реформу. При этом мы хотели, чтобы пятитомник, оставаясь концентрированным выражением "правды жизни" (пока еще весьма неприглядной), не стал очередным плачем о разорении русской земли. Нам казалось важным и полезным донести до читателя не констатацию многочисленных трудностей, а в первую очередь позитивное знание, конструктивное содержание многих предложений, которые выведены не из умозрительных концепций "процветания" в условиях всеобщего кризиса отдельных территорий, а взяты из реальной жизни нынешней муниципальной России.

Нам хотелось также способствовать преодолению некоторых стереотипных представлений о тех или иных аспектах (трудностях и возможностях) становления новой системы местного самоуправления. Например, в первом томе читатель обнаружит и весьма скептическое отношение к попыткам упрощенного трактования исторического феномена земства и механического переноса этой формы организации местной жизни на современную российскую почву, и доказательства возможности работы с муниципальной статистикой, и аргументы в пользу существенного сужения спектра "вопросов местного значения", и несогласие с якобы абсолютно недостаточными регулятивными возможностями местных властей, и многие другие положения, не совпадающие с широко распространенными взглядами на проблему.

Из пяти томов настоящего издания четыре тома (со второго по пятый) почти целиком посвящены статистическому описанию и сравнительному количественному анализу социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях (городах и районах) Российской Федерации. Исключение составляет первый том, основная часть которого представляет собой проблемно-аналитическое исследование, опирающееся, во-первых, на специально собранный и представленный во всех пяти томах массив информации, во-вторых, на имевшиеся в нашем распоряжении описания разнообразных конкретных социально-экономических ситуаций в различных муниципальных образованиях и, в-третьих, на научно-теоретические и прикладные результаты, полученные другими исследователями и опубликованные за последние несколько лет в многочисленных книгах и статьях, посвященных тем или иным аспектам муниципальной проблематики. Эта часть работы сопровождается необходимыми выводами и рекомендациями, имеющими четкую практическую ориентацию.

Каждый из пяти томов делится на книги, общее число которых двенадцать. Книга первая, открывающая первый же том издания, является, как уже упоминалось, проблемно-аналитической и рекомендательной частью издания. Все последующие (со второй по двенадцатую) книги содержат исходную картографическую, статистическую и расчетную информацию о муниципальном устройстве субъектов Российской Федерации, а также о социально-экономической ситуации в городах и районах на территории одиннадцати так называемых экономических районов (макрорегионов). Каждому экономическому району, таким образом, посвящена отдельная книга.

Все книги (кроме первой, содержащей преимущественно текстовый материал) имеют одинаковую внутреннюю структуру. Ее образуют последовательно расположенные друг за другом идентичные блоки информации по каждому субъекту Российской Федерации, входящему в один из экономических районов. В каждом таком информационном блоке представлены статистические и расчетные данные, характеризующие:

-- социально-экономическую ситуацию в каком-либо субъекте Российской Федерации в целом за период 1996--1998 гг.;

-- социально-экономическую ситуацию в расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации городах за период 1996--1998 гг.;

-- социально-экономическую ситуацию в расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации районах за период 1996--1998 гг.;

-- уровень социально-экономического развития городов и районов на территории конкретного субъекта Российской Федерации в сравнении с уровнями социально-экономического развития городов и районов в среднем по Российской Федерации, в среднем по данному субъекту Российской Федерации и в среднем по соответствующему макрорегиону (Север, Северо-Запад, Поволжье и др.) за период 1996--1998 гг.

Аналогичную информацию за 1999 г. мы предполагаем представить в дополнительном, шестом томе данного издания, который планируем подготовить в конце 2000 г.

Перечни и формы табличного представления показателей выбраны таким образом, чтобы сделать полностью сопоставимой информацию о социально-экономической ситуации в разрезе субъектов Российской Федерации, в разрезе городов и в разрезе районов.

Каждый блок информации по субъекту Российской Федерации предваряют данные о соотношении видов муниципальных образований и об особенностях формирования органов местного самоуправления. Дается полный перечень расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации городов и районов (в соответствии с официально утвержденной схемой административно-территориального деления) с указанием численности постоянного населения, доли городских жителей, площади территории и плотности ее заселения. Эти города и районы обозначены к тому же на прилагаемой карте.

Следование выбранному принципу "одно муниципальное образование (город, район) -- одна страница" и, одновременно, стремление к тому, чтобы изучение таблиц можно было вести без увеличительного стекла, заставили предельно сжать по сравнению с официально принятыми наименования практически всех статистических показателей. Например, вместо полного наименования "Численность постоянного населения на 1 января, тыс. человек" использован краткий вариант "Численность населения, тыс. чел.". Поэтому нужно иметь в виду, что за каждой краткой формулировкой показателя скрыто его более развернутое наименование. Объяснения принятых сокращений, а также общие методологические пояснения по определению используемых социально-экономических параметров предваряют статистические таблицы и приводятся в каждом томе.

Первый ("текстовый") массив составляют труды наших предшественников и коллег по всему кругу вопросов, рассматриваемых в книге. Некоторые из этих работ давно уже стали хрестоматийными, но основная их часть представляется нам незаслуженно невостребованной и недостаточно используемой для формирования целостного представления о генезисе российской модели местного самоуправления (в том числе в советский период нашей истории), российской схемы размещения экономического потенциала, российской системы городских и сельских поселений и т.п. То же, к сожалению, относится и к подавляющему числу интереснейших публикаций последнего времени -- от солидных монографий до небольших журнальных и газетных статей.

В описываемом массиве исходной информации заметную и, вероятно, наиболее увлекательную часть составляют публикации о далеком и недавнем прошлом наших городов и сел, уездов, волостей и районов. Многие из наших коллег, постоянно интересовавшиеся этой проблемой и не занимавшиеся периодическим сокращением собственных библиотек, могут насчитать в своих личных собраниях десятки монографий, сборников, оттисков отдельных статей.

Перечислить их в рамках нашего издания практически невозможно; у нас это сделано только в жесткой привязке к цитируемым источникам и, преимущественно, в подстрочных сносках или в самом тексте. Для того чтобы хотя бы несколькими штрихами охарактеризовать масштаб интереса в 60--80-х годах XX-го века к исторической ретроспективе и к современным реалиям местной жизни, назовем, к примеру, издававшиеся МГУ серии "Русский город" и "Очерки русской культуры" (каждый том объемом до 40 п.л. включал развернутые хронологические описания управления, хозяйства, быта в городах и сельских поселениях России в той или иной период нашей истории), десятки книг (преимущественно издательств "Наука" и "Мысль") по организации жизни в городской и деревенской среде в предреволюционные годы и в советское время, множество книг местных издательств и т.п.

В последние пять лет муниципальная тематика обрела второе и весьма свежее "дыхание": почти все основательные экономические, юридические и общественно-политические журналы России регулярно публикуют соответствующие статьи. Появились специализированные журналы -- "Муниципалитет" и "Муниципальная Россия", ранее не имевшие аналогов и печатающие статьи интересные как в общепроблемном отношении, так и в части анализа конкретных городских и районных ситуаций. Происходит активная интернационализация информации о муниципальных проблемах. Свидетельство тому -- русское издание всемирного журнала о проблемах городов "Эра городов" ("Urban Age"), ежеквартально осуществляемое Фондом "Институт экономики города" (член редакционного совета и лидер региональной московской группы "Urban Age" -- Н.Б.Косарева).

Весьма широк спектр новых публикаций по юридическим аспектам проблем местного самоуправления и деятельности муниципальных образований, в том числе ряд развернутых комментариев к соответствующим статьям Конституции Российской Федерации и к федеральным законам. Издано также много учебных материалов по этой тематике, из которых хотелось бы обратить внимание на вузовский учебник "Муниципальное право Российской Федерации" О.Е.Кутафина и В.И.Фадеева (М., 1997) и на хрестоматию аналогичного названия (М., 1999, составитель и автор вступительных статей Е.В.Белоусова).

Появились авторы, специализирующиеся на весьма широком круге вопросов местного самоуправления и муниципального управления (например, Н.А.Емельянов, опубликовавший за последние 5 лет несколько книг по этому предмету). Вышло несколько монографий, посвященных региональному и местному управлению в царской России. Среди них нельзя не отметить работы В.Ф.Абрамова "Российское земство: экономика, финансы и культура" (М., 1996) и Л.Е.Лаптевой "Региональное и местное управление в России. Вторая половина XIX века" (М., 1998). Стали появляться обстоятельные работы, например, книга В.Н.Федоткина "Экономические основы управления территорией. Финансово-бюджетный аспект" (Рязань, 1999), где с большой детальностью исследованы внутрирегиональные отношения (между субфедеральным и муниципальным уровнями).

Хотелось бы также упомянуть о трех серийных изданиях последнего времени. Одно из них объединено названием "Библиотека муниципального работника", издается в Москве редакционно-издательским центром "Муниципальная власть" по заказу Министерства региональной политики РФ (оно же -- Миннац, Министерство по делам федерации и национальностей) в рамках Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления. Уже вышел ряд интересных и очень хорошо изданных монографий (в том числе переиздан любопытнейший труд З.Г.Френкеля "Волостное самоуправление" и фрагменты из его же книги "Волостное хозяйство", ранее опубликованные соответственно в 1919 и в 1926 гг.); по заказу того же министерства и в рамках той же программы выпущено очень хорошее учебное пособие "Основы местного самоуправления и муниципального управления" в двух частях.

Вторая серия с близким названием "Библиотека муниципального служащего" издается Московским общественным научным фондом и уже насчитывает около двух десятков выпусков. Тематика этих выпусков весьма разнообразна -- программы развития муниципальных образований, экономическое взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия этих органов и другие актуальные вопросы.

Наконец, третья серия публикаций издавалась в 1996--1997 гг. под общим названием "Муниципальные финансы и управление". Эта серия одинаково оформленных компактных брошюр (нам известно 36 выпусков) издавалась на средства Агентства международного развития США по контракту с Research Triangle Institute (Северная Каролина, США) и при поддержке Союза российских городов. Каждая брошюра указанной серии содержит перевод новейших американских книг и статей (иногда -- подробных рефератов) практически по всем аспектам муниципальной жизни -- от Примерного Устава города США и опыта городов США по преодолению финансовых трудностей до практики решения на местном уровне проблемы надзора за животными.

Краткую характеристику первого ("текстового", проблемно-аналитического) массива исходной информации уместно завершить ссылкой на два источника, появление которых в наше время можно без преувеличения считать научным подвигом. Первым из этих источников назовем появившийся в 1993 г. скромный альбомного формата двухтомник "Города России. Научно-информационный справочник". Можно только догадываться, какие усилия потребовались сотрудникам научно-методического центра "Города России" Института макроэкономических исследований (тогда -- ЦЭНИИ) при Минэкономики РФ и д.э.н. В.Я.Любовному (инициатору, руководителю и исполнителю) для того, чтобы завершить и издать свой труд. Для нас, как и для многих других исследователей, справочник "Города России" остается единственно доступным источником информации о ситуации в российских городах на переломе их истории -- с 1989 по 1992 гг. Первый том этого издания включает анализ процессов городского социально-экономического развития в указанный период, а также поименную характеристику всех городов России с указанием экономико-географического положения (в том числе территориальной доступности по всем видам транспорта), оценки природных условий, экологической ситуации и состояния городской среды. Кроме того, здесь же приведены данные о функциональном типе каждого города и его месте в системе расселения. Второй том содержит поименную характеристику городов по группам: центры республик в составе РФ, краев и областей; большие города, не являющиеся такими центрами; средние и малые города. Информация представлена по ряду показателей, характеризующих социально-демографическую ситуацию, экономическую базу, инженерную и социальную инфраструктуры, экологическую ситуацию в городах.

Несколько позже, в 1998 г., издана книга, не имеющая аналогов по полноте (5000 статей), обилию карт и иллюстраций (в том числе архивных фотографий) и, главное, по безошибочности сведений о всех городах России и тех сельских поселениях, которые являются районными центрами. Речь, конечно же, идет об энциклопедическом словаре "География России", изданном "Большой Российской энциклопедией". Этот огромный, роскошный том, вероятно, настолько хорошо всем знаком, что более подробное его описание становится излишним.

Второй ("статистический") массив использованной нами информации составляют издания и электронные базы данных органов государственной статистики. Это, в первую очередь, общеизвестные статистические ежемесячники Госкомстата России "Социально-экономическое положение России", "Российские статистические ежегодники" (глубина по ряду показателей -- субъекты Российской Федерации), а также недавно начатые двухтомники "Регионы России", где приводится социально-экономическая статистика по всем административным центрам ("столицам") республик, краев, областей и автономных округов России. Много полезных данных по интересующей нас проблеме (правда, только субфедерального уровня) содержат тематические ежегодники Госкомстата России, например, "Социальное положение и уровень жизни населения России", "Основные показатели выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств по Российской Федерации" (печатаются в "Статистических бюллетенях" Госкомстата России) и др.

Вообще, "федеральная" статистика, как правило, не опускается ниже уровня субъекта Российской Федерации, и редкое исключение делается (по ряду специфических направлений статистических работ) только для центров этих субъектов. Кроме уже отмеченной выше относительно полной характеристики социально-экономического положения в региональных "столицах" (первый том "Регионов России"), отдельные характеристики этих "столиц" приводятся в таких предметно-специализированных формах статистических описаний, как "Индивидуальное жилищное строительство в городах и сельской местности, осуществляемое населением", "Наличие, работа автотранспорта отраслей экономики и протяженность ведомственных и частных дорог", "Работа и использование автотранспорта автотранспортных предприятий", "Показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений", "Отдельные показатели по образованию и культуре", "Жилищный фонд", "Работа водопроводов", "Работа канализаций", "Предоставление гражданам жилищных субсидий" и ряде других.

В составе Единой системы классификатора и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) предусмотрено ведение любопытного справочника "ПЕРСОН" (с разрезом разработки "по России в целом, по субъектам РФ, по районным, городским поселениям, сельской администрации"). В рамках статистических субрегистров и баз данных присутствует разработка интегрированного банка данных для пересчета половозрастного состава населения ("по России, субъектам РФ, районам, городским поселениям") и "Регистра городов" ("по городам субъектов РФ"). Отдельная информация собирается по теме "Основные показатели социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)". Проводятся статистические расчеты возрастно-полового состава населения ("по России, субъектам РФ, городам с населением 100 тыс. жителей и более, центрам субъектов РФ"). Федеральной программой статистических работ на 2000 г. было предусмотрено и проведение такого единовременного (к сожалению) наблюдения, как численность и состав работников органов государственной власти и местного самоуправления на 1 октября 2000 г. (разрез -- "по России, субъектам РФ, федеральным государственным органам, государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления").

Начиная с 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N1045 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 1997 г. N568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации"" Госкомстат России приступил к обобщению статистических данных федерального статистического наблюдения за ходом реформы местного самоуправления. Итогом этой работы стали два известных нам бюллетеня "Сведения о ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации" (на 1 сентября 1998 г. и на 1 апреля 1999 г.), где практически по всем субъектам Российской Федерации обозначено в каком числе муниципальных образований имеются уставы, утверждены границы, имеется муниципальная собственность, есть свои бюджеты, муниципальные банки, муниципальные учреждения социального характера.

Пожалуй, единственным изданием Госкомстата России, полностью "опускающимся" до конкретного (поименованного) муниципального уровня и уже поэтому ставшим бесценным для нашего исследования, является ежегодно обновляемый справочник "Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам". В этом справочнике можно не только уточнить сведения о наличном и постоянном населении (в том числе отдельно городском и сельском) по каждому из указанных муниципальных образований, но и современные названия этих образований, их переименования за истекший год и т.п.

Исключительно важной составляющей рассматриваемого массива "статистической" информации являются издания региональных органов статистики, специально посвященные муниципальным образованиям (они весьма редки и выпускаются лишь периодически) или в какой-то степени характеризующие ситуацию в муниципальных образованиях "внутри" статистических сборников, посвященных какому-либо субъекту Российской Федерации в целом (такая информация встречается гораздо чаще). Многие издания статистических органов по муниципальной (города, районы) тематике выполнены не только на высоком профессиональном уровне, но и высококачественно в полиграфическом отношении.

Собственно муниципальная статистика сейчас существует и как первоисточник будущих агрегированных показателей региональной статистики (правда, на этом уровне все шире используются технологии так называемых "досчетов"), и как собственно муниципальная, примером чего могут служить до сих пор ведущиеся "Паспорта" городов и (в ряде случаев) районов. Для этого используется, в частности, подготовленный Госкомстатом России "Перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований" (утвержден постановлением Госкомстата России от 09.01.98 N2). "Перечень" доведен территориальными статкомитетами до всех муниципальных образований, он имеет рекомендательный и типовой характер и в связи с этим предназначен для использования с учетом местной специфики. Специалистам известны также автоматизированный банк данных "555" и банк данных "Оперативная статистика" (БД555 и ОСБД). Многие областные комитеты статистики при формировании БД555 до последнего времени пользовались версией конца 1996 г.; "три пятерки" -- одна из самых обширных баз данных по городам России, имеющая и несомненные достоинства и недостатки (традиционное запаздывание, отсутствие сведений о такой важнейшей характеристике каждого города, как доходы и расходы местного бюджета и др.). Тем не менее, по нашему убеждению, говорить об отсутствии муниципальной статистики (по крайней мере в 2000 г.) нельзя. Проблема не в том, что этой статистики не существует, а в том, что она малодоступна за пределами каждого субъекта Российской Федерации, и даже в том случае, если ее удается получить, трудно поддается приведению в сопоставимый вид и последующей обработке.

Наконец, третий, специально собранный и обработанный для целей настоящего издания массив первичной информации включает около 2,5 тысяч статистических описаний городов и районов России за 1996, 1997 и 1998 гг. Каждое из таких описаний в начале состояло из 100--200 показателей, характеризующих социальную и экономическую (в том числе бюджетную) ситуации на территории каждого города или района. В процессе последующей, компьютерной обработки этих показателей (в том числе сверки с выше обозначенными базами данных) их число сокращено с 380 тысяч до 200 тысяч, во-первых, в целях концентрации информации ("одно муниципальное образование -- одна страница") и, во-вторых, в целях сознательного исключения несопоставимых, редко встречающихся или сомнительных данных. В связи с этим единичные пробелы в таблицах свидетельствуют не о том, что те или иные характеристики конкретных муниципальных образований отсутствуют, а о том, что указанные характеристики за какой-то год представляются нам спорными.

Более подробно об этом и других массивах информации сказано в соответствующем разделе первой книги первого тома.

В предлагаемом читателю настоящем третьем томе представлены социально-экономические характеристики 127 городов и 489 районов, расположенных на территории 22 субъектов Российской Федерации (в том числе, 11 республик, 2 края, 9 областей). Географически это -- территория трех экономических районов: Волго-Вятского, Поволжского и Северо-Кавказского. На этой территории, занимающей всего 7% площади Российской Федерации и 27% площади европейской части России, проживает 29% населения страны и 46% населения ее европейской части. Здесь сосредоточен значительный экономический потенциал.

Материалы статистического описания муниципальных образований сгруппированы в три книги, соответствующие трем указанным экономическим районам -- Волго-Вятскому, Поволжскому и Северо-Кавказскому.

Внутри каждой из этих трех книг материалы сгруппированы по субъектам Российской Федерации в последовательности, принятой в справочных материалах Госкомстата России, а именно:

Волго-Вятский регион (книга 6): Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область;

Поволжский регион (книга 7): Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область;

Северо-Кавказский регион (книга 8): Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область.

Украшением каждого тома служат имена тех людей, без практического содействия, материальной поддержки, профессиональных советов и просто доброжелательного отношения которых настоящее издание вряд ли могло увидеть свет. В связи с этим мы в первую очередь благодарим неизменных спонсоров серии наших монографий по региональной проблематике -- Р.Г.Орехова и В.Д.Мазаева, возглавляющих Российский фонд правовых реформ, а также С.В.Кабышева и Д.А.Шелковского, представляющих Фонд правовых проблем федерализма и местного самоуправления.

Мы выражаем признательность заместителю Председателя Госкомстата России В.И.Галицкому и начальнику отдела этого комитета Т.Б.Шадриной за большую помощь в организации сбора первичной статистической информации и за методологические консультации по вопросам статистического описания социально-экономической ситуации в регионах. Очень ценной оказалась помощь заместителя руководителя департамента "Экономики федеративных отношений" Минэкономики России С.Н.Хурсевича в получении достоверной информации о бюджетах субъектов Российской Федерации.

Огромная работа по созданию на основе собранной информации компьютерной базы данных, по расчету сравнительных характеристик социально-экономического развития городов и районов, а также по подготовке картографического материала была проделана сотрудником Института системного анализа РАН А.В.Соколовым.

Весьма полезными были для нас обсуждения самой идеи и содержания настоящего издания с нашими давними друзьями и многоопытными коллегами В.Я.Любовным и О.С.Пчелинцевым.

Написанию этой книги немало способствовало наше многолетнее и плодотворное сотрудничество с Союзом российских городов, Союзом малых городов Российской Федерации и Ассоциацией шахтерских городов. Нам доставляет удовольствие упоминание о совместной работе с А.А.Нещадиным, В.К.Кашиным и другими специалистами Экспертного института, в частности, по проекту Мирового банка "Монопрофильные города и градообразующие предприятия" в конце 1999 года.

Не менее приятным и успешным было наше сотрудничество по анализу социально-экономического положения городов и районов ряда субъектов Российской Федерации с учеными Совета по изучению производительных сил при Минэкономики России А.Г.Гранбергом, Б.М.Штульбергом, В.А.Вашановым, В.К.Савельевым, А.О.Полыневым и В.Г.Введенским.

Мы считаем своим приятным долгом поблагодарить многих людей, с которыми нам довелось в разное время исследовать и обсуждать вопросы теории и практики развития городов и районов. Это Л.И.Пронина из Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, С.Г.Мисихина из Института экономики РАН, Ю.Л.Полунов из Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, Н.Б.Косарева, А.С.Пузанов, А.В.Новиков и Г.Ю.Ветров, представляющие Институт экономики города, В.Н.Подопригора -- заместитель губернатора Новгородской области.

Мы имели благоприятную возможность консультироваться у специалистов Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации и прежде всего у заместителей Министра В.А.Кирпичникова и А.Г.Воронина.

Есть еще одна группа людей, которых нам хотелось бы искренне поблагодарить поименно, но сделать это, к великому сожалению, мы не в состоянии из-за того, что этих людей, к счастью, очень и очень много. Речь идет о работниках местных органов власти, с которыми на протяжении последних десяти лет нам довелось встречаться в наших командировках и которые оказали нам неоценимую помощь в получении информации, консультировали нас, делились с нами своими соображениями по вопросам практического решения проблем местного развития. Нет возможности перечислить даже те города, в которых довелось побывать и сотрудничать с очень квалифицированными и неравнодушными специалистами из местных администраций.

Наконец, мы горячо благодарим наших коллег по Институту системного анализа Т.К.Сумарокову и С.И.Клименко, которые в очередной раз помогли нам выполнить совершенно невообразимую по объему и сложности техническую работу над текстом и таблицами.

Отдельных слов благодарности заслуживают сотрудники издательства "Эдиториал УРСС", с которым мы однажды связали свою публикационную деятельность и с тех пор не имели случая хоть раз пожалеть об этом. Высокий профессионализм и неизменная доброжелательность к авторам -- фирменный стиль этого коллектива.


 Abstract

Leksin and Shvetsov, both prominent academics studying the russian regions, offer the next book in their series of publications "Regional Policy in Russia: Concepts, Problems, Solutions''. The current five-volume edition integrates problem exploration, training guidelines and a statistical manual on contingency analysis, into socioeconomic development of russian cities and districts, local government organization, local budgets, municipal legislation and municipal reform, and other "issues of local significance''. The book presents for the first time ever a compilation of comparative statistical and estimated data for a number of recent years (using 70–100 indicators) on the socioeconomic situation in almost 2 500 municipalities (in 600 cities and 1 900 districts) of all components of the Russian Federation (basic statistical data from V.I.Galitsky and T.B.Shadrina).

The publication is intended for practitioners in regional and local governments, as well as for trainers and researchers of diverse disciplines such as economics, sociology, law, geography which are associated with theoretical and applied issues of regional policy, territorial development, federative structure and local government.


 Об авторах

Лексин Владимир Николаевич
Доктор экономических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН. Автор более 400 публикаций, один из наиболее цитируемых ученых России. Научные интересы последних лет характеризуют такие работы, как монография «Федеративная Россия и ее региональная политика», а также статьи «Цивилизационный кризис и его российские последствия», «Пространство власти и мир человека», «Россия как социальное государство», «Россия как светское государство: Церковь в секулярном обществе», «Верующие и неверующие в секулярном мире», «Умереть в России», «Национальная политика многонационального государства», «Языковая репрезентация русской цивилизации», «Русская цивилизация сегодня». В издательстве URSS в 2011 г. вышла его книга «Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: опыт системной диагностики»; также в разное время изданы книги В. Н. Лексина в соавторстве с А. Н. Швецовым: «Новые проблемы российских городов», «Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (в 5 т.), «Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития», «Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления».
Швецов Александр Николаевич, друг Лексина
Доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института системного анализа, входящего в состав Отделения нанотехнологий и информационных технологий Российской академии наук.

В отличие от множества НИИ и бизнес-организаций, занимающихся современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) "в узком смысле", ИСА РАН разрабатывает "айтишную" проблематику комплексно --- в широком диапазоне ее разнообразных и взаимосвязанных аспектов. Такая уникальность исследовательского подхода ИСА РАН обеспечивается благодаря плодотворному использованию богатейшего теоретического потенциала его "фирменной" методологии --- системного анализа, а также многолетнего опыта организации исследований силами многодисциплинарного коллектива ученых. Спектр фундаментальных и прикладных системных исследований сотрудников института простирается от математических и технических вопросов создания информационных технологий до гуманитарных предпосылок и последствий их применения. Важнейшим направлением этих работ выступают курируемые А. Н. Швецовым многолетние системные исследования экономических, организационно-правовых и социокультурных аспектов внедрения ИКТ в жизнедеятельность общества, государства и бизнеса. Результаты исследований автора и его коллег публикуются в издаваемых ИСА РАН научных журналах "Информационные технологии и вычислительные системы", "Искусственный интеллект и принятие решений", "Труды Института системного анализа Российской академии наук", в других авторитетных периодических научных изданиях, а также издаются в виде монографий. Настоящая книга, развивающая системный подход к исследованию проблем распространения современных ИКТ, обобщает результаты авторских изысканий 2009--2012 гг.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце