URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Пономарёв И.П. Мотивация работой в организации
Id: 13563
 
210 руб.

Мотивация работой в организации

URSS. 2004. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00326-1. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

В данной монографии сделана попытка дальнейшего развития теории мотивации, построена новая модель мотивации работника работой и описано проведенное эмпирическое исследование в организациях г. Москвы. Предложенная модель мотивации позволяет лучше понять и оценить взаимодействие человека и работы, и может служить руководством для проектирования и перепроектирования работы в организации. Это позволит повысить удовлетворенность работников работой, а мотивация работой --- лучше использовать индивидуальные способности человека в организации.

Книга адресована менеджерам, администраторам, руководителям отдела развития персонала, консультантам в области менеджмента, исследователям и преподавателям менеджмента, студентам и аспирантам. Монография может служить в качестве учебного пособия для проведения исследований в области менеджмента.


 Оглавление

Введение
1 Мотивационные аспекты содержания работы
  1.1.Работа в современной организации
  1.1.1.Определение понятий работа, функция и процесс
  1.1.2.Процесс управления работой
  1.1.3.Уровень выполнения работы
  1.2.Мотивация работника и работа
  1.2.1.Составляющие мотивации
  1.2.2.Процесс и проявление мотивации
  1.2.3.Мотивация к работе
2 Мотивационные аспекты содержания работы
  2.1.Влияние работы на мотивацию работника
  2.1.1.Двухфакторная теория Герцберга
  2.1.2.Теория характеристик работы
  2.1.3.Вопросы взаимодействия работника и работы
  2.2.Мотивация как результат взаимодействия работника и работы
  2.2.1.Активация работой
  2.2.2.Воздействие работника на работу
  2.2.3.Владение работой
3 Результаты исследования
  3.1.Проведение эксперимента
  3.1.1.Характеристика эксперимента
  3.1.2.Методология и инструментарий
  3.1.3.Валидизация анкеты
  3.2.Анализ результатов эксперимента
  3.2.1.Анализ полученных данных
  3.2.2.Проверка гипотез
  3.2.3.Верификация результатов
  3.2.4.Результаты и выводы проведенного исследования
4 Публикации по проблемам исследования
  4.1.Проведение научного эксперимента в деловых организациях
  4.1.1.Особенности менеджмента как науки
  4.1.2.Научный эксперимент, как инструмент управленческого консультирования
  4.1.3.Экспериментальное исследование в решении практических проблем
  4.1.4.Практическое проведение эксперимента как инструмента консалтинга
  4.2.Мотивация работой: показатели, измерение, оценка
  4.2.1.Измерение в управлении: зачем, что и как измерять?
  4.2.2.Мотивация как объект измерения
  4.2.3.Проведение измерения мотивации
  4.2.4.Оценка проведенного измерения
  4.2.5.Верификация результатов измерения
  4.2.6.Практическое применение
  4.3.Виртуальная работа и мотивация работников
  4.3.1.Существующие организационные формы
  4.3.2.Какие существуют предпосылки возникновения виртуальной организации?
  4.3.3.Сетевая организация как прообраз виртуальной организации
  4.3.4.Что из себя представляет виртуальная организация?
  4.4.Мотивация работника виртуального мира
  4.5.Человек--работа--общество
  4.5.1.Модели и сценарии развития проблемы
  4.5.2.Необходимые изменения для реализации творческо-предпринимательского подхода
  4.6.Работа и обучение менеджменту
  4.6.1.Особенности обучения менеджменту
  4.6.2.Зависимость между стоимостью и качеством обучения
  4.6.3.Содержание обучения как отражение будущей работы
  4.6.4.Проблемы в обучении менеджменту
Литература
Приложение 1. Логика и структура научного исследования
Приложение 2. Требования к факторам содержания работы
Приложение 3. Анкета и требования к вопросам
Приложение 4. Общие сведения о респондентах
Приложение 5. Определение средних показателей мотивации
Приложение 6. Значение показателей отражающих условия
Приложение 7. Зависимость показателей мотивации от условий
Приложение 8. Анализ взаимозависимости показателей мотивации
Приложение 9. Влияние демографических характеристик на мотивацию работой
Приложение 10. Оценка репрезентативности выборки
Об авторе

 Введение

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям возникли организации, деятельность которых направлена на создание добавочной стоимости, посредством производства и реализации необходимого на рынке продукта. Критерием эффективности деловой организации и выбранного направления деятельности, выражаемого в создаваемом продукте, является прибыль организации или повышение стоимости бизнеса.

Преобладающим подходом в управлении организацией стал подход, ориентирующий деятельность организации на лучшее удовлетворение потребностей рынка. Такой подход имеет место благодаря наличию конкуренции среди организаций по созданию продукта или услуги. Качество управления оценивается по выживанию и развитию организации в конкурентных условиях.

С развитием рыночных отношений усилилась конкуренция между организациями и повысился динамизм изменений, происходящих во внешней среде. В таких условиях приоритетом деловой организации стало удовлетворение потребностей клиентов, что означает ориентацию управления на потребителя. Необходимый продукт создается в организации, а его качество и своевременность появления зависят от мотивированности работников и отношения между ними в организации. Организация взаимодействует с людьми, предоставляя работу, и выплачивает зарплату за ее выполнение. Людей в организации часто представляют как ресурс, пусть даже и самый ценный, но человек -- это не только средство, это цель и смысл существования организации. Отсутствие внимания к человеку приводит к разрушительным для организации последствиям.

В настоящее время интерес к человеку в организации вырос, но этот интерес, как правило, заключается в профессионализме человека как работника, в его обучении для выполнения работы и, следовательно, в большей гибкости организации, для ее адаптации к внешним меняющимся условиям. Личные потребности и желания работника мало интересуют руководство организации и не всегда учитываются. Потребности человека являются единственной движущей силой в организации, которая не только приводит к действиям, но и запускает мыслительные процессы работников. Руководитель должен создавать условия и организационные механизмы для того, чтобы выполнение работы приводило к удовлетворению и развитию потребностей работника.

Актуальность темы

Актуальность выбранной темы исследования состоит из четырех основных моментов, связанных с деятельностью работника в деловой организации.

  • Для существования организации необходимо объединение действий людей, это возможно при существовании общей цели, разделении работ между людьми в организации, координации их действий. Объединение усилий возможно, если каждый член организации будет знать, что, где, когда, как и с кем делать, это позволит достичь целей, недостижимых каждым человеком в отдельности, и решить возникающие при этом проблемы.
  • Чисто экономические отношения между человеком и организацией, т.е. обмен результата деятельности на обещанное вознаграждение приводят к противопоставлению их интересов, тем самым создают препятствия для самоотверженной работы человека, что ограничивает его вклад в деятельность организации выплачиваемым вознаграждением. Если организация будет стремиться получить от сотрудников больших результатов или лучшего выполнения работы за ту же плату, то это вызовет у работника чувство несправедливости, и он со своей стороны, будет всячески препятствовать этому.
  • Внимание руководителей направлено на создание систем вознаграждения и стимулирования, чтобы сформировать у каждого работника поведение, необходимое для лучшего выполнения работы в организации. Недостаток большинства этих систем заключается в необходимости постоянного воздействия на работника и в отсутствии непосредственной заинтересованности работника в получаемом результате.
  • Для выполнения работы важно, чтобы работник был заинтересован в самом результате работы. Однако, особенность работы такова, что результат работы формируется на протяжении всего процесса ее выполнения. Для получения высоких результатов в работе необходимо приложение внимания и усилий работника, не только на протяжении всего процесса ее выполнения, но также и к самому процессу выполнения работы. Это возможно, если сделать содержание работы интересным для работника.
  • Актуальность данной темы подтверждается тем фактом, что работа в передовых организациях становится все более содержательной, интересной и творческой. Наиболее эффективно развиваются те организации, которые занимаются развитием работников, повышением качества жизни на работе и стимулированием участия работников в управлении.

    Проводимые в отечественной практике исследования содержания работы и отношения индивида к работе подтвердили действенность существующих мотивационных концепций, разработанных в странах с развитыми рыночными механизмами. Однако, созданию мотивации работой в отечественных исследованиях до сих пор не уделяется должного внимания. Исследователи проблем мотивации не могли допустить наличие самостоятельной активности работника при выполнении работы в организации и пытались построить систему мотивации путем внешнего воздействия -- стимулирования. В этом противоречии заключается проблема, связанная с мотивацией работой в организации.

    Настоящее исследование направлено на изучение возникновения мотивации непосредственно от содержания работы, мотивации -- как внутренней побуждающей силы работника, а также на определение того, как внешние условия и качества работника способствуют возникновению мотивации работой.

    Данное исследование основывается на "Теории характеристик работы" Р.Хакмана и Г.Олдхема, которая получила широкую известность в 70--80-х годах, и благодаря которой в организациях появился интерес к перепроектированию работы и не столько проверяет действенность "Теории характеристик работы" в современных деловых организациях, сколько является попыткой дальнейшего развития модели теории мотивации работой.

    Практическая сторона исследования

    В данном исследовании проработаны вопросы, связанные с содержанием работы, ее воздействием на мотивацию работника, влиянием работника на работу и созданием мотивации работой в целях повышения организационной эффективности и удовлетворенности работой. Изложенные в исследовании положения и выводы углубят представления о мотивации работой в рамках теории мотивации и могут быть использованы при создании учебного курса по проектированию работы.

    Предложенная в данной монографии модель возникновения мотивации работой позволит проводить углубленную диагностику состояния работы в организации для оценки мотивации работника.

    Получены новые возможности создания мотивации работой, путем развития способностей работника выполнять работу и воздействовать на ее содержание. Изучены факторы содержания работы, влияющие на мотивацию, определены пути повышения их мотивационного воздействия.

    Модель мотивации работой может служить основой для проектирования и перепроектирования работы в организации. Она позволяет объединить воедино разные теории и методы, связанные с мотивацией: проектирование и перепроектирование работы, системы участия в управлении и обучение работника в организации.

    Использованные в процессе проведения эксперимента новые показатели мотивации работой, подтвердили возможность их применения для анализа работы и диагностирования мотивации работников в организации.

    Выявленные в ходе исследования условия, способствующие мотивации работой, отметили какие качества, навыки и умения необходимо развивать у работника в современной организации для создания интереса к содержанию работы.

    Практическая сторона данного исследования состоит в достижении реальных целей и решении актуальных проблем деловых организаций.

    Во-первых, изучение того, как и что менять в содержании работы, чтобы сделать ее мотивирующей.

    Во-вторых, какие условия, знания, умения и навыки работника способствуют мотивации работой.

    В-третьих, выявить факторы содержания работы и условия, в которых проявляется мотивация от работы, а также -- необходимые для этого личностные характеристики работников.

    В-четвертых, определить способы и пути перепроектирования работы для создания мотивации работой.

    Выявленные факторы являются отражением содержания работы в восприятии работника. Эти факторы можно создавать или убирать в процессе проектирования и перепроектирования работы в организации, тем самым оказывать влияние на мотивацию работника. Предложенная модель мотивации позволит выявить направление развития персонала, создать мотивационные программы участия работника в управлении работой, что будет способствовать интересу к содержанию работы, достижению результатов и организационным изменениям.


     Рецензии


    Рецензия на монографию Пономарёва Игоря Пантелеевича "Мотивация работой в организации"

    В рассматриваемой монографии исследуется одна из важнейших задач управления -- задача создания и поддержания мотивации человека в организации, мотивации как внутренней движущей и направляющей силы каждого работника. Такое понимание мотивации не только обеспечивает качественное выполнение работы, но и способствует проведению организационных преобразований.

    Создание мотивации и исследование механизма ее возникновения являются актуальной темой для изучения, о чем свидетельствует высокий интерес к существующим концепциям мотивации со стороны руководителей организаций и непрекращающиеся попытки исследователей приблизиться к пониманию человеческого поведения и мотивов лежащих в его основе. Реализация этой концепции на практике позволит сделать работников организации более удовлетворенными собственной работой, а организации в целом добиваться поставленных целей.

    Развитие технологии, автоматизация и компьютеризация производственных процессов, изменение организационных структур и процессов кардинальным образом меняют само понятие работы, требуя от работника не только знаний и умений, но постоянного совершенствования получаемого результата, способности проводить изменения и нововведения, проявлять инициативу и вносить больше личного вклада в ее содержание.

    Многие практики управления отмечают тот факт, что качественному выполнению работы способствует интерес работника непосредственно к процессу, в котором формируется результат. Но большинство исследований мотивации до сих пор остаются в инструментальной парадигме, рассматривая работу и ее выполнение лишь как средство достижения желаемого. Механизм непосредственной мотивации работой до сих пор мало исследован. Этим и обусловлена актуальность темы монографии, которая связана с задачами повышения результативности и качества выполнения работы каждым работником и повышения гибкости организации в целом.

    Методологическая часть наиболее полно представляет собой последовательность применяемых методов и инструментов исследования, направленных на проверку правильности гипотез, выдвинутых в теоретической части и касающихся противоречий сравниваемых теорий и концепций. Рассмотрение влияния содержания работы через один из известных механизмов возникновения мотивации работой (от восприятия, до проявления мотивации в деятельности) позволяет автору последовательно придерживаться логики изучаемого явления.

    Прикладная часть исследования раскрывает конкретные способы реализации полученных результатов в деятельности организации. Основным направлением формирования мотивации работой, является создание механизма взаимодействия работника и работы и поддержание его организационными процессами, что чрезвычайно важно для практики.

    Содержание монографии и последовательность изложения теоретического материала и проведенного эксперимента свидетельствуют о высоком уровне организации комплексных научных исследований, включающих построение теоретических предположений, касающихся изучаемого явления, системы доказательств, анализ данных, полученных эмпирическим путем, их систематизацию и верификацию. Критический подход к процессу проведения эксперимента и полученным в ходе исследования результатам говорит о соблюдении правил проведения научных исследований, и свидетельствует о научной значимости монографии.

    Представленные в монографии аналитические материалы, результаты и выводы обладают явно выраженной новизной и экспериментальным подходом к изучаемой проблеме. Выводы и рекомендации направленные на создание и поддержание мотивации работников в организации, могут найти практическое применение в ходе анализа и проектирования работы, написания должностных инструкций, распределения полномочий. Практические предложения направлены на формирование и регламентирование организационных процессов, которые способствуют проявлению интереса к содержанию работы и мотивации работой. Предложенная модель мотивации, показатели и способ их измерения вполне применимы при проведении организационной диагностики и могут быть элементом оценки эффективности проводимых организационных преобразований.

    Монография представляет собой полноценное законченное исследование на актуальную тему, обладающее научной новизной и практической ценностью. Основные положения и выводы найдут практическое применение в деловой практике, поскольку исследование проведено с учетом точности измерений, валидности и репрезентативности.

    Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий и основ предпринимательства экономического факультета МГУ А.Д.Берлин

    Рецензия на монографию Пономарёва Игоря Пантелеевича "Мотивация работой в организации"

    Актуальность темы монографии обусловлена тем, что мотивация является ключевым элементом достижения человеком результата в работе и определяет движущие силы, потенциал организации в целом. Происходящие во внешнем организационном окружении изменения ставят перед менеджментом организации проблему проведения постоянных организационных преобразований, успех которых зависит от мотивированности работников. Традиционно под мотивацией подразумевают внешнее стимулирующее воздействие на работника, в то время как источником направленных действий и основой эффективного поведения работника являются его внутренние движущие силы. Подход к мотивации с позиции внутренних движущих сил позволяет учитывать инициативу каждого работника, что повышает гибкость и готовность организации к изменениям. Преодолеваемые автором ограничения в традиционном понимании мотивации, а именно, внесение возможности самостоятельных действий работника в организации, позволяет расширить границы теории мотивации.

    Примененный автором монографии подход к изучению мотивации позволил прийти к вопросу выполнения работы в организации с позиции изучения восприятия работником содержания работы, как основы для формирования мотивации. При изучении мотивации работой были затронуты организационные процессы, связанные с проектированием работы, вовлечением и участием работника в управлении, обучением и развитием работника, которые формируют взаимодействие работника и работы. Выявление подобного взаимодействия и раскрытие его внутреннего механизма позволит руководителям, при проектировании или перепроектировании работы, встраивать это взаимодействие в работу, тем самым создавать у работников мотивацию и обеспечивать лучшее выполнение работы. Взаимодействие работника и работы можно обеспечить путем реализации в содержании работ определенных характеристик, а также, путем вовлечения работника в организационные процессы.

    Особенность данной монографии заключается в рассмотрении самой работы как источника мотивации, при этом системное представление взаимодействия работника и работы позволили автору по новому представить механизм формирования мотивации. Следуя логике и поставленной цели исследования, в ходе эксперимента удалось раскрыть содержание элементов взаимодействия работника и работы, изучить влияние и проявление каждого из четырех составляющих взаимодействия в мотивации работника. Для каждой их составляющих взаимодействия предложены факторы содержания работы, а также показатели, с помощью которых можно измерять, сравнивать мотивацию работой, что может служить критерием успешности проводимых организационных мероприятий.

    Из результатов проведенного эмпирического исследования следует отметить глубокий уровень анализа работы и проведение полевого эксперимента в семи современных организаций с соблюдением всех необходимых методических требований, от формирования выборочной совокупности, до выявления взаимозависимостей и оценки их статистической значимости. Проведение эксперимента в действующих организациях еще раз подчеркивает актуальность и практическую значимость данной темы и самой монографии.

    В целом, мотивация работника организации остается одной из актуальных задач современного менеджмента. Рассмотренная в монографии задача мотивации работой будет полезна руководителям и работникам служб управления персоналом, для решения вопросов связанных с мотивацией персонала. Исследуемая тема практически не представлена в российских книгах о менеджменте, несмотря на то, что задача проектирования работы приобретает новую значимость при организации проектов, групповой формы работы и при построении бизнес-процессов.

    Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления производством экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова А.И.Наумов

     Об авторе

    Пономарёв Игорь Пантелеевич

    Родился в 1972 г. В 1994 г. окончил с отличием Московский Автомобильно-Дорожный Институт (МАДИ). В 1996 г. окончил Школу бизнеса МГУ. В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1996 года работает на кафедре Управления производством Экономического факультета МГУ. Преподает курсы "Менеджмент", "Организационное поведение", "Принятие управленческих решений".

     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце