URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Даниленко В.П. ИНВОЛЮЦИЯ в духовной культуре: Ящик Пандоры Обложка Даниленко В.П. ИНВОЛЮЦИЯ в духовной культуре: Ящик Пандоры
Id: 134569
575 р. Распродажа!

ИНВОЛЮЦИЯ в духовной культуре:
Ящик Пандоры

URSS. 2012. 576 с. ISBN 978-5-396-00397-2.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Ящик Пандоры истолковывается в новой книге В.П.Даниленко как символ инволюции (деградации) современной духовной культуры. В ней проводится систематизация инволюционных процессов, протекающих во всех сферах духовной культуры --- религии, науке, искусстве, нравственности, политике и языке. В качестве таких процессов в области религии рассматриваются сектантство, еретичество и богословский антиэволюционизм, в области науки ---... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1. Религия
 1.1.Сектантство
 1.2.Еретичество
 1.3.Антиэволюционизм
Глава 2. Наука
 2.1.Лженаука
  2.1.1.Паранаука
  2.1.1.1.Футурологическая эзотерика
  2.1.1.1.1.Астрология
  2.1.1.1.2.Нумерология
  2.1.1.1.3. Мантика
  2.1.1.2.Когнитивная эзотерика
  2.1.1.2.1. Физиогномика
  2.1.1.2.2.Метопоскопия
  2.1.1.2.3. Графология
  2.1.1.3.Коммуникативная эзотерика
  2.1.1.3.1.Теософия
  2.1.1.3.2. Спиритизм
  2.1.1.3.3. Телепатия
  2.1.1.3.4.Оккультная конспирология
  2.1.1.4.Прагматическая эзотерика
  2.1.1.4.1.Алхимия
  2.1.1.4.2.Магия
  2.1.1.4.3.Экстрасенсорика
  2.1.1.4.4."Живая этика"
  2.1.2.Квазинаука
  2.1.2.1.Квазифизика
  2.1.2.1.1.Теория физического вакуума или торсионных полей
  2.1.2.2.Квазибиология
  2.1.2.2.1.Антидарвинизм
  2.1.2.2.2.Йетизм
  2.1.2.3.Квазипсихология
  2.1.2.3.1. Трансперсональная психология С. Грофа
  2.1.2.3.2. Соционика
  2.1.2.3.3. Нейролингвистическое программирование
  2.1.2.4.Квазикультурология
  2.1.2.4.1.Гиперборейская теория Германа Вирта
  2.1.2.4.2.Антропогеническая теория Б. Ф. Поршнева и Б. А. Диденко
  2.1.2.4.3.Квазихронология А. Т. Фоменко
  2.1.2.4.4.Уфология
Глава 3. Искусство
 3.1.Модернизм
 3.2.Постмодернизм
  3.2.1."Школа для дураков" Саши Соколова
  3.2.2."Пушкинский дом" Андрея Битова
  3.2.3."Русская красавица" Виктора Ерофеева
  3.2.4."Чапаев и Пустота" Виктора Пелевина
Глава 4. Нравственность
 4.1.Анимализм
  4.1.1.Социал-дарвинизм
  4.1.2.Прагматизм
  4.1.3.Евгенизм
  4.1.4.Приматизация человека у А. П. Никонова
 4.2.Экзистенциализм
Глава 5. Политика
 5.1.Бодрийяризм
 5.2.Фукуямизм
Глава 6. Язык
 6.1.Варваризация
 6.2.Вульгаризация
  6.2.1.Культурно-речевая безграмотность
  6.2.2.Молодёжный и уголовно-блатной жаргоны
  6.2.3.Сквернословие (матерщина)
Заключение
Приложения
 Духовная культура в русских пословицах
 Чем мир спасётся?
 Есть ли смысл в человеческой жизни?
Вместо послесловия. Л. В. Даниленко. Модный приговор

Введение
top

Миф о Пандоре имеет разные истолкования. На одном из сайтов я нашёл такие строчки об образе Пандоры: "Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечёт за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации" (http:// sigils.ru/symbols/pandora.html). Звучит внушительно и, главное, актуально. Мы видим здесь такую модернизацию образа Пандоры, которая переворачивает отношение к этому образу по сравнению с традиционным на 180 градусов: из отрицательного он превращается в положительный.

Между тем суть мифа о Пандоре такова. Пандора (греч. Рбндюсб – "всем одарённая") была отправлена на землю по приказу Зевса (Гефест сотворил её тело из смеси земли и воды, а Афина наделила её душой) для того, чтобы отомстить Прометею за то, что он, ослушавшись Зевса, передал с Олимпа огонь людям, тем самым уменьшив власть верховного бога над людьми. С помощью Пандоры Зевс решил наказать в конечном счёте не столько Прометея, которого он уже приказал Гефесту приковать к скале, сколько людей за использование ими божественного огня. Опустившись с Олимпа на землю, Пандора, наделённая неотразимой внешней красотой, вышла замуж за брата Прометея Эпиметея. С Олимпа она прихватила с собой подарок Зевса – чудесный ящик, открывая который она стала напускать на людей бесчисленные беды. Отсюда следует, что ящик Пандоры – источник человеческих несчастий.

Миф о Пандоре изложил в своей дидактической поэме "Труды и дни" древнегреческий поэт Гесиод, живший, очевидно, в VIII в. до н.э. Её перевёл на русский язык В.В.Вересаев. Вот как объясняет Зевс (Кронид) Прометею (сыну Иапета) своё решение послать Пандору на землю:

Сын Иапета, меж всеми искуснейший в замыслах хитрых!

Рад ты, что выкрал огонь и мой разум обманом опутал

На величайшее горе себе и людским поколеньям!

Им за огонь ниспошлю я беду. И душой веселиться

Станут они на неё и возлюбят, что гибель несёт им.

За этими словами последовал вот какой хитроумный приказ Зевса:

Славному отдал приказ он Гефесту как можно скорее

Землю с водою смешать, человеческий голос и силу

Внутрь заложить и обличье прелестное девы прекрасной,

Схожее с вечной богиней, придать изваянью. Афине

Он приказал обучить её ткать превосходные ткани,

А золотой Афродите – обвеять ей голову дивной

Прелестью, мучащей страстью, грызущею члены заботой.

Аргоубийце ж Гермесу, вожатаю, разум собачий

Внутрь ей вложить приказал и двуличную, лживую душу.

Так он сказал. И Кронида-владыки послушались боги.

Между прочим, Гесиод считал Пандору праматерью всех земных женщин. От неё, по его словам, "женщин губительный род на земле происходит". Он был явным женоненавистником. Пандора в таком случае предстаёт как обобщённый образ женщин с "лживой душой" (о "собачьем разуме" позабудем), но с обольстительной внешностью:

Зевсов приказ исполняя, подобие девы стыдливой

Тотчас слепил из земли знаменитый Хромец обеногий.

Пояс надела, оправив одежды, богиня Афина.

Девы-Хариты с царицей Пейфо золотым ожерельем

Нежную шею обвили. Прекрасноволосые Оры

Пышные кудри цветами весенними ей увенчали.

Все украшенья на теле оправила дева Афина.

Аргоубийца ж, вожатай, вложил после этого в грудь ей

Льстивые речи, обманы и лживую, хитрую душу.

Женщину эту глашатай бессмертных Пандорой назвал,

Ибо из вечных богов, населяющих домы Олимпа,

Каждый свой дар приложил, хлебоядным мужам на погибель.

Как тут не вспомнить о шолоховском Макаре Нагульнове? Пандорой для него стала Лушка. Вот что он говорил о ней Андрею Размётнову: "Я, когда от неё избавился, так вроде заново на свет народился: никаких венерических болезней не боюсь, великолепно английский язык изучаю, и много тут достиг своим умом, безо всяких учителей, и партийные дела веду в порядке, и от другой работы чуром не отгораживаюсь. Словом, при моём холостом положении и руки и ноги у меня свободные и голова светлая. А с нею жил – водки не пил, а каждый день как с похмелья. Бабы для нас, революционеров, – это, братец ты мой, чистый опиум для народа! Я бы эту изречению в устав вписал ядрёными буквами, чтобы всякий партийный, каждый настоящий коммунист и сочувствующий эту великую изречению каждый день перед сном и утром натощак по три раза читал. Вот тогда бы ни один чёрт не попал в такой переплёт, как сейчас наш дорогой товарищ Давыдов. Да ты сам вспомни, Андрей, сколько хороших людей пострадало в жизни от этого проклятого бабьего семени! Не счесть! Сколько изНза них растрат, сколько через них пьяниц образовалось, сколько выговоров по партийной линии хорошим ребятам за них повлепили, сколь изНза них народу по тюрьмам сидит – одна кошмарная жуткость!" (Шолохов М.А.Поднятая целина. М., 1989. С.381–382). Вот и выходит, что Макар Нагульнов – идейный потомок Гесиода.

Гесиод вспоминает:

В прежнее время людей племена на земле обитали,

Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,

Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.

А что же произошло после того, как Пандора приоткрыла крышку сосуда (ящика)?

Снявши великую крышку с сосуда, их все распустила

Женщина эта и беды лихие наслала на смертных.

Только Надежда одна в середине за краем сосуда

В крепком осталась своём обиталище – вместе с другими

Не улетела наружу: успела захлопнуть Пандора

Крышку сосуда по воле эгидодержавного Зевса.

Тысячи ж бед улетевших меж нами блуждают повсюду,

Ибо исполнена ими земля, исполнено море.

К людям болезни, которые днем, а которые ночью,

Горе неся и страданья, по собственной воле приходят

В полном молчании...

Ничуть не погрешив против истины, мы вправе увидеть в ящике Пандоры символ инволюции.

Каждый школьник нам скажет, что такое эволюция, но далеко не каждый ответит на вопрос о том, что такое инволюция. Слово "эволюция" восходит к латинскому evolutio "развёртываю", а антонимом к нему является involutio "свёртываю". Эволюция – это движение вперёд, от простого – к сложному, от хаоса – к порядку, от дисгармонии – к гармонии, а инволюция – это обратное движение.

На уровне основных категорий духовной культуры – религии, науки, искусства, нравственности, политики и языка – инволюционное движение выглядит как следующая цепочка переходов: бог > дьявол, истина > ложь, прекрасное > безобразное, добро > зло, справедливость > несправедливость, единение > разобщённость, тогда как эволюционное движение предполагает обратные переходы.

Эволюция есть развитие, а инволюция – его противоположность. В образном смысле эволюцию можно уподобить развёртывающемуся свитку, а инволюцию – свёртывающемуся. Можно прибегнуть и к более яркому сравнению: эволюцию можно уподобить расцветающему цветку, а инволюцию – увядающему. Но можно обойтись и без сравнений. Движение от обезьяны к человеку (гоминизация) – пример эволюции, а обратное движение (анимализация) – пример инволюции.

В этой книге речь пойдет в основном об инволюции. Но отсюда не следует, что об эволюции нам придётся забыть. Оторвать инволюцию от эволюции невозможно, поскольку первая – тень второй. Друг без друга они не существуют. Они сосуществуют в единстве и борьбе друг с другом. Всё дело лишь в том, чтобы эволюция в этой борьбе одерживала верх над инволюцией. В противном случае в истории человечества произойдёт переворот, о последствиях которого мы можем сейчас лишь догадываться. Он перевернёт этот мир с ног на голову, поскольку он будет состоять в замене эволюции на инволюцию. Это означает, что силы последней начнут одерживать верх над силами первой. Эволюционное, прогрессивное движение станет уступать место инволюционному, регрессивному. Эволюция в этом случае придёт к своему исходному пункту. Для людей это не что иное, как человекообразное обезьянье стадо.

В своей поэме "Труды и дни" Гесиод не заходил так далеко. Он был, вместе с тем, первым поэтом, увидевшим в истории человечества движение вспять – от лучшего к худшему. Иначе говоря, он увидел в ней не что иное, как инволюцию. Он выделил в ней пять поколений: золотое, серебряное, медное, героическое и железное. Только четвёртое поколение не вписывается у него в инволюционный образ человеческой истории (это поколение гомеровских героев), зато четыре оставшихся шли по инволюционному пути. Вот как выглядит у него первое (золотое) поколение:

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чём не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.

А вот что произошло со вторым (серебряным) поколением: После того поколенье другое, уж много похуже,

Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.

Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,

Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.

А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,

Жили лишь малое время, на беды себя обрекая

Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах

Были они воздержаться...

Люди медного поколения в своей деградации ушли ещё дальше предшествующего:

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих

Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.

С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили

Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели...

Самому Гесиоду выпало несчастье принадлежать к последнему поколению – железному. Что же он в нём увидел? Какую судьбу он ему предрекает?

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им...

Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин,

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети

Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет

Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почёт воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадёт. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся...

Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды

Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.

Уж не про нас ли здесь написано? Очень похоже!

О замене эволюционной доминанты в мире на инволюционную в наше время свидетельствуют очень многие факты. Особенно кричащими они выглядят в современной России. Вот что мы можем прочитать о ней в одной из газет: "Статистика утверждает, что в России демографическая катастрофа. Проще говоря, мы вымираем. К примеру, в Ираке уже который год звучат выстрелы, раздаются взрывы и гибнут люди, однако у нас в стране уровень смертности в три раза выше (общий коэффициент смертности в Ираке – 5,26, в России – 16,04). У нас в основном умирают мужчины трудоспособного возраста, как во время войны. Россияне массово гибнут на этой странной войне, и не замечают её. Люди не успевают хоронить своих родных и близких, но не обращают внимания на неестественность происходящего. Ощущение какого-то дурного сна. Такое чувство, будто бы мы все повредились рассудком. И статистика об этом однозначно свидетельствует. Так, Россия занимает:

1-е место в мире по заболеваниям психики;

1-е место в мире по количеству самоубийств среди детей, подростков и пожилых людей;

1-е место в мире по числу детей, брошенных родителями;

1-е место в Европе по числу умерших от пьянства и табакокурения;

1-е место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;

1-e место в мире по объемам поставок рабов на международный чёрный рынок;

1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров" (А.Козырев. Рекорды и антирекорды России: http://www. contr-tv.ru/repress/2689).

Анимализация современных людей выражается не только в их сближении с животными в удовлетворении физиологических потребностей, но и в сужении их картин мира. Подобно тому, как у животных мы имеем дело не с представлением о мире в целом, а с их локальным мирком, так и анимализация сужает картину мира у людей до картины их локального мирка.

Инволюционные процессы охватили сейчас всю культуру, но в особенности, духовную культуру в России. Мы видим в ней сейчас настоящий инволюционный шабаш: лженаука подпирает науку, лжеискусство – искусство, лженравственность – нравственность, лжеполитика – политику и т.д.

Вот как обрисовал современную ситуацию в российской духовной культуре заслуженный учитель РФ В.М.Ясенков: "А какая книжная продукция предлагается молодёжи? Давно исчезли с прилавков научно-познавательные серии "Мир знаний", "Эврика", "Знай и умей", ежегодники "Наука и человечество"... Уничтожен культ знаний. Вместо них в изобилии коллекции "Любовных романов для девочек", "Интимный дневник для девочки", "Дневник для девочки" от Ксении Собчак, "GLOUMURная камасутра", "Энциклопедия секса", "Учебник для стервы", даже "Компьютер для девочек". Со страниц гламурных (и не только!) журналов улыбаются полуголые поп-модели. Гиперсексуальность воспитывается в ребёнке почти с пелёнок. В дополнение к этому – руководства по магии, хиромантии, астрологии, заговоры знахарей и колдунов, сонники. В культурном отношении страна отброшена к временам Средневековья. Свобода слова превратилась в свободу сквернословия. Великая русская литература вытесняется из школьных учебников. Русский язык засоряется мусором: заниматься любовью, интердевочка, собака-девочка. После таких сочетаний опасно произносить само слово "девочка", не оскорбив при этом либо девочку, либо собаку" (В.М.Ясенков. Похоже на Содом. Отечество в опасности: гламурная революция // СР, 23.04.2009).

Об эволюции написаны горы книг и статей, чего не скажешь об инволюции. Яndex, например, чаще находит инволюцию послеродовую, чем универсальную. Вот и выходит, что к инволюции у нас, может быть, больше вопросов, чем к эволюции. Почему, например, наряду со здоровыми особями рождаются уроды? Почему сходят с ума? Почему в культурогенез сплошь и рядом врывается антикультура? Почему рядом с Богом, например, уживается Сатана? А может быть, есть религии без дьявольских сил? Почему науку подпирает лженаука? Почему на полках магазинов могут рядом оказаться Федор Достоевский и Владимир Сорокин? Почему же в этом мире рядом с добром уживается зло? Почему эволюции не бывает без инволюции? А нет ли ситуаций, в которых последняя стимулирует первую, когда инволюция диалектически переходит в эволюцию? Располагаем ли мы точными критериями, с помощью которых мы можем увидеть в том или ином явлении, с одной стороны, эволюцию, а с другой, инволюцию? Иначе говоря, легко ли эволюцию отличить от инволюции? Как, например, нам оценивать с данной точки зрения современную глобализацию? Чего в ней больше – эволюции или инволюции? Если мы признаем в ней закономерный этап в развитии человеческого общества, то стоит ли ей препятствовать? Ведь это будет значить, что мы препятствуем эволюции? А если мы поставим на место глобализации, например, клонирование, то и к нему подходят те же вопросы. Чего в нём больше – добра или зла, прогресса или регресса, эволюции или инволюции? Я думаю, что уже и этих вопросов достаточно, чтобы убедиться в сложности проблем, стоящих перед человеком, пытающимся понять, что же такое инволюция и какова её роль в отношении к эволюции.

Предмет нашего исследования – инволюция в духовной культуре. Но отсюда не следует, что за пределами нашего внимания полностью останется инволюция в природе. Жан-Батист Ламарк и Чарлз Дарвин дали нам бесценный образец эволюционистского мышления в биологии. Было бы непростительно отказаться от него в культурологии. С другой стороны, Чезаре Ламброзо и Макс Нордау заложили основы инволюционной психологии своим учением о психическом вырождении.

Цель настоящей книги – рассмотрение инволюционных процессов в духовной культуре, но эволюции культуры (культурогенезу, антропогенезу, гоминизации, очеловечению), как известно, предшествуют, три других эволюции – физиосферы, биосферы и психики. Первая из них называется физиогенезом, вторая – биогенезом и третья – психогенезом (см. об этом подр. во введении к книге 1). Рассмотрим здесь некоторые примеры инволюции в биогенезе и психогенезе. Что представляет собою инволюция (дегенерация, деградация, вырождение) в живой природе?

Откроем биологический словарь Николая Федоровича Реймерса и читаем: "ДЕГЕНЕРАЦИЯ (лат. degenerare – вырождаться): 1) вырождение, ухудшение из поколения в поколение биологических свойств организма в результате неблагоприятных условий существования; 2) перерождение, глубокие структурные изменения в тканях тела, сопровождающиеся появлением в них веществ, обычно чуждых данной ткани (жира, гиалина и т.п.); 3) то же, что и биологическая редукция, т.е. упрощение, ослабление или почти полное исчезновение органов, не имеющих эволюционного значения, напр., жабер у наземноживущих животных; обычно ведет к процветанию вида – биологическому прогрессу" (2; 91–92).

Вот уж поистине противоположности сходятся! Если инволюционная интерпретация дегенерации у Н.Ф.Реймерса в первом и во втором случаях не вызывает никаких сомнений, то ее инволюционное истолкование в третьем случае ставит в тупик. Что это за инволюция такая, если дегенерация, о которой в этом случае идет речь, приводит к "биологическому прогрессу"? А между тем мы имеем здесь дело с совпадением инволюции с эволюцией!

В самом деле, в третьем значении термина "дегенерация" у Н.Ф.Реймерса, с одной стороны, идёт речь об утрате тем или иным видом растений или животных тех признаков, которые в прошлом были полезными для его эволюции (стало быть, здесь присутствует инволюция). С другой стороны, утрата подобных признаков оказывается на данном этапе развития этого вида полезной для его дальнейшей эволюции (стало быть, здесь присутствует эволюция). Что же выходит? Выходит, что противоположности сходятся! Выходит, что в подобных ситуациях разница между инволюцией и эволюцией нейтрализуется. Инволюция может совпадать с эволюцией! Инволюция может переходить в эволюцию! Инволюция может становиться эволюцией! Эволюцинирующий объект в этом случае отступает назад не ради отступления как такового, а ради будущего наступления, ради возвращения на прежний эволюционный путь.

Инволюция, переходящая в эволюцию, не является инволюцией в собственном (абсолютном) смысле этого слова. Мы здесь имеем дело с релятивным или прогрессивным видом инволюции. Ярким примером индивидуальной инволюции этого типа является послеродовая инволюция, при которой женский организм возвращается в прежнее, дородовое состояние, исключая молочные органы.

Другим, более сложным – видовым или популяционным – примером прогрессивной инволюции в живой природе является генетически закодированное самоубийство у некоторых организмов. Обеспечив потомство, представители таких организмов умирают практически здоровыми. Какой смысл заложила эволюция в подобное самоубийство? Вот как на этот вопрос ответил Владимир Петрович Скулачёв: "Любая достаточно сложная биологическая система располагает механизмом самоликвидации. Она кончает с собой, если становится потенциально опасной для существования системы, занимающей более высокую ступень в иерархии жизни. Например, кишечная палочка, заразившись бактериофагом, кончает жизнь самоубийством ещё до того, как фаг внутри бактерии размножится в достаточном количестве. Она должна умереть, чтобы не заразить другие бактерии, и для этого сама синтезирует "белки-убийцы"" (3).

Расшифровывая эволюционный смысл запрограммированного самоубийства, о котором идёт речь, В.П.Скулачёв приводил также такие примеры: "У многих видов всё существование направлено на то, чтобы размножиться, дать жизнь новому поколению, а самому умереть. К таким относятся подёнки – насекомые, которым хватает одного дня, чтобы налетаться и отложить яйца, им даже есть не нужно. Или самцы одного из видов кальмаров, которые тонут сразу после того, как подложат под кожу самке сперматофор – мешочек со сперматозоидами. Или лосось, умирающий после того, как он достигнет конца своего трудного пути вверх по реке и отложит икру. Наконец, даже с растениями такое случается. Например, бамбук живет 15–20 лет и размножается вегетативно, но, как только зацветает и даёт семена, сразу гибнет" (Там же). Отсюда следует вывод: "Запрограммированное самоубийство целого организма можно определить как феноптоз. Биологический смысл его в том, что смерть одного индивидуума порой приносит пользу другим организмам, популяции и виду в целом" (Там же). На нашем языке биологический смысл генетически запрограммированного самоубийства выглядит так: предельная инволюция индивида ради дальнейшей эволюции вида. Способны ли люди жертвовать собой ради других? Да, но, во-первых, на самопожертвование способны лишь очень редкие, героические личности в исключительных ситуациях, а во-вторых, они идут на него сознательно, а не в силу генетической запрограммированности.

Другим типом инволюции – инволюции в собственном смысле этого слова – является абсолютная (регрессивная) инволюция. Инволюция в этом случае выступает в чистом виде. Такая инволюция разрушает не ради будущего созидания, а ради самого разрушения. Вот почему у Н.Ф.Реймерса мы возьмём на вооружение первое, собственно инволюционное, определение дегенерации, под которой понимается "ухудшение из поколения в поколение биологических свойств организма в результате неблагоприятных условий существования".

Из этого, биологического, определения инволюции один шаг до её психологического определения. Последнее мы можем сделать по аналогии с первым: ДЕГЕНЕРАЦИЯ (ДЕГРАДАЦИЯ) – ухудшение из поколение в поколение психических свойств организма в результате неблагоприятных условий его существования, а также, добавим мы от себя, изНза дурной наследственности. В психологическом словаре К.К.Платонова читаем следующее определение психической формы инволюции: "ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (лат. Gradus – ступень, фр. degradation – упадок) – распад как ослабление субординации иерархически высшими уровнями низших уровней динамической функциональной структуры личности. Д.л. может быть социально обусловлена и связана с аморальным и противоправным поведением личности. Она вызывается также психическим заболеванием, наркоманией, алкоголизмом и склерозом мозга (особенно в старческом возрасте). Наиболее болезненная форма Д.л. – психический маразм" (3; 30).

У К.К.Платонова я нашел по существу не филогенетическое (родовое), а онтогенетическое определение психической инволюции, поскольку в его словаре речь идёт о деградации лишь отдельной личности. Филогенетический же размах психической инволюции мы найдем у Макса Нордау в его книге "Вырождение", которую следовало бы назвать "Психическое вырождение". Её автор делал упор в ней на наследственной стороне психической инволюции, крайней формой которой является сумасшествие. Практическим же следствием из него может стать самоубийство – добровольный возврат к физической природе. Но сумасшествие и самоубийство – это конечный, предельный результат психической инволюции, ему предшествует долгий путь борьбы со страхом перед враждебным миром, за которым следует ненависть к нему и депрессия. Путь психического вырождения, намеченный М.Нордау в его книге, в целом может быть обозначен следующей цепочкой: страх > ненависть > депрессия > невроз > психопатия > сумасшествие. Это и есть путь психического вырождения.

Характерными чертами людей, вступивших на этот путь, М.Нордау считал следующие: неспособность отличить друг от друга добро и зло (нравственное помешательство), "сильно развитый эгоизм", угнетённое состояние духа, пессимизм, лёгкая возбуждаемость, истеричность, чувство превосходства над другими, страх, человеконенавистничество, бесхарактерность, неспособность к труду (леность), стремление к одиночеству, бесплодная мечтательность, мистицизм.

М.Нордау писал: "Психологические источники нравственного помешательства во всех степенях его развития заключаются в сильно развитом эгоизме и непреодолимых влечениях, т.е. неспособности противиться внутреннему влечению, побуждающему совершить какое-нибудь действие. Это два главных признака вырождения... Наряду с нравственным помешательством и лёгкой возбуждаемостью вырождение характеризуется также состоянием душевного бессилия и унынием... Психопат... убеждает самого себя, что он презирает труд, а чтобы оправдать себя в собственных глазах, он создаёт философию отречения, удаления от мира, человеконенавистничества... В связи с неспособностью к деятельности находится склонность к бесплодной мечтательности... Психопат не способен приспособляться к данным условиям... Он вечно старается пересоздать мир и сочиняет планы спасения человечества... Наконец, ещё одним из главных признаков вырождения является мистицизм" (4; 34–36).

Что же мы видим в результате? Как в случае с биологической формой инволюции, так и с её психической формой мы имеем дело в конечном счёте с "ухудшением из поколения в поколение" биологических или психических свойств организма. Только в первом случае речь идёт о физических его свойствах, а во втором – психических. Как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с утратой тех свойств живого организма, которые могут расцениваться в качестве величайших достижений эволюции вообще и человеческой эволюции в частности. Но подобным образом дело обстоит и с культурной формой инволюции. Как в биогенезе и психогенезе, так и в культурогенезе инволюция заявляет о себе как ухудшение соответственных областей культуры – в частности, духовной культуры, которая включает в себя религию, науку, искусство, нравственность, политику и язык.


Об авторе
top
Даниленко Валерий Петрович
Доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Окончил Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова. Область научных интересов связана с культурологией и лингвистикой. Автор более 200 публикаций общим объемом более 5000 страниц. В числе основных трудов: монографии "Основы духовной культуры в картинах мира" (в соавторстве с Л.В.Даниленко; 1999), "Инволюция в духовной культуре: Ящик Пандоры" (URSS, 2012), "Ономасиологическое направление в грамматике" (1990; 3-е изд. URSS, 2009), "Функциональная грамматика Вилема Матезиуса. Методологические особенности концепции" (URSS, 2010), "Вильгельм фон Гумбольдт и неогумбольдтианство" (URSS, 2010), а также курсы лекций с грифом УМО Министерства образования РФ "Общее языкознание" (1995; 2003), "Общее языкознание и история языкознания" (2009), "История русского языкознания" (1998; 2003; 2009), "Введение в языкознание" (2009; 2010), "Методы лингвистического анализа" (2011). Многие статьи В.П.Даниленко опубликованы как в центральных российских журналах ("Вопросы языкознания", "Филологические науки", "Литературная учеба", "Наша школа" и др.), так и за рубежом ("Philologica Pragensia", "Ceskoslovenska rusistika", "Съпоставително езикознание" и др.). Лауреат научной стипендии Президента России (1994–1996), лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2009 г., проводимого Фондом развития отечественного образования (2010), а также лауреат журнала "Литературная учеба" в номинации "Литературная критика".