URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Маловецкий А.В. Город и предприятия: условия совместного развития Обложка Маловецкий А.В. Город и предприятия: условия совместного развития
Id: 13377
715 р.

Город и предприятия:
условия совместного развития

URSS. 2002. 296 с. ISBN 5-8360-0502-8. Букинист. Состояние: 5-.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге изложены результаты исследования специфики развития Сургута --- крупного "нефтяного" города Среднего Приобья. Рассматриваются особенности существования этого моногорода --- от начального этапа освоения месторождений до настоящего времени, когда остро стоит вопрос о перспективах дальнейшего развития, поиске баланса между социальными интересами населения как социума, надежности городского хозяйства и экономическими требованиями обеспечения... (Подробнее)


Содержание
top
Введение
1.Города и предприятия
 1.1.Циклы развития
 1.2.Город и предприятия: стратегия совместного развития (европейский опыт)
 1.3.Стратегия финансирования социальных объектов
 1.4.Особенности моногородов
2.Бюджеты регионов и городов: инфраструктурные задачи
 2.1.Общество и предприятия
 2.2.Налоги, расходы и уровни принятия решений
 2.3.Бюджеты регионов России
 2.4.Уровень бюджетной обеспеченности ХМАО
 2.5.Бюджет Сургута
3.Региональная инвестиционная политика
 3.1.Инвестиционный климат территории
 3.2.Государство и развитие регионов
4.Города и предприятия: планы развития
 4.1.Отечественный опыт планирования развития города
 4.2.Стратегическое планирование развития городов России
 4.3.Программы социального развития предприятий
 4.4.Организационная и нормативно-правовая базы развития северных городов
5.Сургут от древности до наших дней
 5.1.Историческая справка
 5.2.Социально-экономическое развитие города
 5.3.Социальная активность жителей города
6.Стратегия развития Сургута
 6.1.Развитие северных "нефтяных" городов
 6.2.Город как среда обитания
 6.3.Город как место проявления экономической активности
7.Сургут как базовый город
 7.1.Предпосылки использования вахтовых методов
 7.2.Модели промышленного освоения территорий
 7.3.Соотношения традиционной и вахтовой систем организации производства
 7.4.Режимы труда и отдыха (РТО)
 7.5.Управление мобильными (вахтовыми) предприятиями
 7.6.Сургут и перспективы вахтового метода организации работ Заключение Литература Приложения

Введение
top

Хорошо известна кривая, описывающая периоды жизни товара. Аналогичные периоды характеризуют жизнь предприятий, а вместе с ними и городов. Многие города пережили периоды взлетов и последующих падений, периоды бурного роста и последующего опустения и полузабвения. Жизнь и экономическая активность в этих городах замирали, перемещались в другие города, где обеспечивались лучшие условия и перспективы.

Но есть и другие примеры, когда города уже на протяжении многих веков сохраняют свое значение и остаются притягательными для жизни и ведения деловой активности. Что лежит в основе судьбы города, что является причиной его исторической жизнестойкости, почему город привлекает экономически активных людей и перспективные виды бизнеса? Вопросы эти давно интересуют специалистов различных специальностей: философов, социологов, экономистов.

Возникает и развивается город тогда, когда есть потребность в какой-либо социально-экономической функции, которую именно этот город может обеспечить наилучшим образом. Меняются внешние условия и потребность именно в этой функции, ранее служившей толчком для развития, отпадает. Возникает альтернатива: или город и его жители должны найти себе новое применение или жители уйдут в другой город, а в этом городе численность будет постепенно снижаться, его судьба будет оставаться маленьким городком с великим прошлым. Как пример, Суздаль или Ростов Великий, которые столетия назад могли претендовать на столичные функции, но жизнь изменилась. Если город и жители смогут найти новое применение своим возможностям и предложить истории и миру то, что востребовано, то город имеет шанс на дальнейшее развитие, которое не обязательно должно выражаться в численности населения. Скорее всего развитие связывается с улучшением условий жизни горожан и эффективностью предпринимательской деятельности и (или) актуальностью административной деятельности на территории города.

На рубеже XXI века, когда происходит переосмысление исторических процессов и закономерностей развития, люди, занимающие активную жизненную позицию (вне зависимости от профессии и должности) и люди, представляющие исполнительные и законодательные органы городских властей многих городов, стали задумываться о судьбе собственного города. Собственно это и послужило толчком для движения за стабильное развитие, которое получило распространение в Европе. На примере материалов конференции, проведенной в Санкт-Петербурге, на примере ряда городов делается предположение, что необходимо готовить предпосылки для готовности города к новым социально-экономическим задачам.

Один из признаков такой готовности – создание условий для деловой активности. В книге рассматриваются компоненты инвестиционного климата. Изучение факторов, наиболее важных с точки зрения предполагаемых инвесторов, подсказывает направления активности территориальных органов власти. Следует заметить одну немаловажную деталь: чем лучше условия жизни в стране, в городе, тем больше шансов для привлечения деловых людей. В странах с рыночной экономикой так было всегда. Но в последнее время появились признаки, что между этими факторами зависимость не линейна, есть и другие факторы, оказывающие влияние на принятие решений о размещении того или иного производства. Некоторые сферы промышленности постепенно вытесняются из высокоразвитых в экономическом отношении стран и перемещаются в менее развитые. И наоборот другие сферы экономики концентрируются в развитых странах, прежде всего за счет создания влиятельных фирм, творческих коллективов и школ, хороших условий для жизни, высоких заработков.

Прежде всего, важно знать состояние бюджета территории, который является комплексным и обобщенным отражением ее социально-экономического состояния. Для многих регионов возникает замкнутый круг: мало субъектов экономической активности, или они имеют низкую эффективность, мала налоговая база, нет возможностей для улучшения имеющихся условий, нет возможностей для развития. Если положение критическое, то в современных условиях чаще всего на помощь приходит внешний мир. В объединенной Европе и во многих странах действуют программы по оказанию помощи регионам, столкнувшимся с проблемами развития. В книге рассматриваются примеры таких программ.

С точки зрения дальнейшего развития территории существенное значение имеет сегодняшняя и перспективная оценка финансового состояния хозяйствующих субъектов. Важен анализ причин удовлетворительного состояния и перспектив одних предприятий и неудовлетворительного состояния других. Созданы ли условия для активизации экономической активности, что лежит в сфере ответственности и компетенции территориальных властей для улучшения условий экономической активности?

Динамика социально-экономических условий отражается на демографических показателях: рождаемости, миграционных потоках. Яркий пример того, что важны не сами абсолютные цифры уровня жизни, а их динамика, можно найти в послевоенной России. Условия жизни были далеки от нормальных, многого не хватало, но было главное: "самое плохое позади", была вера людей в то, что "с каждым годом жизнь будет все лучше".

(Используются традиционные для этого случая слова. Авторы знакомы с таким фактором как демографический голод, когда возрастные группы, пропустившие время для рождения детей, в первую очередь обеспокоены этим фактором, даже в ущерб снижению уровня жизни. Для послевоенной России это было явно. Но настроения людей, их оптимизм в оценках перспектив в тот период играет немаловажную роль.)

Показатели качества жизни включают много факторов, но именно по таким комплексным показателям проводят сравнения между странами, территориями. Безусловно, климат в Сибири не курортный. Но созданы все условия для нормальной жизни. В книге приведены данные по многим компонентам: доходы, отношение доходов к стандартному набору товаров и услуг (прожиточный минимум), обеспеченность жильем и уровень его оснащенности, возможность учить и учиться, обеспеченность здравоохранением и объектами культуры.

С точки зрения инвестиционных условий важны ключевые компоненты инфраструктуры: транспорт, связь, банки. Приведенные в книге цифры демонстрируют относительное благополучие, но они не дают ответа на вопрос о перспективах. В чем перспективы города?

В поисках ответа необходимо рассмотреть связь двух компонентов: место жительства – место приложения труда. В традиционном городе проблема этой связи – время, затрачиваемое на дорогу, расстояния, схема города, возможности транспорта. То, что можно обозначить как проблемы инфраструктуры. В сверхкрупных городах к обостренным проблемам инфраструктуры добавляются взаимоотношения с пригородами, из которых ежедневно большие потоки населения перемещаются на работу в город и обратно, а летом к ним добавляются потоки горожан, выехавших в пригороды для отдыха.

Специфика многих западно-сибирских городов и, в частности, Сургута, которому посвящена данная работа, характеризуется несколькими аспектами.

Сургут является одним из базовых городов освоения нефтегазовых месторождений. В начальный период через город по пути на стройки и буровые направлялось большое число людей, которые ранее проживали в более благоприятных климатических условиях. И до сих пор есть межрегиональные вахты, хотя число вахтовиков составляет доли процента от численности экономически активного населения города.

Представители многих профессий отправляются из города на работу на месторождения. Длительность их пребывания на месторождении зависит от дальности расстояния: от удлиненной смены – до недели.

Старые месторождения выработаны, новые размещаются все дальше от города. Поэтому вахтовый метод работы в перспективе будет все более явным. Строить новый город уже не имеет экономического смысла. Запасы нефти и темпы ее добычи предполагают, что еще примерно 40–50 лет деятельность, связанная с нефтью, будет существовать. Но можно предположить, что в перспективе будет конкуренция между городами региона за долю на этом рынке, может обостриться и ситуация на рынке труда.

Из вышесказанного следует, что в стратегическом плане необходимо готовить город, его инфраструктуру, предприятия, население к такого рода конкуренции. Во-первых, обеспечить стабильность городского бюджета, стабильность работы городского хозяйства. Необходимо обеспечить конкурентоспособность предприятий, прежде всего за счет лучшей инфраструктуры, и более активного населения. Для готовности к выходу на отдаленные месторождения необходимо сохранять и поддерживать мобильность подразделений добывающих предприятий, технически обеспечивать саму возможность постоянного перемещения от базового города к месту приложения труда, формализовать вахтовый режим труда и отдыха. В этом случае будет уже доминировать вахта не с из европейских городов в Сургут, а из Сургута на отдаленные месторождения.

Есть существенные факторы, которые надо учитывать при разработке отдаленных планов и реализации мероприятий. Часть этих факторов характеризует не только Сургут, но и многие города Западной Сибири.

Сургут очень бурно вырос за счет людей, сменивших свое место жительства. Это были люди активные и мужественно переносившие тяготы первых лет обустройства на новом месте. Сейчас уже выросло поколение людей, родившихся в Сургуте.

Климат здесь суровый, не лучший для проживания. Кроме того, стоимость жизни в северных городах намного выше, чем в городах средней полосы России. Это относится не только к текущим затратам жителей, но и к их обустройству, содержанию городского хозяйства. Поэтому для города важно сохранять оптимальную численность, сопоставимую с занятостью. Для северных городов особенно остро стоит вопрос о стоимости труда, о соотношении дохода семьи и затрат на проживание в климатически неблагоприятной зоне.

Корни Сургута уходят в до-нефтяную эпоху. Но именно нефть стала условием развития этого населенного пункта в крупный город, условием его существования в современном виде.

В перспективе роль города Сургута как инфраструктурного центра регионального уровня и опорного центра развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса сохранится. Согласно Концепции социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа возможно расширение функций города как транспортного центра регионального значения и базы транспортного строительства, возможного развития нефтехимии, агропромышленного комплекса и лесной промышленности. На обозримую перспективу численность населения города прогнозируется в пределах 300 тысяч человек (плюс-минус 10%), а с учетом близлежащих населенных пунктов и поселков составит около 400 тысяч человек. Именно эти ресурсы и должны служить базой для развития предприятий нефтегазового и энергетического комплекса.

На различных этапах освоения западно-сибирских месторождений отношение представителей политических властей и министерств к городам севера Западной Сибири было неоднозначным: строили дома, расселяли людей, но всегда говорили, что эти места не очень пригодны для жизни, поэтому в эти города не вкладывали больших средств, не развивали инфраструктуру. Сейчас уже выросли дети, которые родились в этих городах и которые считают их своей родиной. Структурообразующие предприятия обросли производственной и социальной базой; даже не рассматриваются варианты перемещения в другие города – слишком дорого и малоперспективно. По мнению большинства аналитиков, Ханты-Мансийский автономный округ располагает возможностями диверсификации экономики. Учитывая эти доводы, становится понятно, что северные города – это надолго. Следовательно, необходимо обеспечить условия их стабильного развития, комфортности проживания горожан, и благоприятную среду для предприятий, которые дислоцируются в этих городах.

Рассмотрению этих проблем посвящена данная книга.

Автор выражает благодарность Л.Д.Гремяцкой за содействие в подготовке книги. Глава 7 написана совместно с доктором экономических наук, профессором А.Д.Хайтуном, которого автор благодарит за ценные советы по написанию этой книги и ее научное рецензирование.

В работе использовались статистические материалы мэрии г.Сургута, научно-исследовательские отчеты Центра "Инвеста" Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, материалы государственной статистики, а также и иные источники.


Об авторе
top

МАЛОВЕЦКИЙ Александр Владимирович

Родился 27 мая 1972 года в г. Тюмени.

Образование:

высшее техническое (инженер–механик), окончил Тюменский государственный нефтегазовый университет, 1996 год; высшее экономическое (экономист-менеджер в отраслях ТЭК), окончил Сургутский государственный университет, 1999 год; кандидат экономических наук (08.00.05 экономика и управление в отраслях народного хозяйства), 1999 год.

Сведения о работе:

1996–1997 гг. –– экономист группы ценообразования бюро экономического анализа предприятия «Сургутгазпром» РАО «Газпром»;

1997-–2001 гг. –– начальник планово-экономического отдела, главный экономист, заместитель генерального директора по экономике ООО «Сургутстройгаз» ОАО «Газпром»;

2001–-06.2002 гг. -– председатель комитета инвестиций и поддержки предпринимательства администрации города Сургута.

В настоящее время исполняет обязанности директора департамента по экономической политике Администрации города Сургута.