URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Циолковский К.Э. Труды по воздухоплаванию
Id: 125587
 
171 руб.

Труды по воздухоплаванию. Изд.2

URSS. 2011. 120 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02207-1.

 Аннотация

Работы выдающегося русского и советского ученого, основоположника современной космонавтики К.Э.Циолковского (1857--1935) открыли новую блестящую страницу техники без существенного применения достижений в области математики и механики. Автор использовал в своих трудах лишь арифметику, алгебру и самые начала анализа бесконечно малых и с помощью этих скромных математических средств обосновал всю ракетную технику (в том числе реактивную авиацию) и предвосхитил многие современные достижения в освоении космического пространства.

В настоящую книгу вошли классические работы К.Э.Циолковского, посвященные различным проблемам авиации и воздухоплавания. В них дана схема моноплана со свободно несущими крыльями; разработан ряд элементов аэродинамического расчета самолетов; описаны опыты по сопротивлению воздуха и результаты исследований самолетов с поршневыми двигателями; доказана техническая возможность построения реактивного самолета, рассмотрены его преимущества и недостатки по сравнению с самолетами с поршневыми двигателями; приведены схема и расчеты стратосферного самолета с турбокомпрессорным двигателем. Завершают книгу разделы из рукописи "Свободное пространство", в которой рассмотрены явления, происходящие в среде, где силы тяготения и сопротивления почти не действуют.

Книга будет интересна как историкам науки и техники, так и математикам, физикам, инженерам и всем желающим ознакомиться с научным творчеством К.Э.Циолковского.


 Содержание

Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина
Сопротивление воздуха и воздухоплавание
Новый аэроплан
Реактивный аэроплан
Стратоплан полуреактивный
Из рукописи "Свободное пространство"

 Из работы "Сопротивление воздуха и воздухоплавание"

В 1899 г. я обратился с просьбой в Императорскую Академию наук о выдаче мне средств для производства опытов по сопротивлению воздуха. При этом я указал на предыдущие мои опыты, описанные в "Вестнике опытной физики" (есть и отдельное издание: "Давление воздуха", Циолковский) и в "Трудах Московского отделения Общества любителей естествознания".

Академия поручила рассмотрение моих работ академику М.А.Рыкачеву. Вследствие его благоприятного отзыва и ходатайства перед Академией, последняя решила выдать мне пособие (470 р[уб].) на производство новых опытов, программа которых была также представлена много в Академию. Это было в мае 1900 г. Я принялся тогда же за сооружение большой воздуходувной машины (вроде веялки: крыльчатая воздуходувка или вентилятор), дававшей поток в аршин высоты и ширины. Сделаны были и измерительные приборы, и все это чуть не 6 раз переделывалось и перестраивалось, пока не получился воздушный поток, достаточно удовлетворительный.

К концу 1900 г. я мог начать клейку моделей и производство опытов. К концу следующего года (16 дек. 1901 г.) я уже выполнил часть предполагаемой программы и представил о сделанных опытах отчет в Академию. Этот отчет составлял только извлечение из моей рукописи и состоял из 80 писчих листов текста и 58 таблиц чертежей. В предлагаемой статье я желал бы только поделиться с интересующимися наиболее важным и наиболее практическим, что можно вывести из моих работ.

Ни описание приборов, ни чертежи их, ни описание производства опытов -- ничто это не может найти тут места. Кто же хочет получить об этом некоторое понятие, тот пусть обратится к моему отдельному изданию ("Давление воздуха".., склад у гг. Риккера, Иольстена и Щепанского), хотя там чертеж главной машины оказался неверным.

В докладе Академии наук я не только еще не выполнил предполагаемую программу опытов и работ, но далеко не исчерпал и не решил еще окончательно и тех вопросов, о которых я трактовал в докладе. Работы еще очень много и бог весть, когда я ее окончу и решу те вопросы, которые мною подняты. По всей вероятности, придется предпринять новые труды, с лучшими приборами, для получения, в некоторых случаях, более точных результатов.

Считаю тут нелишним привести изъяснение некоторых наиболее употребляемых мною далее слов.

Продолговатость тела есть отношение длины к его диаметру наибольшего поперечного сечения. Под диаметром тут подразумевается диаметр круга, равновеликого поперечному сечению тела. Проекция тела есть площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную к направлению воздушного потока. Величина проекции поэтому, конечно, зависит от положения тела относительно потока.

Число, показывающее, во сколько раз давление ветра на плоскую проекцию тела больше давления на самое тело, при одинаковых условиях, я называю полезностью формы потому, что в применении к воздухоплаванию это число действительно выражает степень выгоды данного тела в отношении легкости рассечения им воздуха. Обратное отношение я называю коэффициентом сопротивления.

Все наши числа и данные относятся к плотности воздуха в 0,0012 плотности воды.

Я также называю коэффициентом К число в формуле

P=(K/1000)SV2

определяющей в килограммах давление Р на какую-либо поверхность.

В этой формуле S большею частью есть проекция тела (не всегда) и выражается в квадратных метрах (всегда); V есть скорость потока и всегда выражает его секундную скорость в метрах. К есть величина переменная и зависящая от S и V. Она определяется опытом и содержится в приведенных таблицах.

Продолговатость прямоугольника есть отношение его размеров по направлению, нормальному к потоку, к размерам по направлению потока. Иногда же, просто -- отношение длины к ширине...


 Об авторе

Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857--1935)

Великий русский и советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, теории движения ракет, теории воздухоплавания; основоположник современной космонавтики. Родился в с.Ижевское Рязанской губернии, в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 г. сдал экстерном экзамены на звание учителя и в 1880 г. был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. Тогда же вышли его первые труды -- "Теория газов" и "Механика животного организма". В 1892 г. переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. С 1896 г. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов.

В советское время К.Э.Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, разработал схему газотурбинного двигателя. Им впервые была теоретически решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926--1929 гг. он разработал теорию многоступенчатых ракет, а в 1932 г. -- теорию полета реактивных самолетов в стратосфере. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос об искусственном спутнике Земли и о создании околоземных орбитальных станций; первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты. Труды К.Э.Циолковского в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце