URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Горбачев В.Г. Философская антропология: Движение к своему статусу в советской и постсоветской философии
Id: 124929
 
269 руб.

Философская антропология: Движение к своему статусу в советской и постсоветской философии

URSS. 2011. 320 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02335-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В настоящей книге рассматривается ряд вопросов, связанных с возникновением антропологического направления в советской философии и его дальнейшим развитием в рамках современной российской философии, описывается проникновение антропологических идей в иные сферы познания и в социальные практики. Автор излагает и развивает исходное положение об универсальной роли философской антропологии в культуре как предельного основания всей системы знаний и представлений о человеке.


 Оглавление

Введение
Глава I Становление антропологического направления в советской философии
1.1. Универсальный антропологизм как традиция русской философии
 1.2.Идея и образ человека в советской философии
 1.3.Антропологический поворот, его предпосылки и содержание
 1.4.Многомерность человека: идея, смысл, осознание
 Глава II Развитие российской философской антропологии, ее проблематика и взаимосвязи
 2.1.Особенности и черты, проблематика философской антропологии
 2.2.Антропосоциальная философия, ее основные посылки и идеи
 2.3.Антропологические тенденции в вузовской философии
 2.4.Тема человека в политических идеологиях общества
 Глава III Философская антропология в контексте актуальных проблем современного общества
 3.1.Социальная трансформация общества и проблема человека
 3.2.Антропосоциальный кризис и философская антропология
 3.3.Будущее человека как проблема его существования
 3.4.Философская антропология и современное образование
 Заключение
Литература

 Введение

Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной.
Н. А. Бердяев

Сегодня уже нельзя не замечать, насколько важное место в современной российской философии занимает то ее направление, которое принято называть философской антропологией. В наше время, когда налицо острый антропологический кризис, в отечественной философии и в самом деле имеет место значительный рост интереса к человеку, стремление постигнуть коренные проблемы и вопросы, относящиеся к его сущности и бытию в мире, определить пути и перспективы дальнейшего существования человека. Появляется все больше разного рода работ, относящихся к философской антропологии как специальной области теоретизирования. Активно развиваются и многочисленные частные ("региональные") антропологии, изучающие человека в его отдельных аспектах. Антропологизация как тенденция пробивает себе дорогу везде -- не только в самой философии, но и в научном познании, в различных формах общественного сознания, в социальных практиках (образование, политика и т. д.).

Можно говорить, что сегодня философская антропология обретает свой статус и постепенно занимает центральное место в системе философского знания, как это, в принципе, и должно быть, хотя в отечественной философии такое было не всегда: в советский период истории этого не было. В связи с этим важно понять историю отечественной философско-антропологической мысли, проследить стадии и тенденции ее развития. Без этого объективная картина философской культуры нашей страны будет явно неполной. Это относится и к советской философии, непростая и неоднозначная история которой тоже нуждается в объективной и справедливой оценке, внимательном и уважительном исследовании -- в том числе и с точки зрения вызревания в ней в свое время антропологического направления. Антропологический поворот, который в ней все же произошел, оказался для нее важнейшим событием, радикально повлияв со временем на развитие и других форм знания о человеке.

Что мы имеем в виду, когда говорим о статусе современной российской философской антропологии?

Мы имеем в виду, прежде всего, ее относительную самостоятельность в общей системе философского знания. Это предполагает наличие у нее своего объекта и предмета исследования, проблемного поля, методологических основ, понятийного аппарата, линий взаимодействия с иными сферами знаний о человеке, идейного потенциала и т. д. Обретение философской антропологией своего статуса означает, что она становится тем, чем она и должна быть: философская антропология -- это основание всей системы знаний и представлений о человеке, ядро этой системы. Поскольку антропологическая тематика присутствует во всех формах научного и вненаучного познания, то в своей работе мы сочли необходимым показать, что идея человека имеет место не только в философской антропологии как таковой, но и в смежных областях знания: в антропосоциальной философии, в политической антропологии, в философии образования и иных, с которыми она пересекается и взаимодействует. Эта идея есть (должна быть) также и в политической идеологии, которая призвана проектировать развитие общества в коренных его аспектах: власть, демократия, свободы и права человека. Об этом также следует вести речь, поскольку политическая идеология в российском обществе традиционно играла очень важную роль.

Можно сказать, что философская антропология обретает и воспроизводит свой статус посредством трех уровней взаимодействий: 1) связи в рамках общей структуры философии как таковой; 2) связи с областями нефилософских знаний и представлений о человеке; 3) связи с конкретными социальными практиками (образование, политика и иные).

Философская антропология по природе своей такова, что в свободном обществе благодаря различным каналам диалога она стремится к универсальному присутствию в культуре. В связи с этим будет всегда актуальным определение естественных границ этой области знаний, раскрытие линий ее "внешних" связей. Становление философской антропологии рассматривается нами именно на стыках междисциплинарных связей и взаимодействий, что обусловлено, в конечном счете, многомерностью человека, универсальным характером его реального бытия. Вообще, философская антропология возможна лишь на основе активного междисциплинарного исследовательского опыта, включая и формы вненаучного познания, и поэтому структура нашей монографии строится с учетом данного положения. Эта структура построена таким образом, чтобы в общем виде выделить и рассмотреть три процесса: становление антропологического направления в советской философии, развитие философской антропологии в современном российском обществе, актуализация философско-антропологической проблематики в контексте процессов современной социальной трансформации как в России, так и во всем мире в целом.

Социальная трансформация в современном российском обществе и определенные глобальные процессы в мире актуализируют философско-антропологическое знание. Философская антропология призвана исследовать бытие человека в современном обществе, изучать изменения человека в этом обществе, давать ответы на вопрос о его дальнейших перспективах. Миссия философской антропологии состоит в том, чтобы помогать каждому из нас познавать себя -- познавать, чтобы оставаться и продолжать быть в этом мире в качестве подлинного человека.


 Об авторе

Владимир Григорьевич ГОРБАЧЕВ

Кандидат философских наук, доцент Брянского государственного университета им.академика И.Г.Петровского. В 1982 году окончил философский факультет Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко. Автор более 160 печатных работ по проблемам философской антропологии, философии образования и философии политики. Участник I Всероссийского конгресса политологов (Москва, 1998), IV Российского философского конгресса (Москва, 2005). Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. В 2004--2009 годы являлся депутатом Брянской областной Думы.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце