URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гусейнов А.А., Белкина Г.Л. Человек в единстве социальных и биологических качеств
Id: 124859
 
359 руб.

Человек в единстве социальных и биологических качеств

URSS. 2012. 384 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-02163-0.

 Аннотация

Настоящая книга представляет собой интересный опыт постановки и обсуждения комплексных проблем развития человека с участием как философов, так и представителей конкретных наук --- психологов, культурологов, нейрофизиологов, генетиков и др. Книга включает два раздела. В первом разделе, посвященном философским проблемам биологии человека, исследуется взаимодействие биологической и социально-культурной эволюции в антропогенезе, влияние современной биологии на формирование новых норм и установок культуры, разбираются сложные вопросы биоэтики. Во втором разделе рассматриваются вопросы методологии комплексного познания человека в единстве биологических и социальных качеств. Исследуются вопросы соотношения философской антропологии и наук о человеке, анализируются генетические и эволюционные механизмы антропогенеза, сопоставляются интеллектуальное и духовное измерения человека.

Книга будет интересна ученым самых различных специальностей, так как дает целостную картину новейших сдвигов в науках, изучающих человека. Это особенно интересно сегодня, когда науками о человеке становятся, так или иначе, все области знания.


 Анонс

"...два главных направления моих философских занятий...:

1) исследование сущности жизни, философии и методологии биологического познания, включая его социально-этические, гуманистические компоненты;

2) комплексное, междисциплинарное изучение человека, человековедение, общая антропология, в особенности философская".

И. Фролов

 Оглавление

Предисловие

РАЗДЕЛ 1. Философские проблемы биологии человека

 И. Т. Фролов
Проблема человека в "век биологии"
 Н. К. Янковский, С. А. Боринская
Биологическая и социально-культурная эволюция в антропогенезе
 И. К. Лисеев
Влияние биологии на формирование новых норм и установок культуры
 В. Г. Борзенков
Эпистемологические препятствия на пути научного познания человека и способы их преодоления
 С. А. Пастушный
Философские проблемы биологии человека - поиск адекватной методологии
 А. А. Пелипенко
Диалектика морфофизиологической и культурной эволюции в антропогенезе
 П. С. Гуревич
Феномен дебиологизации человека
 В. Д. Жирнов
Философия - служанка биологии
 Д. А. Леонтьев
Самоорганизация живых систем и физиология поведения
 П. Д. Тищенко
Как возможно мыслить жизнь
 Е. Н. Гнатик
Философские проблемы медико-генетических консультаций
 И. А. Захаров-Гезехус
Гены и свобода воли
 А. К. Астафьев
Человек и проблемы современной экологии
 С. Н. Корсаков
Значение книги И. Т. Фролова "Генетика и диалектика" для истории науки
 Т. В. Наумова
Современники Ивана Тимофеевича Фролова о его книге "Генетика и диалектика"
 В. Орел
Грегор Мендель и Мендельянум

РАЗДЕЛ 2. Комплексное познание человека в единстве социальных и биологических качеств

 И. Т. Фролов
На пути к единой науке о человеке
 Б. Г. Юдин
Человек в научном познании: методология и ценности
 А. А. Гусейнов
Нравственная природа человека
 А. Л. Асмолов
Историко-эволюционный подход к пониманию развития человека
 Д. А. Леонтьев
Человек за пределами биологического и социального
 В. Ж. Келле
Культура в процессе социализации индивид
 П. С. Гуревич
Проблема целостности человека
 С. Н. Корсаков
Об универсальности и уникальности человека
 С. Э. Аршинская
Идентичность: проблемы методологической рефлексии
 А. Ш. Тхостов
Патологические формы социализации человека
 Н. Д. Субботина
Проблема соотношения биологического и социального в человеке в отечественной науке и философии XX века
 А. В. Козенко
О соотношении социального (культурного) и биологического (органического) в человеке в свете принципа дополнительности Нильса Бора
 Г. Б. Степанова
Институт человека: опыт комплексного человековедения
 А. В. Олескин
Сетевые структуры в биосистемах и человеческом обществе
 Г. А. Тихонов
Биологическое и социальное в человеке (сравнительный анализ агрессии у человека и животных в работах К. Лоренца)
 Ф. И. Гиренок
Новый натурализм в антропологии: критика Пинкера

 Предисловие

Сегодня наука стала составной частью глобальной деятельности человечества по освоению природы и мира в целом. Поэтому в современной науке по преимуществу изучаются сложные комплексные объекты, применительно к которым не только невозможно, но и бессмысленно искать меру, разделяющую их природные характеристики. Все чаще объектом изучения становятся даже не те или иные фрагменты реальности, а комплексные проблемы, порожденные глобальной человеческой деятельностью.

Все науки сегодня становятся науками о человеке. Поэтому, подчеркивал И.Т.Фролов, необходимо перевернуть пирамиду наук так, чтобы наука о человеке стала ее основанием. "Вся пирамида наук должна быть перевернута, природа и общество должны исследоваться под углом зрения интересов и потребностей человека, а не наоборот", -- говорил он.

Научно-техническое воздействие затрагивает сегодня саму природу человека. Но воздействовать на человеческую природу можно, лишь ответив на вопрос, что такое человек. А это -- основной вопрос философии. Человек и совокупность глобальных проблем, порожденных его деятельностью, должны изучаться всем комплексом наук, при координирующей роли философии.

И.Т.Фролов сформулировал философскую концепцию комплексного исследования человека, адекватную нынешнему уровню сложности проблемы человека.

Как возможно обеспечить комплексный, междисциплинарный характер познания? Через взаимодействие методов наук, участвующих в исследовании той или иной комплексной проблемы. Осуществлять это взаимодействие призвана философия, которая, выполняя свою традиционную методологическую функцию, должна теперь решать задачи координации и субординации применяемых методов, перестройки системы методов в зависимости от специфики объекта и поставленной исследовательской задачи, а также интегрировать полученные результаты посредством теоретической интерпретации. Иного пути нет. Если за задачу обеспечения интеграции будет браться та или иная частная наука -- неизбежен редукционизм в познании. Столь же непродуктивен и подход к интеграции знания о человеке с позиций чистой философской антропологии. Знание о человеке должно работать как комплекс, в котором философия выполняет координирующую и направляющую роль.

Вследствие того, что в современном научном познании актуализируются вопросы интеграции, теоретического синтеза, комплексного изучения, философия теперь включается в само "тело" науки как его органическая часть. Она призвана теоретически "воссоздать" исследуемый объект во всей его полноте как внутренне расчлененную и в то же время органически целостную систему, способствовать стиранию граней между отдельными дисциплинами и обеспечивать прорывы на их стыках. Междисциплинарные стыки Фролов называл "точками роста" нового знания, которое здесь имеет, по сути, уже принципиально иную, комплексную природу. Роль философии в комплексном исследовании заключается в постановке проблем, в интеграции усилий наук, включая обеспечение "диалога" между их представителями, в акцентировании генеративного потенциала междисциплинарных стыков, в выдвижении методологических и мировоззренческих принципов.

Новая роль философии включает не только методологический, но и этико-гуманистический аспект, так как в условиях современной научно-технической революции человек становится не только субъектом, но и объектом познания.

Ведь современное познание, наука и техника все более и более вмешиваются в природу человека, меняют извечные условия его существования. Направлены ли эти изменения ко благу человека? Соотнесение с человеком и его благом -- специфический угол рассмотрения, присущий философии. Философия должна не только давать нравственную оценку результатам познания, но и направлять сам его ход с нравственно-гуманистических позиций. Философия формулирует гуманистические идеалы, которые в самом процессе познания выступают как его регулятивы. Этические регулятивы, критерии допустимости и недопустимости должны определяться в зависимости от понимания исходных философских принципов гуманизма. Познание, которое оборачивается во вред человеку, является социально и гуманистически неприемлемым.

Отсюда ясно, почему именно академик Фролов стоял у истоков создания отечественной биоэтики и гуманитарной экспертизы. Вся его объемная работа по организации Российского национального комитета по биоэтике, налаживанию контактов с международными организациями и экспертными структурами не существует где-то наряду с его философскими поисками. Эта деятельность -- прямое выражение той новой роли философии, которая была сформулирована И.Т.Фроловым.

Благодаря интенсивной работе, проделанной академиком Фроловым и его коллегами -- философами, биологами, врачами, не произошло заметного отставания нашей философии и науки в этой сфере. Научное сообщество регулярно получает этически выверенную информацию по самым разным аспектам воздействия современной науки на природные основы существования человека. Отсутствие гуманистического общественного контроля за научными исследованиями сегодня недопустимо, ибо смертельно опасно.

Проблема человека приобретает глобальный характер, потому что современный человек сам глобален. В "неорганическое тело" человека, осуществляющего глобальную деятельность по преобразованию природы, включается то, что ранее воспринималось как внешняя природа. Глобальные проблемы возникают как проблемы функционирования "органов" человеко-природного целого (ресурсы, энергетика, космос, мировой океан и т.п.). Чтобы решить глобальные проблемы, человечество должно преодолеть социальные, национальные и религиозные перегородки, стать поистине единым субъектом глобальных преобразований, создать новую цивилизацию, в которой человек смог бы разумно управлять наукой и техникой и был бы самоцелью общественного развития.

Как ни странно, несмотря на широчайшую известность, концепция глобальных проблем Фролова осталась не до конца понятой именно в своем главном пункте. Сформулированные Фроловым критерии определения глобальных проблем, принципы их классификации вошли в школьные и вузовские учебники, но главный принцип его концепции -- проблема человека как центра системы глобальных проблем -- не закрепился в общественном сознании. Острые дискуссии по проблемам глобализации и ныне ведутся, как правило, в отрыве от антропологического измерения, в духе буйно расцветшего геополитического мифотворчества.

Однако существо комплексного подхода в концепции И.Т.Фролова не сводится к сказанному выше. Столь же принципиальное значение имеет еще одна идея: человек становится объектом познания, но никогда не может быть объектом манипулирования -- ни биологического, ни социального.

Поскольку мы познаем действующего в природе человека, комплексный подход в познании не есть лишь взаимодействие методов. Он включает в себя не только когнитивную, но и ценностную составляющую. Познание мы поверяем гуманистическими ценностями. Гуманистические ценности ныне должны включаться в само "тело" науки и на стадии постановки задач, и при выборе средств познания, и при оценке полученных результатов.

Соответственно, философия в познании человека выполняет не только традиционную для нее методологическую функцию, то есть не только определяет пути познания, но и обеспечивает его регулирование и оценку посредством гуманистических регулятивов. Не располагая встроенными в сам процесс научной деятельности этико-гуманистическими регулятивами, наука может стать легкой добычей политиканов, использующих полученные научные результаты в узкокорыстных целях. Особенно дорого это может обойтись человечеству в "век биологии".

Негуманное познание такого объекта, как человек, неадекватно исказит истину. Отсюда вытекает еще одна идея И.Т.Фролова: о необходимости соединить науку и гуманизм. Он говорил о новом типе науки, в котором социально-этические и гуманистические принципы встроены в сам процесс познания на всех его стадиях, а сами эти принципы формулируются философией. Наука есть сторона целенаправленной деятельности человека по освоению и преобразованию природы. Поэтому выбор объекта познания, принятие ученым решения о том, для чего следует познавать то или иное явление, в действительности является выражением ценностной ориентации, органически встроенной в сам процесс научного исследования. Постановка задачи в научном познании становится результирующей целого ряда факторов, традиционно понимаемых как вненаучные, в том числе -- социально-исторической готовности общества к решению данной задачи и потребностей социальной практики. Часто считается, что наука должна мыслиться как ценностно-нейтральная при постановке исследовательских задач и при определении путей и средств познания, а социально-нравственной оценке подлежат лишь полученные результаты. Подобные подходы работали применительно к классической науке. Ныне же негуманизированная наука становится просто опасной для будущего человечества.

"Человек в единстве социальных и биологических качеств" -- это уже третья книга, выходящая по материалам Фроловских чтений. В 2004 и 2009 гг. в издательстве "Наука" вышли соответственно "Наука. Общество. Человек" и "Человек. Общество. Гуманизм".

Такая форма организации исследовательской работы, как чтения памяти выдающихся ученых, хорошо известна и практикуется давно. Но в последнее время она приобрела особую популярность. И это далеко не случайно. Для развития науки (понимаемой в широком смысле слова, включая и "философские науки"), глубоко органична подпитка традицией, опора на преемственность не только идей и методов, но и идеалов и убеждений. В процессе формирования личности ученого и философа ничем нельзя заменить участие в работе научной школы, общение с людьми, находящимися "в контексте" развития науки, ориентацию на лидера направления, который становится эталоном. Именно этим способом происходит выработка научных убеждений, создается эффект понимания перспектив развития, стимулирующий дальнейшие исследования. Без включенности в передачу культурной традиции не может воспроизводиться наука и культура. Чтения памяти выдающегося ученого создают этот момент включенности, приобщения к научной традиции.

Особенно обостряется этот вопрос в периоды, когда происходит прерывание научно-культурных традиций, вызванное социальными катаклизмами, как это случилось и в нашей стране в последние два десятилетия. Поневоле возникает необходимость самоопределиться, выбрать ориентиры дальнейшего развития.

Проверку временем выдержали Чтения памяти выдающегося русского философа, академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929--1999). В ноябре 2010 г. состоялись уже десятые Фроловские чтения. Их организатором выступал созданный И.Т.Фроловым Институт человека РАН, а после его присоединения к Институту философии РАН организатором стал последний. В организации Чтений также принимают участие Российское философское общество, журналы "Вопросы философии", "Человек" и "Вестник Российского философского общества".

И.Т.Фролов был лидером отечественной философии и методологии биологического познания, основоположником ряда новых для отечественной (а в отдельных аспектах -- и мировой) науки направлений, таких как философия науки и научно-технического прогресса, глобалистика, экология, этика науки, биоэтика, танатология, а также комплексное междисциплинарное исследование человека. Все исследования, которыми занимался И.Т.Фролов, в конечном счете предполагали синтез естественно-научного, социального и гуманитарного знания вокруг изучения человека.

Философское творчество И.Т.Фролова столь многогранно, что всякий раз тема Чтений соответствует одному из тех направлений, исследованием которых он занимался. Вместе с тем все эти темы содержат вектор, устремленный на проблему человека. И.Т.Фролов был одним из первых наших философов, кто стал у нас рассматривать науку и научно-технический прогресс в его социальном и этическом, нравственно-гуманистическом измерениях.

Здесь важно отметить, что, будучи связанными с той или иной стороной творчества И.Т.Фролова, темы Чтений одновременно являются ведущими для современной науки и философии комплексными проблемами. Это неслучайно. Путь И.Т.Фролова в философии не был переходом от биологической тематики к глобальным проблемам и НТР, а затем к проблемам человека, а был органическим развитием методологии комплексных междисциплинарных исследований и концепции комплексного познания человека. Эта динамика философского творчества И.Т.Фролова была вместе с тем и движением целого направления в отечественной философии, лидером которого он являлся.

Становится понятным, почему любая из проблем, поднятых в таком ключе на Фроловских чтениях, объективно начинает обсуждаться через призму комплексной, междисциплинарной методологии. Хорошо это видно на примере Чтений, посвященных философии глобальных проблем. Сама глобалистика как дисциплина по определению междисциплинарная сложилась в нашей стране одновременно с формированием комплексной междисциплинарной методологии. И первой монографией, с которой ведет отсчет российская глобалистика, стала книга И.Т.Фролова "Глобальные проблемы современности" (1981), написанная им в соавторстве с В.В.Загладиным. Работа Чтений была пронизана синтезирующей идеей И.Т.Фролова о том, что все глобальные проблемы -- суть стороны главной глобальной проблемы -- проблемы человека.

Сама обстановка Чтений стимулирует междисциплинарный диалог. Возможность услышать инодисциплинарный взгляд на проблематику, которой занимаешься, позволяет увидеть новые аспекты в уже известном, по-иному оценить значение сделанного в той или иной науке. Это поистине эвристическая ситуация.

Междисциплинарно организованные Фроловские чтения создают эвристический эффект и сами становятся формой реальной исследовательской работы. На Чтениях как бы витает дух Института человека. И это не просто образное выражение. Институт человека трансформировался в своего рода "незримый колледж" и продолжает существовать в том числе и в форме Фроловских чтений.

Думается, что форма междисциплинарных Чтений вообще конгениальна принципам работы научно-организационной структуры, изучающей человека, как бы эта структура ни называлась -- Институтом человека или как-то иначе. Человек -- комплексный объект, который заведомо не может изучаться монодисциплинарно.

На пути к идее Института человека И.Т.Фролов настойчиво искал и опробовал различные организационные формы и вырабатывал философско-методологические принципы комплексного изучения человека. Что касается организационных форм, то среди них были круглые столы в научных журналах, где в обсуждении глобальных, междисциплинарных проблем участвовали философы и представители различных наук, общеакадемические научные советы, создававшиеся для координации исследований комплексных проблем, Центр наук о человеке, организованный не как обычная научная корпорация, а как "мозговой центр", определяющий стратегию развития наук о человеке, привлекающий к решению исследовательских, экспертных, практических задач представителей самых различных областей знания. Цель И.Т.Фролов видел в том, чтобы наладить изучение "гуманитарных вопросов, нигде систематически не исследуемых: от самых массовых реакций человека на действие окружающей природной и социальной среды до уникальных проявлений человеческих способностей", иными словами, вопросов, ускользающих от монодисциплинарного взгляда.

Фроловские чтения не только по названию, но и по существу своему являются продолжением дела И.Т.Фролова по налаживанию комплексных междисциплинарных исследований. К обсуждению каждой комплексной проблемы на Чтения приглашаются специалисты из нескольких научно-исследовательских структур разной профессионально-дисциплинарной принадлежности. И это дает замечательный синтетический эффект.

Книга "Человек в единстве социальных и биологических качеств" представляет собой интересный опыт постановки и обсуждения комплексных проблем развития человека с участием как философов, так и представителей конкретных наук. В книге два раздела.

В разделе "Философские проблемы биологии человека" исследуется взаимодействие биологической и социально-культурной эволюции в антропогенезе, влияние современной биологии на формирование новых норм и установок культуры, сложные вопросы биоэтики. В работе над статьями раздела принимали участие философы, психологи, культурологи и генетики.

Во втором разделе рассматриваются вопросы методологии комплексного познания человека в единстве биологических и социальных качеств. Исследуются вопросы соотношения философской антропологии и наук о человеке, анализируются генетические и эволюционные механизмы антропогенеза, сопоставляются интеллектуальное и духовное измерения человека.

В составе авторов не только философы, но и психологи, генетики, астрофизики, которые дают интересный анализ современного состояния исследований в мировой науке.

Книга будет интересна философам и ученым различных специальностей, так как дает целостную картину новейших сдвигов в науках, изучающих человека. Это особенно интересно сегодня, когда науками о человеке становятся, так или иначе, все области знания.

Кандидат философских наук Г.Л.Белкина

 О редакторе

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Окончил философский факультет (1961) и аспирантуру (1964) Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. С 1965 по 1987 гг. работал ассистентом, доцентом, профессором МГУ. С 1987 г. — заведующий сектором этики (1987–1994), отделом социальной философии и философской антропологии (1989–1994), заместитель директора (1994–2005), директор (с 2006 г.) Института философии РАН. Профессор (1982), член-корреспондент (1997) и действительный член (2003) Российской академии наук.

Член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, главный редактор журнала «Общественные науки», ежегодника «Этическая мысль», член редколлегии журналов «Вопросы философии», «Философские науки» и др.; председатель диссертационного совета, соредактор энциклопедического словаря «Этика» (2003); заместитель председателя научно-издательского совета «Новой философской энциклопедии» в 4 томах (2000–2001).

Автор более 500 научных и научно-популярных работ. Научная деятельность отмечена Дипломом ЮНЕСКО «За выдающиеся достижения в области толерантности и ненасилия» (1996), Государственной премией РФ в области науки и техники (2003).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце