URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Селиванов Н.Л. Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков: Теоретические основы и опыт внедрения Обложка Селиванов Н.Л. Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков: Теоретические основы и опыт внедрения
Id: 124029
437 руб. 399 р.

Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков:
Теоретические основы и опыт внедрения

URSS. 2011. 160 с. ISBN 978-5-396-00379-8.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Внимание: АКЦИЯ! Только по 20.04.24!

Аннотация

В настоящей книге говорится о необходимости самоопределения нового направления педагогической деятельности --- компьютерной педагогики. Показано, что целью компьютерной педагогики должно стать не изучение компьютера и компьютерных программ, а познание мира посредством компьютерных технологий в процессе творческой деятельности. Техногенный мир не должен подчинить себе человека, а должен быть постижим, управляем и преобразуем с помощью... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
 Готова ли педагогика к выполнению своей миссии?
Часть I . Компьютерная педагогика
Глава 1. Компьютерная педагогика. Проблемное поле художественного образования в контексте информационных технологий
Глава 2. Современный подросток и компьютер
Глава 3. Теоретические основы педагогических методов развития творческого мышления учащихся с помощью компьютерных технологий
 Познавательная активность человека
 Интеграция – концептуальная основа педагогических методов развития творческого мышления учащихся с помощью компьютерных технологий
 Интегративные методы художественного образования, создающие предпосылки для художественной компьютерной педагогики. Теория полихудожественного обучения Б.П.Юсова
Глава 4. Психолого-педагогические основы творческой деятельности с использованием компьютера
 Прагматизм Ч.С.Пирса, У.Джеймса, инструментализм Дж.Дьюи и инструментальный метод в психологии Л.С.Выготского, "зона ближайшего развития" (ЗБР)
 Бихевиоризм
 Теория формирования представлений Джерома Сеймура Брунера, концепция репрезентативной деятельности
 Когнитивная теория метафоры Дж.Лакоффа как научная основа для формирования содержания образовательной деятельности с использованием компьютерных технологий
Глава 5. Проект
 Метод проектов
 Развивающий конструктор Фридриха Фребеля
Часть I I. Компьютер
Глава 6. Вычислитель
 Из истории становления компьютерных технологий
Глава 7. Программированное обучение и прототип персонального компьютера
Глава 8. Информационные коммуникационные технологии (ИКТ). Основные дефиниции
Глава 9. Средства выражения компьютерных технологий для художественного образования
 Виртуальное моделирование
 Мультимедиа
 Компьютерный пользовательский интерфейс
 Программы
 Средства организации и хранения информации. Компьютерная "память"
 Разработка сценария для организации и управления информацией
Глава 10. Компьютерно-педагогическая сфера художественного образования
 Компьютерно-педагогические приспособления
 Цифровые ресурсы для творческого развития
 Игровые формы творческой деятельности
 Творческий проект интегративного типа на основе компьютерных технологий
 Дистанционная форма художественного образования
Часть I II. Творчество
Глава 11. Коммуникация
 Массовые средства художественной коммуникации. Из истории формирования медиатехнологий
 Персональный компьютер – основа диалоговой модели коммуникации
Глава 12. Медиатекст и интерфейс компьютера
 Пользовательский интерфейс компьютера как медиатекст
Глава 13. Методология осуществления художественного образовательного проекта с использованиеммедиатехнологий
 Историческая справка
Глава 14. Образовательный проект, направленный на интеграцию компьютерных технологий в художественноеобразование
 История медиакультуры
 Медиаинтерпретация произведений русского авангарда. Проектный шаблон (pattern)
ЭХО. Вместо заключения
Тематический список литературы и электронных источников
 I.Общие философские и научные предпосылки
 II.Педагогика и педагогическая психология
 III.Медиакультура и медиаобразование
 IV.Проектная культура
 V.Игровые методы познания
 VI.Информационные коммуникационные технологии в образовании и творчестве
 VII.Публикации автора (с краткой аннотацией)
Приложение 1

Предисловие
top
Культура состоит в активности мысли
и восприимчивости к красоте
и человечности чувств.
Лоскуты информации не имеют
ничего общего с нею.

Альфред Норт Уайтхед

Мы говорим: компьютер меняет мир. Мир – это та среда, в которой развивается человеческая жизнь, это сфера социальной, производительной, познавательной активности человека. Чтобы увидеть эти изменения, меняющийся мир должен перестать быть для нас абстрактной метафорой.

Изменение мира, причем не картины мира (которая является локальной культурологической проблемой), а всех сфер, в которых разворачивается человеческая жизнь, становится вызовом для педагогики. Педагогика – это тот самый выработанный цивилизацией инструмент, предназначенный для встраивания каждого конкретного человека в синхронный ему мир, устанавливающий для него связи между внешним и внутренним познаваемым содержанием, формирующий свойства личности, проектирующий будущую деятельность человека.

Совершенно очевидно, что решение глобальной проблемы синхронизации освоенного человечеством опыта и новым практическим знанием, так называемыми новыми информационными технологиями, определяющими сегодня условия обитания человечества, находится в сфере педагогической деятельности.

Современное общество приоритетами своего развития определяет формирование творчески активного нового поколения, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации в условиях изменчивой и насыщенной информационной среды. Деятельность человека в этих новых условиях будет носить творческий характер, выражающийся в способностях выявлять проблемы, формулировать и осуществлять инновационные проекты, инициативно и плодотворно работать с информацией. Для решения этих задач определяющее значение имеет вектор гуманистической направленности в формировании личности, обращение, в частности, к опыту художественной культуры как системообразующему фактору современного образования.

Привлекательные идеи. Но пока только мечты. Разрыв между потребностью включения компьютерных технологий в образование и отсутствием разработанных теоретических основ и методологических подходов для решения этой задачи необходимо преодолеть. Иначе будущее культуры и новых технологий видится проблематичным.

Готова ли педагогика к выполнению своей миссии?

Содержание этой книги отражает практический опыт внедрения компьютерных технологий в художественное образование детей и подростков, в высшее гуманитарное образование, в музейную деятельность, во все сферы, с которыми я связан. Это опыт двух десятилетий. Весь этот мой педагогический опыт разворачивался в контексте экспериментальной и разноплановой художественной деятельности в области медиаискусства, создания электронных интерактивных образовательных продуктов и проектов, аналитической и экспертной работы [VII. 10].

Но никакой опыт не мог бы превратиться в дидактику без философского размышления и методологического теоретизирования, без анализа своих и чужих ошибок и неудач, без мониторинга всего спектра инновационной деятельности в сферах культуры, образования и технологий. Теоретическая часть содержания этой книги представляет ряд новых идей, обобщений, неожиданных выводов. Хотя, понимая практический смысл в создании этого текста, многие теоретические темы изложены конспективно, а некоторые только намечены. Здесь не было цели создания всеобъемлющего теоретического труда о компьютерном художественном образовании. Вся теоретическая часть обусловливает мои практические действия, позволяет аргументировать интуитивно найденные решения.

Тем не менее осмысление и обобщение теории и практики включения компьютера в творческую познавательную деятельность, позволило мне сформулировать идею о выделении нового направления в педагогической деятельности – компьютерной педагогики. И я попытался содержанием книги обозначить проблемное поле, цели и методологическую основу этого направления на примере художественного образования.


Об авторе
top
Николай Львович СЕЛИВАНОВ

Художник, теоретик, преподаватель, куратор информационных проектов. Автор более 40 персональных художественных выставок и проектов, многочисленных интернет-сайтов, научных публикаций и электронных изданий. Автор и руководитель новой специализации "Кураторство проектов современного искусства" на факультете всеобщей истории искусств РГГУ. Ведущий специалист проекта "Education, Art and ICT: integration for development of one's personality" в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (2002 г.). Защитил кандидатскую диссертацию на тему "Педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественное образование подростков" в Институте художественного образования РАО. Генеральный директор некоммерческой организации "Культурное наследие в цифровых технологиях. АДИТ-ПРЕМИЯ", куратор ежегодного Музейного компьютерного фестиваля АДИТ. Директор и художественный руководитель некоммерческой организации культуры и образования "Мастерская художественного проектирования".

Основные научные интересы и направления деятельности: теория и практика инновационного художественного образования для детей и подростков, разработка теоретических основ компьютерной педагогики, история европейской педагогики, развитие методов интеллектуализации художественного образования, игровые формы творческой образовательной деятельности, история и философия науки, история техносферы и медиа, проектная деятельность в области культурного наследия, разработка творческих развивающих электронных систем. Основные формы творчества как художника и куратора: художественно-научные проекты, игровые художественные и образовательные проекты в музейных контекстах, книга художника, свето-оптические проекционные устройства и инсталляции.