Культура состоит в активности мысли
и восприимчивости к красоте и человечности чувств. Лоскуты информации не имеют ничего общего с нею. Альфред Норт Уайтхед Мы говорим: компьютер меняет мир. Мир – это та среда, в которой развивается человеческая жизнь, это сфера социальной, производительной, познавательной активности человека. Чтобы увидеть эти изменения, меняющийся мир должен перестать быть для нас абстрактной метафорой. Изменение мира, причем не картины мира (которая является локальной культурологической проблемой), а всех сфер, в которых разворачивается человеческая жизнь, становится вызовом для педагогики. Педагогика – это тот самый выработанный цивилизацией инструмент, предназначенный для встраивания каждого конкретного человека в синхронный ему мир, устанавливающий для него связи между внешним и внутренним познаваемым содержанием, формирующий свойства личности, проектирующий будущую деятельность человека. Совершенно очевидно, что решение глобальной проблемы синхронизации освоенного человечеством опыта и новым практическим знанием, так называемыми новыми информационными технологиями, определяющими сегодня условия обитания человечества, находится в сфере педагогической деятельности. Современное общество приоритетами своего развития определяет формирование творчески активного нового поколения, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации в условиях изменчивой и насыщенной информационной среды. Деятельность человека в этих новых условиях будет носить творческий характер, выражающийся в способностях выявлять проблемы, формулировать и осуществлять инновационные проекты, инициативно и плодотворно работать с информацией. Для решения этих задач определяющее значение имеет вектор гуманистической направленности в формировании личности, обращение, в частности, к опыту художественной культуры как системообразующему фактору современного образования. Привлекательные идеи. Но пока только мечты. Разрыв между потребностью включения компьютерных технологий в образование и отсутствием разработанных теоретических основ и методологических подходов для решения этой задачи необходимо преодолеть. Иначе будущее культуры и новых технологий видится проблематичным. Готова ли педагогика к выполнению своей миссии? Содержание этой книги отражает практический опыт внедрения компьютерных технологий в художественное образование детей и подростков, в высшее гуманитарное образование, в музейную деятельность, во все сферы, с которыми я связан. Это опыт двух десятилетий. Весь этот мой педагогический опыт разворачивался в контексте экспериментальной и разноплановой художественной деятельности в области медиаискусства, создания электронных интерактивных образовательных продуктов и проектов, аналитической и экспертной работы [VII. 10]. Но никакой опыт не мог бы превратиться в дидактику без философского размышления и методологического теоретизирования, без анализа своих и чужих ошибок и неудач, без мониторинга всего спектра инновационной деятельности в сферах культуры, образования и технологий. Теоретическая часть содержания этой книги представляет ряд новых идей, обобщений, неожиданных выводов. Хотя, понимая практический смысл в создании этого текста, многие теоретические темы изложены конспективно, а некоторые только намечены. Здесь не было цели создания всеобъемлющего теоретического труда о компьютерном художественном образовании. Вся теоретическая часть обусловливает мои практические действия, позволяет аргументировать интуитивно найденные решения. Тем не менее осмысление и обобщение теории и практики включения компьютера в творческую познавательную деятельность, позволило мне сформулировать идею о выделении нового направления в педагогической деятельности – компьютерной педагогики. И я попытался содержанием книги обозначить проблемное поле, цели и методологическую основу этого направления на примере художественного образования. Николай Львович СЕЛИВАНОВ Художник, теоретик, преподаватель, куратор информационных проектов. Автор более 40 персональных художественных выставок и проектов, многочисленных интернет-сайтов, научных публикаций и электронных изданий. Автор и руководитель новой специализации "Кураторство проектов современного искусства" на факультете всеобщей истории искусств РГГУ. Ведущий специалист проекта "Education, Art and ICT: integration for development of one's personality" в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (2002 г.). Защитил кандидатскую диссертацию на тему "Педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественное образование подростков" в Институте художественного образования РАО. Генеральный директор некоммерческой организации "Культурное наследие в цифровых технологиях. АДИТ-ПРЕМИЯ", куратор ежегодного Музейного компьютерного фестиваля АДИТ. Директор и художественный руководитель некоммерческой организации культуры и образования "Мастерская художественного проектирования". Основные научные интересы и направления деятельности: теория и практика инновационного художественного образования для детей и подростков, разработка теоретических основ компьютерной педагогики, история европейской педагогики, развитие методов интеллектуализации художественного образования, игровые формы творческой образовательной деятельности, история и философия науки, история техносферы и медиа, проектная деятельность в области культурного наследия, разработка творческих развивающих электронных систем. Основные формы творчества как художника и куратора: художественно-научные проекты, игровые художественные и образовательные проекты в музейных контекстах, книга художника, свето-оптические проекционные устройства и инсталляции. |