URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бужор Е.С., Бужор В.И. В поисках бессмертия: По следам античных героев
Id: 123599
 
395 руб.

В поисках бессмертия: По следам античных героев

URSS. 2011. 312 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02073-2. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

Настоящая книга посвящена древним героям, которые в античной мифологии представляли собой особый тип сверхчеловеческих существ, занимавших промежуточное положение между людьми и богами. В книге показано, что за внешней стороной подвигов, сражений и странствий древних героев стоит стремление превзойти ограниченность человеческой природы и достичь бессмертия --- божественного уровня существования. Героический путь стяжания бессмертия --- встреча со смертью и ее динамическое преодоление --- подробно рассматривается на примере трех великих героев древности: Гильгамеша, Геракла и Одиссея. Также в книге значительное место отведено описанию Северного Причерноморья как пограничного, с точки зрения древних греков, региона между мирами жизни и смерти.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся античной мифологией.


 Оглавление

Часть 1. Славных героев божественный род:

Глава 1. О природе древних героев
 1. Небесная природа героев -- свидетельство миф
 2. Хтоническая природа героев -- свидетельство ритуал
 3. Характерные черты культа героев
 4. Амбивалентная природа хтонических существ
 5. Магия плодородия и жизнь после смерти
 6. Два вида бессмертия
 7. Страдание героев
 8. Герои -- первопроходцы человечеств
Глава 2. Безвидная стран
Глава 3. Тропами Северного Причерноморья (вослед древним героям)
 1. Входы в Аид
 2. "Страна мужей киммерийских"
 3. Орфей
 4. Гиперборейская Дакия
 5. Два остров
  а. Левк
  б. Хортиц

Часть 2. Путем солнца и путем луны

Предисловие
Глава 1. Гильгамеш
Глава 2. Геракл
Глава 3. Одиссей
Эпилог. Конец героического век

 Предисловие к части 2. Путем солнца и путем луны

В мифологиях практически всех народов прослеживается символическое сродство героя с солнцем. Герой -- это солнечное существо, основной его символ -- солнце. Культ солнца был особенно распространен в Египте -- стране, в которой, как нигде, уделяли особое внимание посмертному существованию и обретению вечной жизни. Египетские космогонии начинаются с того, что возникает солнце -- вышедшее из лотоса, который вырос на первичном холме-пирамиде, поднявшемся из волн первобытного водяного хаоса. Рождено оно то ли небесной коровой-матерью, то ли вылупилось из яйца, снесенного гусем на все том же первичном холме, -- в любом случае солнце является перворожденным существом, старейшим и величайшим богом, которое сотворило дальнейший мир. Так, согласно мифам города Гелиополя, бог солнца Атум-Ра, возникнув из хаоса, оплодотворяет самого себя и порождает первую пару богов -- бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которые затем становятся прародителями всего сонма богов. Бог солнца, бог-творец наделяялся в Египте царскими функциями и атрибутами царской власти. Ибо он -- первый царь Египта. Все египетские цари понимаются как сыновья по плоти бога Ра, живым образом которого они являются на земле. Так, в поэме <Битва при Кадеше> фараон Рамсес Второй в трудную минуту битвы с хеттами обращается к своему отцу богу Амону-Ра с просьбой поддержать <сына>.

Творящая и упорядочивающая роль солнца отражалась в его столкновенях с противниками, представляющими силы хаоса и мрака. Из всех солярных сказаний Египта о солнце самую обширную группу составляют сказания о борьбе солнца с его врагами, предстающими в образе чудовищ -- змей, крокодилов, гиппопотамов. Особую опасность ежедневное путешествие солнца приобретает ночью, когда оно переходит границу земли и вступает в темноту подземного мира. По сути, это нисхождение представляет собой акт великой жертвы и милосердия, ибо солнце у египтян спускается в преисподнюю и светит там умершим, существование которых мучительно и невыносимо без сладостных лучей дневного светила. Так творился великий миф о <полуночном солнце>, о <солнце подземного мира>, который вошел затем как ключевая формула в содержание таинственных посвятительных обрядов Древней Греции. Но для того, чтобы очутиться в ином мире, солнце должно умереть, а для того, чтобы вновь прийти в надземный мир, -- оно должно воскреснуть. Именно эту драму умирания и воскресения египтяне видели в ежедневном круговороте солнца. И они знали, что на этом пути солнцу приходится преодолевать великие трудности и препятствия. Неудивительно, что наиболее многочисленными являются упоминания в древнеегипетских текстах о битвах солнечного бога, происходивших в преисподней.

Каждый вечер, пройдя дневной путь по небу, ладья бога солнца Ра подплывает к западным горам, в которых находится вход в подземный мир. Ра торжественно переходит с дневной ладьи на ночную и начинает плавание по подземному Нилу, протекающему в преисподней -- длинной и узкой долине, разделенной 12 вратами на 12 частей. Все эти врата охраняют огнедышащие змеи. Каждое подразделение подземного мира ладья Ра проплывает в определенный час ночи. По мере того как Ра движется по подземному Нилу, души мертвых выходят из своих гробниц, приветствуя солнце и наслаждаясь его сиянием, ибо всем существам сладостен его свет:

Слава тебе, Ра!..
Почитают тебя обитатели Дуата,
Поклоняются тебе обитатели преисподней.
Восхваляют они тебя, грядущего в мире.
Западные в ликовании,
Когда ты приносишь свет туда богу великому,
Осирису, владыке вечности.
Ликуют сердца подземных,
Когда ты приносишь свет обитающим на западе,
Их очи открываются, ибо они видят тебя,
Полны радости их сердца, когда они смотрят на тебя:

После полуночи наступает самый драматичный период: приближается час еженощного боя Ра с его смертельным врагом -- гигантским змеем Апопом. Желая воспрепятствовать дальнейшему плаванью Ра и погубить его, Апоп выпивает воду подземного Нила. Однако Ра неизменно побеждает его, опираясь на помощь других богов, но главным образом на помощь другого змея, своего грозного защитника, змея Мехена. Так, в Древнем Египте змеи были носителями двух начал -- доброго и злого. Ра, а, по сути, его защитник-змей, поражает чудовище, заставляет его извлечь всю проглоченную воду:

Великая змея на челе твоем
Поражает злотворящего дракона.

Плаванье продолжается, и в конце своего подземного путешествия Ра проходит сквозь тело огромного змея в 1300 локтей длиной и через отверстия в восточных горах снова выходит на небо. Прохождение сквозь тело хтонического существа является общераспространенным мотивом архаических представлений многих народов. Оно является неизменным атрибутом воскресения -- чтобы воскреснуть, нужно быть проглоченным и извергнутым чудовищем. Именно это и происходит с солнцем на завершающем отрезке его плавания по подземному миру, после чего распахиваются двери горизонта, и воскресший солнечный бог умывается в озере полей Иару и, одетый в свои красные одежды, переходит на дневную ладью. Вновь начинается плаванье по небесному Нилу, а с наступлением вечера снова повторяются все события предшествующей ночи.

Из Египта культ солнца, вероятно, пришел на север Эгейского моря, где соединился с местными культами. Вот почему считалось, что Орфей, который почитал Гелиоса (называя его Аполлоном, величайшим среди богов) и каждое утро поднимался на вершину горы Пангей, чтобы приветствовать рассвет, -- был посвященным в египетские мистерии. Известно, что имя Орфей (или Арфа), которое Э.Шюре трактует как <исцеляющий светом>, производя его от <аур> -- <свет> и <рфе> -- <лечить>, -- было дано ему при посвящении. Каково его имя от рождения -- никому не известно, до нас дошло только его инициатическое имя, связывающее Орфея с солнцем.

Неслучайно, что греческий бог-герой Аполлон -- это бог солнечного света, позднее отождествленный даже с самим солнцем. Как писал М.Волошин:

Отрок-бог! Из солнечного диска
Мне яви сверкающий свой лик.

Сами обстоятельства рождения Аполлона символизируют трудный путь возрождения солнца из тьмы. Так, мать Аполлона, великая богиня Лето носит черные одежды, она <черноодежная>, по слову Гесиода, что выдает в ней богиню Ночи. Родить бога-солнце Ночь-Лето не может обычным образом -- роды должны состояться на той земле, которую до этого ни разу не освещало солнце, то есть роды должны быть также в области мрака. Поэтому в поисках места Лето обходит всю землю, страдая от переспелого плода. Далее история еще более заостряет хтоническую природу Лето, рассказывая, что богиня была превращена в волчицу и на протяжении 12 дней? в этом облике пространствовала из страны счастливых гипербореев (куда потом ежегодно возвращался Аполлон) на остров Делос, где, наконец, можно было разрешиться от бремени. Сам же остров Делос поднялся из темных глубин моря, куда не достигал солнечный свет, для того, чтобы стать местом рождения солнца. Говорят также, что Делос был плавучим островом или что, когда Лето была в родах, Посейдон покрыл остров водой, так что солнечный бог буквально родился из-под воды. Роды проходили трудно, рассказывают, что Лето рождала 9 дней и 9 ночей. На помощь ей пришли все богини-родовспомогательницы. Находясь в родовых муках, Лето сперва произвела на свет сестру-близнеца Аполлона Артемиду, которая, едва родившись, также стала помогать матери в родах солнца. Все эти обстоятельства мифа говорят о неисчислимых препятствиях перед рождением, а по сути, возрождением солнца для нашего мира. Наконец, когда Аполлон родился, то он сразу вскочил на ноги и тут же потребовал себе лук и лиру, подобно тому, как солнце после долгих зорей, предшествующих его появлению, вдруг выскакивает на небо <готовым> -- круглым и сияющим, сразу в полноте своего облика, так сказать во всеоружии. Мифы также рассказывают, что, когда Лето еще пребывала в родовых муках, вокруг острова семь раз прокружились поющие лебеди, а сразу же после рождения весь остров Делос заблагоухал и просиял золотым светом. Весь день круглое озеро в центре Делоса светилось золотом, золотом же сияли листья оливы или пальмы, на которую опиралась во время родов Лето. Говорят также, что при рождении бога-солнца присутствовал петух (также золотая птица), который приветствовал его рождение экстатическим танцем и криком радости. Вот как об этом пишет Феогнид:

Феб-Аполлон -- повелитель, прекраснейший между богами!
Только лишь на свет тебя матерь Лето родила
Близ круговидного озера, пальму обнявши руками, -
Как амброзический вдруг запах широко залил
Делос бескрайний. Земля-великанша светло засмеялась,
Радостный трепет объял море до самых глубин.

Таким образом, солнце является основным символом героя, стремящегося к стяжанию бессмертия. Ведь именно солнце, ежедневно уходя под землю и вставая из-под земли, демонстрирует архетип возобновления жизни через умирание и воскресение.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце