URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Белокрылов К.А., Кетова Н.П. Институциональная структура взаимодействия государства и бизнеса
Id: 123506
 
439 руб.

Институциональная структура взаимодействия государства и бизнеса

2010. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-91423-014-9.

 Аннотация

Экономический кризис, резко повысивший степень нестабильности рыночной среды, вновь обострил проблему надежности рыночного взаимодействия как субъектов бизнеса между собой, так и их взаимосвязей с государством. Обесценивание рубля (на 37,5%), падение производства (за январь-сентябрь 2009 г. индекс промышленного производства сократился на 13,5% ) нарушают контрактные взаимодействия бизнес-структур, продуцируя вынужденный оппортунизм по отношению к партнерам. Сокращение доходов госбюджета в 2009 г. более чем на 40% ведет к приостановке государственного финансирования, обусловленной, прежде всего, конъюнктурными факторами ряда долгосрочных инвестиционных программ, что позволяет характеризовать такое поведение государства также как оппортунистическое. Наконец, обесценивание рубля обусловило отказ фирм-победителей в торгах за бюджетный заказ от исполнения заключенных в 2008 г. госконтрактов. Эти четко тестируемые тенденции расширения оппортунистического поведения экономических субъектов кризисной экономики России детерминируют необходимость поиска конструктивной модели поведения государства на рынке бюджетного заказа, позволяющей учитывать высокую степень нестабильности внешней среды, снижать издержки его распределения и повышать эффективность использования бюджетных средств.

Возросшая степень нестабильности хозяйственных связей требует модернизации в целом системы государственного регулирования взаимосвязей экономических субъектов. Этот основной вывод представителей неоинституционального подхода, основанного на предпосылках ограниченной рациональности и повышенной склонности хозяйствующих субъектов к оппортунизму, т.е. отказу от исполнения условий контрактов, отражает массовость поведения субъектов практически всех российских рынков, в т.ч. рынка бюджетных закупок в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Хотя ведущие страны мира продолжают корректировку своих антикризисных программ, но уже выделяются несколько устойчивых тенденций: растущее вмешательство государства в экономику, выраженная социальная направленность мер антикризисного регулирования и активная государственная поддержка инновационных и инфраструктурных проектов, реализующих позитивную, по Й. Шумпетеру, функцию кризисов. Все эти тенденции отражают усиление роли государства в экономике, что требует роста бюджетных расходов (в 2009 г. они увеличены на 667,5 млрд руб.) и повышения их эффективности. Отсутствие адекватного экономическим реалиям механизма соблюдения интересов государства, значение которого существенно возросло с введением более либеральных норм входа на рынок госзакупок (2006 г.) и развитием экономического кризиса, снижает эффективность использования средств дефицитных бюджетов всех уровней. В силу этого актуальность экономико-теоретического обоснования эффективных механизмов предупреждения оппортунистического поведения экономических субъектов становится практически значимой задачей функционирования российских рынков, в т.ч. существенно либерализированного рынка госзакупок в условиях кризисного состояния как государственных финансов, так и экономики в целом.

Механизмы и инструментальные средства взаимодействия государства и бизнеса обоснованы Варнавским В.Г., Дерябиной М.А., Игнатовой Т.В., Клиновой М.А., Никитаевой А.Ю., Шамхаловым Ф.И. и др. Сущность институциональных соглашений и их место в институциональной среде в исторической ретроспективе выявлены классиками нового институционального анализа — Уильямсоном О., Вайнгастом Б. Контрактные отношения с позиций институционального подхода структурированы в работах Кудряшовой Е.Н., Нестеренко Н.Н., Радыгина А.Д., Энтова Р.М. и др.

Эффективность расходования бюджетных средств и способы ее повышения через создание конкурентной среды бюджетных закупок предложены Гуцелюк Е.Ф., Евраевым М.Я., Нестеровичем Н.В., Смирновым В.И. Механизмы повышения эффективности конкурентной системы распределения бюджетных средств, а также направления ее модернизации на федеральном и региональных уровнях обоснованы Вольчиком В.В., Корытцевым М.А., Кузнецовой И.В., Храмкиным А.А., Щадриной Е.В.

Среди теоретических работ российских авторов по механизмам предотвращения оппортунистического поведения необходимо выделить исследования по общей теории страхования Андреевой Л.Ю., Балабанова И.Т., Сплетухова Ю.А., оценивших роль страхования в снижении рисков предпринимательства, а также по проблемам страхования и обеспечения государственных контрактов (Кабанов А. Г., Кияшко В.А., Косаренко Н.Н.), обострившимся в последнее время.

Причины распространенности неформальных норм, с точки зрения характеристик формирующейся институциональной среды, выявлены Барсуковой С.Ю., Олейником А.Н., Радаевым В.В. и др. Алгоритмы инфорсмента контрактов разработаны в рамках неоинституциональных теорий прав собственности (Капелюшников Р.И., Коуз Р., Ходжсон Дж.), контрактов (Гуриев С.М., Скоробогатов А.С., Юдкевич М.М.) и трансакционных издержек (Вольчик В.В., Дементьев В.В., Кузьминов Я.И.).

Контракт как ключевой институт, обеспечивающий результативность координации действий экономических агентов, описан в работах Менара К., Уильямсона О. и др. Механизмы и инструменты инфорсмента контракта предложены Нортом Д., Стиглицем Дж. и др. Теоретические основы формирования института инфорсмента контракта в переходной экономике разработаны Нуреевым Р.М., Тамбовцевым В.Л., Шаститко А.Е. Сущность оппортунистического поведения и причины его возникновения теоретически описаны в основном экономистами неоинституционального направления: Дженсеном М., Меклингом У., Чунгом С., а также российскими учеными: Долгопятовой Т.Г., Меркуловой Е.П.

Таким образом, совокупность фундаментальных концепций и методологического инструментария, обоснованных в трудах зарубежных и отечественных представителей неоклассической, кейнсианской и неоинституциональной школ наиболее адекватно описывает взаимодействие экономических субъектов в современных условиях хозяйственного развития России, когда оппортунистическое поведение, особенно в условиях экономического кризиса, является правилом поведения значительной части российского бизнеса.

Однако комплексный анализ сущности и предпосылок оппортунистического поведения в рамках экономического взаимодействия государства и бизнеса, в т.ч. на рынке бюджетных заказов, а также направлений преодоления риска его расширения в условиях кризиса в научной литературе еще не представлен. Динамические изменения, происходящие в российской экономике и, соответственно, в формах и причинах оппортунистического поведения ее субъектов, требуют систематического теоретического осмысления.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа экономической природы и оценки места и роли контрактов в снижении оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов и государства разработать контрактный механизм предупреждения оппортунистического поведения субъектов рынка бюджетных закупок, прежде всего, на региональном уровне. Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение ряда этапных задач, агрегированных в три блока.

1. Формирование теоретико-методологической основы исследования взаимодействия государства и бизнеса в условиях нестабильной экономики:

- обосновать эффективность применения методологии неоинституционализма к анализу взаимодействия субъектов рыночной экономики;

- охарактеризовать контракты как институциональные соглашения субъектов рынка бюджетных закупок;

- выделить составляющие элементы системы контрактации в экономике;

- предложить механизмы институционализации взаимодействия государства и бизнеса.

2. Разработка концептуальных основ механизмов предупреждения оппортунизма государства и бизнеса в условиях экономического кризиса:

- оценить возможности контрактного механизма по предупреждению оппортунистического поведения экономических субъектов;

- выявить роль страховых контрактов в снижении оппортунизма;

- предложить механизмы страхования ответственности субъектов рынка бюджетного заказа;

- осуществить декомпозицию начальной цены контракта и разработать предложения по ее определению государственным заказчиком.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СТРУКТУРИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Экономическая природа институциональных соглашений и их особенности в условиях рыночной экономики

1.2. Теории контрактов как институциональных соглашений: сравнительный анализ и классификация

1.3. Институциональная структуризация взаимодействия государства и бизнеса в России

Глава 2

МЕХАНИЗМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

2.1. Контрактный механизм как фактор снижения оппортунизма в условиях неопределенности

2.2. Место и роль страхования государственных контрактов в механизме снижения оппортунистического поведения субъектов рынка бюджетного заказа

2.3. Начальная цена государственного контракта как инструмент гармонизации интересов государства и бизнеса

Глава 3

КОНТРАКТНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА БЮДЖЕТНОГО ЗАКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОППОРТУНИЗМА

3.1. Государственные заказы как антикризисный инструмент поддержки бизнеса

3.2. Унифицирующее влияние глобализации на механизм размещения бюджетных заказов: международный опыт

3.3. Модернизация контрактного механизма бюджетных закупок региона (на примере Ростовской области) в условиях экономического кризиса

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце