URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Богораз В.Г. Христианство в свете этнографии
Id: 123144
 
185 руб.

Христианство в свете этнографии. Изд.2

URSS. 2011. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02005-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5--.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1928г.)

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга выдающегося отечественного этнографа, лингвиста и общественного деятеля В.Г.Богораза (1865--1936) представляет собой сравнительно-этнографическое исследование христианской религии, выявляющее ее взаимосвязь с язычеством, а также первобытными идеями и чувствами, обрядами и мифами, которые характерны для древних форм религиозных верований. Автор выделяет в христианстве элементы первобытной религии --- от образа Бога, идей смерти и воскресения до иерархии святых и грешников в различных религиозных представлениях, и приходит к выводу, что исторические формы христианства, воплощенные в католичестве и православии, были в сущности преображенными формами язычества.

Книга будет интересна не только специалистам --- историкам, этнографам, религиоведам, культурологам, но и широкому кругу читателей.


 Оглавление

 Предисловие
 Глава 1.Ветхий завет. Еврейская магия и колдовство
 Глава 2.Ветхий завет. Еврейский фольклор. Небесная лестница. Разделение вод. Магия еврейского скотоводства
 Глава 3.Методы развития религии
 Глава 4.Троица. Бог №1. Образ творца у первобытных народов. Бог отставной или ущербленный
 Глава 5.Дуализм. Бог №2. Чернобог. Белая и черная птица. Ворон-творец. Сатана. Прометей. Христос
 Глава 6.Легенда Иисуса. Чудесное зачатие младенца. Гонимая божья матерь
 Глава 7.Умирающий бог. Распятие и причащение. От Аттиса к юристу
 Глава 8.Идея смерти. Борьба со смертью
 Глава 9.Древний культ умирающего зверя-бога. Культ медведя, кита, дракона. Звериная жена. Звериный сын. Медвежий культ палеолита
 Глава 10.Многоликость воскресшего бога
 Глава 11.Бог №3. Птица святая как матерь Иисуса Христа
 Глава 12.Население небес. Небесная табель о рангах
 Глава 13.Святые на земле и на небе. Духи-хозяева в христианском перевоплощении
 Глава 14.Иконы. Амулеты. Идолы. Знамение креста. Цepковная магия
 Глава 15.Драконоборец и девица. Легенда Георгия Победоносца
 Глава 16.Царство божие на земле и на небе. Угроза страшного суда
 Глава 17.Бессмертие или воскресение. Угроза ада
 Глава 18.Загробное возмездие, злое или доброе
 Глава 19.Что такое церковный коммунизм
 Глава 20.Рождение церковной бюрократии
 Глава 21.Начало упадка. Монашество -- продукт распадения
 Глава 22.Последние формы христианства. Пастор, последняя подделка и могильщик христианства

 Предисловие

Предлагаемая книга является заключительной частью другого, более обширного труда. "Религия в свете этнографии", печатание которого, к сожалению, отсрочено. Она представляет ряд этюдов различной глубины и обработки, связанных вместе в одно целое. Теоретические предпосылки частью исключены и заменены более или менее подробным практическим выявлением.

Автор считает весьма важным этнографический подход к анализу так называемых высших религий. Для иудейства это сделано Фрезером в его новом сочинении Folklore in the old Testament, I, II, III Vol. London, 1919.

Автор использовал это сочинение в первых главах своей книги с соответственными сокращениями и дополнениями. Также и в христианстве он старался выделить древние основные элементы, которые связывают его не только с ближайшими языческими религиями, но и с теми первобытными идеями и чувствами, обрядами и мифами, которые характерны для древней формы религиозных верований. Этот первобытный элемент в христианстве, как и в язычестве, одинаково выпукл и четок.

Так, например, рядом с рассказами и мифами о демонах, живущих в преисподней, в геенне огненной, неожиданно встречаем живущих в болоте чертей. Повидимому, даже народному фольклору свойственно некоторое сознание этого противоречия. Оно выражается в присловьи:

Ты его как ни крести,
А он просится: "В озеро отпусти".

Это присловие прямой дорогой уводит нас от христианства, или, точнее, вместе с христианством, к анимизму, к той первобытной религии, когда вся земля, леса и луга, озера и болота, представлялись населенными равными мелкими духами.

Евангельские бесы, которым Иисус дозволил вселиться в стадо свиней, тоже, разумеется, являются такими же земными и мелкими бесами и не имеют ничего общего с поверженными ангелами "Потерянного Рая" и с архистратигом их Сатаной. Этих свиных бесов было множество и самое имя им было легион. Они жили в стране Гадаринской и были, очевидно, весьма привязаны к своему земному обиталищу. Ибо они "много просили Иисуса, чтобы не высылал их вон из страны той" (Марк, 5, 10).

Мы ставим таким образом перед собою задачу выделить в христианстве элементы первобытной религии и связать их в единое стройное целое. Мы найдем их последователей в основной трехчленной формуле: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой, -- и в четвертом прибавочном члене этой установленной троицы, богородице деве Марии, -- также в рождении Иисуса и мифе о его крестной смерти.

Такие же точно элементы мы найдем в небесах и в преисподней, разбирая многочисленные ярусы и этажи, на которые разбиты эти загробные царства, описывая различные классы существ, населяющих эти этажи, -- архангелов, и ангелов, и просто святых, и просто покойников, и демонов, и адских князей, и грешников, горящих в огне и корчащихся на горячей сковородке. Мы укажем, например, что для этнографа чукотские духи-охотники, которые ловят сетями мелкие души, потом укладывают души в мешки, увозят их домой, режут их на части, жарят, варят и едят, -- эти отображения простых первобытных охотников, созданные ими по собственному образу и подобию, в сущности ничем не отличаются от бесов христианских, которые мучат в аду грешные души, поджаривают их на сковородках с такой же простейшей кухонной целью. Адские сковороды, вертел, кипящий котел, все принадлежности загробной инквизиции указывают явно на связь бесов с древними духами-охотниками. И недаром говорится о так называемой "бесовской кухне".

Так же точно камчадальский ворон Кутх, похитивший у духов темноты огонь для того, чтобы дать его людям, и греческий полубог Прометей, похитивший огонь у Зевса, чтобы дать его людям, и еврейский пророк Илия, низведший молитвой своей огонь на жертву алтаря, и иерусалимский христианский патриарх, доныне ежегодно молитвой своей низводящий небесный огонь на пасхальные свечи, -- все эти явления одного и того же порядка.

Непорочное зачатие Иисуса для этнографа вдвигается как звено в целую цепь таких же чудесных сверхъестественных "непорочных", а вернее сказать внеполовых зачатий, -- от хвоинки, от маленького зернышка или сухого листочка, проглоченного девицей в питье, от заклинания, от взгляда, от враждебного духа, вошедшего в чрево девицы и там обернувшегося младенцем, и пр. и пр.

Точно также вознесение Христа на небеса или сошествие богородицы в ад представляют лишь единичные примеры среди бесчисленного множества вознесений и сошествий, практикуемых шаманами первобытных племен в легендах и сказках и даже совсем наяву пред глазами зрителей. Автору приходилось наблюдать неоднократно такие сверхъестественные шаманские странствования, т.е. разумеется, он наблюдал сперва подготовительный обряд, слышал заклинание, видел конвульсии припадка, а затем видел тело шамана, лежащее недвижимо на земле. Далее следовало пробуждение шамана и его живописный и дикий рассказ о дорожных приключениях, -- "яко на небеси горе, тако и на земли низу". И можно засвидетельствовать, что эти рассказы бывали такие же беспорядочные и дико-вдохновенные, как любые соответственные эпизоды более высоких религий, например, видение Иезекииля или откровение Иоанна.

Этнограф -- первобытник относится с одинаковым хладнокровием к естественному и сверхъестественному, к явлениям веры и галлюцинации, к самообману и просто обману, со всеми переходными оттенками, и в классовом отношении -- к классу жрецов и к классу священников и к классу шаманов.

Видения и действия шаманов и жрецов для этнографа суть только данные для исследования, и он приемлет их как объекты своего наблюдения и, стало быть, как факты социально-психологические. Также точно и врач-психиатр приемлет видения своих больных тоже как факты психиатрического исследования.


 Об авторе

Владимир Германович БОГОРАЗ (1865--1936)

Выдающийся отечественный этнограф и лингвист, общественный деятель и писатель; основатель советской этнографической школы. Родился в городе Овруч Волынской губернии, в семье учителя. В 1880 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, откуда перевелся на юридический факультет, но не окончил его, поскольку в 1882 г. был выслан на родину, а в 1883 г. арестован за участие в народовольческом движении и отсидел год в тюрьме. В 1886 г. отправлен в ссылку в Колымский округ Якутской губернии, где и начал научную деятельность; участвовал в экспедициях по изучению народов Севера. В 1899 г. уехал в США, где принял участие в экспедиции, организованной знаменитым антропологом Ф.Боасом. До 1904 г. работал в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк). В 1906 г. -- один из организаторов "Трудовой группы" в Государственной Думе. С 1918 г. сотрудник Музея антропологии и этнографии АН СССР, с 1921 г. профессор ряда ленинградских вузов. Член-корреспондент Академии наук СССР.

В.Г.Богораз -- один из зачинателей изучения истории, этнографии, культуры и быта народов Севера, инициатор создания Комитета Севера при Президиуме ВЦИК и Института народов Севера. Среди его научных трудов выделяется фундаментальная монография "Чукчи", подготовленная в начале XX века и опубликованная в США на английском языке; три ее части были переведены автором на русский язык и вышли в СССР в 1934, 1939 и 1991 гг. Он получил известность и как лингвист, составивший грамматику и словарь чукотского языка, опубликовавший фольклорные тексты на чукотском, корякском, камчадальском языках, очерки грамматики эскимосского и ламутского (эвенского) языков. Широкую популярность имели повести, рассказы и стихотворения В.Г.Богораза, опубликованные под псевдонимом "Тан" (впоследствии он стал употреблять этот псевдоним вместе с настоящей фамилией).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце