URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта
Id: 122988
 
178 руб.

Философия духа и материи Рене Декарта

URSS. 2011. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02141-8.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена изучению деятельности и взглядов выдающегося французского философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта (1596--1650). В работе проводится исследование творческого развития Декарта, анализируются основные его достижения как мыслителя и ученого. Автор рассматривает и интерпретирует важнейшие философские вопросы, идеи которых восходят к Декарту --- радикальное сомнение и его преодоление, картезианская метафизика и проблема Бога, неустойчивый дуализм картезианской метафизики и многие другие. Кроме того, рассматриваются особенности механицизма физики Декарта, космология и космогония в его учении о мире, механистическое учение об организме, психофизическая проблема в трудах Декарта. В завершение автор проводит анализ истории картезианства, показывая, как материалистические тенденции этого философского направления и его истолкование природы повлияли на формирование просветительской идеологии и философии.

Книга будет полезна не только философам и историкам науки, но и всем, кто интересуется творчеством великого

мыслителя Р.Декарта.


 Оглавление

Введение
1 Формирование Декарта как философа и ученого
2 Предмет философии в трактовке Декарта
3 Рационалистическая методология Декарта
4 Радикальное сомнение и его преодоление
5 Картезианская метафизика и проблема Бога
6 Физика Декарта. Особенности ее механицизма
7 Космология и космогония в учении Декарта о мире
8 Механистическое учение об организме
9 Психофизическая проблема
10 Гносеологическая и этическая проблематика
11 Неустойчивый дуализм картезианской метафизики
12 Картезианство в истории философии
Примечания
Именной указатель

 Введение

Творчество Рене Декарта (1596--1650) -- один из самых ярких и значительных этапов в истории философии. В его деятельности философские изыскания тесно переплетались с математическими и естественнонаучными. Понятие материи, с одной стороны, и духа -- с другой, приобрели новое, углубленное содержание. Сочетание же и взаимодействие этих понятий образовало весьма значительную мировоззренческую страницу, навсегда вошедшую в философию.

Свои произведения Декарт написал в 20--40-х гг. XVII в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской -- прежде всего западноевропейской -- истории в период Возрождения, начавшегося в Италии уже в XIV в., а к концу XV -- началу XVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура гуманизма, концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии культуре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархического общества. Идеологическую санкцию этому обществу давала христианская религия с ее многочисленными догматами, так или иначе осмысляемыми в схоластических философских системах.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманисты, в большинстве своем не посягая на самые основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, которая в противоположность теологии и схоластической философии, усматривавших смысл человеческой жизни в осуществлении царства Бога на земле, обосновывала идеал учреждения в земной жизни царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу XVI -- началу XVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки стал Френсис Бэкон (1561--1626). Горячим сторонником научно-технического прогресса -- одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры -- не раз заявлял себя и Декарт.

Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности в сравнении с эпохой промышленного переворота все же содействовали развитию научных исследований и применению естественно-научных знаний в мореплавании, военном деле, некоторых сферах производственной деятельности. Наука становилась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в XV в., в последующие два столетия и там, и в особенности в Англии и во Франции, превращались в кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность практического применения научных открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные сообщества ученых -- прообразы нынешних академий наук.

Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в семье служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отправлен отцом в коллегию Ла Флеш -- одно из лучших учебных заведений тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения -- характерное явление эпохи.

Основное содержание программ обучения оставалось здесь традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком европейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в совершенстве; латынь стала, можно сказать, вторым его родным языком. Много времени отводилось в коллегии изучению произведений древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало более пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими". В древности и в Средневековье философия включала в себя совокупность как собственно философских, так и конкретно-научных знаний -- метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской традиции католицизма господствовал аристотелизм, такой, как он был преобразован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фомой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее последней). Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим рассуждениям о природе. Важнейшей новацией, введенной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было изучение математических дисциплин. Это прежде всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании, которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда уже хорошо известных и обработанных некоторыми математиками XVI в. в целях преподавания. Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие прикладные науки, как фортификация и навигация, поскольку некоторые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь этот цикл привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего большими математическими способностями.

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не менее был недоволен общим характером здешнего обучения, остававшегося в основе своей схоластическим. Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он стал продолжать учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615--1616 гг., Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в Голландии, он в 1629 г. записался в университет во Франекере как "студент-философ", а в 1630 г. -- в Лейденский университет как "студент-математик". Но университетское образование не играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в университетском преподавании преобладали схоластические идеи, концепции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении "Рассуждение о методе", в котором он также сообщает читателю некоторые важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.

В эпоху Средневековья основным источником мировоззренческого знания была Библия -- Священное писание, которое рассматривалось как откровение таинственного и внеприродного Бога. Толкование этого документа составляло главное содержание религиозно-философской мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства церкви. Вместе с тем от культуры Античности были унаследованы так называемые свободные искусства, часть которых -- геометрия, арифметика, астрономия, музыка -- в определенной мере осмысливала природные феномены. Поскольку содержание этих "искусств" почерпнуть в Библии было невозможно, в средневековой теологизированной философии возникла концепция "двух книг", созданных Богом. Одна из них -- книга в собственном смысле, именуемая греческим словом "Библия". Другая -- метафорическая "книга природы".

Сторонниками этой концепции стали те философы эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь этого исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой науке, которая постигает истину, погружаясь в "великую книгу мира". Также он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической учености, приходившей во все более кричащее несоответствие с жизнью. Вместе с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании выражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени, полагавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священного писания, истина в деле познания природы, как и самого человека, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоятельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание "книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном сознании -- с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

"Великую книгу мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды. Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независимость от феодально-абсолютистской и католической Испании (хотя военные действия еще продолжались), на несколько десятилетий -- пока в Англии не завершилась революция в конце XVII в. -- стала экономически самой передовой страной мира. Наряду с интенсивностью экономической жизни Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях религиозная веротерпимость, атмосфера которой весьма благоприятствовала развитию научных знаний. Здесь, в частности, издавались произведения, внесенные в католических странах в папский "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея). Множество французов эмигрировали сюда. Декарт в качестве добровольца вступил в протестантские войска. Французский дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным военным. Декарт поступил в военное училище в Бреде с целью изучения "великой книги мира".

В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других естественнонаучных знаний. Поводом к их знакомству послужила одна трудная математическая задача, условия которой Бекман сообщил Декарту, и тот блестяще решил ее. Знакомство молодого француза, только начинавшего тогда свою научную деятельность, со старшим (на восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в весьма плодотворную для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г. Декарт написал свое первое произведение -- "Трактат о музыке", который он посвятил Бекману. В 1619--1621 гг. в том же качестве вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местах Германии, Австрии, Богемии. В 1622--1628 гг. он жил во Франции, в основном в Париже, совершил длительное путешествие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме. Эти годы стали временем созревания его научного и философского таланта.

Этому во многом способствовали связи Декарта с французскими учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в конце 20-х гг. дружба с Мареном Мерсенном (1588--1648) -- весьма значительным мыслителем и ученым эпохи. Окончив ту же коллегию Ла Флеш на два года раньше Декарта, Мерсенн в дальнейшем стал монахом францисканского ордена. В то же время он был преподавателем философии и теологии и написал много трудов не только по этим предметам, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал организующим центром для французских и некоторых иностранных ученых, с которыми он находился в длительной переписке (или был посредником в их переписке). Поскольку тогда еще не было научных журналов, такая переписка стала необходимым условием развития науки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Нидерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кружок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после его смерти) превратился во Французскую академию наук.

Наилучшие условия для развития и литературного оформления своих научных и философских мыслей Декарт нашел в Нидерландах, куда он переселился осенью 1628 г. Он многократно менял места своего пребывания, следуя девизу "хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто у Овидия). Декарт с головой ушел в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего радостью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем (31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела -- величайшее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, писал, что "познание истины -- это как бы здоровье души: когда ею овладевают, о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл более двадцати лет, за это время он трижды приезжал на родину, но находился там в общей сложности менее года. В Нидерландах были написаны и опубликованы все основные его произведения. Назовем главные из них.

Это прежде всего "Правила для руководства ума", написанные в 1627--1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декарта опубликована не была). Как видно из самого названия, это методологически направленное произведение. Сразу же после своего переезда в Нидерланды Декарт начал работать также над большим конкретно-научным (и вместе с тем, конечно, философским) произведением, которое он собирался назвать "Мир". На основе сложившихся у него принципов механики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом 1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том, что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. замечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -- Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осуждение произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его "Мир" был написан на основе тех же принципов, что и произведение Галилея. Хотя на Нидерланды, как на страну в основном протестантскую, угрозы римской курии и инквизиции не распространялись, Декарт, остававшийся католиком, отказался от публикации почти готового труда. Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная фамилия) осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идеологической силой оставалась религия.

Оправившись от потрясения, Декарт продолжал разработку своей методологии, физики, философии. Итогом напряженной работы стало "Рассуждение о методе", написанное по-французски и опубликованное в 1637 г. Это произведение представляет собой программный документ, в котором автор сформулировал все основные вопросы своей философии, как и направление своих естественно-научных исследований. Оно формулировало и правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей жизни. Это произведение имело три приложения. В них рассматривались теоретические вопросы оптики ("Диоптрика"), метеорологические явления ("Метеоры"), проблемы математики ("Геометрия"). Приложения демонстрировали эффективность принципов методологии, сформулированных во второй части "Рассуждения", конкретизировали его V часть -- порядок исследования физических вопросов.

В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей метафизики (разумеется в ее традиционном, аристотелевском смысле -- как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углубленную их трактовку он дает в специальном сочинении -- "Размышление о первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель), написанном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе издание этой работы вышло в Амстердаме 1642 г., а французский перевод, опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизические размышления". В этом издании к основному тексту были приложены семь "Возражений" на него и "Ответы" Декарта на "Возражения". Предусмотрительный автор, таким образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.

В те годы философия Декарта проникла в некоторые нидерландские университеты, особенно в Утрехтский. Среди профессоров появились его убежденные и энергичные последователи. Самыми активными и талантливыми пропагандистами картезианства (последующее наименование всей совокупности взглядов философа) были профессора Утрехтского университета Хендрик Ренери и Хендрик Деруа (Леруа, Региус), пришедшие к философии от медицины.

Рост популярности и влияния картезианства в нидерландских университетах весьма встревожил местных церковников. Хотя они были не католики, а протестанты, но и они в своем мировоззрении во многом перестроились на традиционную аристотелевско-схоластическую философию, рушившуюся под ударами картезианства. Профессор теологии того же Утрехтского университета Гисберт Воэций, который был также кальвинистским священником и популярным проповедником, сначала обвинил в атеизме Деруа, а затем начал злобную -- и косвенную и прямую -- травлю самого Декарта. Борьба их сторонников и противников распространилась и на Лейденский университет, где виднейшим картезианцем стал профессор Адриан Хеерборд. При всей своей осторожности Декарт не счел возможным уклониться от борьбы и был вынужден принять вызов. В большом памфлете, написанном в 1645 г., он, обнаружив большой талант полемиста, выявил истинное лицо Воэция как злостного клеветника и невежды в философии. Но, по существу одержав как научную, так и моральную победу, Декарт был бессилен в стране, где кальвинизм был официальным религиозным вероисповеданием, призвать руководство Утрехтского университета к решительному осуждению Воэция. В дальнейшем против Декарта выступали и другие протестантские церковники, ему пришлось полемизировать и с некоторыми католическими авторами из числа иезуитов.

В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала философии" (в 1644 г. на латинском языке, в 1647 г. -- во французском переводе) -- систематическое изложение своей философской доктрины, включавшее наряду с методологией и метафизикой все разделы физики -- учение о телах, о мире и о Земле. В 1645--1648 гг. кроме активной переписки, в которой развивались многие философские (как и конкретно-научные) идеи, Картезий работал над сочинением "Описание человеческого тела. Об образовании животного" (при жизни автора оно не было опубликовано). В этом произведении Декарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению животного и человеческого организмов. Антропологическая проблематика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духовных свойств человека, составила содержание трактата "Страсти души", вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.

В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме, куда он выехал по настоятельному приглашению королевы Христины, которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук. Но пребывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько месяцев. Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.

Прежде чем переходить к систематическому обзору философского учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его социально-политическом содержании.

Здесь приходится констатировать значительную политическую индифферентность французского философа. В "Рассуждении о методе" он выразил свою неприязнь к тем заносчивым, по его мнению, людям, которые видят смысл своей жизни в различных общественных преобразованиях, и тем более в ниспровержении существующего государственного устройства. По убеждению Декарта, много благотворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их угрожает людям огромными бедствиями. Характерно здесь уже то, что, осуждая любое посягательство на существующие социальные порядки, как и на религиозно-идеологические системы, их освящавшие, Декарт не только не отказывался признать свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных вопросах науки, писал он в "Рассуждении о методе", "большинство голосов не является доказательством" и "гораздо вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ". Вместе с тем философ ясно сознавал социальную природу науки, ее жизненную необходимость для общества. Отсюда неоднократно высказываемая им мысль об обязанности правителей финансировать сложные эксперименты, без которых невозможно продвижение в научных открытиях.

Декарт продолжил ту принципиальную линию, которая выражала едва ли не главное содержание социально-философской мысли гуманистов предшествующих веков. Их оппозиция феодальной ментальности в качестве важнейшего своего компонента включала положение о природном равенстве всех людей, об одинаковости человеческой природы. Это надысторическое понятие при всей его абстрактности стало для множества гуманистов и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма феодального общества. Декарт не формулировал никаких социально-философских концепций. Но проницательный дворянин отлично видел, что прогресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только господствующие классы. Конечно, в его представлении это были главным образом, если не исключительно, естественно-научные знания, ибо именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело совершенствования самой человеческой природы.

Подтверждением сказанного служит уже тот факт, что некоторые свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой аудитории, не знавшей латыни. В "Рассуждении о методе" Декарт писал, что язык сам по себе не свидетельствует о силе мыслей, и человек, выражающийся на нижнебретонском наречии, может формулировать их более точно и тонко по сравнению с тем, кто прекрасно знает французский язык. Как в этом, так и в других своих произведениях философ превозносит здравый смысл ("естественный свет" человеческого ума), представленный в народе даже чаще, чем среди цеховых ученых, как гарант эффективности открываемых истин.

Эта социальная позиция Декарта в его собственной научной деятельности выражалась и в высокой оценке технического мастерства тех специалистов, без золотых рук которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты (например, без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье). Декарт продемонстрировал и демократизм подлинного ученого по отношению к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг, Жилльо, незаурядный математический талант, он нашел время для занятий с ним, и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейдене. Нидерландский моряк Дирк Рембрач (в будущем видный астроном и навигатор), узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже поразил философа своими математическими способностями. Тот начал заниматься с ним и сделал его участником своих экспериментов.


 Об авторе

Василий Васильевич СОКОЛОВ (род. в 1919 г.)

Доктор философских наук, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РСФСР, академик РАЕН. В. В. Соколов --- участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красного Знамени, награжден медалью "За отвагу". В 1946 г. защитил кандидатскую, а в 1962 г. докторскую диссертацию на тему "Философия Спинозы и современность". Работал в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), в Издательстве иностранной литературы при СМСССР, был советником ректора Пхеньянского университета (награжден орденом Государственного знамени КНДР 2-й степени). С 1950 г. --- старший преподаватель, доцент, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. За цикл работ по истории западноевропейской философии получил в 1986 г. Ломоносовскую премию 1-й степени. В своих многочисленных трудах разрабатывает вопросы истории и методологии философии, места философии в системе духовной культуры. Среди книг В. В. Соколова: "Философия Спинозы и современность" (1964), "Средневековая философия" (1979; 4-е изд. --- URSS, 2010), "Европейская философия XV--XVII вв." (1984; 2-е изд., испр. и доп. --- 1996; 3-е изд., испр. и доп. --- 2002), "Историческое введение в философию" (2004).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце