Показать ещё...
ХРЕНОВ Николай Андреевич (р. 17.12.1942) – специалист в области междисциплинарного исследования художественной культуры, разрабатывал вопросы, связанные с социологией и социальной психологией искусства, эстетикой, теорией и историей культуры; д-р филос. наук, профессор. Родился в Нижнем Новгороде. Окончил ВГИК в 1968, аспирант того же института (1970). С 1971 – в Институте истории искусств Министерства культуры: мл. н. с., с 1976 – ст. н. с., с 1982 – вед. н. с. Канд. диссертация – "От законов творчества к законам восприятия" (1973). Докт. диссертация – "Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности" по специальности "теория и история культуры" (1992). С 1987 ведет преподавательскую деятельность (Центральный институт повыш. квалификации при Мин. культ. России, Моск. гос. университет культуры, ВГИКе, школе-студии МХАТ). В 1997 получил звание профессора. С 1998 – зав. отделом эстетики и теории искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. Член Союза кинематографистов с 1980, член Союза театральных деятелей с 1992. С 1999 – член экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России при Министерстве высшего образования РФ. С 2000 – зам. пред. Ученого совета по эстетике и теории культуры Государственного инстиута искусствознания, с 2001 г. – председатель Комиссии междисциплинарного изучения художественной жизни при Научном совете по комплексной проблеме "История мировой культуры" РАН. С 2000 – гл. редактор научного альманаха "Традиционная культура", выпускаемого Государственным республиканским центром русского фольклора при Министерстве культуры РФ и при участии Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия РАН. Под его руководством состоялись всесоюзные научные конференции "Теория искусства в конце XX века: итоги и перспективы" (1999), "Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры" (2000) – ГИИ МК и Научн. совет по комплексной проблеме "История мировой культуры" РАН. Начало его научной деятельности связано с деятельностью Комиссии комплексного изучения художественного творчества РАН. Будучи научным сотрудником Института истории искусств, Н.А.Хренов разрабатывал эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов (театра, кино, ТВ и т.д.). Особое внимание уделялось процессам функционирования искусства, его социальным функциям, а также его рецепции, что в западной науке представлено рецептивной эстетикой. В этом направлении им подготовлены работы, связанные с историей публики, художественной жизни, массовой коммуникации, досуга, игры и развлечений. С 80-х годов он разрабатывает культурологические аспекты искусства. В поле его внимания – переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение социальных функций искусства. Выявляя в истории особую разновидность перехода – переход от цикла к циклу, Н.А.Хренов, развивая идеи философии истории П.Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным историческим эпохам, на основе которого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX века процессов. Выявленную закономерность Н.А.Хренов иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигмы. Он доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающую истории искусства альтернативность. Это позволило объяснить возникающие в истории искусства маргинальные дискурсы, не получающие, однако, развития или получающие развитие спустя десятилетия и даже столетия. Картины мира в их субкультурных формах – посредники между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, которые и получают выражение в произведениях искусства. Соотнося картину мира с личностью, Н.А.Хренов, опираясь на традиции Лазурского, Юнга, Гумилева, Маслоу и других, разработал типологию личности. Решение задачи, связанной с построением типологии, позволило социальные функции искусства соотнести с субкультурной стратификацией, что представляет важный вклад в разработку проблем эстетики и социологии искусства. Опора на методологию междисциплинарного сотрудничества позволила Н.А.Хренову дать философское истолкование истории искусства и – шире – культуры, в границах которой развертываются художественные и эстетические процессы.
Социологические и социально-психологические механизмы формирования публики. В кн.: Вопросы социологии искусства. Л., 1980; Творческий процесс как объект изучения. В кн.: Психология процессов художественного творчества". Л., 1980; Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981; Современная городская культура и коммуникативные функции искусства. В кн.: Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984; Культурологический аспект художественного процесса XX века. В кн.: Современное искусствознание. Методологические проблемы. М., 1994; Образы города в истории: психологический аспект смены парадигмы // Общественные науки и современность. 1995. N6; Дворянская утопия и ее праздничный архетип // Философские науки. 1995. N5–6; Картины мира и образы города (Психологические аспекты образования субкультур и их воздействие на художественную культуру города). В кн.: Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М., 1996; Мещанско-предпринимательская картина мира в русской культуре. Мир психологии. 1996, N4; Мифология досуга. М., 1998; Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М., 1998; Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов // Общественные науки и современность. 1999. N2; Диалог как проблема групповой и субкультурной дифференциации в городах России XIX – начала XX веков. В кн.: Социокультурное пространство диалога. М., 1999; Пространство и время в контексте становления интегральной культуры XX века (Возникновение картины мира в ее художественных формах) // Мир психологии. 1999. N4; Художественная картина мира как культурологическая проблема. В кн.: Пространства жизни. К 85-летию академика Б.В.Раушенбаха. М., 1999; Логика теоретической рефлексии об искусстве в XX веке: постмодернистская парадигма. В кн.: Теория художественной культуры. Вып. 4. М., 2000; Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации. В кн.: Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000; Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века. В кн.: Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа. СПб., 2000; Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры // Общественные науки и современность. 2001. N2; Введение в социологию искусства. СПб., 2001 (в соавторстве); Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность) (в соавторстве с К.Б.Соколовым) и другие. Всего около 300 публикаций. |
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ!
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |