Одной из задач, стоящих перед высшей школой, является задача обеспечения подготовки высококвалифицированного инженера в соответствии с требованиями общества. Сегодня инженер выступает во многих функциях: он является исследователем, проектировщиком, организатором, контролером, регулирует технологические процессы на производстве. Речь идет не о механическом совмещении разных профессий, а о новом типе профессиональной деятельности, о новом способе ее организации, позволяющем решать разнотипные задачи (исследование, конструирование и другие). Формирование общей основы такой деятельности должно происходить в процессе обучения в вузе, в частности, в курсах высшей математики. Анализ профессиональной деятельности инженера позволяет отметить, что он должен владеть определенной широтой знаний, как в своей предметной области, так и в смежных областях, иметь хорошую математическую подготовку, уметь ориентироваться в новых достижениях разных наук, использовать их при решении профессиональных задач. Развитие математического образования, решение проблем математической подготовки инженера предполагает совершенствование обучения математике. Перспективным направлением является перестройка содержания курсов высшей математики и основ их усвоения в соответствии с принципами теории деятельности и системного подхода, что и послужило теоретическим основанием экспериментальной модели. Сравнение традиционного обучения высшей математике с экспериментальным можно провести по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения, по характеру процесса управления обучением, по анализу соответствия сформированных в школе математических знаний и умений требованиям вузовской программы, по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса, по отводимому на обучение количеству часов, по результатам обучения. В краткой форме сравнительные характеристики изложены в таблице "Сравнительные характеристики традиционного и экспериментального обучения", приведенной ниже. Анализ итогов внедрения экспериментальной модели в учебный процесс позволяет отметить следующее. В процессе экспериментального обучения формируются два типа знаний и умений: методологические и математические. К методологическим относятся знания о деятельности как основе получения новых знаний, знания об общенаучных методах познания и умения использовать эти методы при решении практических задач. Фактически учащиеся помимо математических методов овладевают такими общими методами познания, как метод системного анализа, математическое моделирование (с ориентировкой на системное исследование объекта-оригинала и его модели), метод синтеза (также ориентированный на системный анализ объекта), построение гипотезы, доказательство. С помощью методологии системного исследования, примененной к изучению курса высшей математики, раскрываются внутренние и внешние (межпредметные) связи этой дисциплины. Собственно математические знания и умения, сформированные в процессе эксперимента, отличаются научностью, осознанностью, системностью, обобщенностью, полнотой, прочностью. В экспериментальный курс высшей математики вводится большое число прикладных задач, задач с элементами профессионального содержания, решение которых осуществляется не эмпирическим путем, а с помощью общих методов познания и математических знаний и умений. Показывается, что эти общие методы исследования применяются и в любой другой области науки и практики. Перед учащимися открываются иные основы обучения: получение новых знаний осуществляется через деятельность человека, а не происходит пассивно. Наконец, внедрение экспериментального курса предполагает подготовку преподавателя по определенным психолого-педагогическим аспектам, что способствует повышению его квалификации. Таким образом, и педагог, и ученик в процессе эксперимента получают приращения в своих знаниях и умениях. Это позволяет говорить о развивающем характере обучения для каждого участника процесса. * * * Малыгина Ольга Анатольевна Окончила механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, аспирантуру факультета психологии МГУ. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики в «МИРЭА — Российский технологический университет». Стаж научно-педагогической деятельности — около 40 лет. Область исследований — методика преподавания математики. Занимается реализацией новых педагогических технологий (системно-деятельностный подход) в процессе обучения студентов и преподавателей в рамках повышения квалификации. Результаты исследований отражены в семидесяти научных публикациях, учебных и методических пособиях, обсуждались на всероссийских и международных конференциях.
|
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ!
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |