URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Малыгина О.А. Изучение математического анализа на основе системно-деятельностного подхода
Id: 122771
 
439 руб.

Изучение математического анализа на основе системно-деятельностного подхода. Изд.2

URSS. 2011. 416 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01304-6.

 Аннотация

В настоящем пособии представлена новая методика изучения математического анализа на основе использования идей системного подхода и теории деятельности. Автор демонстрирует одну из современных технологий обучения. В книге рассматриваются проблемы математической подготовки инженера в техническом вузе; приводится теоретическое основание предлагаемой экспериментальной модели, описываются цели и принципы обучения в ней, показана воспитывающая функция экспериментального обучения.

Книга рекомендуется студентам технических вузов (университетов), а также преподавателям высшей математики для повышения квалификации. Она может быть использована в качестве пособие для обучения профессорско-преподавательского состава в системе дополнительного образования.


 Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ
 §1. Проблемы математической подготовки инженера в техническом вузе
 §2. Теоретическое основание модели: системный подход и теория деятельности
 §3. Цели и принципы обучения в экспериментальной модели
 §4. Взаимосвязь элементарной и высшей математики в экспериментальной модели
 §5. Воспитывающая функция экспериментального обучения
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КУРСА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
 §1. Учебно-методический комплекс по дисциплине
 §2. Ориентировочная основа формируемых знаний и умений
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КУРСА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. ВТОРОЙ СЕМЕСТР
 §1. Учебно-методический комплекс по дисциплине
 §2. Ориентировочная основа формируемых знаний и умений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

 Из введения

Одной из задач, стоящих перед высшей школой, является задача обеспечения подготовки высококвалифицированного инженера в соответствии с требованиями общества. Сегодня инженер выступает во многих функциях: он является исследователем, проектировщиком, организатором, контролером, регулирует технологические процессы на производстве. Речь идет не о механическом совмещении разных профессий, а о новом типе профессиональной деятельности, о новом способе ее организации, позволяющем решать разнотипные задачи (исследование, конструирование и другие). Формирование общей основы такой деятельности должно происходить в процессе обучения в вузе, в частности, в курсах высшей математики.

Анализ профессиональной деятельности инженера позволяет отметить, что он должен владеть определенной широтой знаний, как в своей предметной области, так и в смежных областях, иметь хорошую математическую подготовку, уметь ориентироваться в новых достижениях разных наук, использовать их при решении профессиональных задач.

Развитие математического образования, решение проблем математической подготовки инженера предполагает совершенствование обучения математике. Перспективным направлением является перестройка содержания курсов высшей математики и основ их усвоения в соответствии с принципами теории деятельности и системного подхода, что и послужило теоретическим основанием экспериментальной модели.

Сравнение традиционного обучения высшей математике с экспериментальным можно провести по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения, по характеру процесса управления обучением, по анализу соответствия сформированных в школе математических знаний и умений требованиям вузовской программы, по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса, по отводимому на обучение количеству часов, по результатам обучения. В краткой форме сравнительные характеристики изложены в таблице "Сравнительные характеристики традиционного и экспериментального обучения", приведенной ниже.

Анализ итогов внедрения экспериментальной модели в учебный процесс позволяет отметить следующее. В процессе экспериментального обучения формируются два типа знаний и умений: методологические и математические. К методологическим относятся знания о деятельности как основе получения новых знаний, знания об общенаучных методах познания и умения использовать эти методы при решении практических задач. Фактически учащиеся помимо математических методов овладевают такими общими методами познания, как метод системного анализа, математическое моделирование (с ориентировкой на системное исследование объекта-оригинала и его модели), метод синтеза (также ориентированный на системный анализ объекта), построение гипотезы, доказательство. С помощью методологии системного исследования, примененной к изучению курса высшей математики, раскрываются внутренние и внешние (межпредметные) связи этой дисциплины. Собственно математические знания и умения, сформированные в процессе эксперимента, отличаются научностью, осознанностью, системностью, обобщенностью, полнотой, прочностью.

В экспериментальный курс высшей математики вводится большое число прикладных задач, задач с элементами профессионального содержания, решение которых осуществляется не эмпирическим путем, а с помощью общих методов познания и математических знаний и умений. Показывается, что эти общие методы исследования применяются и в любой другой области науки и практики. Перед учащимися открываются иные основы обучения: получение новых знаний осуществляется через деятельность человека, а не происходит пассивно.

Наконец, внедрение экспериментального курса предполагает подготовку преподавателя по определенным психолого-педагогическим аспектам, что способствует повышению его квалификации. Таким образом, и педагог, и ученик в процессе эксперимента получают приращения в своих знаниях и умениях. Это позволяет говорить о развивающем характере обучения для каждого участника процесса.

* * *


 Об авторе

Ольга Анатольевна МАЛЫГИНА

Окончила механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, аспирантуру факультета психологии МГУ. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет). Стаж научно-педагогической деятельности -- 30 лет. Область исследований -- методика преподавания математики. Занимается реализацией новых педагогических технологий (системно-деятельностный подход) в процессе обучения студентов и преподавателей в рамках повышения квалификации. Результаты исследований отражены в пятидесяти научных публикациях и методических пособиях, обсуждались на всероссийских и международных конференциях.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце