1. Что такое философия? Чтобы ответить на этотъ вопросъ, выслушаемъ сперва наиболее типичныя определения философии, даваемыя виднейшими современными представителями ея. По мнению Маха, философъ "стремится къ возможно полной, всеобъемлющей ориентировке во всей совокупности фактовъ"; по Авенариусу, философия решаетъ вопросъ: "что есть все?"; по Гомперцу, философия есть учение о мировоззрении и жизнепонимании; по Геффдингу, основная философская проблема – проблема непрерывности или цельности; по Геймансу, философия стремится "установить возможно полное и возможно менее относительное познание Mиpa"; по Наторпу, философия есть "та наука, которая должна установить единство человеческаго познания"; Бутру ставитъ задачей философии разсмотрение вещей съ единой и универсальной точки зрения въ ихъ отношении къ человеку; для Джемса философия является "способомъ воспринимать и чувствовать общее биение пульса космоса"; Дильтей видитъ въ ней "объединение жизненныхъ отношений и основаннаго на нихъ опыта"; Эйкенъ же – "цельность жизненнаго процесса". Приведенный списокъ определений пестръ, но, однако, во всехъ этихъ определенияхъ есть и нечто общее: во всехъ нихъ неизменно мелькаютъ слова "единство, цельность, миръ, какъ целое". Темъ самымъ, мы получаемъ возможностъ, на первыхъ же порахъ, такъ отграничить философию отъ прочихъ наукъ: въ то время, какъ отдельныя специальныя науки изучаютъ ту или иную строчку мировой жизни, философия стремится к знанию мировой жизни въ ея целомъ. Итакъ, философия отличается отъ специальныхъ наукъ своимъ предметомъ. Но эта же самая проблема мировой первоосновы, принципъ мировой жизни интересуетъ и богослова. Во все века богословская мысль усиленно работала надъ вопросомъ, что, въ качестве высшаго начала, обусловливаетъ мировую жизнь въ ея целомъ. Такимъ образомъ, области философии и богословия скрещиваются. Но, соприкасаясь съ богословиемъ своимъ предметомъ, философия резко отличается отъ богословия по методу. Методъ богословия – вера въ сверхъестественный авторитетъ; методъ философии – логический, диалектический, научный: "стремлению мировыхъ религий властвовать, опираясь на внутренний опытъ верующихъ, на традицию и авторитетъ, противостоитъ требование разума перестроить мировоззрение и утвердить его на основе разумныхъ началъ. Когда миpoвоззрение возвышается до связнаго логическаго целаго, тогда возникаетъ метафизика" (Дильтей). "Методъ философии тотъ же, что и методъ всехъ другихъ наукъ" (Навиль). И богословъ и ученый, следовательно, посягаютъ на философию. Богословъ нападаетъ на логический методъ философии и, заменяя его догматической верой, стремится создать религиозную философию; ученый нападаетъ на универсальный синтезъ философии и, заменяя его пестрой энциклопедией специальныхъ наукъ, стремится создать научную философию. Но и религиозная и научная философии знаменуютъ собой кризисъ подлинной "философской" философии. 2. Родина философии – Эллада. Ранний эллинский философъ выступаетъ предъ нами одновременно и какъ "ученый" и какъ теологъ". Таннери считаетъ раннюю греческую философию "первыми шагами древне-греческой науки", и обычно десократиковъ называютъ натурфилософами, но Иоэлъ блестяще доказалъ происхождение этой натурфилософии изъ духа мистики. Это сочетание научности съ мистикой – самая типичная черта для греческой философии. Основная тема греческой философии – восхождение отъ тленнаго чувственнаго мира къ вечному божественному единству. Все paнниe греческие философы, Анаксимандръ, Гераклитъ, Парменидъ, пифагорейцы, Эмпедоклъ и Анаксагоръ, останавливаются мыслью передъ тленнымъ миромъ борьбы, антитезъ и множественности. Рефлексия надъ этимъ миромъ составляетъ сущность ихъ философской драмы, развязка которой дается въ ихъ учении о божественной беспредельности, божественномъ единстве, истинномъ, Единомъ и Уме. Вся философия Платона есть непрестанное восхождение къ безусловному началу – единому и истинному Благу, источнику бытия и жизни, а также конечной цели всего существующаго: видеть Благо – высшая наука. Любой диалогъ Платона содержитъ въ себе учение объ идеальномъ вечномъ мире, и даже наиболее отвлеченные диалоги, напр., "Парменидъ" или "Софистъ", посвящены проблеме живой связи Единаго съ чувственнымъ пестрымъ миромъ... Блонский Павел Петрович Выдающийся отечественный психолог, философ и педагог. Родился в Киеве. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Московском университете и других вузах и научных учреждениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. — профессор Московского университета. В 1919 г. организовал и возглавил Академию социального воспитания и до 1931 г. был ее профессором. Доктор педагогических наук (1935). В 1930–1941 гг. заведовал лабораториями в Институте экспериментальной психологии.
П. П. Блонский — автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. Среди них ряд работ по философии и истории философии, серия педагогических статей, направленных против обособления школы от реальной жизни. Он разрабатывал идеологию и теорию трудовой народной школы, был одним из ведущих теоретиков педологии. В своих работах по психологии он охватил почти все области психической жизни. Принципиально важное значение имели его исследования мышления, речи, памяти, эмоций, взаимосвязи и взаимодействия психических процессов, а также проблем, смежных для психологии и педагогики. И хотя ему так и не удалось создать собственную научную школу, многие его труды навсегда вошли в фонд работ, заложивших основы современной научной психологии. |