Звездный час философии наступает всегда, когда общество переживает какой-то слом, меняется система ценностей, люди ищут ориентиры. В такие сложные периоды для философии открываются новые возможности. Мы сейчас находимся именно в такой ситуации, речь идет о судьбе России – какой путь выбрать? Как раз под этим углом зрения нужно переосмысливать всю российскую культуру.
А.К.Казьмин
В нашем стремительно меняющемся мире есть две проблемы, от решения которых зависит судьба человечества – это философское осмыс-ление системности философского знания, на основе которого познаются любые явления, объекты и процессы как таковые в условиях их бытия и развития, и осмысление закономерностей общественно-экономического развития современного глобального многополярного мира. В решении этих проблем современное человечество показало свою неспособность не только их решения, но и понимания. Как следствие подобной ситуации, человечество оказалось в состоянии глубокого кризиса мировой культуры и цивилизации, истоки которого, как будет показано в настоящей книге, лежат в системном кризисе философии. Непонимание путей развития современной культуры, и особенно цивилизации, рождает в умах достаточно образованных и информированных людей практически во всех странах современного мира апокалиптические настроения и мрачные прогнозы о ближайшем будущем современного мира. В этом смысле особенно достается современной России, которая резко изменила направленность своего общественно-экономического развития в XXI веке. "Куда идет Россия?" – такова была тема международной конференции, которую проводили наши экономисты в течение нескольких лет. В итоге ответа так и не было. Гоголь уже давно предвидел подобную ситуацию в нашей истории. В повести "Мертвые души" на вопрос к России о пути ее развития он не получил ответа: "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа". Ответа нет ведь и до сих пор! Ученые только фиксируют факты в новейшей истории России, говоря об общественно-экономическом развитии страны как о "cкачке в капитализм" без какого-либо его объяснения. А куда идут западные страны с их развитым капитализмом? Ответа ведь также нет. Совершенно очевидно, что источник сумрачного человеческого разума, не способного понять и решить две указанные выше проблемы – системность философского знания и системность современного мира, – лежит в их взаимосвязанности – в целостности и единстве глобального ми-ра. В настоящей книге проблема системности глобального мира рассматривается как две конкретные формы проявления системной философии – как чисто теоретическая проблема философии и как системная философия истории России, т.е. как прикладная проблема системной философии. Подобное сочетание двух проблем современной философии в одной книге является, конечно, не случайным, поскольку без первой проблемы невозможно понять вторую проблему, так же как понимание первой проблемы невозможно без понимания второй проблемы. В подобной взаимосвязи рассматриваемых проблем системного познания объекта автор видит естественное проявление нового парадокса системного познания, в котором целым является системная сущность исторического процесса, а частью – системная сущность философского знания о нем. Эмерджентным свойством целого здесь является целостность исторического процесса. Не случайно также, по мнению автора, и выделение системной философии истории России как ведущей проблемы современного философского позїнания, определившей также название книги – "Системная философия космологии России. XXI век". Объяснение данному названию книги мы видим в том числе и в том, что методология системной философии применительно к России превращается в методологию космической философии. Для того чтобы понять такое превращение, следует дать пояснение некоторым понятиям. Методология системной философии, или философского системного познания, – это многомерное познание единого и целостного мира, основанное на философских моделях целостных систем, познание, предусматривающее выполнение категориального анализа и синтеза явлений и процессов, исходящее из единства образного и логического стилей мышления, следуюїщее идеям циклического развития систем, при единстве объективного и субъективного познаний закономерностей их становления, бытия и развития. Методология космической философии строится не только на основе системной философии, она исходит также из идеологии антропокосмизма – понимания космоса как живого организма, космической природы человека и его космопланетарной сущности; а также исходит из идеологии космоцентризма – понимания определяющих факторов космической природы в формировании исторического процесса общественно-экономиїческого развития земного человечества. Рассмотрение единого и целостного мира на основе методологии космической философии является предметом космологии – науки о космосе как о высшей форме развития мироздания. Всестороннее и детальное рассмотрение понятий космоса и космологии читатель найдет как в настоящей, так и в нашей предыдущей книге. Вместе с тем понятия "космос" и "космология" применительно к России требуют уже своего пояснения. Так, под космосом России мы понимаем целостное представление о различных сторонах, аспектах, явлениях и процессах, относящихся к общественной жизни России и представленных в виде ее единых и целостных жизненных этапов, или космосов России – духовного, экономического, политического, социального и социально-психологического. В свою очередь под космологией России мы понимаем цикл временного бытия и развития самых разных явлений и процессов, протекающих в истории России в прошлом, настоящем и в будущем, образующих единый временный цикл, в котором настоящее выступает как миг вечности, а будущее определяется не только активностью человека или его свободой воли, но и судьбой – замыслом Бога и опытом человека. В подобном понимании космоса и космологии России проявляется единство пространственно-временного бытия Космоса, Бога и Человека. В методологическом плане космос и космология представляют собой кос-мическую парадигму системной философии. В Космологии России, как мы писали об этом ранее и пишем в настоящей книге, скрыта Великая тайна истинной сути ее бытия. Настоящая книга написана в основном по материалам философских работ автора и представляет собой расширенную версию первой книги о России, дополненную не только теорией и практикой системной философии, но и новыми тенденциями кризисного развития современного глобального мира. Автор должен отметить также, что целостное восприятие и понимание системности философского знания пришло к нему не только на основе его собственных работ, но и в результате осмысления системного наследия прошлого и настоящего философии, которое, по твердому убеждению автора, не идет дальше философии Даосизма, Веданты, Каббалы, классической философии Аристотеля, Платона, Канта, Гегеля, Маркса и работ российских философов марксистской ориентации. Поэтому в книге читатель не найдет специального раздела, посвященного обзору философских исследований по означенной теме. Вместе с тем автор понимает, что настоящая книга является не только результатом его личного творчества, но и коллективного творчества философов прошлого и современности, и особенно философов советской и постсоветской школ, наследниц классического марксизма, развитие которого на основе космической парадигмы системной философии, по мнению автора, будет в наибольшей мере отвечать философскому системному по-знанию. Несмотря на все сложности философского одиночества, автор посто-янно чувствовал внимание к своим работам не только рядовых философов, но и признанных российских ученых. Показателем такого отношения явилась публикация одной из его последних работ в журнале "Философские исследования" под рубрикой "очевидное – невероятное". Нельзя не сказать еще об одном аспекте настоящей книги – о духовно-нравственном ее содержании, которое не нашло в ней своего достаточно полного отражения; однако оно ощутимо возникает в результате сравнения истории России, рассказанной без каких-либо комментариев на основе исторических фактов, как это обычно и принято в современной исторической литературе, с той же историей, раскрывающей не только исторические факты, но еще и связь времен и истинные смыслы исторических событий. То есть в космосе и космологии истории возникает как моральное, так и духовно-нравственное содержание исторического процесса – содержание, которое так необходимо нам сегодня, для того что-бы понять место России в мировом историческом процессе, а также понять наконец, куда же идет Россия. Настоящая книга, отвечая, возможно, и недостаточно полно на все вопросы, поднятые в ней, вместе с тем формирует системный подход к их решению и направлению их дальнейшего исследования. И еще одна важ-ная мысль. Новая книга, конечно, существенным образом отличается от прежней книги издания 1996 года. Отличие состоит не только в том, что в новой книге отражены исторические события, имевшие место в XXI веке, но и в том, что вся история России, в том числе и современная, нашла свое теоретическое обоснование на основе системной философии. Вместе с тем автор счел возможным оставить без существенных изменений последний раздел книги "Вместо заключения" из книги издания 1996 года, подтверждающий основную идею обеих изданий о социалистической направленности современного исторического процесса в России. Игорь Аркадьевич АЛЕКСАНДРОВ (род. в 1926 г.) Доктор технических наук, профессор Московского государственного открытого
университета. Участник Великой Отечественной войны. Автор более 300 работ по химической технологии, а также 50 работ по философии, в том числе 3 монографий: "Космология России: История, современность, судьба" (М., 1996), "Начала космической философии: Основы методологии познания
единого и целостного мира" (М., 1997) и "Космический феномен человека: Человек
в антропном мире" (М., 1999).
|