URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Александров И.А. Системная философия космологии России: XXI век
Id: 122536
 
308 руб.

Системная философия космологии России: XXI век

URSS. 2011. 416 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0400-4.

 Аннотация

В настоящей книге рассматривается прошлое, настоящее и будущее России на основе системной философии, благодаря которой оказывается возможным понимание происходящих в стране перемен на рубеже веков и тысячелетий. Эта книга рассказывает о том, что у России космическое будущее, к которому она идет путем своей исторической судьбы; что эпоха Советской России не была ошибкой истории или заблуждением России --- это был очередной, закономерный этап в ее истории, роль и значение которого можно понять только в контексте познания Космоса и Космологии России, согласно которым наша страна идет от социализма Советской России к новому социализму постсоветской России через "псевдокапитализм" постсоветской России.

В книге приведены доказательства того, что системность философского знания и системность современного исторического процесса России лежат в их взаимосвязанности, то есть в системности целостного мира России, познание сущности которого возможно только на основе двух конкретных форм проявления системной философии --- как чисто теоретической проблемы философии и как системной философии истории России. Подобное сочетание двух проблем современной философии в одном объекте познания является естественным проявлением нового парадокса системного познания, состоящего в том, что без первой проблемы невозможно понять вторую проблему так же, как понимание первой проблемы невозможно без понимания второй.

Автор показывает, что исключительную роль и значение в становлении, бытии и развитии любых систем исторического процесса играет понятие кризиса и что причина современного системного кризиса мировой культуры и цивилизации лежит в системном кризисе философии. Показано также, что следует отличать кризисы культуры и цивилизации от многообразия частных кризисов бытия и развития общественных систем --- духовных, экономических, финансовых, политических и социальных. Поскольку кризисы отражают естественное состояние всего сущего в мире и непосредственным образом включены в состав и структуру самых разных объектов, выявление закономерностей кризисных явлений, по мнению автора, следует считать одной из важнейших задач системной философии.


 Оглавление

Обращение к читателю
Предисловие
Введение

Часть первая.  

Начала системной философии  

Глава 1. История становления системной философии
Глава 2. Основания философского знания
Глава 3. Рефлексия и саморефлексия философии
 3.1. Новая парадигма философского знания
 3.2. Понятийно-категориальный аппарат философского системного познания
 3.3. Философская система - новая философская категория современной философии
 3.4. Логика познания метафизики и диалектики систем
 3.5. Система исторических знаний метафизики и диалектики
 3.6. Метафизика философских систем
 3.7. Диалектика философских систем
 3.8. Методология философских систем
 3.9. Теория философских систем
 3.10. Практика философских систем
  3.11. Система оснований философского знания
Глава 4. Философия кризиса и кризис философии
 4.1. Философия кризиса
 4.2. Кризис философии
Глава 5. Кризисы культуры как фактор интенсивного развития человека и общества
 5.1. Кризисы физики
 5.2. Сравнение кризисов физики и философии
 5.3. Кризисы исторической науки
Глава 6. Кризисы цивилизаций как фактор социально-культурного развития общества
 6.1. Общественно-экономическая система современного глобального мира
 6.2. Общественно-экономические системы капитализма и социализма
 6.3. Кризисы капитализма и социализма
Глава 7. Эволюция философского знания
 7.1. Системная философия - новая форма философии XXI века
 7.2. Система мировой философии
Обобщения и заключения по первой части

Часть вторая.  

Введение в системную философию  

Глава 8. Системная метафизика, системная диалектика и системная методология
 8.1. Генетические и логические основания метафизики и диалектики
 8.2. Лингвистические основания метафизики и диалектики
 8.3. Метафизика и диалектика как факторы развития философии
 8.4. Всеобщие методологические принципы метафизики и диалектики. К познанию космологического принципа Парето
 8.5. Методология систем как основание системной философии
Обобщения и заключения по второй части

Часть третья.  

Практика системной философии  

Глава 9. Универсальные системы мироздания
 9.1. Система макрокосма
 9.2. Диалектический принцип развития системы макрокосма. Принцип Парето
 9.3. Система микрокосма
 9.4. Метафизический принцип бытия системы микрокосма
Глава 10. Этическая духовность российского общества
 10.1. Введение в проблему и в системно-категориальный аппарат ее познания
 10.2. Свобода, равенство и справедливость - социально-этические феномены бытия и развития общества
 10.3. Этическая духовность западного капиталистического общества
 10.4. Этическая духовность социалистического общества Советской России
 10.5. Сравнение этической духовности социалистического и капиталистического обществ
 10.6. К возрождению этической духовности современного российского общества
Глава 11. Свобода в России
 11.1. Циклическое развитие свободы - миф или реальность?
 11.2. Ритмы и циклы социальной свободы
 11.3. Ритмы и циклы социальной свободы России
 11.4. Развитие свободы в современном мире
 11.5. Внутренние и внешние факторы развития социальной свободы
 11.6. Некоторые итоги
Глава 12. Устойчивое развитие России
 12.1. Общая постановка проблемы устойчивого развития России
 12.2. Единство и целостность России как основа устойчивого развития
 12.3. О природных факторах развития России
 12.4. О космических факторах развития России
 12.5. Непрерывность исторического времени как один из важнейших факторов стабильного развития России
 12.6. Современный системный кризис в России как фактор неустойчивости и устойчивости ее развития
 12.7. Реформы и контрреформы в России
 12.8. О национальной идее и национальной идеологии
 12.9. Космическая философия как основа формирования национальной идеологии Новой России
Обобщения и заключения по третьей части

Часть четвертая.  

Космос и космология России  

Введение
Глава 13. Россия на рубеже веков
 13.1. В поисках пути к истине
 13.2. Революция или реформация?
 13.3. На пути к новому социализму
Глава 14. Духовный космос России
 14.1. Духовный кризис в России
 14.2. Национальная идея России
 14.3. Идеология российской государственности
 14.4. Становление новой российской ментальности
Глава 15. Экономический космос России
 15.1. Формы и природа собственности
 15.2. Новая экономика России
 15.3. На пути к смешанной экономике
Глава 16. Политический космос России
 16.1. Исторические формы политической власти
 16.2. Перспективы развития политической власти в России
 16.3. Особенности перехода от тоталитаризма к демократии
Глава 17. Социальный космос России
 17.1. К развитию социализма в России
 17.2. Переход к новой социальной структуре общества
Глава 18. Россия в истории веков и тысячелетий
 18.1. Исторический космос как основа понимания целостной истории
 18.2. Космические ритмы и циклы исторического Космоса России
 18.3. Космос российской культуры
 18.4. Космос российской истории
 18.5. Космосы исторических эпох России
 18.6. Факторы исторического развития Рссии
 18.7. Системный анализ исторического космоса России. К познанию и пониманию смысла тысячелетней истории России
 18.8. Космос российской цивилизации
 18.9. Россия и всемирно-исторический процесс общественного развития
 18.10. Будущее России
 18.11. О высоком предназначении России
Обобщения и заключения по четвертой части
Вместо заключения. Россия в кругу космичности
 1. О многомерном познании Космологии России
 2. О многомерном познании прошлого России
 3. О многомерном познании настоящего России
 4. О многомерном познании будущего России
Литература

 Предисловие

Звездный час философии наступает всегда, когда общество переживает какой-то слом, меняется система ценностей, люди ищут ориентиры. В такие сложные периоды для философии открываются новые возможности. Мы сейчас находимся именно в такой ситуации, речь идет о судьбе России -- какой путь выбрать? Как раз под этим углом зрения нужно переосмысливать всю российскую культуру.
А.К.Казьмин

В нашем стремительно меняющемся мире есть две проблемы, от решения которых зависит судьба человечества -- это философское осмыс-ление системности философского знания, на основе которого познаются любые явления, объекты и процессы как таковые в условиях их бытия и развития, и осмысление закономерностей общественно-экономического развития современного глобального многополярного мира. В решении этих проблем современное человечество показало свою неспособность не только их решения, но и понимания.

Как следствие подобной ситуации, человечество оказалось в состоянии глубокого кризиса мировой культуры и цивилизации, истоки которого, как будет показано в настоящей книге, лежат в системном кризисе философии. Непонимание путей развития современной культуры, и особенно цивилизации, рождает в умах достаточно образованных и информированных людей практически во всех странах современного мира апокалиптические настроения и мрачные прогнозы о ближайшем будущем современного мира.

В этом смысле особенно достается современной России, которая резко изменила направленность своего общественно-экономического развития в XXI веке. "Куда идет Россия?" -- такова была тема международной конференции, которую проводили наши экономисты в течение нескольких лет. В итоге ответа так и не было. Гоголь уже давно предвидел подобную ситуацию в нашей истории. В повести "Мертвые души" на вопрос к России о пути ее развития он не получил ответа: "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа". Ответа нет ведь и до сих пор!

Ученые только фиксируют факты в новейшей истории России, говоря об общественно-экономическом развитии страны как о "cкачке в капитализм" без какого-либо его объяснения. А куда идут западные страны с их развитым капитализмом? Ответа ведь также нет.

Совершенно очевидно, что источник сумрачного человеческого разума, не способного понять и решить две указанные выше проблемы -- системность философского знания и системность современного мира, -- лежит в их взаимосвязанности -- в целостности и единстве глобального ми-ра.

В настоящей книге проблема системности глобального мира рассматривается как две конкретные формы проявления системной философии -- как чисто теоретическая проблема философии и как системная философия истории России, т.е. как прикладная проблема системной философии. Подобное сочетание двух проблем современной философии в одной книге является, конечно, не случайным, поскольку без первой проблемы невозможно понять вторую проблему, так же как понимание первой проблемы невозможно без понимания второй проблемы. В подобной взаимосвязи рассматриваемых проблем системного познания объекта автор видит естественное проявление нового парадокса системного познания, в котором целым является системная сущность исторического процесса, а частью -- системная сущность философского знания о нем. Эмерджентным свойством целого здесь является целостность исторического процесса.

Не случайно также, по мнению автора, и выделение системной философии истории России как ведущей проблемы современного философского позїнания, определившей также название книги -- "Системная философия космологии России. XXI век".

Объяснение данному названию книги мы видим в том числе и в том, что методология системной философии применительно к России превращается в методологию космической философии. Для того чтобы понять такое превращение, следует дать пояснение некоторым понятиям.

Методология системной философии, или философского системного познания, -- это многомерное познание единого и целостного мира, основанное на философских моделях целостных систем, познание, предусматривающее выполнение категориального анализа и синтеза явлений и процессов, исходящее из единства образного и логического стилей мышления, следуюїщее идеям циклического развития систем, при единстве объективного и субъективного познаний закономерностей их становления, бытия и развития.

Методология космической философии строится не только на основе системной философии, она исходит также из идеологии антропокосмизма -- понимания космоса как живого организма, космической природы человека и его космопланетарной сущности; а также исходит из идеологии космоцентризма -- понимания определяющих факторов космической природы в формировании исторического процесса общественно-экономиїческого развития земного человечества.

Рассмотрение единого и целостного мира на основе методологии космической философии является предметом космологии -- науки о космосе как о высшей форме развития мироздания. Всестороннее и детальное рассмотрение понятий космоса и космологии читатель найдет как в настоящей, так и в нашей предыдущей книге. Вместе с тем понятия "космос" и "космология" применительно к России требуют уже своего пояснения.

Так, под космосом России мы понимаем целостное представление о различных сторонах, аспектах, явлениях и процессах, относящихся к общественной жизни России и представленных в виде ее единых и целостных жизненных этапов, или космосов России -- духовного, экономического, политического, социального и социально-психологического.

В свою очередь под космологией России мы понимаем цикл временного бытия и развития самых разных явлений и процессов, протекающих в истории России в прошлом, настоящем и в будущем, образующих единый временный цикл, в котором настоящее выступает как миг вечности, а будущее определяется не только активностью человека или его свободой воли, но и судьбой -- замыслом Бога и опытом человека.

В подобном понимании космоса и космологии России проявляется единство пространственно-временного бытия Космоса, Бога и Человека. В методологическом плане космос и космология представляют собой кос-мическую парадигму системной философии.

В Космологии России, как мы писали об этом ранее и пишем в настоящей книге, скрыта Великая тайна истинной сути ее бытия.

Настоящая книга написана в основном по материалам философских работ автора и представляет собой расширенную версию первой книги о России, дополненную не только теорией и практикой системной философии, но и новыми тенденциями кризисного развития современного глобального мира.

Автор должен отметить также, что целостное восприятие и понимание системности философского знания пришло к нему не только на основе его собственных работ, но и в результате осмысления системного наследия прошлого и настоящего философии, которое, по твердому убеждению автора, не идет дальше философии Даосизма, Веданты, Каббалы, классической философии Аристотеля, Платона, Канта, Гегеля, Маркса и работ российских философов марксистской ориентации. Поэтому в книге читатель не найдет специального раздела, посвященного обзору философских исследований по означенной теме.

Вместе с тем автор понимает, что настоящая книга является не только результатом его личного творчества, но и коллективного творчества философов прошлого и современности, и особенно философов советской и постсоветской школ, наследниц классического марксизма, развитие которого на основе космической парадигмы системной философии, по мнению автора, будет в наибольшей мере отвечать философскому системному по-знанию.

Несмотря на все сложности философского одиночества, автор посто-янно чувствовал внимание к своим работам не только рядовых философов, но и признанных российских ученых. Показателем такого отношения явилась публикация одной из его последних работ в журнале "Философские исследования" под рубрикой "очевидное -- невероятное".

Нельзя не сказать еще об одном аспекте настоящей книги -- о духовно-нравственном ее содержании, которое не нашло в ней своего достаточно полного отражения; однако оно ощутимо возникает в результате сравнения истории России, рассказанной без каких-либо комментариев на основе исторических фактов, как это обычно и принято в современной исторической литературе, с той же историей, раскрывающей не только исторические факты, но еще и связь времен и истинные смыслы исторических событий. То есть в космосе и космологии истории возникает как моральное, так и духовно-нравственное содержание исторического процесса -- содержание, которое так необходимо нам сегодня, для того что-бы понять место России в мировом историческом процессе, а также понять наконец, куда же идет Россия.

Настоящая книга, отвечая, возможно, и недостаточно полно на все вопросы, поднятые в ней, вместе с тем формирует системный подход к их решению и направлению их дальнейшего исследования. И еще одна важ-ная мысль. Новая книга, конечно, существенным образом отличается от прежней книги издания 1996 года. Отличие состоит не только в том, что в новой книге отражены исторические события, имевшие место в XXI веке, но и в том, что вся история России, в том числе и современная, нашла свое теоретическое обоснование на основе системной философии. Вместе с тем автор счел возможным оставить без существенных изменений последний раздел книги "Вместо заключения" из книги издания 1996 года, подтверждающий основную идею обеих изданий о социалистической направленности современного исторического процесса в России.


 Об авторе

Игорь Аркадьевич АЛЕКСАНДРОВ (род. в 1926 г.)

Доктор технических наук, профессор Московского государственного открытого университета. Участник Великой Отечественной войны. Автор более 300 работ по химической технологии, а также 50 работ по философии, в том числе 3 монографий: "Космология России: История, современность, судьба" (М., 1996), "Начала космической философии: Основы методологии познания единого и целостного мира" (М., 1997) и "Космический феномен человека: Человек в антропном мире" (М., 1999).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце