URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Болдуин Дж.М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии: Общество
Id: 122498
 
259 руб.

Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии: Общество. Т.2. Изд.2

URSS. 2011. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01934-7.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается труд известного американского психолога, социолога и философа Дж.М.Болдуина (1861--1934), посвященный исследованию духовного развития личности с социальной и нравственной точки зрения. Используя генетический метод, автор ставит целью выяснить, в какой мере принципы развития индивидуальной души приложимы к развитию общества.

Настоящее издание, представляющее собой второй том книги, посвящено рассмотрению принципов, которые обнаруживает общество в формах своей организации, своего прогресса и своей деятельности, а также изучению взаимоотношений личности и общества. В работе рассматриваются социальные силы, превращающие общее в частное и частное в общее; исследуется процесс социальной организации, детерминирование и направление социального прогресса. Автор приходит к выводу, что все правила поведения, которыми личности нужно руководствоваться в жизни, должны носить общий характер и допускать социальное применение. Первый том книги, посвященный исследованию принципов организации, роста и поведения личности, выходит одновременно со вторым в нашем издательстве.

Книга, удостоенная в свое время золотой медали Датской королевской академии, рекомендуется психологам

различных специальностей, социологам, биологам, студентам и преподавателям психологических факультетов

вузов, а также всем, кто интересуется вопросами социальной психологии и психологии развития.


 Оглавление

Часть V. Личность въ действии

ГЛАВА XI. Социальныя силы
 § 1. Разграничение силъ. § 2. Социальная сила, превращающая общее въ частное. § 3. Сила, превращающая частное въ общее. § 4. Социономическия силы

Часть VI. Социальная организация

ГЛАВА XII. Социальный материалъ и социальный процессъ
I. Социальный материалъ
 § 1. Разграничение вопросовъ. § 2. Историческия теории. § 3. Материалъ социальной организации § 4. Собрания животныхъ и человеческия общества
ГЛАВА XIII. Социальный материалъ и социальный процессъ
II. Социальный процессъ
 § 1. Процессъ социальной организации: подражание § 2. Природа и функция подражания
ГЛАВА XIV. Социальный прогрессъ
 § 1. Детерминирование социальнаго прогресса. § 2. Диалектика социальнаго развития. § 3. Направление социальнаго прогресса. § 4. Выводы относительно биологической аналогии

Часть VII. Практические выводы

ГЛАВА XV. Правила поведения
 § 1. Правила въ сфере влечений. § 2. Разумные правила. § 3. Нравственныя правила. § 4. Заключительный конфликтъ
ГЛАВА XVI. Краткий обзоръ: общество и индивидуумъ
Приложение А. Социальная наследственность и органичеcкая эволюция
Приложение Б. Объ отборе
Приложение В. Космическая природа и нравственность
Приложение Г. Генезисъ общительности
Приложение Д. Личное и социальное чувство
Приложение Е. Антропологическия заметки
Приложение Ж. Суждение Дарвина
Приложение З. Заметка о Гегеле и о новыхъ параграфахъ, включенныхъ во второе издание
Приложение И. Ответъ на замечания критиковъ

 Из части V. Личность въ действии

Глава XI. Социальныя силы

"Стремись быть целымъ; если жъ силы нетъ,
Будь частью целаго -- и верою тогда ему служи".

Шиллеръ.

Въ своей работе мы дошли теперь до такого пункта, где могутъ быть сведены воедино различныя стороны нашего изследования, и где можно сделать некоторыя указания общаго характера по поводу главнаго предмета, который насъ занимаетъ: соотношения между мыслями и действиями индивидуума и теми, которыя общество принимаетъ. Это можно назвать, въ известномъ смысле, синтезомъ предшествующихъ главъ, такъ какъ положения, которыя теперь будутъ изложены, подразумеваютъ точки зрения, къ какимъ мы пришли ранее.

297. Если выражениемъ "социальныя силы" мы обозначимъ вообще влияния, действующия въ обществе, разсматриваемомъ въ качестве прогрессирующаго въ своей организации целаго, намъ надо будетъ различать те влияния, источникъ которыхъ лежитъ в индивидууме, отъ влияний, исходящихъ, повидимому, отъ социальной организации. Явления личной жизни -- мышление, борьба, покупка, продажа, любовь, ненависть, ссора, примирение -- все это указываетъ на такой видъ деятельности, многочисленные образчики котораго мы видели въ предшествующихъ главахъ. Это -- постоянныя явления, и они постоянно во многихъ отношенияхъ нарушаютъ и изм еняютъ социальную организацию и ея развитие. Мы видели, что такое влияние оказываетъ гений, а также и преступникъ. Но они -- крайность. Въ некоторой степени социальную инициативу проявляютъ все индивидуумы; и потому мы можемъ считать, что индивидуумъ, съ одной стороны, представляетъ собою известный типъ социальной силы. Индивидууму противостоитъ социальный организмъ, съ присущими ему законами, условностями, учреждениями, обычаями и т.д. Процессъ развития этого организма мы можемъ кратко охарактеризовать какъ процессъ, тоже обусловленный некоторой социальной силою, именно -- силою, которая связана съ самимъ существованиемъ организованного общества.

Эти два типа "социальныхъ силъ", которые будутъ ниже определены более точно, не представляютъ собою какого-либо дуализма въ социальномъ организме. Все наши заключения приводили къ прямо противоположному выводу. Никакой дуализмъ этого рода невозможенъ въ философии человеческой жизни, если только возможна такая философия. Наоборотъ, социальный организмъ принимаетъ такия формы, въ которыхъ, некоторымъ образомъ, объединяются или синтетизируются успехи, сделанные отдельными индивидуумами. Съ другой стороны, индивидуумы, рассматриваемые въ качестве носителей социальной силы, только даютъ частное и изменчивое выражение социальнаго итога благодаря процессу социальной наследственности. Это было вполне выяснено въ предыдущей главы, где мы видели, что противоречия между индивидуумомъ и обществомъ сводятся къ двумъ формамъ, представляющимъ возмущение рассудка и чувствований индивидуума противъ социальныхъ санкций. Если мы это признаемъ, то теперь намъ надо посмотреть, не удастся ли и въ самомъ этомъ возмущении, съ относительнымъ и частичнымъ дуализмомъ, который оно какъ-будто создаетъ, найти все же какой-либо постоянный принципъ, связующий воедино оба фактора.
...


 Об авторе

Джеймс Марк БОЛДУИН (1861--1934)

Известный американский психолог, социолог, философ, один из основателей американской социальной психологии. Родился в городе Колумбия (штат Южная Каролина). Образование получил в Принстонском университете, где в 1887 г. защитил магистерскую диссертацию, а затем, в 1889 г., -- докторскую диссертацию. С 1887 г. -- профессор философии. С 1919 г. -- профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Почетный доктор ряда зарубежных университетов (Оксфордского с 1900 г., Женевского с 1909 г., почетный доктор права Университета Глазго с 1901 г. и др). В 1897 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической ассоциации. Основатель таких авторитетных изданий, как "Психологическое обозрение", "Психологические монографии", "Психологический бюллетень".

В сферу научных интересов Дж.М.Болдуина входили: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Основной задачей психологии он считал исследование индивидуальных различий. Его главным достижением было введение понятия "круговой реакции", предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Болдуин видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. Он одним из первых отметил социальную роль игры, рассматривая ее как инструмент подготовки человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Его идеи оказали влияние на формирование концепции выдающегося швейцарского психолога Ж.Пиаже, который обучался в Женевском университете у одного из ближайших друзей Болдуина, Э.Клапареда. В педагогике Болдуин выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце