URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Чирков Ю.Г. Дарвин в мире машин
Id: 122375
 
312 руб. Бестселлер!

Дарвин в мире машин. Изд. 2, испр. и доп.

URSS. 2012. 288 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0371-7.

 Аннотация

Настоящая книга рассказывает про то, как "вторая", техническая природа постепенно угнездилась на планете Земля; как она, заматерев, начала теснить не только "первую", естественную земную природу, но угрожающе замахнулась и на самого Человека-Творца. Про атомные, химические, экологические и иные тычки и пинки, вызывающие ссадины и раны на теле Человечества. Про наш тернистый, извилистый технический путь в завтрашний день. Про надежды и страхи, про перспективы и сомнения.

В наши дни знаменитую книгу англичанина Даниеля Дефо "Робинзон Крузо" можно было бы переписать по-новому. Скажем так: Робинзон попадает на обитаемый остров-планету, к тому же еще и наделенную изрядно подпорченной природой. И заселенную отнюдь не добрыми дикарями, а воинственно настроенными --- жить-то хочется всем! --- чересчур многочисленными, в большинстве своем образованными обитателями. Все наоборот. И вот только задача у Робинзона остается старая как мир --- выжить! устоять! спастись! Да, по какой-то нелепой логике Человечество --- все в целом --- на своей родной планете из-за излишней увлеченности техникой ныне вдруг оказалось как бы в положении Робинзона Крузо! Смешная получилась история. "Остров" вроде бы обитаем, "орудий" для "охоты" и "ремесел" предостаточно, а чувствует себя Человечество-Робинзон прескверно, ощущает себя потерянным и даже пропадающим. Как это получилось? Что ждет нас в будущем? Об этом расскажет книга "Дарвин в мире машин".

Эта книга для молодежи и специалистов, размышляющих об окружающем нас техническом мире, о зависимости развития техногенной цивилизации от вещей и машин, для всех интересующихся проблемами глобализации и глобальной эволюции.


 Содержание

ГЛАВА
Мечта Леонардо
 Про то, как ВЕЩИ вывели человека в люди - набросок "Всемирной истории вещей". Ее герои - Стулья, Шляпы, Очки, Велосипеды: Глава про то, как вещи-любимцы, вещи-спасители (история Робинзона Крузо), вещи-"маяки" (в 20-е годы конструктивисты верили, что вещетворчество способно изменить психологию масс, приблизить социализм?!), невероятно расплодившись - каждые 15 лет число вещей на планете удваивается, - превратились в мало-ценные поделки, в вещи одноразового пользования. Постельное белье из бумаги? На очереди пиджаки, пальто?? Леонардо да Винчи мечтал о времени, когда вещи оживут. Это время пришло: снабженные микропроцессорами, вещи становятся "разумными", но и существами непонятными, вещами-сфинксами, проявляют они и свой сатанинский характер, не вспыхнет ли в будущем настоящая ВОЙНА человека с вещами?
ГЛАВА
Scientia est potentia
 Рассказ про "высший сорт" вещей - МАШИНЫ. Фрэнсис Бэкон оставил нам вдохновляющий девиз: "Scientia est potentia", если по-латыни, а если по-русски, "Знание - сила". Афоризм выглядел совершенной загадкой, но все проясняется, если учесть, что рожденная знанием машина наделила человека фантастической силой: ЗНАНИЕ - МАШИНА - СИЛА! О том, как люди построили Большую Машину, которая уже умела не только строить, но и ломать. И как, имея машинное сердце, человек незаметно, не чуя опасности, в эйфории своих технических побед, перейдя некую невидимую грань, вбил клин между Природой и самим собой. Вначале машинный кулачище наносил мягкие удары, но это были лишь первые "пробы пера" перед ВЕЛИКОЙ ПЕРЕДЕЛКОЙ ПРИРОДЫ.
ГЛАВА
Поэзия железной расы>
 О том, как, ведомый большевиками, вооруженный машинами, ПРОЛЕТАРИАТ - "железная раса" - в 20-х годах, об этом тогда громогласно трубили поэты-пролеткультовцы, железом и сталью замахнулся перекроить планету. Как этот "рабочий удар", став техническим ДЖИХАДОМ, священной войной с природой, пройдя череду сталинских пятилеток, когда человек возомнил себя сокрушающим природу ВЕЛИКАНОМ, Чингисханом машинного войска, привел в итоге к похоронам Арала и другим общесоюзным бедам.
ГЛАВА
Властелин Земли - раб машин?
 Рядом с Природой № 1 Человек возвел искусственную ПРИРОДУ № 2, мир конструкций, которые в миллионы раз увеличивают возможности человека. Только вот беда: этот новый "синтетический мир" не всегда оказывается в гармонии и с естественной природой, и с психическими и духовными потребностями самого человека-творца. Машина начинает экзаменовать способности своего создателя, который превращается в БЕЗУМНОГО МАНИ┐ПУ-ЛЯ┐ТОРА КНОПКАМИ, и он уже с трудом справляется с темпом перемен. Вла-стелин Земли быстро превращается в раба машин. И многим из нас уже хочется крикнуть: "Остановите мир - я хочу сойти!"
ГЛАВА
На грани самоубийства
 Задаваясь вопросами типа исчерпаемо ли небо, человек начинает подумывать о том, чтобы стать учеником в ШКОЛЕ ВЫЖИВАНИЯ. А что ему остается делать, если всюду он натыкается на мутамины (от неприятного слова "мутации"), если ставка на Спасительный Атом, по сути, оказалась Сделкой с Сатаной. О печальной судьбе академика Валерия Алексеевича Легасова (не щадящая никого Природа № 2, приняв обличье Большого Атома, сперва неимоверно его возвеличила, а после буквально раздавила!). О конце ЯДЕРНОЙ МЕЧТЫ. Про плутониевые острова, чернобыльскую морковку и страшное прочее, что человек подчас делает в угоду заинтересованным ведомствам.
ГЛАВА
По АНТИдарвиновским законам
 Дарвин, увы, не решил проблему ЭВОЛЮЦИИ, только поставил этот вопрос перед ученым миром. Еще более запутанны законы эволюции ТЕХНИКИ. В Москве живет профессор Борис Иванович Кудрин, который стал "Дарвином в мире машин", он уверен: дарвиновские подходы к изучению Первой природы частично годны и при описании Второй природы: здесь также действует "естественный отбор", борьба за существование между видами машин и механизмов. Полная аналогия с дарвинизмом? Нет, в технике действуют еще и особые, скажем так, АНТИдарвиновские законы - "законы беззакония", то, что у философов получило наименование "демонизма техники". Его суть? Главное то, что Вторая природа, неимоверно разросшись, став вровень с природою естественной, уже гнет свою линию, навязывает людям свою волю. И можно считать, что ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ, война Техники с Человеком уже началась.
ГЛАВА
Футуродром
 Человек явно заблудился и пропадает в МАШИННЫХ дебрях-джунглях. Как выбраться из них? Одни считают, что необходим "технологический переворот": из эпохи технической надо переходить в эпоху технологическую, когда следует думать не ЧТО делать, а КАК делать. Когда машину надо создавать только таким способом, который ОДНОВРЕМЕННО оправдан и экономически, и экологически, и социально. Другие пророки видят, как на место железного века идет век каменный, даже век глины (в ней много алюминия!). Третьи провидцы полагают, что технологии будущего должны быть не СЕРЫМИ, а ЗЕЛЕНЫМИ ("заводы - серые, сады - зеленые:"). Отчего сразу не запретить повсюду серое? Потому что зеленую технологию надо еще изобрести и надо, чтоб она была не только красивой, но еще и дешевой! А еще, несомненно, в будущем МЕРТВОЕ сблизится с ЖИВЫМ...

 Оглавление

Введение
Глава 1. Мечта Леонардо
 1.1."Старый примус золотой"
 1.2.Отец английской журналистики
 1.3.От варварства к цивилизации
 1.4.На диво пещерному медведю
 1.5.Гибрид кареты и палки
 1.6.Малахай, епанча, опашень, клеши…
 1.7.Формула конструктивизма
 1.8.Летатлин
 1.9.Будильник Платона
 1.10.Хомо фабер
 1.11.Vincere, значит "побеждать"
 1.12.Разумные дома
 1.13.Иван Иваныч Самовар
 1.14.Времена топора прошли!
 1.15.Потерявшись среди "черных ящиков"
 1.16."Вы слишком взбешены, чтобы слушать"
 1.17.Преступление Артура
Глава 2. Scientia est potentia
 2.1.И распространить в массах
 2.2.Реформатор наук
 2.3."Звонить в колокол, чтобы собрать другие умы"
 2.4.До колеса и после
 2.5.Выстрел для рекламы
 2.6.Бронзовый призер
 2.7.Вместо бензина -- вода
 2.8.Потер Лампу духа изобретений
 2.9.Конец длинной цепочки усилий
 2.10.Сила стальных машин
 2.11.Талантливые жестянщики
 2.12.Русский свет
 2.13.Задохнувшегося, с обожженной бородой
 2.14."У того сердце становится машинным"
 2.15.Характера аэропланно-машинно-автомобильного
 2.16.Бегущий по картечи
 2.17.Бог сидит за рулем
Глава 3. "Поэзия железной расы"
 3.1.Теоретик пролеткульта
 3.2.С космическим размахом
 3.3.Мы посягнем!
 3.4.Три координаты судьбы
 3.5."Пачка ордеров"
 3.6."Воскресим и возвеличим Робинзона"
 3.7.Почему немец работает лучше русского?
 3.8.В каждом -- сидит Форд
 3.9.Чингисханом машинного войска
 3.10.Сократ в Машине Времени
 3.11.Символ XX века
 3.12."У Москвы есть план"
 3.13.Человек-великан
 3.14.Технический джихад, или священная война с природой
 3.15.По методе Угрюм-Бурчеева?!
 3.16.Похороны Арала
 3.17."Для атеистов проснутся боги Эллады"
Глава 4. Властелин Земли -- раб машин?
 4.1."Машина останавливается"
 4.2.Безумный манипулятор кнопками
 4.3.Экзаменуя способности своего творца
 4.4.Как собачонку на поводке
 4.4.Отрезанный ломоть
 4.6.В традициях сатиры Свифта
 4.7.Предчувствие перемен
 4.8.Некролог состоял всего из 21 слова
 4.9."И с ревом бросится к нам навстречу"
 4.10."Башни, где находишь жену, семью, граммофон и душу…"
 4.11.Эйкуменополис
 4.12.Остановите мир -- я хочу сойти!
 4.13.Всепланетный марафон
 4.14.Корова напрокат
 4.15."Я всегда был ничьим человеком"
 4.16.Русский Гегель XX века
 4.17.Новый героизм
Глава 5. На грани самоубийства
 5.1.Запах ландышей и фиалок
 5.2.Исчерпаемо ли небо?
 5.3.Хобби превращается в профессию
 5.4.Школа выживания
 5.5.Мутамина
 5.6.Эх, яблочко! Куды ты котишься?
 5.7.Спасительный Атом
 5.8.Телега с восьмицилиндровым двигателем
 5.9.Сделка с Сатаной
 5.10.Конец ядерной мечты
 5.11.Как гибель Помпеи155
 5.12.Пришел сигнал -- "один, два, три, четыре"
 5.13.Мальчик с химической окраины
 5.14.Одновременно Дон-Кихот и Жанна Д'Арк
 5.15.Оседлав пороховую бочку
 5.16.Чернобыльская морковка
 5.17.Смерть на временном хранении
 5.18.Плутониевые острова
 5.19.В угоду заинтересованным ведомствам
Глава 6. По АНТИдарвиновским законам
 6.1.Великое Приключение
 6.2.Внезапно появился конкурент
 6.3.Жениться или нет?
 6.4.Рядом с Ньютоном и Гершелем
 6.5.Грозит голубке смертью злою
 6.6.До уровня бытовых разговоров
 6.7.Загадка четвероногого друга
 6.8.О чем трещат цикады
 6.9.Не сложнее муравья
 6.10.Помог несчастный случай
 6.11.Вездесущая гипербола
 6.12.Мышата и машины-"мутанты"
 6.13.Ухабы техногонки
 6.14.Кто заказывает музыку
 6.15.Наука электрика
 6.16.Домашний аудит
 6.17.Оппоненты
 6.18.Вместо Бога -- Дьявол
 6.19.И я, и мои "атомные" товарищи
 6.2 .По законам беззакония
 6.21.До войны и после
 6.22.Третья мировая уже началась
Глава 7. Футуродром
 7.1.В век "термояда" и городов на дне океана
 7.2.Стояли на плечах Толстого, Пушкина
 7.3.Как клятву Гиппократа
 7.4.Робот-сапиенс
 7.5.Все искали знакомства с ним
 7.6.Домыслы о самоубийстве
 7.7."Здесь я варвар, потому что меня не понимают"
 7.8.Смерть технократам!!!
 7.9.Наша мораль была моралью солдат
 7.10.Не ЧТО, а КАК
 7.11.Даже тина болот
 7.12.В кремниевых панцирях
 7.13.Серое против зеленого
 7.14.Сравнение хромает на обе ноги
 7.15.Мертвое сблизится с живым
 7.16.Завет Фредерика Жолио-Кюри
 7.17.Обед 2000  года
 7.18.Еще одна тайна живой природы
 7.19.Супрахимия
 7.20.Самосборка молекул
 7.21.Наномашины
 7.22.С природой наперегонки
 7.23.Становится игрушкой ветра и бурь
 7.24.Демографический императив
 7.25.Ужасная экспонента
 7.26.Рост по гиперболе
 7.27.Режим с обострением
 7.28.Демографический переход
 7.29.Парадоксы исторического времени
 7.30.Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!
 7.31.И РАЙ и АД одновременно
 7.32.Мировой Госплан
 7.33.Утопии двуликий Янус
Заключение
Литература

 Введение

Правда жизни открывается нам в форме парадоксов. Чтобы
постигнуть Действительность, надо видеть, как она балансирует на
канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие
проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней.

Оскар Уайльд

Правда жизни -- она открывается нам, как в капле воды, еще и в Зеркале искусства. В живописи, музыке и особенно в его литературных формах: поэзии, прозе, драматургии. Облик современности можно уловить даже в скульптуре!

4 апреля 1990 года в Центральном Доме художника, что находится в Москве на Крымском валу, впервые в Советском Союзе была открыта выставка швейцарца, родившегося во франкоговорящей семье, Жана Тэнгли (Jean Tinguely), известного во всем мире

Укротителя танцующего металлолома

Творчество Тэнгли не укладывается в привычные критерии оценок. Каждая его работа -- это и картина, и машина, и скульптура, и одновременно полный иронии и глубокого смысла, а иногда и сарказма спектакль. Зрители бывают ошеломлены завораживающе фантастическими, комическими и вместе с тем устрашающими самодвижущимися конструкциями из старых колес, ржавого металла, отслуживших свое карнавальных масок и настоящих черепов. А также их названиями: "Сафари московской смерти", "Московское пролетарское искусство", "Надпрестолье западного изобилия и тоталитарного меркантилизма"...

Мы перечислили названия некоторых работ, всех их было около 40. Нелишне тут отметить и лестное для нас: художник предпочел тогда Москву Мадриду и Токио. Подчеркнем еще и то немаловажное обстоятельство, что Тэнгли считает себя учеником русских конструктивистов, статичные фигуры которых он заставил двигаться. Первые работы Тэнгли назывались "Мета-Малевич", "Мета-Кандинский". Своими учителями Тэнгли числит также Татлина, Родченко, Певзнера...

Свои шедевры Тэнгли творит из отбросов, из всего того, что обычные люди выбрасывают на помойку. Отслужившие свой век колеса, приводные ремни, старые игрушки, консервные банки -- все, что можно увидеть на городских свалках, идет у Тэнгли в дело и, соединяясь в движении, начинает новую жизнь.

Швейцарские власти, так ревностно следящие за порядком, тем не менее, терпели огромную свалку возле дома художника. Она составляла такой контраст с ухоженной, буквально вылизанной местностью округа Фрибур. И еще подробность. Встречавшему его на аэродроме первому секретарю посольства Швейцарии в СССР Хайди Тальявини Тэнгли сразу же категорично заявил: "Прежде всего, проведи меня по самым запущенным московским дворам. Там, на свалках, наверняка валяются потрясающие вещицы, которые можно найти только здесь, в России. Из них-то я уж точно сотворю такие произведения, глядя на которые, ты поймешь, что значит местный колорит... "

Известна точная дата рождения невероятной популярности Тэнгли. (Ныне его произведения можно встретить в большинстве крупнейших мировых музеев современного искусства -- в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Стокгольме, а также во множестве частных коллекций; на московскую выставку приехали несколько сот капиталистов из Швейцарии и Америки, горячих поклонников этого искусства). 17 марта 1960 года в саду Музея современного искусства в Нью-Йорке художник, enfant terrible в мире швейцарского искусства, выставляет свое последнее детище "Hommage a New York" -- "В знак уважения к Нью-Йорку".

Когда с постамента cбросили покрывало, многочисленные поcетители необычного вернисажа увидели огромное сооружение, смонтированное из моторов, коробок скоростей, шкивов, банок из-под кока-колы, испорченных зонтиков, еще вполне годных к употреблению игрушек, устаревших моделей хозяйственных товаров и всяческого другого барахла. Все эти элементы, соединенные самым невероятным образом, пришли в движение, с шумом и грохотом, с шипеньем, скрипом и визгом, производя какую-то неведомую, но явно никчемную "работу".

Но не успели еще шокированные, ошарашенные, открывшие рот от изумления зрители налюбоваться этим странным громыхающим монстром-произведением, этим механическим чудищем, как случилось и вовсе непредвиденное. Машина-скульптура Тэнгли (маэстро подал команду простым нажатием кнопки) с грохотом и треском, с дымом и пламенем, выпуская разноцветные ракеты как сигналы бедствия и отчаяния, внезапно... взорвалась! Распалась, разломалась на мельчайшие кусочки. От этого необычного экспоната осталась лишь груда жалких обломков. И такой финал был вполне закономерен. Ведь Тэнгли специально создавал, ладил машину, способную кончить жизнь самоубийством...

Для одних творчество Тэнгли, художника-еретика, разрушившего все барьеры между искусством и неискусством, остается сплошной загадкой, загадкой без ответа. Другие решают такую непростую проблему -- дурачит ли Тэнгли зрителей или нет: являются ли его динамичные скульптуры искусством? Или нет?? Третьи подозревают здесь "провокацию", вызов, какой-то тайный подвох. Но есть и такие, кто формулирует концепцию произведений швейцарца словами: это

Металлолом, задумавшийся о смысле жизни

В 60-х годах в центре Берна в витрине большого магазина появляется произведение Тэнгли "Ротозаза III". В течение многих дней пораженные прохожие наблюдали, как эта странная штуковина с помощью молотка разбивала тарелки. Методично, неотвратимо: десять штук каждую минуту. Огромная куча обломков из 12 тысяч испорченных тарелок производила сильное впечатление. Так Тэнгли заявлял свой протест против безудержного потребления и избыточного производства, несущего, по мнению художника, опасность будущему человечества.

Еще пример. В 1976 году в Базеле Тэнгли создает фонтан. В бассейне он устанавливает пять-шесть машин, использовав для их создания всевозможные металлические предметы, колеса самой невероятной формы, какие-то трубки и шланги. И даже сиденье трактора. Все это крутилось, вертелось, производя одни и те же заученные движения, испуская миллиарды брызг во все стороны.

Но вот характерная подробность. В сиденье трактора, которое, опускаясь вниз, зачерпывало воду из бассейна, было (специально, с умыслом) проделано множество дырок. Через них вся вода, добытая с такими большими усилиями, стекала обратно, в бассейн. Люди, наблюдавшие эту "скульптуру", смеялись. Их смешило поразительное сходство "кипучей" деятельности механизма с вечной и подчас столь же бесплодной деятельностью самого человека.

Творчество Жана Тэнгли. Это и загадка, и парадокс, и дурачество, и провокация, и игра, и шутка. Но больше всего, на этом настаивал в многочисленных интервью сам художник, намек на неблагополучие жизни нашей технической цивилизации. Только кажущейся "эффективной", лишь притворяющейся довольной собой.

Для того Тэнгли и копался так любовно в мусоре современной цивилизации, цивилизации машин, всевозможных устройств, механизмов, автоматов и всего того, что в изобилии наплодила техника, так тщательно подбирал ее мертвые останки, раскрашивал их, приводил в движение, вдыхал в них новую жизнь, заставляя любоваться впечатляющими композициями, составленными из лишних, ненужных вещей. Все это Тэнгли делал, чтобы еще и еще раз подчеркнуть бессмысленность их функций. Ножницы у него не стригли, хотя лезвия их упорно работали, колеса никуда не ехали, но вращались с бешеной энергией, челюсти черепа бессмысленно "жевали" пустоту...

Все эти и им подобные кунштюки, вызванные из небытия свалок гением Мастера, составляют метафору абсурдности цели, которую уготовило себе современное (Тэнгли, понятно, имел в виду, прежде всего, западный мир, то, что у нас прежде обозначалось словами "американский образ жизни") общество, живущее под знаком машины, выросшее под ее механическими созвездиями.

Итак, судя по пророческого характера высказываниям досточтимого Метра, а он на них при жизни не скупился, его работы -- предупреждение о возможности драматических исходов, отражение (Зеркало Искусства) неблагополучий, порожденных (о парадокс!) научно-техническим прогрессом. Пусть эта последняя фраза и начнет наш разговор про имеющий планетарный, общечеловеческий интерес, глубоко принципиальный, вековечный, во многом судьбоносный

Спор о машине,машине доброй и злой

Книга начинается!


 Об авторе

Юрий Георгиевич ЧИРКОВ

Доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Института физической химии и электрохимии им.А.Н.Фрумкина РАН, член Союза писателей России с 1991 года. Окончил Московский инженерно-физический институт по специальности "физик-теоретик". Область научных интересов -- теория пористых электродов в прикладной электрохимии. Занимается научной журналистикой. Опубликовал сотни статей, репортажей, заметок в газетах "Известия", "Социалистическая индустрия", "Деловой мир", в журналах "Знание-сила", "Наука и жизнь". Автор 15 научно-популярных книг, в числе которых "Занимательно об энергетике" (М., 1981; переведена на японский, болгарский, литовский и азербайджанский языки), "Книга утопий: Русский эксперимент" (М.: URSS, 2010) "Охота за кварками"(М.: URSS, 2011). Книги Ю.Г.Чиркова неоднократно отмечались дипломами и премиями на всесоюзных конкурсах, по его сценариям созданы три научно-популярных фильма.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце