Показать ещё...
1. Современный этап изучения словообразовательной системы современного русского языка характеризуется рядом существенных особенностей, из которых назовем лишь некоторые, необходимые нам для дальнейшего изложения. Довольно полно и подробно описаны словообразовательные типы, форманты и некоторые другие единицы словообразовательной системы. Имеется полный алфавитный словарь гнезд; ведется исследование так называемых комплексных единиц словообразования – словообразовательных гнезд, парадигм, цепочек. Выработана система понятий и терминов словообразования и морфемики, использованных в указанных описаниях (многие из этих понятий и терминов устоялись, по другим ведется полемика). Созданы учебники по русскому синхронному словообразованию. Эти результаты в значительной степени были подготовлены той активной работой по русскому словообразованию, которая началась в 50-е годы и была стимулирована известными работами В.В.Виноградова и Г.О.Винокура по словообразованию. Все относительно полные описания словообразовательной системы созданы в рамках аналитического системно-структурного направления... С иных позиций словообразовательная система русского языка (равно как и какого-либо другого языка) пока полностью описана не была; так, не существует, например, описаний словообразовательной системы, выполненных на основе теории генеративной или функциональной грамматики; имеются лишь теоретические работы предварительного характера по генеративному словообразованию (ср. Laskowski, 1973, Puzynina, 1973; о функциональном словообразовании см. Улуханов, 1994). 2. Все описания русского словообразования, в частности, раздел "Словообразование" в Рус. гр., 1980 и "Словообразовательный словарь русского языка" (Тихонов, 1985) сделаны на базе узуальной лексики. Неологизмы и окказионализмы используются, как правило, лишь для иллюстрации степени и сферы продуктивности узуальных типов. Кроме того, на материале окказионализмов изучается динамический аспект словообразования, условия коммуникации, способствующие действию словообразовательного механизма (из последних работ ср. прежде всего Земская, 1992). 3. Названные (и не названные) результаты изучения синхронного словообразования русского языка отнюдь не свидетельствуют об исчерпанности теории синхронного словообразования и возможностей выявления в синхронной словообразовательной системе новых фактов и закономерностей – даже в том случае, если эта теория продолжает строиться на общих принципах аналитической грамматики (с учетом и отбором, естественно, новейших достижений грамматической теории). Нынешнее состояние разработки синхронного словообразования русского языка – это пример того, как первичная (хотя и довольно полная) инвентаризация материала, осуществленная на базе определенной теории, открывает новые перспективы исследования – перспективы, закрытые до осуществления этой инвентаризации. В настоящее время открывается перспектива фронтального изучения связей между единицами словообразования, существующими в различных достаточно обширных и развитых подсистемах словообразовательной системы; тем самым актуальными задачами становятся выявление общих особенностей организации отдельных подсистем и системы в целом, а также выявление новых возможностей словообразовательного механизма в соотношении с реализацией этих возможностей в узуальной и окказиональной лексике. Попытка способствовать решению прежде всего второй из этих задач предпринята в данной книге, посвященной двум видам единиц словообразовательной системы – способам словообразования и словообразовательным формантам. Однако цель книги не ограничивается демонстрацией метода изучения реализованных и возможных единиц. В ней дается и описание способов и формантов (для способов по возможности полное) и выявляется ряд малоизученных или неизученных свойств этих единиц. 4. Вопроса о соотношении возможного (закономерного, системного) и реализованного (узуально или окказионально) касались многие лингвисты. Не пытаясь дать полный обзор их взглядов, сошлемся лишь на некоторые высказывания лингвистов прошлого и современных лингвистов. Весьма выразительно – в своем стиле и в стиле эпохи – писал об этом в середине прошлого века Вильгельм Гумбольдт: "Любой язык в полном своем объеме содержит все, превращая все в звук. И как невозможно исчерпать содержание мышления во всей бесконечности его связей, так неисчерпаемо множество значений и связей в языке. Помимо своих уже оформившихся элементов, язык в своей гораздо более важной части состоит из способов (Methoden), дающих возможность продолжить работу духа и предначертывающих для этой последней пути и формы. Его элементы, приобретая устойчивую оформленность, образуют в известном смысле мертвую массу, но эта масса несет в себе живой росток бесконечной определимости (Bestimmbarkeit). Поэтому в каждый момент и в любой период своего развития язык, подобно самой природе, представляется человеку – в отличие от всего уже познанного и продуманного им – неисчерпаемой сокровищницей, в которой дух всегда может открыть что-то еще неведомое, а чувство – всегда по-новому воспринять что-то еще не прочувствованное. Так на деле и происходит всякий раз, когда язык перерабатывается поистине новой и великой индивидуальностью, и чтобы гореть воодушевлением в своем вечно беспокойном интеллектуальном порыве и в дальнейшем развертывании своей духовной жизни, человек нуждается в том, чтобы рядом с областью уже достигнутого перед ним всегда открывалась некая бесконечная и мало-помалу проясняющаяся перспектива" (Гумбольдт, 1984, с. 82). Не приводя другие высказывания на ту же тему (напр., Э.Сепира, Э.Косериу, Б.А.Успенского и др.), обратим внимание на то, что описание не только реализованного, но и возможного выдвигалось в качестве задачи лингвистики. Это - один из признаков структурализма. Пожалуй, наиболее определенно и наиболее максималистски об этом высказался Луи Ельмслев в своих "Пролегоменах", что вполне соответствует общей абстрактности и априорности глоссематики. Ельмслев, как известно, полагал, что задачей лингвистической теории является создание метода непротиворечивого и исчерпывающего описания текста, который бы позволил понять и описать не только уже известные факты, но также и те, которые могут потенциально выступать в текстах, ранее лингвисту не известных. "Лингвистическая теория должна использоваться не только для описания и предсказания любого возможного текста, составленного на определенном языке; на основе информации, которую она (теория) дает о языке вообще, она должна быть полезна для описания и предсказания любого возможного текста на любом языке" (Ельмслев, 1960, с. 277). Как известно, на базе теории глоссематики не было осуществлено описания какого-либо конкретного языка. Соотношение возможного и реализованного нередко рассматривалось как часть проблемы соотношения языка и речи, а в последнее время – как часть проблемы ассоциативно-вербальной сети языковой личности (Караулов, 1993). Естественно, что задача описывать не только реализованное, но и возможное давно ставилась и применительно к словообразованию. Якоб Гримм во втором томе своей "Немецкой грамматики" еще в 1830 году писал: "Учение о словообразовании должно выявлять модели, т.е. изучать, "какие производные могут возникать", фиксировать же, какие производные "возникают в действительности, – задача словарей" (Гримм, 1830); ср. известное высказывание Ф. де Соссюра: "Импровизируемое мною слово... уже существует потенциально в языке... а его реализация в речи есть факт незначительный по сравнению с самой возможностью его образования" (Соссюр, 1977, с. 200). Современные лингвисты также неоднократно писали на эту тему. Можно было бы, в частности, в данной связи говорить о работах Н.Д.Арутюновой 60-х годов о системе и норме в словообразовании (ср. особенно Арутюнова, 1961, с. 34). Немецкий лингвист Й.Форман (Formann, 1983) отмечал, что в словообразовании должны быть четко противопоставлены актуальный и потенциальный уровни, что словообразование нельзя рассматривать как чисто дескриптивную дисциплину, берущую за основу корпус имеющихся в языке единиц и не учитывающих словообразовательных возможностей. Е.А.Земская в главе "Валентность морфем и понятие продуктивности" (Совр. рус. яз., 1981, с. 210) писала: "Описывая словообразование, необходимо изучить не только то, что реально существует, но и то, что возможно, хотя лексически не представлено. Такое изучение поможет обнаружить расхождения между потенциями системы словообразования и тем, как их реализует норма языка и узус. Только такое рассмотрение даст полное представление о системе словообразования данного языка". 5. Полностью присоединяясь к этому высказыванию, обратим внимание на будущее время глагола (даст), которое отражает тот факт, что таких описаний не существует – не только всей системы словообразования данного языка, но и каких-либо ее участков. Действительно, в идеале словообразовательная система должна быть представлена как организованная совокупность реализованных и потенциальных единиц, т.е. как совокупность возможностей (или "клеток"), одни из которых реализованы ("заполнены"), а другие не реализованы ("пустуют"). При этом заключение о возможности/невозможности существования единиц может делаться на основе изучения реализованных единиц, степени их распространенности, продуктивности и соотношений между ними. Методика выявления возможных единиц на базе существующих (близкая диахронической реконструкции) нуждается в совершенствовании и детализации: необходимо определить, какие факты и соотношения, существующие в языке, и в какой мере дают возможность предсказать новые закономерные факты, как далеко простираются границы аналогии. В результате изучения реализованных единиц выявляются общие закономерности организации системы, которые указывают на наличие нереализованных единиц, возможность реализации которых этими закономерностями предусмотрена. Нереализованные единицы составляют, таким образом, равноправную по отношению к реализованным часть описания. Такое описание гораздо более трудоемко и трудно теоретически, чем описание только узуальной части языка, но оно имеет и ряд преимуществ, главное из которых состоит в том, что оно стимулирует выявление новых фактов и закономерностей языка. Мы присоединяемся к тем лингвистам, которые именно в этом (а не в создании новых рассуждений на языковедческие темы) видят основную задачу лингвистики. 6. Такое описание предполагает постановку и решение ряда проблем, не решенных или недостаточно разработанных в лингвистике (в том числе и в теории словообразования). Во-первых, в процессе такого описания неизбежно встает вопрос о причинах, предопределяющих как наличие/отсутствие тех или иных клеток системы, так и их заполнение или незаполнение; это означает переход от констатирующего способа описания, представленного в существующих грамматиках, к объяснительному (элементы такого описания представлены в книге В.В.Виноградова "Русский язык"). Объяснительный способ описания важен не только в теоретическом, но и в практическом отношении: изучающий язык лучше усваивает то, причина чего ему ясна. Объяснительному описанию, как известно, уделяется большое внимание в современной лингвистике (ср. Understanding grammar; когнитивная грамматика, ср. также Абаев, 1986). Во-вторых, такое описание способствует полному представлению всей системы со всеми ее связями. Оно не может быть атомарным в силу самой своей природы. Результатом такого описания могут быть типовые комплексные единицы – типовые гнезда, цепочки и парадигмы, обобщенные суммарные схемы мотивации (см. Улуханов, 1977, с. 59-63), обобщенные статьи морфемных словарей, отражающие все возможные (а не только реализованные) типы и способы, в которых могут выступать какие-либо виды морфем: префиксы (обобщенная префиксальная статья), суффиксы (такие обобщенные статьи могут быть построены, например, по материалам "Словаря словообразовательных морфем", подготовленного нами совместно с В.В.Лопатиным). Выявление максимума возможных единиц может производиться посредством исчисления теоретически возможных единиц и их комбинаций (ср., например, Ельмслев, 1960, с. 270, 274). Результат исчисления может быть сопоставлен с числом реализованных единиц; таким образом устанавливается процент реализации, свойственный тем или иным подсистемам. В-третьих, такое описание предполагает постановку проблемы критериев определения границ между системными и несистемными явлениями нормативности, а также нормативными и ненормативными явлениями; очевидно, строгой границы между ними не существует; наряду с абсолютно системными/несистемными, нормативными/ненормативными явлениями, существуют явления, характеризующиеся различной степенью системности. Речь идет, таким образом, не о границе, а о шкале, место на которой определяется взаимодействующими или противоборствующими причинами, подлежащими выявлению. Характеристика этих причин и представляет собой показатель степени системности и нормативности явления языка, и в частности может дать ответ на вопрос о том, в какой степени новый факт речи является результатом расширения потенциальных возможностей языка или нарушением его системных закономерностей. * * * Игорь Степанович УЛУХАНОВ Российский языковед, специалист по истории русского литературного языка, словообразованию, морфемике, лексикологии и грамматике современного русского языка. Доктор филологических наук (1976), профессор (1985), лауреат Государственной премии СССР (1982). И.С.Улуханов – автор более 300 научных работ, в том числе книг "О языке Древней Руси" (1972; 2002; URSS, 2008), "Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания" (1977; URSS, 2001, 2004, 2007), "Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация" (1996; URSS, 2008), "Славянизмы в русском языке" (2004), "Zur Theorie der russischen Wortbildung" (2004), "Мотивация в словообразовательной системе русского языка" (2005), и один из создателей "Русско-немецкого словаря новых слов" (2007), "Словаря древнерусского языка (XI-XIV вв.)" (1989-2004), а также первого полного описания словообразовательной системы русского языка, представленного в "Русской грамматике" (1980; 2005). Книга И.С. Улуханова... как по своему замыслу, так и по исполнению... не имеет никаких аналогов в мировой литературе, и точно так же ей нет равных по характеру сведений и фактических данных о том, что уже осуществлено в русском языке благодаря действию механизмов описанной системы и что она еще может создать. Е.С.Кубрякова |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |