URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Оствальд В. Натур-философия: Лекции, читанные в Лейпцигском университете. Пер. с нем.
Id: 122173
 
326 руб.

Натур-философия: Лекции, читанные в Лейпцигском университете. Пер. с нем. Изд.3

URSS. 2011. 344 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01277-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания)

 Аннотация

Настоящая книга, написанная выдающимся немецким физикохимиком, философом и организатором науки Вильгельмом Оствальдом (1853--1932), посвящена вопросам философии природы. Представленная в форме лекций, она раскрывает такие понятия, как речь, чувственные впечатления, многообразия, время, пространство, энергия и многие другие. Автор не пытается исчерпать предмет, подлежащий обсуждению, а, наоборот, ориентирует читателя и побуждает его к более глубокому изучению частных вопросов.

Книга рекомендуется философам, преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных вузов, а также всем, кто интересуется философией.


 Оглавление

Лекция первая. Введение
Лекция вторая. Опытъ
Лекция третья. Наша речь
Лекция четвертая. Чувственныя впечатления
Лекция пятая. Элементы понятий
Лекция шестая. Многообразия
Лекция седьмая. Величины
Лекция восьмая. Время, пространство, субстанция
Лекция девятая. Энергетическая картина Mipa
Лекция десятая. Теплота
Лекция одиннадцатая. Другия энергии
Лекция двенадцатая. Второй основной принципъ и законъ явлений
Лекция тринадцатая. Субстанции
Лекция четырнадцатая. Законъ причинности
Лекция пятнадцатая. Жизнь
Лекция шестнадцатая. Цели и средства живыхъ существъ
Лекция семнадцатая. Раздражимость и память
Лекция восемнадцатая. Духовная жизнь
Лекция девятнадцатая. Сознание
Лекция двадцатая. Воля
Лекция двадцать первая. Красота и добро

 Предисловие

Повящается Эрнсту Маху

Настоящая книга создалась следующимъ образомъ. Въ лаборатории, находящейся подъ моимъ заведываниемъ, мне приходилось ежедневно беседовать съ моими молодыми сотрудниками. Эти беседы никогда не ограничивались теми специальными вопросами экспериментирования, которые вытекали изъ предстоящей работы, а касались самыхъ разнообразныхъ общихъ вопросовъ науки. Я всегда считалъ своей обязанностью давать объяснения, насколько это было въ моихъ силахъ, и въ указанномъ направлении. Съ другой стороны, я весьма благодаренъ за то поучительное, что я самъ прямо или косвенно вынесъ изъ этихъ беседъ. Такъ какъ они оказали значительное влияние и на нашу научную работу, то ко мне часто обращались съ просьбой, чтобы я обсудилъ эти вопросы въ одномъ цельномъ курсе. Долго я не могъ исполнить этой просьбы потому, что слишкомъ былъ поглощенъ обычными моими лекциями, чтобы хватило достаточно времени и силъ для такой работы.

Лишь летомъ 1901 года я получилъ возможность воспользоваться даннымъ мне университетскими властями разрешениемъ и могъ осуществить эту мысль. Число слушателей значительно превысило мои ожидания. Къ тому же они не только присутствовали на первыхъ лекцияхъ, а прослушали весь курсъ до конца. Этотъ фактъ показалъ мне, что желание ознакомиться со взглядами естествоиспытателя на общие вопросы научнаго мышления весьма распространено среди слушателей лейпцигскаго университета. Отсюда недалеко было до предположения, что и более широкие круги заинтересуются содержаниемъ этого курса, и достаточно было не очень настойчивыхъ просьбъ со стороны некоторыхъ слушателей для того, чтобы я решился сдать въ печать эти записки, подробно составленныя для лекций.

Само собой разумеется, что книга эта не содержитъ точнаго текста чтений, а представляетъ собой новую переработку его. Я удержалъ форму лекций въ интересахъ живости изложения, а также и по внутренней причине. Задача лекций -- не исчерпать предметъ, подлежащий обсуждению, а ориентировать слушателя и побудить къ более глубокому изученио частныхъ вопросовъ. Пусть, поэтому форма лекций послужитъ некоторымъ извинениемъ за те многочисленные недостатки содержания, которые никто не чувствуетъ живее, чемъ я самъ. Я не позволилъ бы себе также обнародовать этотъ опытъ, если бы не имелъ возможности предоставить въ одновременно основываемыхъ мной "Анналахъ натуръ-философии" всемъ моимъ единомышленникамъ такой органъ, въ которомъ все ложное можетъ быть исправлено, недостаточно -- дополнено и сомнительное -- разъяснено.

Что касается остального, то сама книга должна говорить за себя; самое прекрасное предисловие не поможетъ плохой книге. Поэтому, я остановлюсь здесь только на некоторыхъ пунктахъ для того, чтобы читатель зналъ, чего онъ можетъ ожидать.

Книгу эту не трудно разбить на две части, изъ которыхъ первая, представляющая собой введение, посвящена обсуждению такихъ вопросовъ, которые не разъ подробно обсуждались гениальнейшими философами всехъ временъ.

Безъ сомнения, мне не удалось обсудить ихъ лучше и основательнее, чемъ имъ, и новое обсуждение можетъ найти оправдание только въ следующемъ соображении: при томъ значительномъ влиянии, которое оказываетъ въ настоящее время естествознание на развитие философскаго миросозерцания, известный интересъ прибретаетъ вопросъ, какия стороны и учения исторически развившейся философии оказались полезными естествоиспытателю въ его работе. Такой отчетъ не можетъ не носить индивидуальнаго характера и значение его потому нельзя ценить особенно высоко. Это значение можетъ, пожалуй, несколько усилиться темъ обстоятельствомъ, что авторъ до настоящаго времени виделъ свою жизненную задачу по отношению къ науке большей частью въ разработке и систематизации какъ разъ самыхъ общихъ основъ своей специальности и поэтому больше занимался философской стороной ея, чем другие специалисты.

Въ еще большемъ олравдании нуждается вторая часть книги. Ее следуетъ разсматривать, какъ очеркъ энергетической натуръ-философии. Врядъ ли я долженъ упомянуть о томъ, что эта часть ближе моему сердцу, чемъ первая. Темъ не менее, указание связи общихъ понятий въ частностяхъ съ понятиемъ энергии мне кажется столь важнымъ деломъ потому, что уже однимъ этимъ создается органическая связь обоихъ отделовъ книги.

Связь всехъ физико-химическихъ явлений съ понятиемъ энергии не нуждается въ настоящее время въ особыхъ доказательствахъ; вопреки всемъ предостережениямъ более старыхъ изъ нашихъ коллегъ, научная литература обнаруживаетъ неопреодолимую привлекательность этой идеи въ практическихъ ея приложенияхъ. Но попытка подчинения этому понятию также психическихъ явлений представляетъ собой очень смелый шагъ, рискованность котораго я чувствую темъ живее, что немногочисленныя предыдущия попытки въ томъ же направлении (посколько оне мне известны) я самъ долженъ признать неудачными. Темъ не менее, я чувствую себя обязаннымъ благодарностью по отношению къ этимъ пионерамъ и полагаю, что наука также должна быть имъ благодарна. Даже неудачная попытка бываетъ поучительна и облегчаетъ работу позднейшему изследователю, такъ какъ она освещаетъ специальныя трудности задачи и даетъ возможность избегнуть напрасной траты энергии. Если и моему опыту суждено оказаться неудачнымъ, то и мне нельзя будетъ отказать въ этомъ, такъ сказать, кисло-сладкомъ утешении.

Во всякомъ случае, я покуда верю еще въ возможность проведения понятия психической энергии. Надеюсь также, что избежалъ некоторыхъ ошибокъ, о которыя разбились предыдущия попытки. Эти ошибки заключались преимущественно въ слишкомъ ранней специализации необходимыхъ предпосылокъ и определений.

Сопоставление понятий "материя" и "духъ" всегда наталкивалось на значительные затруднения. Простое и естественное устранение ихъ подчинениемъ обоихъ понятий понятию энергии кажется мне великимъ приобретениемъ: я не сомневаюсь, что въ будущемъ развитии философии будутъ сделаны новые шаги въ этомъ направлении, даже въ томъ случае, когда моя попытка окажется неудачной. Можетъ ли это быть удовлетворительно выполнено съ помощью современнаго понятия энергии, или же это понятие должно быть для этой цели подвергнуто дальнейшему развитию, это намъ пока решать еще рано. Для насъ достаточно уже того, что здесь на самомъ деле дана возможность заполнить зияющую пропасть, которая со временъ Декарта не перестаетъ разделять материю и духъ и которая съ техъ поръ поглотила столь многихъ мыслителей.

Но, кажется, я собираюсь писать книгу о книге. Думаю, что сказалъ достаточно для того, чтобы читатель зналъ, чего ему следуетъ ждать. Я долженъ еще указать на то, что старался написать такую книгу, въ которой не выставлена и не применена ни одна гипотеза.

Наконецъ, я долженъ здесь высказать свою сердечную благодарность гг. Бауэру, Эрнсту и Лютеру, которые оказали мне значительныя услуги чтениемъ корректуръ и исправлениемъ шероховатостей слога и мысли.

Гроссботенъ. Дача "Энергия". Октябрь 1901 г.

В.Оствальдъ

 Об авторе

Вильгельм Фридрих Оствальд (1853--1932)

Выдающийся немецкий физико-химик, философ, организатор науки. Окончил в 1875  г. Дерптский (Тартуский) университет. В 1878 г. защитил докторскую диссертацию. Профессор Рижского политехнического училища (1882--1887), Лейпцигского университета (1887--1906), в котором он организовал первую в мире кафедру физической химии. Одновременно в 1898--1905 гг. -- директор основанного им же Института электрохимии. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1895).

Основные научные работы В.Оствальда посвящены развитию теории электролитической диссоциации. Он изучал также вопросы химической кинетики и катализа, разработал основы каталитического окисления аммиака. В 1909 г. ему была присуждена Нобелевская премия по химии за изучение природы катализа и основополагающие исследования химического равновесия и скоростей химических реакций.

В области философии В.Оствальд -- автор "энергетической" теории, одной из разновидностей "физического" идеализма. Он считал единственной реальностью энергию, рассматривал материю как форму проявления энергии и полагал, что природные явления могут объясняться превращениями энергии. В соответствии с этим подходом он вывел законы термодинамики на уровень философских обобщений.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце